* Балкон — выступающая из стены и ограждённая решёткой (балюстрадой, парапетом) площадка на консольных балках на фасаде или в интерьере.
* Баллюстрада — поручни, перила, ажурная ограда, состоящая из балясин между постаментами.
* Балясина — фигурная стойка, подпирающая поручень у балконов, лестниц, гульбищ и т.п.
* Безгвоздевая крыша — крыша, крытая тёсом, который кладут не на наклонные стропила, а на горизонтальные слеги, концы продольных слег вырублены в самцы, поэтому крыша называется самцовой (см. Самцовая крыша, Слеги).
* Бочка — разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом.
* Венец — горизонтальный ряд брёвен в срубе, состыкованный в углах вырубками.
* Волюты — украшение верха наличников в виде завитков.
* Выпуски — концы брёвен, выпущенные из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли, крыльцо, галерею и т.д.
Создание скворечника , работа «нихромовой нитью»
* Горница — парадная комната в избе, не отапливаемая.
* Домовая резьба — 1) любые украшения на архитектурных деталях деревянных строений; 2) любые виды резьбы по дереву и сопутствующей обработки, которые предназначены для благоустройства дома и домашнего быта.
* Кокора — срубленный ствол дерева с ответвлением корки в виде крюка (см. также курица).
* Кокошник — декоративная закомара с заострённым верхом в форме кокошника, украшающая стены, своды и барабаны церковных храмов (см. Закомара, барабан ).
* Коневая слега — слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)
* Конёк (князёк) — верхний стык двух скатов кровли.
* Коник — деревянная резная деталь русской печи. * Консоль (кронштейн) — горизонтальный выступ в стене, конструктивный элемент, служащий для опоры, подвешивания какой-либо детали (поддерживает балкон, карниз) или для установки на нём украшения
.* Кошель — тип избы квадратной формы с асимметричным боковым фасадом, так как конёк кровли проходит только по жилой части.
* Крыльцо висячее — крыльцо, которое опирается не на столбы, а на выпуски. (см. Выпуски) * Курица — кокора, укреплённая в слегах самцовой крыши и несущая поток (см. кокора, самцовая крыша, поток).
* Матица — 1) балка — прогон, на который опирается накат; основная несущая балка, деревянное перекрытие; главная балка, несущая потолок; 2) бревно квадратного сечения, опирающееся концами в центре торцовых стен хаты
.* Окно волоковое — небольшое окно, которое закрывалось («заволакивалось») изнутри задвижной доской. * Окно красное (окно косящатое) — окно, которое обрамляют гладкие косяки, соединённые «в ус» (см. Ус).
* Окно слуховое — чердачное окно.
* Охлупень — выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой (см. Конёк, Шелом)
.* Плаха — половина расколотого или распиленного вдоль бревна для настила пола (см. Пластина). * Повал — постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз.
Изготовление причелины
* Поветь — второй этаж хозяйственной постройки. * Подзоры — резные доски для украшения ската кровель, крыльца и прочих конструкций в избе.
* Подклеть — нижний этаж деревянной постройки, обычно хозяйственная часть.
* Полотенце — короткая резная доска для закрытия стыка причелин (см. Причелина).
* Помочи — то же, что Выпуски
* Портал — главный дверной проём.
* Поток — брус или лоток самцовой крыши, в который упираются нижние концы тёса (см. Брус, Лоток, Самцовая крыша).
* Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводным балкам, лежащим на стенах строения.
* Пояс фронтонный — ряд фронтончиков, охватывающий восьмерик церкви ( см. Фронтончик, Восьмерик).
* Прируб — более низкая составная часть здания.
* Причелины — резная доска для закрытия наружных торцов слег под кровлей, служит декоративным украшением (см. Слеги).
* Самцовая крыша — то же, что Безгвоздевая крыша.
* Самцы — поперечные стены сруба относительно крыши.
* Светёлка — неотапливаемая комната в верхней части избы.
* Сволок — 1) главная балка, поддерживающая потолок, часто украшенная резьбой или росписью, 2) верхний С., подвижный С. — второстепенные, верхние бока перекрытия.
* Символизация — изображение, обозначение чего-либо при помощи символов.
* Слеги — брёвна подкровельной конструкции, положенные горизонтально.
* Сорока — шпонка-стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
* Ставни — деревянные затворы на окнах, в сочетании с оформлением наличников и другими элементами придают всему дому нарядность, определённый стиль и колорит.
* Тимпан — внутреннее поле фронтона.
* Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены дома.
* Фронтон — верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.
* Фронтончики — остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.
* Щипец — тоже, что Самец, Фронтон.
Источник: rezba52.ru
Лобовая доска (Причелина)
Качественная изба, построенная больше века назад, заметно отличается от современного деревянного дома. Например, по количеству резных украшений от окон до конька крыши. Кровля до сих пор состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свои задачи. Крыша претерпела изменения, но не избавилась от лобовой (ветровой) доски, только мало теперь встретишь настоящих Причелин.
Причелина (или красная доска) это — лобовая фронтонная доска (на обоих фото) с фигурными накладными элементами или резьбой по дереву. Ее орнамент в старину повторял общий стиль оформления, подчеркивал замысел и уникальную красоту строения. Этническую принадлежность к определенной местности.
