Страны
На чтение 7 мин Просмотров 32.7к.
Индия славится своей культурой и непоколебимой верностью традициям, одним из главных атрибутов которых является национальная одежда. От региона к региону меняется фасон нарядов, а узор и цвет ткани может рассказать о принадлежности к касте, социальном статусе, местности и характере. Несмотря на свое разнообразие, индийская одежда придерживается общего стиля — все наряды пестрят яркими красками и замысловатой драпировкой. Даже влияние запада не смогло пошатнуть самобытность Индии, а сами заграничные модельеры, вдохновляясь индийским колоритом, создают роскошные костюмы и платья.
Традиционная одежда и ее значение
С первым упоминанием индийской цивилизации в литературных источниках того времени связаны и упоминания о традиционном национальном костюме «дхоти», который тогда еще не имел половой принадлежности. Немного позже появился прототип сари, о котором свидетельствуют скульптуры богинь, облаченные в драпированную ткань.
Индийские Украшения…
Однако некоторые историки утверждают, что ношение всевозможных платьев и юбок было навязано англичанами во время колонизации Индии. Считалось, что до этого женщины ходили с голой грудью. У самих индусов есть легенда, датируемая 5 тысячелетием до нашей эры, связанная именно с таким вариантом одежды, как сари.
Когда-то правитель древней Индии проиграл свою супругу в кости, но победитель не смог овладеть ею из-за бесконечно длинной ткани, обернутой вокруг тела женщины. Умело задрапированные полоски шелка помогли царице сохранить честь. С тех пор сари считается символом нравственности и целомудрия.
Индийская одежда для женщин не только подчеркивает их женственность, скрывает недостатки фигуры, но и имеет практичный характер. Издревле индусы предпочитали шить одежду из натуральных, легких тканей, комфортных для тропического климата Индии. Ткань имела важное социальное значение.
Представители высших сословий носили исключительно шелковые или льняные одеяния, тогда как слуги и купцы могли позволить себе только хлопчатобумажные изделия. Сегодня люди уже не так яро отстаивают свои традиции, но тем не менее, в одежде сохранился индийский стиль, особенно по праздникам индусы стараются одеваться максимально традиционно. А теперь рассмотрим самые популярные варианты традиционной одежды Индии.
Женская
- Сари — это цельный отрезок ткани длиною в 9 метров и шириною до 1 метра. Куском ткани девушки обматывают талию, а ее край закидывают за плечо. Эту часть стараются богато украсить, так как она находится на первом плане. Для повседневной жизни выбирают однотонный цвет, но края расшивают золотыми нитями, пайетками или блестками;
- Гагра-чоли – это длинная юбка с коротким топом или лифом без рукавов, плотно обтягивающим грудь, а вот юбка напротив должна быть свободной и полностью скрывать ноги. Они шьются из тонкой ткани, так как поверх них, как правило, девушки надевают сари;
- Шальвар-камиз, или панджаби – так называются костюмы из шаровар, свободных на бедрах и зауженных к низу, а также туники с разрезами по бокам, начинающимися от талии. Костюм дополняет длинный шелковый шарф — дупатту, который используют как вуаль. Стоит отметить, что этот аксессуар стал очень популярным среди европейцев.
Конечно, в индийской женской одежде есть масса разнообразных нарядов, характерных для разных регионов. Так, чуридар-курта — это вариация шальвар-камиз, единственное отличие которого заключается в длине туники. А мундум-нерьятхум и мекхела-чадор — это формы известного нам сари, только с прикрытым животом. Существует более десятка разновидностей обвязывания ткани вокруг тела, каждое из которых имеет свое название.
Для девочек также имеется свой вид одежды, который называется патту-павадай. Платье собой представляет полусари конусообразной формы.
