Благодаря влиянию уральской цветочной росписи по металлу недалеко от Москвы, в селе Жостово, что в Мытищинском районе, зародился особый промысел. В нем сплелось сразу несколько творческих отголосков – от лукутинской миниатюры до набивных ивановских ситцев. Но промысел стал известнее своих вдохновителей: знаменитый жостовский поднос, рисунок которого трудно забыть, стал вершиной росписи по металлу. О том, с чего началась история подноса, как его изготавливают и расписывают, вы узнаете из нашей статьи.
История возникновения
Расписные металлические подносы начали делать еще в 18 веке на Урале, производство их велось на металлургических заводах Демидовых. А во второй половине 19 века подносы стали делать и в деревнях Московской губернии – Жостово, Новосельцеве, Троицком и пр. И жостовский промысел со временем стал ведущим.
Как рождается жостовская роспись
А началось все с мастерских по производству изделий из папье-маше, которые красиво расписывались и нарядно лакировались. Жостовская роспись подносов связана с фамилией Вишняковых, заведение братьев производило подносы и сухарницы, поддоны и шкатулки, чайницы и портсигары. Существовало предприятие с 1825 года, и уже через несколько лет в окрестностях Жостово стали все больше расписывать именно подносы, и сделанные не из папье-маше, а из металла (по примеру уральских умельцев).
Железные подносы стали главным местным продуктом, а так как селения располагались недалеко от столицы, им был уготован выгодный торговый путь. Важно и то, что местное производство не терпело убытка, ведь не было нужды в перекупщиках. Да и материалы для создания подносов можно было купить в Москве, что очень удобно.
В 20 веке жостовское искусство обосновалось в артели, которых было несколько. Ближе к 30-ым народное творчество могло исчезнуть: советский реализм вносил свои правки в особенности и мотивы росписи, профессиональные художники заполняли работы своими элементами, чужеродными традициям.
Более подробную информацию об истории жостовской росписи вы узнаете из статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
Но специалисты понимали, что такие изменения просто уничтожат промысел, и им удалось отстоять жостовское искусство. С 60-х лет начался очередной его подъем. Отрадно, что лакированные металлические подносы не стали перевернутой страницей истории – Жостовская фабрика декоративной росписи работает и сегодня, активно ведет обучение новых художников, проводит мастер-классы, реализует продукцию.
Изготовление подноса
Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.
Жостовский поднос || Учебная роспись
Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.
Как делают кованые подносы:
- ручными ножницами мастер выкраивает скобку из 3-5 металлических карт;
- с помощью молота и наковальни форму мастер выбивает и вытягивает;
- край подноса закатывается, а чтобы изделие было прочнее, в нем делается проволочная закладка;
- мастер выравнивает край молотком.
Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.
Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.
Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.
К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
Этапы изображения рисунка «под Жостово» вместе с детьми
Тема «Роспись подносов Жостово» изучается в рамках занятий по изобразительному искусству, кружков ДПИ и прочих творческих мероприятий с детьми разного возраста. На таких практикумах детский коллектив знакомится с народными промыслами. Сначала ребятам педагог может предложить раскрашивание – на листах уже обозначены контуры изображений, ребята просто добавляют цвет.
Дети активно откликаются на подобные задания: яркое и понятное народное творчество увлекает их и рождает теплые ассоциации. В процессе работы педагог фоново может включать народные песенки или даже ставить аудиосказки.
Рисование «под Жостово» поэтапно:
- Дети получают заготовки – листы бумаги овальной формы с уже нанесенным фоном (можно использовать цветные офисные листы).
- Узор-орнамент, который оформляет форму, может нанести педагог заранее. Если занятия проводится с ребятами постарше, они и сами справятся с этим (но уже в конце работы).
- Решите, сколько крупных цветков будет на рисунке, отметьте цветным кружочком из сердцевинки на подносе. Чаще дети выбирают желтый цвет.
- Добавьте тонкой кистью к сердцевинкам лепестки. Если дети уже имеют смешивать оттенки, это только украсит работу.
- Тонкой кисточкой рядом с большими цветками добавляются мелкие.
- Прорисовываются листочки и стебельки зеленым цветом, желательно – разными оттенками зеленого.
- Белым цветом нужно сделать оживку на цветах и листочках.
Как правило, ребенок с удовольствием берется за эту работу. Если хочется добиться большего сходства с жостовским творчеством, педагог в дальнейшем может заламинировать работы. Они будут глянцевыми и плотными, и максимально станут напоминать настоящий поднос.
А если есть возможность свозить детей на экскурсию в музей промысла, это станет прекрасным вводным уроком. Музей Подносов работает при Жостовской фабрике, потому ребята оказываются и в центре производства тоже. Примечательно, что экскурсия рассчитана и на теоретические познания, и на практические опыты. Разгоряченные и впечатленные увиденной красотой ребята обычно спешат поделиться новым опытом, и с удовольствием принимаются за рисование.
