Как называется украшение из резной доски на крыше

Журнал «Эволюция кровли» предлагает вашему вниманию статью, посвященную истории и символике украшений для крыш из натуральной черепицы. Кровельные украшения помогают придать кровле из керамической черепицы законченный вид и индивидуальность.

Из истории кровельных аксессуаров

Традиция производства керамических кровельных украшений зародилась в те времена, когда человек впервые освоил технологии выпекания керамической черепицы. Первые украшения из обожженной глины относятся к временам античности. Именно тогда гончарное ремесло получило второй путь развития, заняв лидирующую позицию в кровельном деле.

Рис1 В старину шпили отличались богатством декора

Самая древняя цель украшения крыши имеет религиозную основу. Пытаясь защитить дом и семью от злых духов или «задобрить» силы природы, человек размещал определенные фигурки на кровле. В каком-то смысле, это помогало людям преодолеть свой страх перед непредвидимыми опасностями и ненастьями: возможностью пожара, войны, болезни и смерти.

Причелина — резная ветровая доска своими руками

Первоначально различные черепицы с лепниной в виде узоров и орнаментов, цветов и листьев, фигурок животных и людей изготавливались по индивидуальному заказу и были в своем роде уникальны. При этом было абсолютно произвольным и место крепления украшения на кровлю.

Позже, в Средние века, определились конкретные места расположения кровельных украшений: коньковая черепица, начальная и конечная коньковая, заглушки коньков, башенные шпили; вальмовая черепица; карнизные черепицы. Декоративные доборные элементы стали производить «серийно».

Самыми роскошными кровельными украшениями считались те, которые были вылеплены непосредственно вместе с черепицей и после обжига являлись с ней единым целым.

С одной стороны, в эпоху Средневековья декоративное оформление крыши подчинялось предписаниям общественных и церковных учреждений.

Значения и функции кровельных украшений документировались и были тождественны и известны почти во всех странах Европы. С другой стороны, детали кровельного украшения демонстрировали положение владельца дома в обществе, его могущество и богатство. Такой способ украшения кровли помогает нам даже спустя столетия узнать далекую историю дома.

Расположение украшений и их символика

Основным местом расположения украшений был и остается конек. Это, опять-таки, связано с религиозными представлениями: конек – самая верхняя точка здания, а значит, ближе всего находится к небу. Даже если конек состоял из обычных коньковых черепиц, то часто его начало и конец украшали декоративными элементами: знаками могущества, благополучия или защиты от темных сил. Именно начальный коньковый элемент (начальные и конечные коньковые черепицы, а также заглушки) стал тем местом, где наиболее ярко проявилась вся многогранность языка символов – языческих и христианских.

Рис 2 Декоративные начальные коньковые элементы, Meyer-Holsen
Рис 3 Декоративные коньковые элементы, Meyer-Holsen

Скульптурные изображения голов животных и цветы являются типичными украшениями на начальной коньковой и хребтовой черепице. Хребтовые коньковые черепицы часто декорировали лепниной. Она создавала впечатление сползающей вниз змеи, сороконожки, гусеницы или мифического существа — в зависимости от того, чье изображение было на начальной хребтовой черепице.

Украшаем торец двухскатной крыши – причелины (крылья и полотенце)

Один из видов конькового украшения, который очень редко применяется в наше время, – это «коньковый гребень». «Коньковый гребень» устанавливался на двускатных крышах и представлял собой довольно массивное украшение конька, своеобразную корону, которая издалека привлекала внимание к зданию. Сам «гребень» – это высокий керамический элемент, состоящий из растительного или геометрического орнамента. Как правило, по краям такой «гребень» замыкали шпили.

PIC4 Коньковые шпили из коллекции Meyer-Holsen

Незаменимой частью кровли во все времена была вальмовая черепица. Она обладает тремя важными функциями. Во-первых, достаточно герметично прикрывает швы на стыках кровельных скатов и на пересечении коньков и хребтов. Во-вторых, вальма представляет собой законченное и красивое завершение хребтовой, коньковой и цельной черепиц. В-третьих, она служила прочным основанием для монтажа кровельных украшений.

Читайте также:
Украшение шаров из пенопласта своими руками на новый год

Керамические шпили – одно из самых распространенных кровельных украшений. Они могут быть выполнены в самых различных стилях – от строгого готического, до витиеватого и помпезного барокко. Шпили могут быть как гигантских размеров, которые изготавливаются по специальному заказу для реконструкции исторических зданий, так и небольшими – подходящими по стилю практически к любому дому, покрытому керамической черепицей.

