АНКА (нем. Anhalt — опора, основание) — специальное приспособление в виде стального параллелепипеда или куба с полусферическими углублениями разных диаметров, предназначенное для придания плоской форме полусферической.
АРАБЕСКА (франц. arabesque — арабский) — название сложного витиеватого орнамента с включением текста, строящегося по сетчатому принципу.
БАСМА — вид ювелирной техники, имитирующий филигрань. Басменное тиснение производится путем наложения тонкого серебряного или золотого листа на каменную или другую матрицу и тщательного обколачивания через свинцовую подушку. Лист из драгоценного металла, вгоняясь в мельчайшие углубления матрицы, приобретает ее рисунок на своей поверхности.
БИЖУТЕРИЯ (франц. bijouterie — торговля ювелирными украшениями) — украшения, не являющиеся ювелирными изделиями, выполненные из недрагоценных металлов, стекла и пластмассы. Бижутерия сформировалась как отдельная отрасль в 20-е годы в дополнение к модной одежде.
БИНДРА (немец, binder — повязывать)— тонкая стальная проволока для фиксации изделий при пайке.
Виктория Боня на показе. Реклама украшений
БЛИК (немец. Blick — отражение) — отблеск света на выпуклых поверхностях предмета. Разные предметы могут по-разному отражать свет.
БОРНАЯ КИСЛОТА — слабая трехосновная кислота, в безводном виде бесцветные кристаллы. В ювелирном деле применяется как составная флюсов при пайке.
БУРА — минерал класса боратов, химический осадок усыхающих бороносных соляных озер в виде бесцветных кристаллов с Т плавления 742° С, растворим в воде (3,9 г в 100 г воды при 30° С). Бура является важным компонентом флюсов для плавки, сварки и пайки металлов, шихты для глазурей, стекла и керамики. Кроме того, бура — прекрасный антисептик, может применяться в консервировании.
БУХТИРОВАНИЕ (немец, bucht — сгибать, изгибать) — придание плоской форме объемной: сферической, конической, цилиндрической.
ВАЛЬЦЕВАНИЕ (немец, walze — катать) — процесс сжатия металла во время прокатки его между двумя цилиндрическими валками.
ВОЛОЧЕНИЕ — протягивание металлической заготовки круглого или иного профиля (гл. обр. прутков, катанки, ленты для изготовления трубчатой поверхности) через отверстие фильера, волоки для уменьшения ее поперечного сечения и придания ей более точных размеров и гладкой поверхности.
ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — составление, связывание) — согласованное единство, соразмерность частей и целого в художественном произведении, обусловливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, совершенство.
ГАРНИТУР (франц. garniture — снабжать, украшать) — комплект украшений, имеющих общий замысел.
ГЕММА (латин. gemma — драгоценный камень, печать) — небольшой твердый полированный драгоценный камень с вырезанным на нем изображением или надписью. Геммы разделяются на инталии (с углубленным изображением) и камеи (с рельефным изображением).
IИРЛЯНДА (итал. ghirlanda) — переплетение, жгут из листьев, цветов и плодов. Мотив гирлянды часто используется в ювелирных украшениях.
ТЕСТИРУЮ для вас 10 кондитерских насадок СФЕРА! Для белково-заварного крема! ОБЗОР насадок СФЕРА
ГЛАДИЛКА, гладильник, полировка, воронило — специальный инструмент из твердых сортов сталей, служащий для выглаживания металлических поверхностей на выпуклых местах.
ГЛАДЬ — тонкая проволока, сплющенная в виде ленты, применяемая в филиграни для выкладывания основных элементов узора.
ГЛИПТИКА (греч. glyptike — вырезаю) — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных цветных камнях.
ДЕКОР (франц. dekor, латин. dekora — украшение) — совокупность украшающих или изобразительных элементов.
ДРЕЛЬ (немец. Drell) — ручная машина с цангом для сверления отверстий с ручным или электрическим приводом. Дрель с зажатым в цанге специальным крючком можно использовать для сучения филигранной проволоки или изготовления каста.
ДИАДЕМА — венец, корона. Головное ювелирное украшение.