Мужская
- Дхоти – вариант индийской одежды для мужчин, который представляет собой широкие штаны из ткани отрезком в 5 метров. Два конца ткани обвязывают вокруг бедер мужчины и завязывают в узел по центру. Затем одним концом обматывают левую ногу и закрепляют на поясе за спиной, а второй конец закладывается за пояс спереди. Несмотря на неудобство в процессе надевания, мужчинам и мальчикам очень комфортно носить дхоти в домашней обстановке;
- Курта является дополнением к дхоти, это длинная рубаха до колен с вырезом на груди. Их также украшают разноцветными нитями, вышивкой и драгоценностями;
- Шервани — это своеобразное пальто или сюртук ниже колен с застежками на передней его части по всей длине. Его обычно надевают вместе с шальварами (шароварами) или с чуридарами (зауженными штанами). Шервани считается праздничной национальной индийской одеждой.
Расцветка мужских костюмов имеет также большое значение. Например, в черном шервани могут появляться только чиновники и высшие сословия, а белые надевают на особенные торжественные мероприятия.
Головные уборы
Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:
- датар;
- пхета;
- ганди;
- май-сур-пета;
- раджастхани-пагари.
Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.
Ткани и цвет
Расцветка ткани играет большое значение в национальной индийской одежде. В жаркое время года женщины носят одежду холодных оттенков, в дождливые дни предпочитают теплый цвет, а с наступлением ночи облачаются в яркие цвета. Каждый цвет имеет свой смысл.
- красное сари с золотой росписью выбирают для невесты, так как он символизирует счастье в семейной жизни;
- белый цвет считается траурным. его носят вдовы, не имея права надевать серьги и браслеты после смерти мужа. Но это не значит, что остальным нельзя надевать белое сари — главное, чтобы оно не было однотонным, на нем должна присутствовать вышивка;
- зеленый цвет символизирует спокойствие и подходит для повседневной жизни;
- желтый цвет носит женщина после родов несколько дней, так он считается священным, означает очищение и приносит благо;
- розовый – цвет юности и скромности;
- оранжевый цвет в случае с мужчинами символизирует аскетизм, а с женщинами — хранение тепла и домашнего очага;
- синий цвет является символом бедности, его носят представители низших каст;
- черный цвет означает смерть, его не надевают на детей, во время торжеств и значимых событий.
Украшения
Каждая деталь в облике жителя Индии может охарактеризовать его, и индийские украшения не стали исключением. Какие-то браслеты передают настроение или оберегают девушку, другие же предназначены для богов, их надевают во время посещения храмов. Каждая девушка к свадьбе получает набор из 16 украшений, которые символизируют лунные циклы — они надеваются на щиколотки, живот, голову, руки, шею, предплечья и даже в нос. Богатые семьи могли себе позволить драгоценные камни и жемчуг, а представители низших сословий довольствовались деревянными и каменными украшениями. Кроме аксессуаров для тела, есть еще ряд убранств для полноценного образа индийской женщины:
- «аджна» — так назывались тени для глаз, тушь и подводка, которые сейчас продаются в ювелирных магазинах;
- «мехенди» — это роспись тела хной, известный народный обряд в Индии для девушек перед замужеством;
- «бинди» — пресловутая красная точка на лбу, открывающая по поверьям индусов третий глаз — путь в подсознание;
- «синдур» — красная линия на проборе, означает, что отныне девушка принадлежит семье своего мужа.
Индия – одна из немногих стран, которая до сих пор придерживается традиций не только в образе жизни, но и в одежде. Да и как можно отказаться от таких сказочных платьев удобного кроя и ярких украшений. Конечно, современная индианка все больше перенимает наряды из культур других народностей, но и национальные особенности продолжают прослеживаться в их одежде.
Видео
Источник: odezhda.guru
Зачем жители Индии носят тюрбан? Раскрываем секрет эффектного головного убора
Почему-то все уверены, что индусы поголовно носят тюрбаны, соревнуясь, кто намотает на голову ткани больше и замысловатее. Это не совсем так, потому что носить большой тюрбан — это честь и ее нужно сперва заслужить. Да и не всем он положен, так что некоторым жителям Индии тюрбан «не светит» ни при каких обстоятельствах. Рассказываем, как появился в Индии тюрбан, зачем он нужен и что под ним таится.