PIC6 Вариант применения шпилей на полувальмовой кровле

История шпилей началась с «венчающего камня» — шпиля, увенчанного шаром. Декоративный «венчающий камень» относится к самым древним символам. Форма шара в античные времена считалась идеальной формой, символом Вселенной. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом, как символом победы христианства во всем мире. Со временем к шару добавлялись декоративные элементы, которые постепенно модифицировались в привычные для нас сегодня остроконечные шпили, в основании которых все же остался шар.

PIC7 Варианты исполнения исторических шпилей и вальм

Шпили, венчающий камень или их комбинацию прикрепляли на концы коньков или на их пересечение. Традиционно шпили изготовляли на гончарном круге. Изготовление этих доборов и в настоящее время принципиально не изменилось, оно осталось по большей части ручной работой.

Фигурки животных

Очень часто на коньках крыш можно увидеть фигурку петуха. В языческом прошлом Западной Европы петух был символом мира и согласия. Однако после принятия христианства петух ассоциировался с пробуждением души, стал знаком священника. Поэтому после того как в IX веке фигурка петуха появилась на крышах церквей, в народе его стали воспринимать как защитника дома, приносящего счастье.

Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Это стало причиной того, почему петуха называли еще и огненной птицей, а керамическая фигурка имела натурально-красный цвет – цвет огня. Позднее петуха устанавливали и на крышах зданий, которые имели для крестьян и помещиков большое значение, например на крыше зернохранилища или хлева. Как символ плодородия петух имел значение только в некоторых регионах Европы, где с рождением первого сына укрепляли на крыше глиняную фигурку петуха.

PIC8 Коньковое украшение «петух»
PIC9 Коньковое украшение «ведьма»

В XV веке в Германии одной из любимых кровельных фигурок была ведьма. Люди полагали, что она оберегала дом от дурного глаза.
На старинных европейских домах сегодня можно увидеть и образ орла.

Поместив фигурку орла на крыше, люди верили, что он принесет стабильность и надежность настоящей и будущей жизни в доме.

PIC10 Коньковое украшение «голубки»

С XIX века, когда в Европе возник интерес к истории и культуре Египта, одним из самых популярных кровельных украшений стал образ кошки – символа домашнего уюта и хранительницы семейного счастья. Сегодня для последователей фен-шуй кошка – это символ силы и защиты.

PIC11 Коньковое украшение «кошка»
PIC12 Коньковое украшение в восточном стиле

В 1896 г. впервые в Европе появились кровельные украшения с изображением дракона. Мода на фигурки дракона пришла из Китая, где он является символом счастья.

Фигурка в виде совы или филина на коньке крыши имеет двойной смысл: с одной стороны, считается, что сова приносит мудрость и опыт в тот дом, чей конек она украшает; с другой стороны, сова – ночная птица, которая охраняет дом в то время, когда хозяева спят.

PIC13 Керамическая сова на крыше частного дома

Украшение карнизного свеса менее распространено, чем украшение конька, однако этот вид декорирования смотрится так же очень эффектно. Карнизный свес выполнял функцию отвода воды с кровли до того, как появились водосточные желоба. Со временем свес крыши, помимо своей функциональной обязанности, приобретает статус важного места для крепления украшений и символов религиозного поклонения, особенно этот вид декорирования кровли был распространен в Греции.

В XV–XVI веках появилась декоративная карнизная черепица для модели «Бобровый хвост». Сегодня ее можно увидеть на известных зеленых башнях немецкого города Равенсбург. На крышах, покрытых черепицей «монах и монашка», вместо карнизной черепицы использовали рядовую черепицу «монах», чью боковую сторону украшали орнаментом.

Для северных и центральных районов Франции было типичным украшать карниз орнаментом из керамических плиток, выложенным на стене дома вдоль всего карниза.

Читайте также:
Нужны ли украшение невесте

Региональные традиции

Традиции украшать и преобразовывать крыши домов сохранились по всему миру и в наши дни. При этом нравы и обычаи разных стран привносят свои особенности в кровельные традиции.

Кровельный ландшафт Европы, где 70 % всех крыш покрыто керамической черепицей, обладает многообразием украшений и орнаментов различных эпох. Неповторимый след в истории кровельных украшений оставили Север и Юг Европы.

