Как называется украшение на голову у якутов

Введение:

Цель работы: Изучение традиционных и современных серебряных украшений якутской девушки.

Задачи:

1. Изучение научной литературы .

2.Изучение серебряных украшений коллекции Тандинского музея.

3.Сравнительный анализ украшений

Актуальность: Ювелирное искусство народа саха имеет древнюю историю и богатые традиции. Но современные украшения изготавливаются, не зная традиции народа.

Новизна: Сравнительный анализ современных и традиционных серебряных украшений.

Практическое значение: Изготовление украшений следуя традициям народа саха.

I. Традиционные серебряные украшения якутской девушки

В комплект женского съемного праздничного наряда входят: начельник, грива, шейно-нагрудные и наспинные украшения, накосник, пояс с набедренными подвесками, пара браслетов, серьги, кольца. Кроме того, к одежде пришивалась разнообразные предметы из серебра: солярный круг туоhахта на головных уборах, застежки , плаастины-ромбики на пальто бууктаах сон, звенящие колокольчики кыабака симэ5э на женских натазниках сыалдьа, разнообразные фигурные бляшки на билэсуконном отвортое обуви.

Традиции якутов / Россия, любовь моя! / Телеканал Культура

Начельник — бастына представляют собой обруч из серебра или нескольких слоев ткани, плотно охватывающий голову. На ткани (сукно или бархат ) вышивается орнамент или прикрепляются плоские серебряные бляшки. Диаметр по кругу в среднем 55-60 см., ширена 4-5см.

С него ниспадают на спину или грудь серебряные ленты с гравированным орнаментом или в виде ажурных цепочек, составляющих ряды звенев. Если звенья падали на грудь, то образовывали украшение – илин кэбиhэр с большим круглым диском – туоhахта с изящной гравировкой по кругу и в центре.

Свадебный костюм женщины завершала конусообразная шапка – ураhа бэргэьэ или меховая высокая шапка дьабака, которую надевали поверх бастына. На ней, высоко над лбом, блестело круглое «солнышко (кюн)» — серебряный диск туоьахта. Диаметр круга в среднем 8-16 см. Таким образом, богатая женщина имела три солнца: на шапке, на начельнике и на груди.

Такую женщину называли «ус куннээх дьоллоох дьахтар» — «счастливая женщина с тремя солнцами». Древние якуты были солнцепоклонниками и называли себя «кун улууhа – айыы айма5а » , т.е людьми солнечного улуса светлых божеств. В раскопках XVII века встречались также и мужские шапки с серебряными туоhахта, диаметр которых 7-11см.

Илин кэбиhэр – нагрудное украшение, прикрепляемое ровдужными ремешками к кольцам над ушами или спереди к гривне. Если украшение свисало с начельника, то два-три ряда цепочек, составленных из звеньев ажурных пластиночек, с двух сторон спускались на грудь и соединялись на уровне сердца в один широкий ряд через солярный диск, которого, в свою очередь, ниспадали ленты ажурных цепочек, оканчивающиеся звенящими подвесками или колокольчиками. Прикрепленное к гривне через серебряную трапециевидную гравированную пластину нагрудное украшение илин кэбиhэр бывает более широким, состоит из 6 или 12 рядов ажурных цепочек. Длина в среднем 30-60см, ширина 12-22см. Обычно в центре на груди помещается серебряный гравированный солярный диск – кун.

Якутские мобилизованные станцевали национальный танец

С укреплением роли христианства во второй половине XIX века появляется новый вид украшения – нагрудный крест – сурэх (сердце). Мастера изготовляли из по тому же принципу, что и илин кэбиhэр, но это было уже отдельное у крашение без гривны и начельник, носимое на широкой ажурной цепочке. Здесь часто применяли чернения, золочение и выемчатую эмаль.

