Ювелирное дело — это не ремесло, а искусство. Настоящие мастера, работающие с золотом, серебром, платиной и драгоценными камнями, реже с полудрагоценными металлами и самоцветами создают настоящие шедевры. Они имеют высокую художественную ценность и порой приравниваются к произведениям искусства.
Слово «ювелир» произошло от голландского слова «juwelier», что в переводе на русский означает драгоценность. Но нужно понимать, что задолго до того, как европейцы его придумали, в мире уже существовали ювелирные изделия.
Самые ранние археологические находки, которые являются материальным доказательством того, что люди научились создавать украшения, имеют возраст порядка пяти тысяч лет. Артефакты отыскали на территории Древнего Египта — в наиболее развитой цивилизации того периода. Местные мастера работали с золотом. Из него они делали браслеты, ожерелья, нагрудники и, конечно, посмертные маски для своих фараонов и аристократов.
Постепенно ювелирное искусство развивалось и распространялось по миру. Из Египта знания просочились в Междуречье и на Ближний Восток. Очень скоро умельцы из Вавилона, Шумера и Ассирии могли не только повторить достижения своих коллег с берегов Нила, но и предложить новые идеи в области ювелирного дела. Помимо золота они стали использовать драгоценные камни, разнообразив свои украшения.
50 слоёв гель-лака 😳 #shorts #nails #nailart
Древние греки не остались в стороне. Согласно оценке историков и археологов, они увлеклись производством украшений примерно в XIV веке до нашей эры. Но расцвет древнегреческого ювелирного искусства пришелся на период максимального расцвета их цивилизации, который выпал на V — IV века до Рождества Христова. Именно эллины первыми придумали, как использовать жемчуг и изумруды. Они стали настоящими гуру в изготовлении гемм, которые в последствии вставляли в кольца, медальоны и амулеты.
Римляне, в свою очередь, привнесли в ювелирное дело техники украшения золотом и камнями мебели и других предметов быта. К сожалению, после падения империи их знания были утрачены, и лишь спустя века ученым удалось восстановить некоторые из них.
Период подъема Византийской империи привел ювелирное искусство в упадок. Он совпал с максимальной популяризацией Христианства. Верующие люди усмиряли плоть и отказывались от материальных ценностей. Ювелиры работали только для храмов. Они изготовляли оклады для икон, обложки и корешки для священных книг, различные предметы, которые использовались во время проведения церковных ритуалов.
Так продолжалось вплоть до начала эпохи Возрождения, когда народ начал возвращать себе вкус к роскоши и красоте. Аристократы вновь повадились украшать себя. Это стало очень модно. Изделия из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней носили в качестве колец, браслетов, ожерелий, поясов. Ими декорировали одежду и аксессуары.
Между XIV и до XVII веками европейцы принялись покорять мир. Они отправлялись в дальние странствия, во время которых познакомились с новыми народами и их искусством. Тогда они узнали, какие ювелирные изыски есть в Африке, Китае, Индии и в странах Нового Света. К сожалению, многие шедевры, способные рассказать современникам о быте и традициях индейцев были безвозвратно утрачены. Жадные до наживы конкистадоры переплавляли золотые фигурки животных, идолов, украшения, чтобы изготовить больше монет и спокойно тратить их на рынках родных городов.
Ремесло 22: Текстильные украшения
Девятнадцатый век является вехой в развитии ювелирного дела. Украшения перестали быть штучным товаром, доступным лишь избранным. Было налажено массовое производство колец, сережек, браслетов, ожерелий, гребней для волос и многого другого. Появились известные на весь мир ювелирные дома, такие как Tiffany https://dzen.ru/a/YfY93QlCDnkC_q8S» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
Забытые виды рукоделия, которые еще вернутся
На этот раз мы уделим внимание немного забытым видам ремесел, у многих из которых есть шанс стать популярными вновь. В первую очередь, вспомним о вышивке и росписи, ну и, конечно же, о некоторых необычных видах рукоделия!