В Великобритании, Франции и странах Средиземноморья встречается огромное количество керамических аистов, укрепленных на кровельной поверхности. В исторической области Эльзас, Парижском бассейне и Провансе их многообразие особенно впечатляет.
В Италии в XIX веке, когда во всех направлениях искусства преобладали идеи художественного индивидуализма, городские кварталы преобразились благодаря появлению на зданиях цельных черепиц с лепниной. В Испании и Португалии можно встретить также удивительные украшения, которые покрыты специальной глазурью, — шедевры мавританской архитектуры и майолики.

PIC14 Вариант создания декоративного рисунка путем подрезки черепицы, Terreal

В Китае на архитектуру зданий, а значит и на кровельные украшения, огромное влияние оказал буддийский принцип сохранения гармонии и согласия между человеком и природой. Поэтому кровельные украшения в Китае выполняли одновременно две функции: функцию декоративного элемента и культурную функцию поклонения высшим силам защиты от опасностей и силам, дающим здоровье. Кровельные фигурки драконов и змей, которые в Европе имели негативное значение, за исключением славянских народов, в Китае считались главными символами здоровья.

PIC15 Традиционное украшение кровли, Восточная Азия
PIC17 Украшение для кровли «лунатик»

PIC16 Раскрашенные вручную птицы смотрятся как живые

Современные украшения носят в большей степени декоративный характер. Одно из самых популярных современных украшений черепичной кровли – фигурка лунатика, бредущего по коньку или съезжающего по крыше.

Фигурками пожарных, плотников, кровельщиков и представителей прочих профессий украшают крыши пожарных частей, мастерских, кровельных магазинов или частные дома, где живут эти мастера.

Сегодняшние производители кровельных украшений, такие как Meyer Holsen и Creaton (Германия), продолжают старые добрые традиции, совершенствуя достигнутое нашими предками. Все украшения Meyer Holsen и Creaton изготавливают из морозостойкой обожженной глины, в ангобе и глазури. По желанию заказчика они могут быть окрашены в любой цвет или раскрашены вручную, что подчеркнет индивидуальный стиль дома. Каждая фигурка – это уникальный экземпляр работы ремесленника. Различия в деталях, размере и окраске являются особенностью индивидуального изготовления.

На этом история кровельных украшений не заканчивается. Она будет продолжать свой нелегкий творческий путь, пока человек будет стремиться украсить или защитить свой дом от невидимых сил.

М. Бессонова, ЗАО Dr.Schiefer

Комментарий к “ Керамические кровельные украшения ”

Очень хорошая статья. Люди часто не могут выбрать, какое украшение применить, т.к. не понимают изначальное значение того или иного украшающего элемента.

Источник: krovlirussia.ru

Русская изба: что и как называлось, продолжение

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

В продолжение обширной темы про старинное деревянное домостроение в нашей стране подробнее поговорим о крыше и ее деталях.

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

В предыдущей статье уже писалось о том, что бревно, которым накрывали сверху крышу (так же, как сейчас закрывают стык откосов доборными элементами), называлось коньком или охлупнем. Название «конек» ему, как считается, дала вырезаемая на конце бревна голова коня. Но почему именно коня?

Раскопки древних жилищ наших предков неоднократно обнаруживали кости крупных животных, чаще всего лошадей, под основанием домов. Предположение о том, что при закладке дома приносили в жертву коня и закапывали его кости под домом, а череп ставили на крышу, вполне логично – ведь «добрая душа» этого животного становилась «домовым духом» и должна была охранять жилье. Однако череп – вещь не слишком удобная, да и верования постепенно менялись. Осталась традиция изображать голову коня на охлупне. При этом вырезать крупную фигуру можно было только при наличии утолщения на бревне, поэтому к «челу» дома конек часто разворачивали утолщенной комлевой частью.

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Еще один вариант – вырезанная отдельно и закрепленная в на крыше двойная фигура — использовался в Саксонии и соседних областях. Для тех, кто не в курсе — напоминаем, что севернее нынешней Саксонии, на реке Лабе (Эльбе) тоже жили славяне.

Читайте также:
Как сделать украшение ушки

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Интересно, что некоторые названия, да и сама конфигурация фасада избы четко ассоциируется с человеческим лицом, по некоторым данным — женским.

