Как называется татарское украшение

Одежда — это тот атрибут, по которому в первую очередь идентифицируют человека и относят его к определённой национальности, религии, профессии.

Традиционный костюм всегда был отличительной чертой определённой нации или народности. Хотя отличий в стиле одежды современных европейцев и азиатов практически нет, традиционный костюм по-прежнему остаётся предметом гордости для каждого народа.

Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.

История наряда

Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд — явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние.

На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, — это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.

«Такая история». Сокровища нации: Татарские ювелирные изделия

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

В пошиве костюма использовались разные материалы:

  • мех;
  • ткань;
  • натуральная кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.

Как пошить татарский костюм

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета — бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины.

Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса.

В прошлом женская туника по длине достигала ступней.

Когда надевают татарский костюм

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские — из однотонной материи, мужские — из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса — вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась. Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс — ещё один важный элемент татарского костюма.

Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги — обязательный атрибут татарки, который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Читайте также:
Украшения для дома рейтинг

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент — перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо.

У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Как украшают татарский костюмы

Косметика

Идеал татарской красавицы — чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы — сурьмой, лицо — китайскими белилами, ногти — хной. Волосы мыли кислым молоком, это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы.

Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары. Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком.

Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых — фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги — их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой — с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета, праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь — разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Татарский национальный костюм

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны — именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды — классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Читайте также:
Как сделать кружевные украшения

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала.

Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс — толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань — волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля — ступенчатые зазоры.
  • Досочный — нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии. Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной — мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой — колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый — хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность — когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Чем украшают татарский костюм

Национальный костюм — это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной — изящество, удобство и достоинство.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Источник: liveposts.ru

«Мин алтын матур чэчэк»: чем украшали себя татарки до революции?

«Мин алтын матур чэчэк»: чем украшали себя татарки до революции?

Сегодня практически невозможно встретить женщин, которая не носила бы серьги, кольца, браслеты, цепочки, бусы и другие вещи. И желание дам украсить себя каким-нибудь дорогим аксессуаром появилось с незапамятных времен. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова сегодняшнюю колонку в нашей интернет-газете посвятила именно украшениям, которые издавна надевали татарки. Как и сегодня, элементы, дополняющие женскую одежду, были весьма недешевым удовольствием.

Дорогая татарская женщина

Сегодня в жизни представительниц прекрасного пола завершающей нотой всего образа становятся броши, кольца, ожерелья, иногда весьма крупные, а иногда и небольшие, но почти всегда обращающие на себя внимание. Однако это не модные веяния последних лет.

Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.

Интересный момент был подмечен К.Ф. Фуксом. Рассказывая об одежде и украшениях казанских татарок, он не только описал, что они носили, но и сообщил цену, чтобы читатель понял, что на подобные женские радости татарские мужчины не скупились. «Серьги из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей; ожерелье вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзой, с вызолоченными рублевиками, обращенными портретами к телу, ценою в 60 рублей; браслеты из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзой, за ним нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов, или жемчуг, ценою в 3000 рублей; у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра, с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей; перевязь через левое плечо с каменьями, жемчугом и с империалами. Такая перевязь стоит до 3000 рублей».

Читайте также:
Там где протекают реки украшением города

Этнограф Н.И. Воробьев в своей книге относительно периода второй половины — конца XIX века, отмечал, что татарские женщины «богатых горожан носят большое количество украшений, сделанных из золоченого серебра и даже золота, причем ими употребляются лучшие образцы украшений. Бедные крестьянки и горожанки носят меньшее число украшений. Часто употребляются украшения из меди или низкопробного серебра, украшенные более бедно, преимущественно чеканом, а не сканью. Типы же украшений остаются теми же… Однако новые, европейского происхождения украшения начинают вклиниваться в быт богатых, тогда как бедные носят или старые типичного вида, или не носят совсем».

Применимо к самим украшениям знаменитый исследователь и искусствовед П.М. Дульский писал «к оригинальным ювелирным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Константинополя, худшие же, работавшиеся исключительно для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями, и эти изделия не могут быть признаны художественными».

Тастары, чулпы и серьги

Итак, украшения татарских женщин были многообразными, изготавливались из различных материалов, и к тому же они были не только для определенной части тела. Соответственно, рассказывая о таких красивых и говорящих деталях костюма, необходимо поведать об основных их видах и типах.

К головным украшениям относятся налобные повязки, которые обычно самостоятельно не использовались, чаще всего в составе головного убора. Повязка могла быть как тканевая, с бахромой золотной, так и в виде металлической цепочки с бляхами, прикрепленными со стороны лица. Височные украшения, как и налобные, не носили отдельно.

Причем они были и тканевые, в виде плотных наушников, являясь составной частью головного убора, широко распространенные среди крещенных татар. Металлические состояли из цепочек и монетных подвесок. Обычно использовались для закалывания тастаров — полотенцеобразного головного покрывала (бытовало у мишарей, касимовских татар и кряшен).

Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов — накосные украшения. У татар — это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани — тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.

Татарки всех возрастов очень любили носить серьги — сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения. Как было отмечено казанским этнографом и исследователем С.В. Сусловой, несмотря на обилие разнообразных форм и заимствования у других народов наиболее понравившихся образцов, специфичной и свойственной татарам была миндалевидная форма серьги.

Покрывая шею и грудь

Другой тип украшений — височно-нагрудные (крепились на висках и спускались в качестве декоративного элемента на грудь). К примеру, в экспозиции «Золотая кладовая» Национального музея Республики Татарстан представлено старинное украшение, которое прикреплялось к головному убору и, спускаясь вниз, украшало шею и грудь. Достаточно рано вышло из бытования. Характерно скорее для ранних форм костюмного комплекса.

Шейно-нагрудные использовались не только как декоративный элемент, но и применялись для прикрытия грудного разреза рубахи. Одно из наиболее знаменитых и узнаваемых украшений этого типа — воротниковая застежка или цепочка — яка чалбыры, представляющая собой металлическую или тканевую основу, закрепляющуюся на шее, со спускающимися со стороны груди подвесками.

Нагрудники как декоративный элемент были двух типов — нижние, которые носили утилитарный характер, а вот верхние уже принадлежали скорее к праздничному варианту. Они были разной формы, декорировались как позументом, нашивками, вышивкой, так и ювелирными бляхами, монетами и бусинами.

Перевязь хаситә стала практически визитной карточкой среди всего разнообразия украшений у татарок. Особенностью этого украшения было и то, что перевязь могла быть и тканевой, любовно украшенной самой хозяйкой (наиболее распространенный вариант, сохранившийся вплоть до второй половины XIX века среди женщин старшего возраста).

Читайте также:
Украшение салфетки средняя группа

Но встречаются хаситә и из металла, изготовленные профессиональными ювелирами (более ранние образцы городской татарской культуры рано вышедшие из бытования). Однако была и небольшая деталь, которая отличала ее от массы других украшений. По этому поводу К.Ф.

Фукс писал: «Внизу этой перевязи на правом боку пришит корманец, куда кладут мелко писанный алкоран», что было отмечено и позднее Н.И. Воробьевым, «нашиваются на хаситә также различные предметы амулетного значения», соответственно, это не только декоративный элемент, но и имеющий в своей основе характер оберега. С.В. Суслова относительно данного украшения пишет «перевязь в целом является принадлежностью женского костюма и начальное надевание ее нередко связано с въездом молодой в дом жениха».

Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.

Дамские аксессуары

Браслеты для татарских женщин были неизменным украшением рук, и к тому же, их носили попарно, так как считалось, что таким образом в семейной паре сохранятся добрые отношения. Причем браслеты декорировали гравировкой, чеканкой, филигранью и инкрустировали различными камнями.

Перстни и кольца носили как татарские женщины, так и татарские мужчины. По этому поводу Н.И. Воробьев отмечал «кольца употребляются обычно европейского образца и носятся сравнительно реже, чем перстни, и главным образом мужчинами.

Мужские перстни, украшенные печаткой из того же материала, на которой вырезается имя владельца, и украшенные эмалью или драгоценными камнями…Мужчины носят колец меньше, 1-2, редко 3, а женщины, даже крестьянки, 2-3 кольца носят постоянно, а по праздникам богатые татарки, отправляясь в гости, унизывают все пальцы перстнями, по нескольку на каждый, так что пальцы почти теряют способность сгибания». Тюрколог и профессор Н.Ф. Катанов в своей статье «Несколько слов по поводу русских и татарских перстней» от 1904 года подметил интересный факт, что «перстни у татар (мужчин) носятся обыкновенно на указательном или безымянном пальцах, но никогда не встречаются на среднем».

Таким образом, данная колонка стала лишь приоткрытой дверцей в мир татарских украшений. В экспозициях Национального музея РТ и Государственном музее изобразительных искусств РТ возможно воочию познакомиться украшениями. Исследователями С.В. Сусловой и Л.Н. Дониной ведется работа не только по фиксированию типов украшений и техники их изготовления, территории распространения, но и раскрывается история их появления, взаимодействия и взаимовлияния народов на развитие ювелирного дела татар.

Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Источник: realnoevremya.ru

Украшения

Национальное своеобразие татарских украшений обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в период Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Гривна. Среднее Поволжье, Волжская Булгария. XI – начало XIII в

Серебро, ковка, волочение, позолота, зернь, скань, стекло, керамика. Фонд Марджани

Первые этнографические сведения об украшениях татар, способах их изготовления и ношения встречаются в трудах участников экспедиций, организованных Петербургской академией наук в второй половине XVIII в. (И.Г.Георги, И.И.Лепёхин, П.С.Паллас и др.).

В прошлом многие украшения играли роль талисманов, оберегов. Татарские украшения (по особенностям изготовления) условно делят на 2 группы: металлические, или монетные, изготовленные, как правило, в домашних условиях, и украшения, произведенные профессиональными ювелирами, главным образом казанскими ремесленниками (см. Ювелирный промысел ). Немало украшений и компонентов для них ввозилось из Средней Азии и Персии.

