Роскошные головные уборы, из драгоценных металлов, украшенные камнями, жемчугом и мехом, служили атрибутами высшей власти с незапамятных времен.
Если не считать царских русских шапок и уборов духовенства, драгоценные головные уборы раскладываются на три основные класса – короны, тиары и диадемы.
Отличить их довольно просто.
Коронами называют монархические регалии, изначально это чисто мужской атрибут власти и богоизбранности.
Корона представляет собой замкнутый обруч, обычно имеет по всему периметру равную высоту или сомкнутые шапкой стенки. Формы, стили, материалы корон удивительно разнообразны, поэтому, чтобы не путать и диадемой, короной сейчас называют убор, который может носить только монарх.
Короны европейских правящих домов, иллюстрация из словаря Брокгауза и Ефрона
УЖАСНО СТРАШНАЯ НОЧЬ😱
Например, у королевы Елизаветы II множество драгоценных украшений для головы, но в своей жизни она носила только две короны – корону Британской империи и корону Святого Эдуарда, которую надевала на коронации.
Корона Британской империи, корона Святого Эдуарда и малая бриллиантовая корона королевы Виктории
Диадема – та же корона, она так же представляет собой замкнутый обруч.
Но есть отличия: диадема не относится к монархическим регалиям и часто имеет разную высоту стенок по диаметру.
Диадему обычно носили на макушке головы, открывая большую часть прически. Свое происхождение диадема ведет от античных золотых лавровых венцов, собственно, корона – это диадема, которую имеет право носить только монарх.
Изначально диадемы – тоже мужские регалии, но в средние века диадемой называли головной убор королевы, тогда как у короля была корона.
Диадема дома Романовых и диадема Стефании Богарне, 19 век
Тиара – облегченный вид диадемы, это незамкнутый обруч. Формы и виды тиар могут быть совершенно разнообразными, и носят их по-разному – на лбу, на макушке головы, даже на пучке.
Тиары часто делают разборными, легко трансформирующимися в колье и броши. Практически все современные украшения, которые можно видеть на аристократах – тиары, они легкие и удобно крепятся к прическе.
Тиары британского королевского дома
Некоторые старинные исторические украшения носят свои названия вопреки современной классификации. Например, головной убор Римского папы – тиара. Тиарой называлась и корона императрицы Священной Римской империи Констанции Арагонской, и представляет собой эта тиара золотую шапку с длинными подвесками.
Туториал по рисованию💦Цветные карандаши✏️ Урок рисования. Художник самоучка
Это от того, что изначально тиарой назывался персидский военный головной убор в виде высокой шапки, поэтому некоторые Византийские и старые Европейские короны тоже называли тиарами.
Тиара Констанции Арагонской, XIII век
Источник: dombusin.livejournal.com
История аксессуаров для волос
История аксессуаров для волос охватывает не одно столетие и все континенты. В этом обзоре мы расскажем вам как утилитарный предмет превратился в модное стильное дополнение к образу, а нередко еще и в произведение искусства.
История украшений для волос
Кем и когда была изобретена первая заколка для волос, сказать трудно. Доподлинно известно только то, что появилась она задолго до нашей эры. С этого момента и начинается история аксессуаров для волос.
В Древнем Египте заколки были незаменимой вещью. Прически фараонов и приближенных к ним отличались изощренностью и пышностью украшений: “скромные” будничные аксессуары для волос из золота в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами и перламутровыми зажимами.
В Древней Греции женщины украшали прически живыми цветами и яркими лентами, а в праздничные дни надевали на головы диадемы из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями.
В Японии многие мужчины пользовались заколками, видя в них не только надежный фиксатор самурайских причесок, но и… незаменимое оружие. К примеру, “кансаси” – заколки в виде миниатюрных стилетов длиной до двадцати сантиметров – легко можно было использовать в качестве метательных ножей. Впрочем, столь опасные украшения были в почете разве что у ниндзя и самураев. Обычные же граждане предпочитали украшения куда менее экстремальные: безобидные шпильки и гребни.
На Руси национальной женской прической считалась коса до пояса. Заплетая косу, девушки украшали ее лентами, шелковыми кистями и подвесками. А на лбу волосы удерживались с помощью перевязок.
В Европе эпохи Возрождения миниатюрные украшения для волос трансформировались в огромные проволочные каркасы и обручи, удерживающие неимоверно высокие прически. Все эти вавилоны на голове украшали драгоценными камнями, лентами, перьями, бисером, черепаховыми гребнями и шпильками из слоновой кости.
Со временем прически начали уменьшаться в размерах, и к началу двадцатого века длина волос катастрофически укоротилась. Феминистически настроенные дамы шикарным локонам предпочитали короткие стрижки и не признавали ярких украшений. Шпильки стали незаметными, заколки и ленты – сугубо функциональными вещами: с их помощью убирали мешающую прядь или собирали волосы в неприметный пучок или хвостик.
Сегодня мода позволяет воспользоваться любым направлением из ее тысячелетней истории, ведь украшения для волос в наши дни стали неизменным элементом стиля, завершающим образ.