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Женский головной убор — убрус (полотенце, ширинка), закрепленный очельем и украшенный височными кольцами (колтами)

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Женские головные уборы с «подборами» или «поднизью» — ажурной сеткой, частично закрывающей лоб и виски

Причелины и полотенца на старинных избах и деревянных храмах дают отличные образцы резьбы. Интересно, что причелины могли монтироваться в один ряд (только одна доска) или в два и больше. Доска полностью или частично декорировалась резным узором. Использовалась технология «глухой» и «сквозной» (ажурной) резьбы. Поскольку в украшении старинных домов ничего не делалось «просто так», а крыша символизировала верхний, небесный мир, знаки орнамента тоже относились к небу и его проявлениям – солнце, ветер, дождь, гром и так далее.

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Полотенце закрывало стыки причелин, не позволяло сквознякам гулять в чердачном пространстве. Поскольку эта деталь находилась фактически в самой верхней точке избы (выше только конек), здесь логично помещали солярный символ. Другое название центрального полотенца — «кисть» или «кисти». Позднее, после замены славянской символики на христианскую, на месте изображения солнца или громового знака («перунов цвет», «перунов огонь» — круговой цветок с шестью лепестками) стали крепить лики святых или вырезать крест. Иногда эти символы вполне гармонично сочетались

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Еще одно интересное название – подзор. Так именовались резные доски, располагаемые либо под свесом крыши на стене, либо на торце избы как разделитель чердака и основного помещения. Тоже исполнялись как с глухой резьбой, так и со сквозной.

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Строчевые и кружевные подзоры русских рукодельниц

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Подзоры по свесу крыши на современном срубе

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Наборные подзоры ПОД свесом крыши и «очелье» над окном

И напоследок – еще одно значение слова «очелье» в характерных названиях элементов избы. Так назывались не только верхние части обрамления окон. Иногда «начельником» или «очельем» называли всю совокупность украшений фронтона – «чела».

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Очелье, составное из нескольких секций, над окном «горницы», то есть верхнего («горнего») чистого помещения

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Очелье на окне и подзоры на стене, перемежаемые кронштейнами, поддерживающими свес крыши

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Очелья в гораздо более позднем, «европеизированном» исполнении

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Составные резные очелья с характерным орнаментом в виде веера

Русская изба: что и как называлось, продолжение крыши, резные, только, название, подзоры, доска, свесом, голову, современном, обрамления, Иногда, уборы, головные, старинных, кости, стене, фронтона, домов, доски, череп

Это, к сожалению, просто картинка — зато какие шикарные резные очелья и балконы!

Источник: bestlj.ru

Все, что нужно знать о фронтонах деревянных домов

Уже само название этого элемента здания говорит о его локации: фронтон – передняя, лобовая часть конструкции крыши дома. По бокам его обычно ограничивают скаты, карниз является основанием. Конструкция представлена разными видами – от овальной до трапециевидной.

Что это такое и зачем нужны?

Фронтон деревянного дома является важнейшей частью кровли. Это опора, на нее распределяются нагрузки, идущие на несущие стены. Фактически наиболее сильное воздействие на фронтон оказывается ветром, из чего следует, что делать фронтон нужно из очень прочных материалов. Нередко фронтоны в деревянном строительстве продолжают несущие стены, а значит, могут быть выполнены из того же материала, что и сам сруб.

Форма этого элемента главным образом зависима от типа крыши. Треугольный ожидаемо считается наиболее распространенным, он выступает продолжением фасада двускатной крыши и сделан в виде равнобедренного треугольника. Подобные фронтоны бывают при односкатной крыше, но уже с прямоугольным треугольником.

С уличной стороны фронтон традиционно оформлен чистовой отделкой: на черновой настил фиксируется подходящий декоративный материал. В их подборе должна быть особая внимательность, ведь «лицо» дома создает и фронтон тоже. Снизу, там, где он связан со стеной, возводится козырек. Отвесы – по боковым сторонам.

Свесы в этой части дома могут продолжать стропильную систему, они частично выпирают над стеной, оберегая ее от погодных сюрпризов.

Функции фронтона:

  • защищать строение от осадков и порывов ветра;
  • делать кровельный каркас жестче, а также более устойчивым;
  • если фронтон снабдить утеплителем, он позволит под крышей организовать жилое пространство;
  • декоративная.

Чердачная зона в деревянном доме, действительно, может использоваться как жилая комната, например, кладовка, мансарда, а то и мастерская. Тогда в перегородке фронтона можно устроить окна или даже поставить скромных габаритов балкончик. Это делать непросто, но тогда архитектурный проект будет очень удобным для домовладельцев.