Кружева острова Бурано
Очень многие знают об удивительной истории стекольного ремесла, зародившегося на острове Мурано. Однако о том, что у его соседа есть не меньше причин гордиться своими мастерами, а точнее, мастерицами, знают далеко не все. Речь идет об острове Бурано, получившем известность благодаря тончайшему кружеву. Согласно бытующему здесь мнению, уникальное плетение придумали жены рыбаков.
В теплое время года они трудились над плетением сетей для своих мужей, а зимой – создавали настоящие ажурные шедевры. Чем же отличается этот вид ремесла?
Главной особенностью кружева с острова Бурано является то, что его изготавливают с помощью обычной иглы. Сырьем для кружев служат очень прочные и, при этом, тонкие белые нитки.
Как говорят кружевницы, техника плетения буранского кружева достаточно проста. Контуры будущей композиции наносятся на пергамент, а затем их заполняют венецианским швом.
Ришелье
Этот вид рукоделия нельзя назвать забытым, ведь еще несколько десятилетий назад наши бабушки кропотливо создавали ажурную вышивку ришелье. Если заглянуть в бабушкин сундук, то в нем непременно найдется небольшая салфетка или изящная скатерть, украшенная вышивкой ришелье.
Несмотря на название, родиной этого вида рукоделия является вовсе не Франция, а Италия. Однако настоящая популярность к вышивке пришла только тогда, когда ей овладели мастерицы самой романтичной страны в мире. Что можно сказать о ришелье?
- Вышивка выполняется по свободному контуру, т.е. мастерица обрабатывает только границу узора, используя для этого петельный шов.
- После того, как контуры обработаны, середина деталей узора аккуратно вырезается ножницами.
- Для вышивания лучше всего выбирать натуральные ткани. При этом лучше отдать предпочтение более плотному материалу.
- При выборе нитей остановите его на шелковом или хлопчатобумажном материале. Если нити цветные, постарайтесь пользоваться теми, которые не будут линять во время стирки.
Мережка
Если предыдущие виды вышивки относились к разряду элитных, то мережку можно назвать по истине народным достоянием. Она украшала постельное белье, женские и мужские рубахи, а также детские покрывала не только знати, но и крестьян. Для создания мережки не требовалось особого мастерства. Все, что нужно иметь – это немного знаний о технике мережки и бесконечное терпение. Как создается эта вышивка?
Работы включают несколько этапов. Первый – подготовительный, подразумевает удаление продольных нитей из ткани. Второй – вышивка узора с использованием традиционных стежков.
Так как изготовление вышивки подразумевает выдергивание нитей, ткань нужно выбирать с неплотным плетением.
Несмотря на простоту исполнения, мережка очень разнообразна. Мастерица может сделать ее одно- или двухсторонней, однотонной или цветной, узкой или широкой.
Для работы в наши дни используется гобеленовая игла с большим ушком. Еще вам потребуются пяльцы, нитки и ножницы для подрезания ткани.
Алмазная вышивка
Несмотря на название, этот вид рукоделия имеет мало сходств с вышивкой. Ее предком можно назвать мозаику, которая зародилась в Древней Греции. В те далекие времена мозаику выкладывали из драгоценных камней, поэтому уточнять стоимость таких изделий мы не станем. Чуть позднее на смену камням пришло битое стекло.
Новым витком истории классической мозаики стало появление алмазной вышивки. Для ее создания используются квадратные или круглые стразы из акрила, которые приклеиваются на основу в соответствии с рисунком.
Роспись: древние забытые искусства
А теперь давайте немного отвлечемся от искусства вышивания и погрузимся в мир творчества, очень близкого к художественному. На этот раз мы предлагаем вам вспомнить о самых интересных, колоритных и самобытных видах росписи. Если полистать странички истории, то вы увидите, насколько многогранен мир росписи.