Кэлин кэбиhэр – наспинное украшение, прикрепляемое также к начельнику или гривне. Длина его колеблется в пределах 40-113см, и, возможно, это зависит от длины косы женщины, для которой мастер изготовлял украшение, поскольку кэлин кэбиhэр укрывал волосы женщины от нескромных взоров. Ряды ажурных звеньев ритмично сменяются трапециевидными пластинами, в которых серебряные цепочки соединяются с помощью разноцветных бус и серебряный трубочек – куегу , нанизанных но ровдужные ремешки.

Читайте также:
В чем смысл украшений

Девичий накосник – суhуох симэ5э или киистэ имеет аналогичную конструкцию, состоящую из ряд движения которых подчеркивают узкие трапециевидные пластинки. Накосник длиной в среднем около 30 см шириной 4-9 см прикрепляется к косам с помощью ровдужных ремешков. Встречается также девичий узкий начельник с двумя серебряными или вышитыми по ткани лентами за спиной. Все украшения заканчиваются внизу шумящими подвесками, имеющими оберегательную функцию и призванным отгонять злых духов.

Гривны (кылдьыы) являются наиболее древним видом украшений. Археологии находили гривны плоской и витой формы в скифских погребениях знати на Алтае. Когда-то широко распространенные у многих народов гривны сохранились до настоящего времени только у якутов. У русских гривны до XVI в. Были знаком мужской воинской доблести, которые впоследствии стали женским украшением.

То же можно сказать и о якутских гривнах. В старину их носили как мужчины-войны, так и женщины. Массивные гривны из брозы с петлеобразными изгибами исследователи находили находили в погребанияк XVII века якутского богатыря Суор Бугдук и знатной женщины Урагас. Подобные гривны из латуни с изогнутыми четырьмя петлями в коллекции музея им. Ем.

Ярославского. В Американском музее естественной истории есть массивная гривна с пятью петлеобразными изгибами из бронзы, которые мог носить мужчина. Встречаются и двойные гривны: внутренняя сторона витая, округлой формы без изгибов, внешняя повторяет ее форму, но имеет четыре петлеобразных изгиба. Конец каждой гривна загнут и соединяется кожными шнурками. К подобным гривнам подвешивались короткие пластиды.

Наспинно-накрудные украшения илин-кэлин кэбиhэр, прикрепляемые к круглым гривнам, появились в начале XIX в. Их насили поверх пальто. Поздние женские гривны из серебра стали более легкими и изящными. Существует два вида гривен – витая и плоская с гравированной поверхностью. В качестве редких старинных украшений можно назвать шейный обруч – моой симэзэ двух видов: защелкивающий сзади подобно браслету и с несходящимися концами, соединенными кожаными тесемками. Легки нагрудные украшения нося теперь на платье.

Пояс – кур, необходимый атрибут верхней одежды. Различают мужской и женский пояса. Сирэй уемус кур входил в придание невесты. Это широкий кожаный пояс со сплошным серебряным набором. Длина варьирует в пределах 90-130 см, ширина 4-8 см. Сплошной набор состоит из четырехугольных гравированных пластинок числом 12-20, по бокам и сзади пришивается большая круглая нарядная пластина.

На передней пластине-пряжке кроме орнаментального узора часто способом гравировки указывал год изготовления, имя мастера или владельца пояса. Красивые линии внзеля органично входят в композицию орнамента.

Набедренные подвески – еттук симэ5э прикрепляются на кольцах к женскому поясу с двех боков. Более яркие по колориту благодоря разноцветным бусам вперемежку с серебряными трубочками и разнообразными подвесками взизу, они придают женскому костюму богатый нарядный вид. Кроме того, это украшение имеет сакральное значение.

Поскольку женские шубы и пальто не имели карманов, то вещи первой необходимости – такие, как кисет, кресало, игольница, ухочистка и ланцет – становились частью украшения. Иногда женщина получала в виде свадебного подарка небольшой ножик в ножнах , который также прикреплялся к поясу.