Читайте также:
Чем интересны продажи ювелирных украшений

Обзор видов

Варианты у хозяина дома разные: от простых образцов до оригинальных, можно сэкономить на материале, а можно прилично вложиться в эту часть строения.

По наличию составных частей

Фронтоны бывают простыми и сложными. Сложный тип означает, что в роли опор применяться будут вертикальные раскреповки. В сложном устройстве карнизы и тяги окончатся, не дойдя до центра стены.

Разберем, как сделать фронтонный свес.

  • Путем установки обрешетки. Ее, устанавливаемую на систему стропил, предварительно удлиняют – это надо, чтобы она сформировала свес над торцевой частью фронтона. Для кровли не слишком тяжелой такой метод хорош. При этом ширина свеса не может превышать 50 см.
  • За счет стропил. Потребуется укладка мауэрлатного бруса, выходящего за периметр строения. В этой ситуации первая стропильная пара с коньковым прогоном тоже образуют свес, который убережет строение от осадков. А чтобы материал самого свеса не пострадал, его подшивают.

Если подкровельное пространство не будет жилым, минимально возможная высота фронтонной части равна 0,7 м. Но если чердак будет задействован в хозяйственных целях, фронтонная высота – 1,5 м минимум. Если это станет одноуровневой жилой мансардой, от карниза до конька высота должна быть 2,5 м, для двухуровневой – 5 м минимально.

По форме

Стену, что ограничивают скаты крыши, сравнивают с разными геометрическими фигурами. Они и определяют форму фронтона.

Она может быть нескольких видов.

  • Треугольной – ничего нет популярнее этого варианта. Такой фронтон образует крыша с двумя равными скатами. Его легко сооружать, он смотрится убедительно, потому и востребован. Если на чердаке будет жилое помещение, за счет такой формы потолка оно всегда будет отличаться от остальных, чем многим и нравится.
  • Пятиугольной – довольно интересный вариант, который формируется сочленением двух ломаных скатов. Выглядит так, как соединение трапеции и треугольника. Чердак образует комнату с треугольным потолком, то есть передвигаться по ней значительно удобнее, нежели по мансарде (там-то потолка нет вовсе).
  • Трапециевидной – на чердаке дома с таким фронтоном пространство точно не будет суженным. Фасад делают таким, если изначально есть желание иметь немаленькую площадь под кровлей. Такой выбор характерен для домов с полувальмовыми крышами, кровлями датского, голландского типов.

Полукруг, киль, лук, ступеньки – в архитектуре встречаются и такие формы фронтонов, но относительно современных деревянных домов они считаются редкостью.

По материалу

Несущие стены здания уже на месте, стропильная система также построена, значит, можно приступать к монтажу фронтона.

Тут могут быть полезны разные материалы.

  • Вагонка. Очень востребованный стройпродукт, представленный длинными стругаными досками с пазами/гребнями в торцевой части. Доски крепятся на гвозди. Здесь необязательно звать мастера, с таким монтажом справиться можно и самостоятельно.
  • Натуральное дерево. Бук, ясень, сосна, а может, и ель, кедр, дуб – немало пород деревьев могут использоваться для создания этого элемента дома. Нужно взять струганые доски не меньше сантиметра толщиной, края у них обязательно должны быть ровными. Дерево предсказуемо не защитит дом от ветров и осадков, поэтому материал для тепло- и пароизоляции ищут уже на этом этапе.

Черновую поверхность перегородки кровли закрыть можно сайдингом. Он очень популярен сегодня в строительстве, может быть деревянным, виниловым, стальным и даже цементным. Цвет сайдинга разный, фактура как глянцевая с отливом, так и матовая, рифленая (словно резная) или гладкая. Но это все же не совсем материал для сооружения фронтона, а то, чем его реально обшить.

Можно, конечно, пойти на значительную экономию и отделать фронтонную часть просто фанерой либо ДСП с ламинацией, но надежность этих материалов, конечно, далека от идеала. Негативное климатическое влияние довольно скоро отразится на состоянии такой отделки.

Внимание! Даже если чердаку не суждено стать жилым, неизолированный фронтон пропустит холод внутрь помещения.

Способы возведения

Есть два варианта, и оба можно осуществить своими руками.

