Часто привычные вещи не вызывают у нас никаких побуждающих мотивов к размышлению, к возникновению, казалось бы, закономерных вопросов «для чего это нужно», «откуда это взялось», «когда это стали делать» и других. Вот и с вопросом об окладе на иконе получается ровно такая-же история: все мы привыкли к тому, что иконы могут быть в окладе и без такового, а вот зачем иконе нужен оклад, откуда он появился и что означает, мы и постараемся рассказать в этой статье, ведь выясняется, что все не так просто и очевидно, как кажется!
Старинные деревянные иконы не всегда имели оклад, это было вполне нормально, и современные образы святых, Иисуса Христа и Богородицы могут быть разнообразными, не всегда икону украшали и украшают окладом.
Слово оклад (очевидно происходящего из понятия «обкладывать (окладывать), оборачивать, накладывать») можно заменить и словами-синонимами, например, словом «риза», а вот в западных и южных Российских областях часто на замену слова «оклад» приходило слово «шата», или «цата». Начинается употребление слова «оклад» примерно с XVI века, а до этого ризу именуют словом «крут».
Броши Елизаветы II: в чём символизм знаменитых украшений?
Окладом можно называть накладное металлическое украшение на иконах, которое размещается сверху красочного слоя и закрывающее практически всю икону, за исключением нескольких важных элементов, так называемого личного письма – лика святого и его рук.
Если рассматривать всю историю иконописания в ракурсе создания окладов, то можно сделать вывод о том, что оклады изготавливали из серебра, золота, а также из более дешевых и доступных металлов – латуни, жести, были также шитые оклады, украшавшиеся жемчугом, бисером, драгоценными камнями, а в недорогих окладах использовали вставки из цветных стекол.
Украшать иконы окладом было принято не только в православии, но и в католических храмах вы сможете встретить образы святых, покрытых ризой.
Но именно в русской ветви православия создание оклада для иконы выделилось в отдельное яркое самобытное искусство, которое развивалось вплоть до революционных событий, а затем пришло в упадок.
Оклад для иконы либо изготавливался сразу, то есть изначально икона задумывалась, как «окладная», либо после определенных событий, которые происходили с ней. Драгоценные ризы дарились иконе в благодарность за ее помощь, либо по данному Богу обету. Те иконы, которые принадлежали храмам, украшались драгоценными окладами, благодаря вкладам прихожан. Иногда на такое одеяние для почитаемого образа требовалось собирать средства долго, всем миром.
Интересно знать, что изначально иконы, заранее планировавшиеся под покрытие окладом, прописывались с той же тщательностью, что и иконы без оклада, но в XIX веке с появлением скорописи, стали прибегать к упрощенному письму, когда прилежно прописывались только лики святых, а одежды и фон прорисовывались контурно, а то и вовсе не прописывались. Такое «халтурное» письмо породило и особое словесное обозначение икон, которые назывались «подокладницами», «подфолежницами», «фольгушками».
Как научиться украшать православный храм
Уникальное и краткосрочное явление, называемое «щепной иконой» является апофеозом изготовления расхожих, то есть дешевых и доступных окладных икон: иконы писались на тонкой дощечке, щепе, толщина которой составляла всего пять-шесть миллиметров, а затем такую икону вставляли в ящик и обклеивали ажурным окладом из тонкой блестящей фольги. Получалось нарядно и очень дешево, причем в такой иконе делался упор именно на блеск изгибов пышного оклада, само личное прописывалось в очень упрощенной манере, под окладом порою не было ничего, кроме загрунтованной доски… Сегодня среди собирателей икон растет интерес к поиску не только дорогих и качественных образцов иконописного мастерства, но и к таким расхожим народным иконам, так как из-за своей хрупкости и малому периоду изготовления их осталось очень и очень мало.
С давних пор существовали и адописные иконы, но наибольшее распространение они получили в XIX веке. На таких иконах под окладом или под верхним красочным слоем изображался чёрт, или лику святого пририсовывались рога… Объяснение этому феномену пока не найдено.
Зачастую икона не сразу облачалась в дорогой оклад, а постепенно: к уже существующим частям ризы добавлялись новые фрагменты, а иногда составной оклад менялся на целиковый, полный.
Основными элементами оклада считаются несколько деталей: венец – это нимб, только накладной. Венцы, в зависимости от времени изготовления и технологии могли быть прорезными, гладкими, их могли украшать драгоценными камнями, жемчугом, сканью.
Корона (коруна) – особое украшение, завершающее венец (название говорит само за себя), риза — это основная часть оклада, прикрывающая изображения одежд и фона иконы.