С помощью фантастических узоров мастера оформляли посуду и народные инструменты, украшения и детские игрушки. Многие виды росписи приобрели всемирную известность. И среди них очень много видов ремесел, зародившихся именно в нашей стране.
Гжель
Небольшой городок, уютно расположившийся всего в нескольких десятках километров от Москвы, славился отменными сортами глины, потрясающими гончарами и уникальной росписью. Гжель невозможно спутать с другими видами росписи. Ее отличительная черта – удивительная палитра синих и голубых цветов. Орнаменты гжели достаточно просты. Как правило, мастера использовали растительные мотивы, а иногда – на посуде оживали сцены из незамысловатой сельской жизни.
Мезенская роспись
Об этом виде рукоделия упоминается не часто, а зря. Мезенская роспись считается одним из древнейших ремесел Руси. Ее история затеряна во временах древних славян, которые любили расписывать домашнюю утварь из дерева. Те, кто хотя бы раз в жизни видел мезенскую роспись, говорят, что забыть ее невозможно. Самобытные узоры наполнены теплом, мудростью и добром простого народа.
Все детали орнамента в ней просты, но символичны. Поэтому если вы захотите расписать что-либо в технике мезенской росписи, стоит познакомиться с ней поближе.
Хохлома
Рассказывая о подзабытых нами видах рукоделия, мы не могли не упомянуть самобытную хохломскую роспись. Создаются такие изделия в несколько этапов. Сначала мастер вытачивает заготовку будущего изделия. Затем ее грунтуют жидкой глиной, после чего покрывают маслом льна и олифой. Далее изделие подвергают лужению, которое заключается в нанесении на его поверхность порошка серебра.
Следующий этап – роспись красками и покрытие лаком, с периодическим закреплением слоев в печи. После термической обработки и появляется тот уникальный золотистый оттенок, который так любят все ценители хохломы.
Роспись на ткани
Этот вид рукоделия нельзя назвать забытым, ведь современные мастерицы увлеченно расписывают ткани акриловыми красками. Однако эту технику ни в коем случае нельзя сравнивать с тем, что создавалось столетия назад. Итак, где впервые появилась роспись на ткани и какую технику использовали наши предки?
В Японии батик появился в VI столетии. Здесь с помощью цветного воска мастера расписывали кимоно и ширмы, которые отличались фантастической насыщенностью оттенков. Нередко его сочетали с узелковой техникой.
В Индонезии роспись на ткани возвели в ранг искусства. Здесь она символизировала женскую энергию. Для слияния ее с мужской энергией в расписанную ткань заворачивали кинжал. Во время колонизации о. Ява о батике узнали европейцы.
В Индии для росписи ткани использовалась техника каламкари. Этот вид рукоделия подразумевает нанесение на хлопчатобумажную ткань традиционных индийских орнаментов специальным стилем. Краску получают из растений. Примечательно, что от начала работы и до ее завершения ткань проходит более 20 видов обработки.
А что еще умели наши предки?
Прядение – вид рукоделия, который можно считать забытым. А между тем, наши предки считали его чуть ли не самым важным видом народных ремесел. Не даром к прялке относились с особым почтением. Ее любовно украшали резьбой и росписью, а еще прялка считалась по-настоящему царским подарком.
Плетение из лозы – интересное и самобытное ремесло, которое встречается у многих народов. Материалом для плетения корзин, обуви, мебели и всевозможного декора служит виноградная лоза, ивовые прутья, ротанг, бамбук и другие материалы. Перед началом работ сырье должно пройти подготовку, которая занимает достаточно много времени. Сама техника плетения также не отличается простотой, поэтому без специальной подготовки тут не обойтись!
Валяние из шерсти большинству из нас известна как техника, которая используется при изготовлении валенок. Конечно же, такая обувь в наши дни производится редко. А вот у самой техники в последнее время появилась новая жизнь. Из утрамбованной шерсти мериносов мастерицы создают нежные и оригинальные украшения, игрушки и даже картины.