Мастер-классы на фабрике – это удивительная возможность увидеть поэтапный процесс изготовления подноса и даже поучаствовать в нем. Фабрика находится в деревне Жостово, в городском округе Мытищи. При ней работают музей и фирменный магазин.
Поиск творчества современных мастеров продолжается – новые формы и технологии не умаляют интереса к традициям, но позволяют промыслу развиваться, ведь только развитие сохраняет жизнь творческому направлению.
Источник: masteridelo.ru
Жостовские подносы: история и особенности
Небольшой поселок Жостово, что недалеко от Мытищ, стал известен и за пределами Московской области (и даже России) благодаря уникальной, колоритной, узнаваемой среди десятков смежных направлений росписи. Жостовские подносы – один из символов русского народного искусства. Он возник в XIX веке, его могла постигнуть печальная участь многих преждевременно исчезнувших ремесел, но жостовская роспись живет и сегодня.
История возникновения
В 1825 году деревенские умельцы Вишняковы, крепостные графа Шереметьева, узнали на мануфактуре, где трудились, технологию лакирования металлических изделий и конструкций из папье-маше. Так в селах и деревнях некогда Троицкой волости появились мастерские, которые производили расписную продукцию из папье-маше, покрытую лаком. Есть и другая версия: сын хозяина столичной фабрики миниатюрист Вишняков зародил именитый промысел.
Путаница, возникшая из-за фамилий, не позволяет точно сказать, кто стал прародителем знаменитых жостовских подносов. Но в искусстве есть понятие, которое можно назвать «назреванием творчества». Так вот, в той самой Троицкой волости, в нескольких ее поселениях создавалась обстановка, которая породила уникальное творческое направление. И уже не так важно, кто был первым: откупившиеся на волю братья Вишняковы или миниатюрист с той же фамилией.
Жостовский промысел интересен тем, что у мастеров не было образцов, они писали по воображению, импровизационно. Но за этой импровизацией стояли четкое понимание правил и отточенная техника. Справедливости ради нужно сказать, что мотивы росписи подносов жостовские мастера заимствовали у тагильских художников. Тагильский промысел на столетие старше жостовского и ему свойственна та же отделка металлических подносов.
В XX столетии в Новосельцево, одном из сел Мытищинского района, сформировалась Новосельцевская трудовая артель. Предприятие производило металлические подносы с лаковым покрытием. Через два года в Жостово образовались еще две ветки – «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь», а вслед за ними и «Лакировщик», «Свой труд» (только в Троицке). В 1928 г. все они объединились в единую систему.
Географическое расположение села было на руку художникам: они могли, не пользуясь услугами посредников, продавать товар в Москве. Там же удобно было закупать сырье для работы. В то же время первые советские годы не были легкими для жостовских мастеров: пришла пора соцреализма и натурализма в искусстве, традиционный промысел становился неуместным. Но художникам удалось сохранить направление, интерес к которому вновь появился во времена хрущевской «оттепели». Российские творения попали на международные выставки, и заграничный спрос породил массовое производство недорогих сувениров.
Сегодня можно посетить интереснейший музей в Жостово, экскурсии познакомят и маленьких, и больших посетителей не только со знаменитыми подносами, но и с другой расписной посудой, уникальной техникой, сюжетами и особенностями старинного промысла.
Описание
Ключевым мотивом жостовской росписи стал цветочный букет. В творческом направлении четко отмечается сочетание реалистичности живой формы цветка и декоративной общности, которая схожа с традиционной кистевой росписью, украшающей прялки, сундуки и туесочки. Закладывают такое решение цветочного букета давние разработки декоративных схем, в них просматривается набор садово-полевых цветов – это собранный букет, букет враскидку, гирлянда и венок.
Жостовским работам присущи две основные особенности.
- Яркие краски. Традиционен черный фон, но вместе с ним появляются синий, зеленый и красный варианты. По краям подноса – легкий витой флористический орнамент.
- Техничность, традиционность нанесения рисунка. Художник работает широкой кистью – умело набрасывает на самом подносе композицию. Во время работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был довольно выразительным, а также за ритмичной локацией красочных пятен.
Работают мастера беличьими кисточками и масляной краской. Краску по традиции разбавляют льняным маслом, кисточки промывают в скип@$
Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но и гитарные пользуются спросом, и комбинированные изделия находят своего покупателя (и, к слову, становятся интерьерной изюминкой).
Источник: vplate.ru
Как делают жостовские подносы?