Конечно, обмотать голову полотенцем невозбранно может каждый, но мы тут говорим про настоящие тюрбаны, имеющие сакральный смысл и свою историю. С давних пор эти головные уборы в Индии были привилегией сикхов — представителей одной из популярных религий.
Когда сикхизм еще только формировался, в 15-18 столетии, носить тюрбан могли исключительно представители высших каст. Но так как важнейшей ценностью в сикхизме считается равенство всех людей, право красоваться в тюрбане получили все адепты этой религии. Но не у всех есть при этом право выбора цвета и размера.
Сикхи не говорят «тюрбан» или еще хуже — «чалма». На пенджабском языке, который используют большинство этих людей, такой головной убор называется пагри или сокращенно — паг. Название тюрбана на санскрите, древнем литературном языке Индии, очень созвучно — пак. Сами сикхи, чаще всего, называют свои тюрбаны уважительно — дастар.
Паг сикха скрывает одну из величайших его ценностей — волосы. Каждый сикх обязан соблюдать кеш — обет неприкосновенности волос. Растительность на голове нельзя стричь и волосы, по мере роста, закалывают все выше и выше. Вместе с прической растет и тюрбан сикха, иногда до фантастических размеров.
Взрослый сикх, отец семейства и уважаемый человек, никогда не покажется людям с непокрытой головой. Появиться на публике без тюрбана — это почти такой же позор, как обрить голову или подстричь по европейской моде окладистую бороду. Паг и все, что под ним скрыто, имеет такое большое значение для мужчины, что за сорванный головной убор сикх может убить — меч или кинжал почти всегда с ним.
По своей конструкции тюрбан — это не готовый головной убор, который можно просто надеть на голову. Это длинные ленты ткани, которые старательно наматываются слой за слоем, с соблюдением особой системы. Когда-то тюрбан мог заменить сейф — в нем сикх хранил деньги, ценности, документы и просто милые сердцу безделушки. Сегодня такое применение пага редкость, но зато традиционные ритуальные предметы сикхизма на головной убор крепятся в изобилии.
Мало кто знает, что основное назначение тюрбана — это не демонстрация мужественности и не просто строгое следование религиозным канонам. Сикхи считают, что их дастар защищает их третий глаз от посягательств злых сил и просто сглаза недобрых людей.
Для жителя Индии тюрбан — это подробный рассказ о его хозяине. Значение имеет цвет или их сочетание, порядок укладки витков, ширина ткани, форма и количество узлов — всех тонкостей тюрбановедения не перечесть.
Отдельные течения и касты выделяются из общей массы именно формой тюрбана. Например, члены касты намдхари повязывают дастар надо лбом ровно, избегая углов. При этом цвет ткани тюрбана у этих ребят может быть только белым. Ярко-оранжевые тюрбаны большинство сикхов берегут для праздника Байсакхи, проходящего весной.
Бледно-оранжевые или гламурные, розовые, повязывают на свадьбы. В таком дастаре на церемонию является не только жених, но и все гости. Воины из секты Акали с древних времен носили угольно-черные тюрбаны. Лишь относительно недавно их духовные лидеры смягчились и впервые за многие столетия разрешили паги из темно-синей ткани.
Красные, желтые, тюрбаны — это повседневная одежда, цвета которой можно выбирать на свое усмотрение. А вот дастар цвета хаки — это привилегия военного человека. Как правило, повседневный тюрбан состоит из 3-5 метров ткани, но это не касается самых уважаемых членов сикхского общества.
Человек мудрый, уважаемый в обществе, а, возможно, и просветленный, никогда не снизойдет до дастара из нескольких метров ткани. Чем больше, объемнее и тяжелее тюрбан, тем серьезнее человек под его сенью. Автар Сингх Мауни — абсолютный рекордсмен по габаритам и весу головного убора. У этого важного сикха дастар сложен из 650 метров ткани, общим весом 45 кг!
Нужно сразу сказать, что отрыв рекордсмена от других солидных мужей не слишком велик. Тюрбаны весом 30-35 кг среди сикхов старшего возраста, убеленных сединами мудрости, совсем не редкость.