История аксессуаров для волос: Привилегия знати
В стародавние времена красивые заколки и бантики были привилегией знати. Согласно легенде, первые украшения для волос получили в результате весьма любопытной истории. Дело происходило во Франции, в семнадцатом веке. Наследный французский принц отправился в Швейцарию для предложения руки и сердца тамошней принцессе.
Уже в пригороде Парижа его карета сломалась. Раздосадованный остановкой принц развлекся просмотром изделий местных ремесленников, среди которых были и простенькие аксессуары для волос, которыми пользовались деревенские девушки.
Карету удалось починить быстро, принцесса дала согласие, а принц со временем стал королем. Вот тут-то, в благодарность за давнюю помощь, он и предложил деревенским умельцам стать эксклюзивными поставщиками некоторых товаров быта, и в том числе различных украшений для королевского двора.
Со временем украшения для волос вошли в моду среди придворных дам, и даже появился обычай: каждой собирающейся замуж девушке иметь среди приданого сделанные специально для нее из драгоценных камней и металлов заколки. А на месте небольшой деревеньки, из которой все пошло, до сих пор существует фабрика, производящая одни из лучших аксессуаров для волос.
История аксессуаров для волос: Заколки вчера и сегодня
Выбившийся локон, воспетый поэтом, – это всего лишь неудачно заколотые шпилькой волосы. Сегодня украшать и держать волосы в узде легко и просто. Мы вооружены “автоматами”,”крабами” , гребнями, изысканными “невидимками” и 1000-летними традициями.
В Древнем Египте и заколки были в большой моде. Прически фараонов и приближенных отличались изощренностью и пышностью украшений. Скромные (всего лишь из золота) будничные украшения для волос в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами, перламутровыми зажимами. В Древней Греции официальные парадные прически женщин закреплялись с помощью диадем из благородных металлов с драгоценными камнями. Прически попроще украшались лентами и цветами.
В Японии заколки использовали даже мужчины, причем довольно часто – по двойному назначению, заодно как оружие. Прически женщин-ниндзя украшались изящными заколками в виде миниатюрных стилетов длиной до 20 см – кансаси, которыми они и пронзали горло жертвы.
В крайнем случае такие заколки можно было использовать как метательные ножи. Впрочем, у обыкновенных японок заколки были не такие экстремальные. Сложные прически гейш украшались большим количеством шпилек и гребней, причем более изысканные гейши носили меньше украшений в волосах, но те, что имелись, стоили дороже всех заколок гейш попроще.
В России девушки заплетали косу, украшая ее лентами, шелковыми кистями, подвесками. На лбу волосы удерживались перевязками.
В Европе эпохи Возрождения произошла своеобразная революция заколок. Прически делались огромных размеров, с использованием проволочных каркасов, обручей, и все эти вавилоны густо украшались всевозможными лентами, перьями, драгоценными камнями, бисером, шпильками из слоновой кости, черепаховыми гребнями.
Источник: minthost.ru
Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)
Женские головные уборы — важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды. Головной убор мог многое рассказать о своей владелице, т.е. он являлся «говорящей» частью национального костюма. Попробуем разобраться в правилах ношения и видах женских головных уборов.
По головному убору можно было определить из какой губернии женщина прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное — замужем ли она или девица на выданье.
Разделения в прическах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девушка всегда носила одну косу и обязательно (в теплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и при этом скрывать волосы от посторонних глаз. В те времена даже существовал такой свадебный ритуал — девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую прическу.
Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически — длинные, блестящие, здоровые волосы по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты. Две косы у замужней женщины символизировали пару — муж и жена. Голова замужней женщины всегда должна была быть покрыта платком или головным убором, не дозволяющим даже пряди выпасть из-под него.
Огромным позором считалось опростоволоситься — т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если покров срывался случайно, например во время ссоры, женщина имела право обратиться в суд за наказанием обидчика.
Косы расплетались лишь во время магических обрядов, во время родов или на похоронах родителей.
Старинные головные уборы
Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женской чистоты и благородства, покорности и смирения перед мужем и Богом.
Также считалось, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить. Платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, а также добавлял женственности, скромности и целомудрия.
Основной женский головной убор девушек имел единую основу — венок (перевязка, очелья)
Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) — славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок
Кичка — головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и пр.
Борушка (морхатка, моршень, сборник) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин
Намётка (намитка) — старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы
Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы
Убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину, богато украшенное вышивкой
Укладывался вокруг головы поверх подубрусника (мягкой шапочки, закрывавшей волосы) и завязывался или закалывался булавками.
Кокошник — самый известный женский головной убор. Правда, в том виде, каким мы его привыкли видеть ( у Снегурочки, например, с косой наружу) — современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде — шапочка на голову
Однорогий кокошник — богатый головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины
Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника.
Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити — рясны, а спереди сетка из жемчуга — поднизь.
Двурогий кокошник
Однорогие кокошники (крайний справа — с шишками — олицетворение плодородия)
Кокошник — праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий, двурогий и седлообразный кокошник, а также в виде шапочки с плоским дном и высоким очельем
Старинные женские праздничные наряды
Источник: pressa.tv