Верхняя часть еттук симэ5э для прочности делается из небольшого кусочка кожи, к которому пришиваются два металлических кольца с конскими головками. С них спускаются две широкие полоски, состоящие из нескольких рядов крупных разноцветных стеклянных бус, чередующихся с серебряными трубочками – куегу . Нижние ряды завершатся цилиндрический серебряный игольник – иннэлик, кисетик – хаппар для ниток и наперстка из красного сукна, расшитый мелким бисером или нитками, декоративные двусторонние расшитые кисетки из красного и черного сукна, сакральный кисетик — амулет с лисьей мордочкой — саhыл тумса , кресало – хатат , уховертка – кулгаах хастар, ланцет – искэх. И вес этот набор дополняется серебряными гравированными пластинами – куйурга, шумящими подвесками — колокольчиками, монетами и т.д. Общая длина еттук симэ5э с подвесками в среднем 60-100 см, ширина каждой стороны 23-30 см.

Читайте также:
Грошовые украшения как пишется

Серьги-проволочные серьги с нанизанными на них крупными двумя-тремя бусами носили и скифы с нанизанными на них крупными двумя-тремя бусами носили и скифы, и тюркские народы, и палеоазиаты. Подобные якутские серьги называются туораах ытар5а. Серьги XIX в. отличаются многообразием формы, но общим является то, что они состоят из двух частей: верхняя иэмэх и нижняя ее подвеска — тугэх.

По форме подвесок различают серьги хобо ытар5а (с бубенчиками), куегу ытарза (с трубочками), харыйа ытарза (в елочку), курдьэх ытарза (лопатообразные), сиэл ытарза (гривоподобные). При таком разнообразии серег они имеют общий антропоморфный силуэт, имеющий значение оберега. Крупные размеры, доходящие длиной от 6 до11 см, значительный их вес позволяю высказать предположение о том, что женщины носили такие серьги только по праздниками, а возможно, при исполнении каких-то ритуалов. Повседневным же украшением служила верхняя часть – иэмэх. Современные золотые и серебряные серьги сохранила традиционную форму, но размеры уменьшились и стали более изящными и легкими.

Парные браслеты-бе5е носили женщины и дети на запястьях обеих рук. Высота женских браслетов из коллекции музея колеблется в пределах 6,2-8.8 см, детских- 4-5 см. Рисунок орнамента неповторимо индивидуален, но общим является то, что поверхность браслета разделяется по кругу на узкие пояски в несколько ярусов, которые заполняются сочным растительным орнаментом.

На пальцах носили массивные кольца. Девушки придерживали волосы с помощью длинных серебряных гребней изогнутой формы. Все предметы женских украшений имели роль защиты.

В приданое невесты входили и украшение ее коня. Чепраки и кычимы расшивались не только бисером и цветными бляшками. Луку женского седела спереди и сзади украшала серебряная оковка с затейливой гравировкой.

В музее имеются уникальные женские седла с серебряными луками, на которых изображены звери, сказочные грифоны и единороги , затейливый растительный орнамент, везели с инициалами владельца, часто указывались год изготовления и реже – имя мастера. Серебром или латунью отделывались также ручка кнута, узда и недоуздок, подшейная кисть коня- моонньох и ручка комаромахалки – дэйбиир. Подлинным произведением народного искусства являются плети – кымньыы с металлической скребницей, с изящной деревянной ручкой, обмотанной гравированной серебряной лентой; с кисточками, плетенными из конского волоса, заканчивающимися ровдужной бахромой.

Орнамент ювелирных изделий поражает богатством и разнообразием. Характер орнамента свидетельствует о древних корнях народа саха. Геометрический орнамент на штампованных формах украшений из меди и серебра и в виде квадратов.

Влияние звериного стиля скифо-сибирского времени сказалось на изображении грифонов на луках седел, напоминающего аналогичные изображения на Пазырыкском кургане. Круглые бронзовые кольца с двумя изображениями конских голов на украшении еттук симэ5э также близки к звериному стилю. Весьма распространенный мотив лиры и S-образные спирали были характерны для алтайцев и хуннов Забайкалья. Многочисленные ответвления от основного мотива лиры придают орнаменту неповторимый уникальный характер. На луке седла, находящегося в музейной коллекции, центральный элемент орнамента имеет форму сердца, от которого прорастают ветви сказочного растения.

