Как называется накладное украшение на иконах покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

Иконная доска. Изготовление иконной доски / Making an Icon Panel. Craft.

Предложения в которых упоминается «оклад иконы»

Молодая, очень красивая женщина лет двадцати пяти — тридцати, крестясь, клала поклоны на сверкающие златыми окладами иконы в красном углу горницы, обставленной изящной резной мебелью — комод, письменный стол с чернильным прибором из яшмы, две лавки вдоль стен, изящное полукреслице.

В самом деле, храм сиял чистотой: золотились тщательно протёртые чьими-то заботливыми руками оклады икон, медные и латунные подсвечники и прочая утварь; пол был недавно вымыт — на истёртых подошвами досках ещё видны были влажные следы; да и сами окна поражали прозрачностью, о которой служащие райсовета могли только мечтать.

Читайте также:
Украшение стульев на новый год своими руками

В самом деле, храм сиял чистотой: золотились тщательно протёртые чьими-то заботливыми руками оклады икон, медные и латунные подсвечники и прочая утварь; пол был недавно вымыт — на истёртых подошвами досках ещё видны были влажные следы; да и сами окна поражали прозрачностью, о которой служащие райсовета могли только мечтать.

Он с удовольствием рассматривал детали шкафов, окладов икон, кресла, ждущие, когда их обобьют красивой шёлковой тканью, и они снова станут «дворцовыми».

Жемчуг шёл на украшение окладов икон, которые во множестве писались в обширных «иконных горницах-мастерских», потреблялся в изделия строгановских «серебряников» — ювелиров.

Источник: mnogoslovs.ru

Оклады икон

Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад. Оклад — это накладное украшение, закрепленное поверх живописи иконы, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов. Он закрывает живописное изображение, оставляя открытыми лица, руки, ноги.

Где должны располагаться иконы в доме?

Оклады изготовляли главным образом из металлов — латуни, серебра, золота и даже из белой жести. Серебряные оклады иногда золотили, а латунные — серебрили и золотили. Существовали также резные оклады из дерева, которые также покрывали позолотой. Были оклады, шитые по холсту серебряными, золочеными нитями, мишурой, бисером и другими материалами.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.

Оклад состоит из венца, рамы, ризы, фона, цаты. Венец — это украшение вокруг головы на месте нимба. Зубчатое украшение в вершине венца называется коруной. Рама — это часть, закрывающая поле иконы. Риза — часть оклада, закрывающая одежду изображенных на иконе фигур.

Фон оклада закрывает собой живописный фон. Цата — украшение в виде полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), подвешиваемое к венцу в виде ожерелья. Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, называют наборным.

Читайте также:
Будут ли дорожать ювелирные украшения

С начала XVIII века такие оклады стали вытесняться цельными окладами, которые делали из цельных листов металла и прикрепляемых к ним венцов. Икону не всегда сразу всю украшали окладом. Нередко оклад наращивался постепенно: отдельные части изготовляли позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробивая живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которым и прибивались оклады.

Гвозди различной величины делали из сплавов меди или из серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов.

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стеклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ. Начиная с XVIII века в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.

Купить старинную деревянную икону в окладе, или без такового – дело сугубо индивидуальное, но Вы можете обратить внимание на то, что икона, продающаяся без ризы, могла в прошлом нести ее на себе. Отсутствие оклада никак не влияет на ценность Священного Образа, просто по наличию гвоздей (или отверстий от них) на лицевой поверхности и на торцах можно очень легко определить прошлое данной старинной иконы.

Источник: saro-gk.ru

Оклад – декоративное покрытие иконы или книжного переплета.

окла́д или Ри́за (в южных и западных областях России — шата, цата [1] , греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно: лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства. Панагия — В православии небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится епископами на груди. Есть панагии с изображенями Троицы, Распятия, Вознесения. Бывают различные по форме — круглые, овальные, ромбовидные, квадратные.

Читайте также:
Украшения на 2 года мальчику своими руками

Пелена — покрывало, полотно для укутывания тела умершего; в общем смысле-покров.

Плащаница (греч. Επιτάφιος) — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы. Плащаница употребляется в Православной церкви во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы (с изображением Иисуса Христа), а также в богослужении Успения (с изображением Богородицы).

Покров защита, заступничество. Покрова́ — в православии: матерчатые платы, необходимые для совершения литургии. Полива, русское название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразный сплав; то же, что глазурь. Поти́р (от др.-греч.

ποτήρ, «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия. Как правило, потир — чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сделанная из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, отделочных камней.

Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. Резьба художественная — один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания.

Резьба художественная, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства,способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания. Она употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики. Самостоятельной областью Р. является глиптика.

Риза — металлическая обшивка (оклад) на иконе. Риза — верхнее облачение священника при богослужении. В православии именуется также фелонь, в католицизме — казула.

Кроме того — именование одеяний новозаветных персонажей, являющихся значимыми христианскими реликвиями Риза — покрывало на аналоях, престоле и жертвеннике, покровец на потире. Ризы (как покрывала, так и облачения священников) хранятся в ризницах. Са́ккос (греч. σάκκος — мешок от ивр.

Читайте также:
Это употребление вовремя и к месту украшений речи

שַׂק‎ — мешок, одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби) — верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду (обычно не сшитую по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы.

СИОН — в православном культе — сосуд из серебра в форме христианского храма, предназначенный для хранения просфор, освященного хлеба Филигрань (скань) -(итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно) – вид ювелирной техники; ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Скипетр — (греч.) — царская регалия, жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой (вероятно, происходит от палицы вождя).

В Европу, в том числе в Россию, завезен с Востока. Жезл, один из знаков монархической власти. Прообразом его является пастушеский посох. СТА́ВЕЦ (см. став) — деревянная, выточенная на токарном станке чашка, миска, иногда с крышкой, похожая на брати́ну, но меньших размеров. В старину такие ставцы вырезали вручную из расколотого бревна, чурбана вдоль слоев дерева.

Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Фело́нь (греч. φαιλόνιο), ри́за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов.

Символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа воины во время суда у Пилата. Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч.

Читайте также:
Что такое фионит в украшениях ювелирных

χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю» [1] ) — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. РОСТО́ВСКАЯ ФИНИ́ФТЬ — нар. худож промысел — выполнение прозрачными огнеупорными красками миниатюрных изображений на медных посеребренных изделиях, покрытых эмалью.

Чека́н — холодное оружие, представляющее собой боевую часть в виде клюва, закреплённую проушиной на рукояти. Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимом слова «топор». Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.

Один из видов декоративно-прикладного искусства. ЧЕРНЬ (ниелло) (итал . niello, от лат. niger-черный), черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Эмаль (не путать с эмалевыми красками) — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

Энколпион (енколпион; др.-греч. egkolpion нанедренник, наперсник, панагир, панагия) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...