В список видов рукоделия, которые не стоит забывать, можно отнести и многое другое. Одни ремесла уже получили второй шанс вернуть популярность, а другие – еще ждут тех времен, когда о них вновь заговорят с энтузиазмом!
Источник: zvetnoe.ru
Русские народные ремесла
Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.
Изделия мастеров ценны не только материалами, из которых они производились и уникальными технологиями их обработки вручную, в них прослеживаются нравы, уклад и традиции всего народа.
Основные ремесла русского народного промысла:
Вологодское кружево
Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.
Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.
Павлопосадские платки
История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.
Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.
Оренбургский пуховый платок
Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.
Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.
Русская матрёшка
Исконно русская матрешка впервые увидела свет в Сергиевом Посаде в конце XIX века. Изготовлена она была из дерева токарем Василием Звездочкиным. Фигурки, которые вставлялись одна в другую, разрисовал Сергей Малютин.
Первый экземпляр будущего символа России в виде круглолицей девушки с багряным румянцем состоял из восьми кукол. Самая маленькая представляла собой младенца.
Гусевский хрусталь
Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.
Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.
Тульский самовар
Самовар – это уникальный товар, аналогов которому в мире нет. Родина самоваров – Тула. Город обрел такую славу неспроста, способствовало этому обилие мастеров по производству металла, месторождение железных руд и близость к Москве.
Тульские самовары производились из латуни, меди и продавались на вес. Форма их была порой весьма причудливой. Походили изделия на бочонки и вазы с ручками, также имелись самовары с уникальными краниками в форме дельфинов.
Тульский пряник
Тульские пряники. Кислые, пресные, пышные и сдобные. Их дарили в качестве прощальных подарков, сувениров, а также выпекали и покупали для свадебных гуляний и поминальных вечеров. Для производства фигурной выпечки использовали доски-формы, вырезанные из натурального дерева.
Пряники для народа русского были любимым лакомством. Их делали в виде птичек, рыбок, букв и даже имен. Кто первым испек знаменитые тульские пряники – неизвестно. Первые упоминания о выпечке имеются в трудах конца XVII века.
Каслинское литьё
Урал славится запасами своих недр и связанными с ними производствами. Каслинское художественное литье русских мастеров прославило их на весь мир в 1900 году на выставке в Париже. Само направление зародилось задолго до данного события, в XVIII веке.
Отливали из чугуна предметы быта и декоративные элементы интерьера, дополненные миниатюрными скульптурами животных. В перечне производимых товаров присутствовали плиты, решетки, скамейки, вазоны и многое другое.
Уральский малахит
История производства малахитовых изделий начинается с 40-х годов XVIII века. Вначале это были ювелирные украшения, после к ним добавились табакерки и шкатулки. С расцветом малахитового дела красивым узорчатым минералом облицовывались целые помещения.
Русские мастера славились своей уникальной технологией обработки камня. Они распиливали малахит на очень тонкие пластины и после, наклеивая их, подбирали узор и шлифовали, создавая впечатление монолитного изделия.
Абрамцево-Кудринская резьба
Особым видом промысла среди русских мастеров в конце XIX века считалась Абрамцево-кудринская резьба. Работали мастера с натуральным деревом, создавая из него не просто предметы быта, а произведения искусства. В перечне их изделий были вазы, декоративные блюда, ковши, солонки, шкатулки и др.
Отличало изделия от других резных предметов декора и быта сочетание геометрической и плоскорельефной резьбы.
Скопинский гончарный промысел
Скопинские гончарные изделия долгое время не пользовались особым спросом, так как были грубыми и примитивными по форме. Переломный момент произошел в середине XIX века, когда секреты производства фигурных изделий и нанесения глазури на их поверхность узнали местные мастера гончарных дел.
Ряд изделий из глины дополнился красивыми декоративными вазами, фантазийными фигурками животных и прочими элементами декора.
Источник: schci.ru