ЖИКЛЕР (франц. gicler) — деталь горелки с калиброванными отверстиями (или одним отверстием) для дозированной подачи кислорода, газа или воспламеняющихся паров.
ЗЕРНЬ — металлические шарики, напаиваемые на поверхность филигранного или другого ювелирного украшения.
ИНГУС (немец. Ingot — отливка) — специальное, приспособление для отливки металла, имеющее выемку параллеле-пипедной формы. Ингусы могут быть монолитными или разборными. Разборные ингусы могут менять размер и форму ложа.
КАБОШОН (франц. cabochon) — камень овальной или круглой формы в основании, сильно выпуклый с одной стороны и плоский (вогнутый) с другой.
КАРАТ (немец. Karat) — 1) единица массы, применяемая в ювелирном деле при взвешивании драгоценных камней; метрический карат — 200 мг, британский — 205 мг; 2) мера содержания золота в сплавах, равная 1/24 массы сплава (британский карат золота), где чистое золото соответствует 24 каратам.
КАСТ (немец. Cast — литье) — в филиграни гладиевая или сканая лента для обрамления и закрепления камня.
КАСТИНГ (англ. casting — изготовление слепка) — отливка металла в заготовленную форму.
КОВКА — способ обработки металла давлением, при котором в результате многократного прерывистого ударного воздействия на заготовку она приобретает заданную форму и размеры. Основные операции при ковке: осадка, высадка, протяжка, раскатка, прошивка.
КОМПОЗИЦИЯ (лат. compozitio — составление) — построение художественного произведения с учетом специфики вида искусства и замысла автора.
КОЛЕТ (франц. collet — воротник) — камень, имеющий в основании квадратную со скругленными углами форму, выпуклый с одной стороны и плоский с другой.
КОЛЬЕ (франц. collier) — ювелирное украшение в виде ожерелья с драгоценными камнями и подвесками.
КОНТУР (франц. contoir) — очертание, линия, очерчивающая общую форму предмета.
КОРНЕР (немец. Corn — зерно) — то же, что и зернь.
КОРНЦАНГИ (немец. Corn — зерно, Zange — зажим) — специальный филигранный пинцет для захвата корнеров и гибки тонкой филигранной проволоки.
КРАЦЕВАНИЕ (немец, kratzen — царапать, скрести) — процесс обработки готового, отбеленного в кислоте серебряного или золотого изделия крацовочной щеткой.
КРАЦОВОЧНАЯ ЩЕТКА — щетка, имеющая помимо щетины или в основном волоски из мягкого металла, предназначенная для того, чтобы удалить с поверхности обрабатываемого изделия матовость и придать ей блеск.
КРУГЛОГУБЦЫ — специальный инструмент, имеющий зажим (губки) в виде двух усеченных или неусеченных конусов, предназначенный для гибки проволоки или заготовки.
КУЛОН (франц. coulant) — ювелирное украшение на цепочке для ношения на шее.
JIETKAJI (нем. Licht — огонь, КоЫе — уголь) — специальное приспособление, предназначенное для пайки ювелирных изделий.
ЛИТЬЕ — процесс получения готовых форм путем заливки расплавленного металла в литейную форму.
ЛЮФТ (немец. Luft) — зазор между сопряженными поверхностями частей предмета.
МАГНИТ (греч. Magnetis lithos, букв, камень из Магнесии) — естественное или искусственное тело, обладающее свойством притягивать железо, сталь, кобальт и др. металлы. В ювелирном деле используется для очистки шихты или стружки припоя от стальных вкраплений.
МАТРИЦА (немец. Matrize — источник, начало) — одна из основных частей штампа с углублением, соответствующим форме обрабатываемой поверхности, в которую входит пуанзел.
МЕДАЛЬОН (франц. medaillon) — ювелирное украшение (обычно в виде овальной или круглой плоской коробочки с цепочкой), которое может служить для хранения ч.-л. заветного.
МОНОГРАММА (лат. monogramma, где monos — один, gramma — буква, запись) — сплетение начальных букв в виде вензеля, широко применяется в ювелирном деле.
МОТИВ (франц. motif) — побудительная причина к созданию какого-либо произведения; в орнаменте наименьшая декоративная единица как элемент композиции.