Типы окладов были тоже разными. Басменный оклад прикрывал поля иконы, полностью оставляя изображения святых и фона для обзора молящимся, а вот чеканные и шитые оклады закрывали всю икону, кроме личного, то есть кроме ликов и рук святых.
На протяжении очень долгого времени сама икона не считалась произведением искусства, поэтому почти до конца XIX века никто не занимался серьезно изучением и коллекционированием икон, по-настоящему иконами заинтересовались лишь в начале XX века, причем риза считалась тем, что мешает воспринимать икону в первозданном виде.
Сегодня среди православных христиан и тех, для кого икона стала предметом коллекционирования, также не утихают споры. Одним нравятся иконы в окладах, ведь иной оклад бывает гораздо интереснее художественного содержимого образа, для других важна живописная составляющая иконы, их отвлекает блеск ризы и возникает непреодолимое желание рассматривать саму икону и ее оклад отдельно, как два независимых объекта древнего искусства.
Наличие ризы само по себе не сильно влияет на стоимость иконы (не беря, конечно, в расчет те случаи, когда риза изготовлена из драгоценных металлов и украшена редкими камнями), тут, как говорится, дело вкуса. Вы можете купить старинную икону без оклада даже дороже подобной, но в окладе.
Оклады икон по своему стилю и исполнению менялись во времени, впрочем, точно так же, как и менялась стилистика самой иконы.
Многие из направлений в иконописи и в изготовлении икон сегодня являются наиболее востребованными в среде тех, кто интересуется старинной русской религиозной живописью.
Приобретая старинные иконы в окладе, многие стараются заглянуть под него, чтобы в равной степени оценить красоту и сохранность риз и подокладной живописи, вот только не всегда это удается сделать, так как ризы часто наглухо прибивали гвоздями к окладу и снять такой оклад очень трудно.
В этом случае можно полагаться на довольно простое правило: коль личное иконы сохранилось хорошо (а оно в подокладной иконе чаще всего подвержено наибольшему разрушению вследствие постоянных контактов с руками владельцев, под влиянием окружающей атмосферы, страдает оно и от свечей и механических повреждений), то и подокладная часть должна быть в хорошем состоянии. По качеству прорисовки деталей личного можно также косвенно судить о том, насколько подробно будут прописаны детали одежд и фона подокладной иконы.
Источник: kupistarinu.ru
Как называется накладное украшение на иконах
- Вы здесь:
- Главная
- Для школьников
- Школьный тур 8-9 класс (2019-2020)
- Музей имени Андрея Рублева
Сайты партнеры:
Не торопитесь уходить!
Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.
Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Музей имени Андрея Рублева
Как называется накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук)?
Что в иконах обозначает золотой фон?
Символ царского заказа;
Свет Царства Небесного;
Древнее происхождение иконы;
Запрет на использование краски для фона.
Укажите, кто из этих людей не писал иконы.
Митрополит Петр (XIII–XIV вв.);
Царь Михаил Романов.
Перед вами мозаика одного из древнейших храмов древней Руси.
Укажите храм, где она находится.
Храм святой Софии. Новгород;
Храм святой Софии. Константинополь;
Храм святой Софии. Киев;
Успенский собор. Владимир.
Перед вами храм XII века. В каком из перечисленных ниже городов он находится?
Источник: testowik.ru
Как называется накладное украшение на иконах
Зачем иконе оклад?
30 Сентября 2014
Деревянные старинные иконы часто облачали в оклад, и делалось это совсем не просто так!
История не даёт точного ответа на вопрос, когда и где это случилось впервые, но явно можно предположить, что корни этого явления уходят далеко в древность. Так давайте же попробуем разобраться, для чего это делалось?
Оклады на древних иконах.
Как было сказано ранее, установить точную дату начало этого явления как такового невозможно, однако если брать для примера русские православные иконы, то первые из них появились в окладах (ризах) в XII веке, тогда же оклад обрел свои самостоятельные черты, каноны, правила и стал считаться отдельным видом прикладного искусства.
Изначально ранние оклады целиком закрывали фон иконы, оставляя при этом целиком видимый образ Святого, позднее оклады стали оставлять для обозрения лишь лики и руки Святых, собственно в таком виде оклады и дошли до наших дней.
XIV век обусловлен появлением самого простого типа оклада – басменного. Прост он был по причине производства его по подготовленной заранее рельефной матрице, на которую в последствие накладывался тонкий листовой металл, и наносился орнамент с рисунком путём прокатывания. Басменный оклад использовали при создании партий недорогих и одинаковых икон, предназначенных для широких слоёв населения России.
Смысл Божественный и житейский.