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Источник: bigpicture.ru
Традиционная женская одежда в Индии
Индийская одежда обладает неповторимой уникальностью. Спустя многие тысячелетия истории, и побывав под гнетом различных культур и народов, индийцы сохранили свою самобытность. Традиционная женская одежда в Индии пестрит своим разнообразием и яркостью красок.
Она невероятно удобна и элегантна. Каждый наряд неповторим и богат на украшения. Даже влияние западных течений не смогло отучить индийских женщин от их традиционных нарядов.
Сари
Самая известная традиционная женская одежда в Индии – это, конечно же, сари.
В древние времена сари состояло из 2 отрезков материи: первым отрезком обматывали бедра, а вторым накрывали грудь и плечи. Второй кусок материи назывался «дупатта». Его концы заправляли в юбку, завязывали сзади на спине или оставляли свободно свисать спереди.
Современное сари состоит из одного цельного отрезка ткани. Его длина колеблется от 5 до 12 метров. Ширина до одного метра. Сари может быть однотонным, либо с узорчатым бордюром по нижнему краю. Иногда бордюров может быть два – по верхнему и по нижнему краю сари.
Палу – край ткани, который перекидывают через плечо. Его стремятся богато украшать, поскольку по этой части сари окружающие оценивают красоту всего наряда.
Сегодня могут быть любых цветов и оттенков, а в древности придерживались определенных правил:
- белое, без украшений носили вдовы.
- желтое – женщина в течении первых 7 дней после родов.
- красное, обогащенное золотой вышивкой, – свадебное сари.
- синее носили женщины низших каст.
Гагра-чоли (лехенга – чоли)
Этот наряд очень нравится свободным, незамужним индианкам. Считается вечерним, праздничным нарядом. Гарга – длинная юбка. Чоли – короткая блузка. Раньше такой наряд носили только женщины с большим статусом в обществе.
Сейчас гагра–чоли популярен во всем мире.
Шальвар-камиз
Шальвары – широкие шаровары, которые собираются манжетом в районе лодыжки. Камиз – длинная, приталенная рубаха с глубокими разрезами по бокам. Часто женщины дополняют этот костюм вуалью для головы и плеч. Она называется «дупатта». Этот костюм берет свое начало пришедших на территорию Индии Монголов. Шальвар-камиз или сальвар камиз очень распространен на севере страны.
Все более популярен среди европейцев.
Чуридар-курта
Чуридар – это своеобразный вариант сальвара, но в отличии от последнего, чуридар сужается у колена. Отсередины ноги собираются складки и у лодыжек заворачиваются. С такими брюками носят длинную рубаху или куртку до колен.
Патту-павадай
В Индии для девочек и подростков есть свои особые наряды.
Патту-павадай (ланга-давани или ланга-они) – одежда для маленьких модниц. Это длинное платье из шелка в форме конуса. По традиции, на уровне ступней прошита золотистая линия.
Мундум-нерьятхум
Это самая древняя форма известного нам сари. Этот вид одеяния полностью покрывает грудь, живот и нижнюю часть тела. Плечи женщины оставались открытыми.
Мекхела-чадор
Индийские женщины штата Ассам предпочитают именно этот наряд. Одежда состоит из трех частей.
- Нижняя часть – мекхела. Ею обматывают талию. Это очень широкая ткань в виде цилиндра, которая скручивается в складки и подворачивается вокруг талии. Все складки обязательно создают на правой стороне. Макхелу не подвязывают лентами на толии
- Чадор (садор) – верхняя составляющая этого наряда. Это очень длинный отрезок ткани с треугольными складками. Один конец садора заворачивается в верхнюю часть макхелы, а остальная ткань обматывается вокруг груди и плеч.
- Третья, заключительная составляющая данного наряда, – риха. Она надевается поверх чадора.
Мекхела-чадор считается праздничным нарядом. Индийские дамы одевают его по особым случаям – свадьбы или религиозные праздники.
Сальвар камиз: традиционный костюм Индии, который покорил мир
Сари – национальная индийская одежда
История появления сари
Традиционная мужская одежда в Индии
Ткацкое искусство в Индии
Источник: indiada.ru