Причелину часто формировали несколько досок со смещением для большей толщины и массивного внешнего вида крыши. Сейчас вместо Причелины монтируют гладкую лобовую доску. В самом конце работ, через год после сборки, когда сруб с фронтонами или крыша ендовая.
Лобовую доску монтируют на карниз по всему периметру крыши. Саморезами над подшивом карниза к торцам стропил, до установки крючков-держателей водосточного желоба. После того как сделано утепление минватой крыши. Ее называют так же «ветровой доской». Закрывает от задувания ветра пространство между стропилами.
Сверху для защиты от прямого воздействия дождя ее частично перекрывает карнизная планка крыши. Фронтонная доска крепиться к крайним стропилам над фронтонами с заводом верхнего края под торцевую кровельную планку.
Для монтажа тройным каскадом применяется строганная доска 20*140. Еще можно смонтировать имитацию бруса. В любом случае применяется сухой материал (камерная или длительная атмосферная сушка). Монтаж ведется до подшивов карнизного и фронтонного свесов крыши. Окрашиваются пиломатериалы на земле (до монтажа) на 2 раза, с уличной стороны и по торцам как минимум.
Для большинства антисептиков и масел для дерева понадобится нанести предварительный слой грунтовки.
Источник: xn—-9sbjfsfefvbc3afg.xn--p1ai
Резная крыша
Повинуясь многовековой традиции, русские мастера оформляли жилые деревянные строения самобытной резьбой. Эта традиция не устарела до сих пор.
Сама по себе, домовая резьба зародилась на основе стремления людей украсить свое жилище и привлечь в свой дом светлые и животворящие силы. Способы декорирования резными деталями заключаются в продумывании пластики декоративно-конструктивных элементов, в подборе самых выразительных рисунков света и тени, в сочетании вариантов обработки дерева, в создании насыщенных и богатых рельефов и фактур.
Любое сооружение в конечном счете рассчитано не только на чисто функциональную службу, но и на эстетическое восприятие его человеком. Красивый дом – это объемно-пространственный ансамбль, на который люди смотрят, как на гармоничное сочетание архитектуры и декора. Пластика строения вместе с разнообразными резными украшениями являются зримым взаимодействием плотника и резчика.
Особенно богаты домовой резьбой строения на русском Севере. Чердаки, крыши и фронтоны домов сел и деревень пестрели резными изображениями: листьев, травы, зубцов, птиц, узоров, диковинных зверей, единорогов и всадников на конях. В северном зодчестве можно увидеть на всех элементах домовой резьбы крупные и мелкие, круглые и квадратные розетки и полурозетки.
Резьба выполнялась с применением рельефной и объемной скульптурной техники. Но чаще всего мастера использовали в оформлении пропильную или ажурную резьбу. Она помогала создать незабываемый кружевной эффект.
У русских людей издавна было особое отношение к различным покровам, в том числе и к кровле дома. На домах зажиточных людей красовались крыши затейливой формы. Они выполнялись в виде палатки-покрытия на четыре ската, в виде бочек, пирамидальной и луковичной формы. Согласно традиции, кровля по периметру украшалась прорезными гребнями, полотенцами, рубцами, теремками.
На самом верху крыши приделывали резной конек, который считался оберегом. Существует даже поговорка: «Конь на крыше – в избе тише».
Под скатом крыши практически в любой домовой резьбе можно увидеть различные символы. Косички, волнистые линии, змейки – символы Воды, объемные прямоугольники и квадраты – символы Земли. Однако, с течением времени наши предки все меньше задумывались о символике и все больше стремились подчеркнуть высокий статус владельца дома и его богатство.
Пожалуй, самым нарядным элементом в декорировании крыши, является подзор – декоративный карниз, расположенный вдоль свесов кровли. Подзоры или причелины оформлялись резными небесными знаками и создавали ажурную кайму невероятной красоты. Как правило, в украшении подзора применялась глухая резьба.
Современные мастера имеют гораздо больше возможностей в украшении крыш резьбой. Не только по тому, что обладают новейшими технологиями и хитроумными приемами в обработке дерева. Здесь сказывается многовековой опыт и традиции резьбы, которые передавались испокон веков от мастеру к мастеру.
В украшении крыш можно использовать и мягкие и твердые породы древесины. Выбор их зависит от того, какие элементы строения должны быть оживлены резьбой. Есть возможность изготавливать детали из экзотических пород деревьев, растущих в Африке и Южной Америке, которые привозят на заказ. Все деревянные части обрабатываются специальными составами, препятствующими появлению жучков, гниению и возгоранию.
Прорезная или сквозная резьба уникальна. Она позволяет сообщать настроение, чувства и мимику. Опытные мастера-резчики создают в украшении кровли ни с чем не сравнимый эффект вологодских кружев.
Резная крыша на сегодняшний день может быть оформлена с применением специальных станков. Однако, совершенно понятно, что никакая, даже самая совершенная компьютерная программа, не сможет создать то, на что способен художник-резчик. Все изделия, которые выходят из под рук мастера – неповторимы.
Источник: www.ornamentum.biz