МУФЕЛЬ (немец. Muffel) — замкнутая камера из огнеупорного материала, в которой помещаются нагреваемые изделия. В ювелирном деле муфель используют при плавке шихты.
НАДФИЛЬ (немец. Nadelfeile) — небольшой напильник с мелкой насечкой, применяемый при опиливании и обработке мелких деталей в ювелирном деле.
НЮАНС (франц. nuance) — оттенок, едва заметный переход, тонкое различие.
ОБЛОЙ — стружка, образующаяся при вальцевании бруска.
ОБРАЗ — способ и форма освоения, познания и оценки чего-либо; результат художественного обобщения.
ОВАЛ (франц. ovale — яйцо) — выпуклая замкнутая кривая, сходная с линией продольного разреза яйца.
ОКТАЭДР (греч. oktaedron, где okto — восемь, hedra — основание, поверхность)— геометрическое тело, ограниченное восемью треугольниками.
ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
ОТЖИГ — термическая обработка металла, заключающаяся в нагревании до определенной температуры, выдержке и медленном охлаждении с целью улучшения структуры, снятия внутреннего напряжения и меньшей трудоемкости дальнейшей обработки.
ОТЛИВКА — заготовка, получаемая в литейной форме из расплава металла.
ПАТИНА (итал. patina) — пленка различных оттенков на поверхности металла под воздействием естественной среды или специальной обработки; патина предохраняет от коррозии и имеет декоративное значение.
ПЛАСТИКА (греч. plastike — лепка) — в широком смысле согласованность объемных линий в предмете.
ПОТАШ — карбонат калия, бесцветное кристаллическое вещество, применяемое в ювелирном деле для приготовления серной «печени».
ПУАНЗЕЛ (немец. Puanson) — стальной стержень с полусферической рабочей поверхностью, служащий для придания плоским деталям полусферической формы в сочетании с анкой.
РАППОРТ (франц. rapport) — повторяющаяся единица рисунка в узоре.
РАШПИЛЬ (немец. Raspel) — напильник с крупной насечкой для обработки мягких металлов, дерева, пластмасс и др.
РИТМ (греч. rhythmos) — чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
РОЗЕТКА (франц. rosette, от rose — роза) — декоративный мотив в виде стилизованного круглого цветка, представленного видом сверху.
РУНДИСТ (нем. Runde — круг) — поверхность, ограничивающая поверхность и форму обработанного ювелирного камня и служащая для его закрепления.
СИММЕТРИЯ (греч. simmetria) — полное соответствие в расположении частей целого относительно линии или центра.
СКАНЬ (др.-русск. скать — свивать) — филигранная техника; круглая или плоская проволока, свитая из двух-трех нитей.
СТИЛИЗАЦИЯ (франц. stilisation, от stile — стиль) — декоративное обобщение изображаемых предметов с помощью упрощения рисунка, формы, цвета и объема.
ТАБЛЕТКА (франц. tablette — доска) — форма огранки драгоценных камней, где верхняя плоская грань квадратной или прямоугольной формы доминирует.
ТЕМА (греч. thema) — в декоративноприкладном искусстве объект художественного изображения, отраженный через миросозерцание автора.
ТИГЕЛЬ (немец. Tiegel) — емкость из огнеупорного материала для плавки металла.
ТИСКИ — приспособление для закрепления заготовки или детали при обработке или сборке, состоящее из корпуса, неподвижной и подвижной губок. Тиски бывают ручные (для ювелирных и других мелких слесарных работ), слесарные (закрепленные на верстаке), кузнечные (для грубых работ) и машинные (закрепленные на станке).
ФИНАГЕЛЬ (немец, feilen — опиливать, Nagel — гвоздь, игла) — специальное приспособление для опиливания мелких деталей, в также выпиливания по металлу.
ФИЛИГРАНЬ (нем. feilen — опиливать, Graine — зерно) — сканое искусство или изделия, выполненные в сканой технике.
ФИЛЬЕР (нем. Feiler) — отверстие в волочильной доске (циайзене) для протягивания проволоки заданного профиля.