Создавался оклад для иконы совсем не случайно. Весь сияющий и переливающийся, мерцающий в свете горящих свеч, богато украшенный оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света символизирует различные растительные орнаменты. Благодаря окладу образ изображенных на иконе Святых воспринимается совершенно иначе. Если, к примеру, представить Образ, обрамленный золоченным окладом, с вкраплениями драгоценных камней, то сразу можно понять, что икона без такого оклада становится менее объемной и даже выглядит простой”.
Также оклад играет очень большую роль в житейском смысле. В частности, только благодаря окладам до наших дней дошли многие древнейшие иконы, имевшие риск быть буквально стёртыми частыми прикосновениями рук молящихся. Кроме того, оклад служил чем-то вроде чехла, сохранявшем живопись от механических и коррозийных повреждений в идеальном состоянии.
Дешевле или дороже?
Появление оклада повлекло за собой изменения в технологии написании самой иконы. Теперь, когда почти вся поверхность иконы, за исключением ликов была скрыта от молящегося, мастеру не было необходимости прописывать в мелких подробностях одежду Святого и фон, концентрируясь лишь на видимых деталях. Иконы такого типа именуют “подокладными”. Но далеко не у всех мастеров было такое отношение к иконам, так как бережное отношение к Образу было хорошим тоном, и ответственные мастера всегда старались полностью написать свою икону, даже заранее зная, что она делается под оклад.
Поскольку оклады изготавливались по разным технологиям и из разных материалов, их стоимость могла меняться как в меньшую, так и в большую сторону. Естественно, серебряная или золоченая риза, сделанная индивидуально, отчеканенная и украшенная резьбой вручную, существенно увеличивала стоимость иконы. В то время как подокладная икона с басменным окладом из жести удешевляла итоговый продукт, лишь делая его более приглядным для покупателя.
Вариации иконных окладов.
В середине XIX века, то есть к расцвету изготовления иконных окладов, существовало множество вариантов для изготовления риз. Они могли быть золотыми, серебряными, медными и латунными, существовали и дешевые оклады из крашеной жести. Особенно впечатляюще смотрелись бисерные и жемчуговые шитые оклады. Дальше ризы чернили, украшали эмалью, резьбой или драгоценными камнями, а с обратной стороны икону оборачивали в бархат красного цвета.
Окладное искусство получило наибольшее развитие именно в русских традициях.
Риза в качестве награды и благодарности.
Изначально старинные деревянные иконы могли не предполагать для себя оклада, но оклад для них мог быть выполнен уже потом, как бы в награду за те чудеса, которые они совершала. Далее оклад снова и снова украшали, добавляли драгоценных камней, золотили, делали благодарные Вклады, подвешивая к окладу драгоценные украшения, вотивные подвески.
Седьмым Вселенским Собором были отождествлены металл и дерево, как материалы, пригодные для изготовления/украшения икон, таким образом, производство икон в окладах было одобрено.
Возникновение драгоценного убора на иконах можно связать с давними языческими корнями, но эта традиция теперь является одухотворением художественного осмысления.
XIX век – расцвет окладов.
С развитием технологий начали применяться более быстрые способы производства, такие как штамповка и вальцовка, что отрицательно сказалось на внешнем виде икон, они стали однотипными.
Такие ризы печатались из тонких серебряных или латунных листов и были поставлены на “поток”, сами иконы были быстро и приблизительно прописаны для экономии времени. Такие иконы в наши дни не ценятся старыми и серьезными антикварами, так как, по их мнению, не представляют большой коллекционной ценности, однако ценятся верующими за хорошую сохранность и нарядность. Хотя количество окладных икон возросло в разы, их качество неуклонно падало, в пользу большого спроса.
Компоненты оклада иконы.
Оклад старинной иконы мог целиком состоять из одной части, в таком случае он назывался полным. Соответственно, если он состоял из нескольких частей, или что-то крепилось к нему дополнительно, то он назывался наборным.
В раннем периоде оклад крепили к лицевой стороне иконы при помощи маленьких гвоздей, но позднее этот способ был отвергнут, так как гвозди портили сам красочный слой иконы. Оклады обзавелись специальными бортиками, уходящими за торцы доски, через которые и стали забивать крепежные гвозди, которые часто делали из серебра и меди, как и сам оклад.
Покупать старинную деревянную икону в окладе или без – дело абсолютно индивидуальное.
Иногда вы можете заметить, что икона, продающаяся без оклада, имеет на себе его следы. Священный Образ никак не страдает от отсутствия ризы, но наличие гвоздей или отверстий от них может рассказать о прошлом данной старинной иконы.
Любое копирование материалов запрещено!
- На главную
- к списку новостей
Источник: ofena.ru