Жестяные подносы, расписанные вручную невероятными, яркими и такими совершенными букетами и венками, что никогда не позволишь себе использовать их по назначению, которые созданы лишь для того, чтобы любоваться ими как произведениями искусства — это и есть подносы с жостовской росписью.
Мастерство в импровизации
Это декоративно-прикладное искусство уникально, поскольку в нем всегда присутствует импровизация: мастера росписи жостовских подносов практически не делают эскизов будущих работ. Сложно вообразить, что все эти превосходно, детально прорисованные цветы с совершенными линиями и изгибами, собранные в такие объемные, словно «живые», букеты, перенесены на металлическую основу напрямую из воображения мастера. Насколько же нужно быть профессионалом своего дела, чтобы творить такие шедевры прикладного искусства так легко, изящно и без какой-либо подготовки в виде эскизов и набросков!
Помимо этого, восхищает и скорость, с которой работают мастера росписи жостовских подносов, и сам процесс: чтобы рисунок, роспись смотрелась хорошо со всех сторон подноса, мастер крутит его, рассматривая и расписывая с разных сторон, под разными углами. Это требует твердых, уверенных мазков и, несомненно, крепких рук. Особенно учитывая, что свои ошибки им не так уж просто будет исправить: масляную краску, которую используют для росписи жостовских подносов, весьма проблематично стереть или перекрыть новым цветом. И при этом данная техника имеет ещё одну удивительную особенность: максимально плавные переходы цвета, игра теней и полутеней.
Вероятно, именно благодаря всем этим нюансам и специфике работы мастеров, букеты и венки (а это основа данной техники декорирования) на жостовских подносах с ручной росписью выглядят такими яркими, сочными, «живыми», объемными, словно трехмерными. Ну и конечно, стоит ли лишний раз напоминать, что каждый жостовский поднос является неповторимым, уникальным и оттого более ценным.
Нюансы технологии
К слову, сама жостовская роспись неотъемлема от подносов и практически не используется где-то ещё, потому уместнее говорить о жостовских подносах, нежели о жостовской росписи.
Сами основы под роспись, собственно подносы, делают металлическими, жестяными, из листового железа. Заготовку делают вручную или с использованием пресс-форм. После придания формы изделие тщательно подготавливают и обрабатывают для дальнейшего декорирования. Прежде всего, будущий поднос грунтуют, затем шлифуют и покрывают лаком. Все это делается для придания ему идеальной ровности и гладкости, необходимой для равномерного нанесения краски.
Сами масляные краски, которыми работают художники, расписывающие жостовские подносы, зачастую разбавляются льняным маслом. А пишут ими узоры кисточками всевозможных форм и размеров, чаще беличьими.
- замалевка — белой плотной краской рисуется основа будущих элементов цветочной композиции;
- и выправка — собственно финальная роспись.
Так делается потому, что фон на жостовских подносах, как правило, темный (черный, реже темно-красный, синий, зеленый). Чтоб цветы получились яркими, мастеру приходится прокладывать светлую основу под них на темное основание подноса.
Жостовские подносы всегда служили показателем хорошего эстетического вкуса своего хозяина, но не так уж и часто служили по прямому предназначению — для переноса посуды: чашек для чаепития, блюд, самовара. Для таких целей использовались подносы попроще, бытовые, а вот декоративным жостовским в доме отводились особенные задачи: на них торжественно и красиво выносили визитки дорогим, знатным гостями, а ещё ими нередко просто украшали стены.
Вехи истории
Раз уж мы затронули тему былых времен, то нелишним будет рассказать и немного об истории самих жостовских подносов, жостовского ремесла, так сказать.
Жостово (сейчас это Мытищинский район Московской области) — несколько подмосковных сел, где чуть ли не в каждой семье жил художник. В мастерских Жостова делали изделия из папье-маше, покрытые лаком и расписанные масляными красками — это предшественники жостовских подносов. Со временем папье-маше сменил металл, но основные принципы работы художников и любимый сюжет (конечно же, цветы) остались неизменными.
Точной даты возникновения жостовской росписи и начала изготовления жостовских подносов, естественно, никто назвать не может. Впрочем, несомненно важными для этого ремесла являются 1825 год и имя Осип Филиппович Вишняков (именно в тот год он открыл свою мастерскую). Семья Вишняковых сделала немыслимо много для развития такого декоративно-прикладного искусства, как изготовление и декорирование жостовских подносов.
И сегодня это ремесло не утратило своей актуальности. Там же в Жостове на улице Дивной (какое подходящее название) расположена фабрика декоративной росписи, где, несмотря на «фабричный формат», вручную создаются настоящие народные произведения искусства со всемирной популярностью и неиссякаемым спросом — жостовские подносы.
Источник: www.shkolazhizni.ru