ФЛАХАЙЗЕН (нем. Flacheisen) — специальное присобление в виде стального параллелепипеда с полуцилиндрическими или полуконическими выемками, служащее для гибки ювелирных заготовок.
ФЛАЦАНГИ (нем. Flachzange) — маленькие плоскогубцы без засечек на рабочих поверхностях.
ФЛЮС (Flu — плавень) — материал, вводимый в шихту при выплавке металлов для образования шлаков и очистки металла.
ЦАНГ (нем. Zange — щипцы, клещи) — приспособление для зажима материала или инструмента.
ЦИАЙЗЕН (нем. ziehen — тащить, волочить) — волочильная доска с отверстиями-фильерами.
ЦИЦАНГИ (нем. ziehen — тащить, волочить, Zange — щипцы) — небольшие плоскогубцы с мелкой насечкой на рабочих поверхностях, служащие для захвата заготовки при волочении.
ШАБЕР (нем. Schaber — schaben — скоблить) — специальный режущий инструмент в виде стержня, имеющий с одного края трехгранную пирамиду, ребра которой служат для выравнивания поверхностей в ювелирном изделии.
ШАБЛОН (нем. Schablone) — образец, по которому изготавливается деталь или несколько деталей.
ШИХТА (нем. Schicht) — смесь материалов, подлежащих переработке в металлургических печах.
ШЛАК (нем. Schlacke) — в плавильном процессе расплав, покрывающий поверхность жидкого металла и состоящий из всплывших продуктов плавильных реакций.
Источник: juwelir.info
Неподвластный времени дизайн скреплённых колец: армиллярная сфера
Этому древнейшему и чрезвычайно красивому астрономическому инструменту более двух тысячелетий. Предположительно, его родина – древний Вавилон. Его называют армиллярной сферой (Sphaera armillaris – лат.), что буквально переводится, как «шар из колец».
Долгие века его использовали для наблюдения за движением небесных тел и определения местоположения планет и звёзд. По сути эта древнейшая модель Вселенной является упрощённым глобусом неба.
Два скрещенных кольца – меридиальное и экваториальное – представляют область относительно неподвижных звёзд. К ним под углом устроена так называемая эклиптика, показывающая годовое движение по небу Солнца.
Центральная ось – это воображаемый путь вращения неба. На оси располагаются Северный и Южный полюс мира. Малые круги сферы символизируют южные и северные тропики.
Демонстрационные модели часто были украшены небольшим шаром, помещённым в центр и олицетворявшим Землю.
Армиллярные сферы, иллюстрирующие путь Солнца, Луны, планет и звёзд, украшающие помещения или участки – это удивительные, невероятно красивые и притягивающие внимание дизайнерские предметы интерьера или сада.
Мы докажем посетителям, что они способны добавить любому уголку волнующее чувство необъятности Вселенной.
Происхождение армиллярной сферы доподлинно неизвестно. Некоторые источники приписывают изобретение греческому философу Анаксимадеру, жившему в шестом веке до нашей эры, другие – астроному Гиппарху (190-120 гг до н.э.), третьи – геометру Эратосфену (276-194 гг до н.э.).
Полагают, что этот инструмент корректировался многократно. В VIII веке его усовершенствовали персидские и арабские астрономы, в конце Х века сферу в Западную Европу ввёл Герберт д’Ауриллак, позже – папа Сильвестр II.
Один из шаров был построен во времена Николая Коперника, создавшего революционную модель Вселенной с Солнцем в центре.
Армиллярная сфера в эпоху Возрождения свидетельствовала о просвещённости и мудрости. Не случайно влиятельные господа и именитые учёные того времени заказывали свои портреты непременно с этим прибором в руках.
Он служил верой и правдой для определения положений небесных тел астрономам всей планеты до появления в XVII веке телескопа.
Невероятно красивый инструмент с такой долгой и интересной историей сохраняет удивительную магию в любое время года. Он великолепно украшает сад зимой и летом.
Увлекательный инструмент, не утративший удивительной привлекательности и в наши дни, способен оживить собой любое пространство. Он хорош как в классическом исполнении, так и в новом, современном звучании.
Это, несомненно, лучшее органичное включение в классический дизайн, позволяющее наполнить его космической музыкой и сиянием далёких звёзд.