Вместе со стенами

Возводится фронтон перед тем, как строится крыша. И многие эксперты сочтут такой вариант более оптимальным, так как выпирающие части крыши банально не будут мешать трудиться. Такой способ, действительно, подходит регионам, где порывистые ветра не редкость, и где стена под крышей может использоваться в качестве вспомогательной опоры для скатов. Да и, наконец, возведя фронтон вместе со стенами, будет проще соблюдать геометрию кровли.

Читайте также:
Какой нужен материал для украшений

Отдельно

Так говорят про монтаж, который начинается уже после финиша кровельных работ. Метод классный, если сооружение фронтона – это организация каркаса с последующей обшивкой. Форму просчитывать, делать разметку не придется, надо будет только заполнить межскатное пространство.

Особенности утепления

В качестве защиты от холода активно используют минеральную вату. С ней, действительно, удобно работать: она отлично режется на нужные части, ее можно затолкнуть фактически в любой уголок. Наконец, она не гниет. И по сравнению с другими теплоизоляционными материалами минеральная вата стоит недорого. Но вот для кожи она может стать аллергеном – и, к сожалению, понимают это уже в момент укладки.

Альтернатива ей – пенопласт, материал также дешевый, легко зашивающийся в полости фронтонных перегородок. Малярным ножом он прекрасно режется, и такая изоляция вполне готова прослужить долго. Ну и, наконец, более современный пенополистирол. Стоить такой материал будет подороже двух предыдущих «кандидатов», но легок в обработке, установке, отлично защищает от осадков и холода, не боится травмирования.

Если и этот материал не подходит, стоит рассмотреть пеноплекс, пенофол либо монтажную пену. Из самых популярных это все, остальные варианты используются реже.

Отделка и оформление

Утеплитель должен оказаться изнутри фронтона, то есть он спрячется под обшивкой. И это заключительный этап работы с данной частью дома. Какой бы материал ни был выбран, крепиться он будет на бруски контробрешетки.

Рассмотрим, чем можно обшить фронтон.

  • Сайдингом. Материал уже упоминался в пункте выше, и его популярность, действительно, трудно преуменьшить. Он надежно защищен от гниения, термоскачков, выгорания и деформации.
  • Древесиной. Это могут быть, например, доски, имитирующие брус, или обрезные элементы. Дерево монтируется на каркас из дерева, выглядит все же солиднее сайдинга, прельщает натуральностью и приятным цветом. И ничем дополнительным фронтон украшать не потребуется: дерево самодостаточный элемент в отделке.
  • Профнастилом. Так называется гофрированный лист металла с полимером или оцинковкой в качестве покрытия. Конкретно фронтоны обшивают стеновыми листами, имеющими маркировку С (они предполагают и вертикальную, и горизонтальную укладку). Укладываются на металлокаркас либо каркас из дерева.

Внимание! Деревянная обшивка не применяется в системе с металлокаркасом, ведь под действием влаги дерево расширяется, чего не сказать о металле. И доски, закрепленные на металлических элементах, могут пойти трещинами.

Делать или нет украшение на фронтоне, зависит от того, как в целом дом выглядит снаружи, к какому он относится стилю, будет ли этот декор составлять стилистическую целостность с домом.

Если, к примеру, хочется повторить этностиль в русском направлении, можно приглядеться к нескольким вариантам.

  • Фриз – его оформляют на крыше ровно над крыльцом. По сути, это резной бордюр, арочный или же прямой.
  • Кронштейн – также резной, треугольный объект, который украсит место слияния опорных стропил над крылечком.
  • Крылья – а это резные объекты. Они хорошо смотрятся сбоку на двухскатной кровле, часто выступают за торцовые края.
  • Кайма – так называют резную полоску, довольно широкую, фиксирующуюся на кромку кровли над фронтонной стеной.

Но стили бывают разные: что правильно в одном, совершенно инородно смотрится в другом. Например, в восточном стиле тоже можно использовать деревянные элементы, но древесина может быть выразительнее, ярче, узоры тоже должны быть с аутентикой.

Если хочется что-то поскромнее, можно использовать бюджетные пластиковые ажуры, белые или других светлых вариантов. Для более основательного решения подойдет металлический декор, который будет отличаться хорошей износостойкостью.

А элементы из МДФ также богаты на дизайн-возможности, да еще не боятся влаги.

А также обшивку можно покрасить, деревянную фронтонную стенку можно закрыть штукатуркой, использовать для отделки полиуретан, наконец, применить декоративный камень или кирпич. Вариантов, действительно, много.

Удачных решений и приятного строительства!

Источник: stroy-podskazka.ru

Рейтинг
Загрузка ...