Вот сейчас мы называем кочергу — кочергой, а верхнюю часть крыши — коньком, и редко кто задумывается, почему они носят такое название.
И уж точно мало кто вообще в курсе, что кочерга и конек — очень тесно связаны друг с другом, причем не только материалом, из которых они изготавливались (и это совсем не металл — как в наше время), но и оба эти предмета являются отражением космологических символов славян.
Оказывается в древнеславянском мировоззрении образ коня и образ дерева (мировое дерево — это мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания) — отождествлялись. И оба имели сакральное значение.
Причем, они были тесно связаны в смысловом значении. Например, и дерево и конь использовались славянами в погребальном обряде: хоронить могли и в деревянном гробу, а могли и в шкуре.
Также в русской народной вышивке нередко встречаются фантастические изображения коней, которые несут на себе дерево, растение, либо на корпусе коня вырастают веточки. Иной раз ими «прорастает» конская грива. Но чаще всего бывает показан хвост коня состоящим из веток. Благодаря этому такой хвост иногда даже выглядит, как ветвистая вершина горизонтально расположенного дерева.
ПЕРЕД ТЕМ КАК ВЫБРАТЬ ОБЕРЕГ ПОСМОТРИ ЭТО ВИДЕО
Наиболее наглядным примером отождествления образа коня и дерева является довольно распространенная традиция размещать на крышах северорусских изб охлупень с изображением коня, выполнявшимся из комля дерева, — так называемый конек .
Для этого у дерева, выкопанного с корнем, отсекали все ветки и все лишние корневые отростки, оставляя лишь один. Из него вырезалось изображение головы, шеи и груди коня, увенчивающее щипец крыши. Ствол дерева, из которого изготавливался такой охлупень, в своем горизонтальном положении как бы воспроизводил «тело», «спину» коня, а его верхушка, выступающая над задним щипцом избы, — его «хвост».
Аналогичным способом когда-то изготавливалась и кочерга. Как известно, у кочерги более позднего происхождения лишь рукоятка выполняется из дерева. Но изначально это была полностью деревянная кочерга, сделанная из кокоры.
Благодаря этому кочерга имела народное название кокорю́ка, или просто корень. То есть ее изготавливали примерно так же, как конек на крыше или как детскую игрушку «лошадка».
Поэтому в загадках о кочерге: «Черный конь / Прыгат в огонь», «Полно поле рыжих лошадей; / Одна вороная придет / Всех выгонит», или в аналогичной загадке с ответом «кочирьга и горячая угальля»: «Гарбатыя кабыла / Золытым званила» кочерга предстает то в образе черного коня, то в образе вороной лошади, то горбатой кобылой.
Видимо, по этой же причине во многих ритуалах кочерга действительно выступала в роли коня, «оседлать» которого следовало так, чтобы ее изогнутая часть (соотносимая с передней частью коня), находилась впереди скачущего, а конец ее рукоятки (соотносимый с хвостом коня), был позади, как при «езде» на детской «лошадке».
На кочерге «скакали» во время святочных гаданий, на свадьбах, ряженые на масленице и во время других славянских праздников. Часто использовали «езду» верхом на кочерге в ритуалах, направленных на то, чтобы изгнать из хаты клопов, тараканов, блох, сверчков. С полей и огородов таким же образом изгоняли гадюк, кротов и птиц-вредителей; такое же ритуальное «скаканье» на кочерге проделывалось в процессе отпугивания болезней и демонических существ.
Не вышивай оберег, пока не посмотришь: правила и запреты при изготовлении оберегов
Так что да, получается, что «кочерга» или «конек» это не просто некие бытовые предметы или элементы конструкции, а еще и воплощение космологических образов славян, напрямую связанных одновременно и с конем, и с мировым деревом.
Источник: enciclopediya-geografa.ru
Почему верх крыши на доме называют конёк?
Это не просто украшение как сказано в предыдущих ответах. У «конька» есть и сакральный смысл. В летней серии игр «Что? Где? Когда?» 2005 года, прозвучал аналогичный вопрос. Знатокам вынесли подкову и спросили примерно следующее:
Подкова была талисманом, оберегом, который защищал дом (избу) снизу. А какой оберег защищал избу сверху?
И тогда знатоки вполне логично пришли к выводу, что если внизу лошадиная подкова, то вверху должна быть лошадиная голова. Древние славяне так украшали и защищали свои жилища.
Но сегодня мало кто уже знает, почему верх скатов крыши называется «коньком», ведь саму голову, (деревянную или металлическую) лошади устанавливать в современных деревнях перестали (за очень редким исключением любителями старины).
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Зачем украшали верх избы резными коньками?
Резной конёк — древнерусское избяное украшение, одно из первых, известных архитекторам. История древнего обычая сажать резного коня на верх избы уходит своими корнями в языческие времена. Наши предки считали, что, когда просыпается утренняя звезда, и первым ее свет встречает деревянный конек над крышей — это к добру. Почему так? И почему именно конёк, а не другой символ фауны?
- Резной конек на избах создавался с уникальным орнаментом
- Зачем же украшали верх избы резными коньками?
- Конёк бывает разный
Древний обычай украшать верхушки изб резными коньками полон символического смысла. Жилье, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу. Так что избяные украшения, в числе которых и конёк — не досужий вымысел, а обычай.
Резной конек на избах создавался с уникальным орнаментом
Строительство жилья для новой семьи всегда было одним из важнейших событий в жизни. И всякий раз, когда приходила пора устанавливать конька на избу, этот элемент был уникальным. И форма, и орнамент могли рассказать о мастере многое. Откуда он, что за стиль, у кого учился и прочее.
Мастера вырезали сказочное узорочье по прихоти, побуждаемые своей фантазией, уровнем технической оснащенности и стремлением к прекрасному. Академик Б. А. Рыбаков так сказал о важности орнамента и его глубоком смысле: «А между тем, в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства».
Наши предки буквально оживляли плоскую доску или брус: витиеватые узоры украшали не только конек на избе, но и наличники, подоконники и ворота. Например, вырезая на доске радугу в виде дуги или полотенца, предок-язычник призывал на помощь добрые силы окружающего мира, и отгонял злые от нового дома.
Зачем же украшали верх избы резными коньками?
Помимо декоративности этого элемента крыши, придававшего совершенность всему облику нового строения, конёк в полном смысле этого слова оберегал его, служа:
- преградой атмосферным осадкам на пути проникновения в пространство под кровлей;
- природной вентиляцией кровли, существенно продлевая срок службы всех слоёв кровельного ковра и стропильного каркаса.
Конёк бывает разный
Необходимо различать конёк крыши и конёк кровли. Это разные понятия, хотя обычно их путают или просто объединяют в одно.
Традиционно конёк крыши представляет собой часть несущей основы, верхнее горизонтальное ребро, полученное при сопряжении скатов. По своему устройству он бывает двух видов:
- брус на вертикальных стойках, на который опираются верхние части стропильных ног,
- прогон, проложенный поверх соединения стропил.
Источник: news.myseldon.com