Источник: museum-design.ru
ГИД ПО ЮВЕЛИРНОМУ СЛЕНГУ ОТ А ДО Я
АБРАЗИВ — материал природного или синтетического происхождения, который используют для удаления оставшегося материала на драгоценных камнях или металлах. Абразивы различаются по уровню зернистости. Используется во время полировки ювелирных изделий.
БУРА — применяется в качестве флюса при плавке и пайке драгоценных металлов, а также в качестве составляющего компонента флюсов. Составная часть эмали, используется при приготовлении черни.
ВАЛЬЦИ — предназначены для сжатия и сгибания изделий, изготовленных из металла.
ГАЛЬВАНИКА – процессы осаждения металлов на определенной поверхности. Так проводят золочение, серебрение, родирование металлов для придания красоты, долговечности, износостойкости.
ДАВЧИК—металлический стержень, применяемый для выравнивания камня в посадочном гнезде, инструмент для обжатия при закрепке камней.
ЕЛКА — это стержень на который при помощи выжигателя припаиваются восковые модели ювелирных изделий.
ЖЕМЧУГ — твердое непрозрачное образование, которое растет внутри раковины моллюска при попадании в нее инородного тела, например, песчинки. Используется в ювелирной промышленности и ценится за характерный перламутровый блеск.
ЗАКРЕПКА — способ закрепления камня в ювелирном изделии.
ИМЕННИК — клеймо на украшении, в котором зашифрована информация о производителе.
КАФФ – украшение на ухо, для которого не требуется прокол. Кафф надежно фиксируется на раковине уха.
ЛИГАТУРА — сплав из двух и более компонентов, предназначенный для введения в жидкий металл тугоплавких элементов.
МОНОСЕРЬГА – это одиночная, непарная серьга, которую носят на одном ухе.
НАКЛАДКА — декоративный и силовой элемент кольца. Создает плавный переход от шинки к касту, усиливает конструкцию кольца и придает изделию законченность художественного исполнения.
ОГРАНКА – это технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания формы и выявления блеска.
ПУСЕТ – это модель серег, которые часто называют “гвоздики”. Состоят из двух частей: декоративная часть, похожая на шпильку, которая вставляется в прокол с внешней стороны, и застежка.
РОДИЙ – это драгоценный металл платиновой группы. Тонким слоем наносят на поверхность серебряных украшений (и украшений из белого золота). Родий защищает изделие от окисления, потемнения, придает коррозийную прочность и усиливает отражательные способности металла.
СТЕРЛИНГОВОЕ СЕРЕБРО – это серебро 925 пробы.
ТИСКИ — инструмент для фиксации ювелирных изделий и заготовок при закрепке камней и гравировке.
УСАДКА — Свойство литейных сплавов уменьшать объём при затвердевании и охлаждении.
ФИЛЬЕРЫ — применяются для изготовления проволоки и трубочек. Через них тянут проволоку через отверстия от большего к меньшему.
ХРУСТАЛЬ ГОРНЫЙ — разновидность кварца, прозрачный кристалл бесцветен, призматической, тригонально-трапециевидной формы, в виде сросшихся друз, кристаллических щеток.
ЦИЦАНГИ — специальные плоскогубцы, используемые при обработке и создании ювелирных изделий.
ЧОКЕР – это короткое колье, которое плотно прилегает к шее.
ШИНКА – часть кольца, которая надевается на палец. К ней припаивается каст. Шинка может существовать без каста, тогда это обручальное кольцо или подобное ему украшение. Шинка может быть гладкой, ажурной, с гравировкой, эмалью и другой отделкой. Шинки различаются и формой сечения: круглая, овальная, полукруглая, прямоугольная и даже треугольная.
У колец со вставками (перстней) шинка в районе каста шире и толще, чем с противоположной стороны.
ЭМАЛИРОВАНИЕ — вид обработки ювелирных изделий. Эмаль – это легкоплавкое стекло, которое наплавляют на металл.
ЮВЕЛИРНЫЕ ВЕСЫ — оборудование, используемое для определения веса драгоценных изделий.
ЯШМА — разновидность кварца с узорчатыми прожилками.
Источник: amorem.ru