Пуговицы. XV-XVI вв

Золото. Филигрань. Национальный музей РТ

Читайте также:
Можно ли отправить ювелирные украшения почтой России

Мужчины носили обычно серебряные перстни и позолоченные поясные пряжки. Ассортимент женских украшений по назначению и разнообразию был значительно шире, поскольку, согласно общемусульманским традициям, состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его жены: головные – различные повязки (баш хаситэсе, мангай танкасе), серьги, матерчатые накосники (тезмя), подвески к косам (чулпы), шейно-нагрудные – воротниковые застежки с подвесками (яка чылбыры), матерчатые нагрудники (тамакса, хаситэ), броши; украшения для рук – браслеты, перстни , кольца; украшения для одежды – разнообразные застежки-пряжки и пуговицы ( каптырма ).

Серебро, позолота, драгоценный камень. Гравировка, чеканка, инкрустация. Национальный музей РТ

Большая часть украшений (кроме бус и различных подвесок в виде амулетов) изготавливалась из металла, преимущественно из серебра. Было широко распространено применение золоченого серебра. Медь служила материалом для вспомогательных деталей украшений.

Женская воротниковая застежка. XIX в

Серебро, позолота, драгоценные камни. Филигрань, инкрустация, набойка. Национальный музей РТ

Металлические украшения по технике изготовления делились на 2 группы: сплошные и ажурные. Сплошные украшения из цельных кусков металла почти всегда имели орнамент, выполненный чеканкой или гравировкой (реже отливкой). Ажурные украшения были преимущественно сканой работы (филигрань) разного качества и сложности рисунка. Филигрань была широко распространена и являлась наиболее оригинальной частью ювелирной техники татарских мастеров: завитки скани создавали графические рисунки из сложных узоров.

Брошь. Конец XIX – начало ХХ вв

Серебро. Филигрань. Национальный музей РТ

Были популярны различные драгоценные и полудрагоценные камни: бирюза, сердолик, топаз, яшма, аквамарин, реже рубин, хризолит, а также жемчуг, кораллы и янтарь. Камни в ювелирных изделиях располагались в виде розетки, иногда россыпью по краям украшений. Большая часть камней употреблялась в орнаментальных целях, некоторые имели значение оберегов (например, бирюза защищала человека от неприятностей) и целительных средств (считалось, что ношение янтарных бус способствует сохранению цвета лица и предохраняет от болезни щитовидной железы – зоба).

Серебро, позолота, бирюза. Филигрань, инкрустация. Национальный музей РТ

Были широко распространены различные мелкие украшения: бляхи, футляры для текстов аятов, молитв и прочего, которые чаще всего нашивались на нагрудники с другими элементами украшений.

Хаситэ – женское нагрудное украшение. XVIII в

Ткань, серебро, позолота, драгоценные камни, цепочки, монеты. Национальный музей РТ

Ткани в украшениях служили преимущественно фоновой основой, на которую нашивались детали, изготовленные из других материалов. Только в некоторых украшениях ткани применялись в качестве главных деталей ( изю ). Как самостоятельные украшения использовались ленты, позумент (ука), иногда полоски парчи, шелковых и штофных тканей. Существовали украшения из ниток и канители в виде кистей.

Тезмя – женское накосное украшение. Конец XIX в

Ткань с монетами, серебро, позолота. Филигрань. Национальный музей РТ

В конце XIX – начале XX вв. наиболее крупными центрами производства украшений являлись Казань (в частности, Новотатарская слобода) и Заказанье (селения современного Арского, Мамадышского и Сабинского районов). Татарские ювелиры работали в основном на заказ. Массовое производство татарских украшений было налажено в конце ХIX в. русскими ювелирами в селе Рыбная Слобода Лаишевского уезда Казанской губернии (см. Рыбнослободской ювелирный промысел ).

В начале ХX в., с развитием капиталистических отношений, в быт казанских татар начала активно проникать общегородская культура. Вхождение народов Среднего Поволжья в единое социально-экономическое пространство способствовало распространению общих для края фабрично-заводских товаров (браслетов, брошей, медальонов, серег и др.) и одновременно сопровождалось исчезновением из быта традиционных украшений.

Со второй половины ХX в. широкое распространение начинает приобретать бижутерия – ювелирные изделия из недорогих материалов: стекла, пластмассы, керамики и др.

В настоящее время технология изготовления и производство традиционных татарских украшений возрождаются в городах и отдельных районах РТ.

См. также Народное искусство русское , Народное искусство татарское, Народные художественные промыслы.

Литература

Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844.

Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. Москва, 1967.

Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX вв.: Историко-этнографические исследования. Москва, 1980.

Суслова С.В. Татарские ювелирные украшения. Казань, 1980.

Суслова С.В. Одежда // Татары. Москва, 2001.

Источник: tatarica.org

Рейтинг
Загрузка ...