В XIX в. сказывается русское на появлении сочного растительного орнамента с чернением и золочением.

Традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция. Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты. По-прежнему женщины отдают предпочтение серебру.

II. Серебренные украшения коллекции музея с.Танда

В серебряной коллекции Тандинского музея имеется собрание украшений народа саха 19-нач.20 веков.

1..Широкий кожаный женский пояс со сплошным серебряным набором с подвеской в виде календаря.( Халандаардаах сирэй көмүс кур) Мастер неизвестен

Надписи: На 1 пластине ИСI ЦН ХС , 184 55 Л. На 10 пластине по диаметру круга буквы RKФОЛДБРЯГНВАРRФВРЛЛRИОН. На пластине — пряжке НЛЛ

Читайте также:
Тесьма как украшение костюма

Кожа, серебро, медь, железо.

Литье, штамповка, гравировка.

Общая длина 109, ширина 4,7

Диаметр большой пластины 6,6

Источник: school-science.ru

Якутские украшения: не ради красоты

В шкатулке у каждой якутянки хранятся украшения, имеющие свою историю. Некоторые из них достались по наследству от прабабушек или были подарены по особому случаю. Но есть и такие, которые несут особый смысл и надеваются перед важным, если не сказать, судьбоносным событием. О символах в якутских украшениях рассказывает ИА YakutiaMedia дизайнер ювелирного дома «Киэргэ» Саргылаана Барахова. По собственному ее признанию, она обладает экстрасенсорными данными, что позволяет ей разрабатывать по желанию клиентов украшения с сакральным смыслом.

Якутские обереги

Якутские обереги. Фото: Инстаграм

— Символы окружают нашу жизнь, они везде, и они есть у каждого народа. Я могу привести массу примеров этому. Раньше украшения использовали не для красоты, а как обереги. Танцы у народов тоже имели свой смысл, у многих есть хоровые танцы, символизирующие солнце, а значит жизнь, у якутов они тоже есть. Узоры, наносимые на сосуды, тоже несли смысловую нагрузку.

Возьмем чорон — сакральный якутский сосуд. В него наливают кумыс и поклоняются божествам, произносят алгыс (благословение). И узоры, нанесенные на этот сосуд, могут рассказать о желаниях человека или рода. В сказаниях или эпосах любого народа всегда упоминаются в описании того или иного героя его символы, тотемы, которые говорят о многом. Тот же флаг — это символ.

Выставляют его на показ, чтобы враг боялся, или таким образом обозначают территорию.

Оберег. Четыре стороны света

Оберег. Четыре стороны света. Фото: Инстаграм

Символы движут нашей жизнью. Человек, ничего не знающий о другом человеке, племени или роде, может многое понять только по символам, так как они являются носителями информации.

Мужские галстуки

Мужские галстуки. Фото: Инстаграм

Узоры, наносимые на украшения, также имеют смысл. Украшения — это часть культуры и истории любого народа. Как показывают научные исследования, у якутов такие изделия имели сакральный смысл и служили оберегами. Раньше их изготавливали из металла, поэтому кузнецы были особо почитаемыми людьми. Их статус был приравнен к шаманам.

Позже украшения стали делать из серебра. С развитием торговли и приходом русских на территорию Якутии появился бисер, который стали широко использовать при изготовлении одежды.

Невесту одевают к свадьбе

Невесту одевают к свадьбе. Фото: История Якутии

Самое богатое украшение имеет наряд якутской невесты. Оно состоит из головного убора, сережек, нагрудного украшения, наспинного украшения, браслетов. Такого богатого убранства нет ни у одного из народов. Когда в семье рождалась дочь, родители уже начинали собирать ей приданое. У каждого богатого рода был свой кузнец, они ему заказывали.

Каждый год в копилку этой девочки прибавлялось то кольцо, то сережки и так далее. К тому времени, когда девушке было пора выходить замуж, у нее был уже полный комплект украшений.

При этом каждая часть убранства имела свое определенное предназначение. Головной убор защищал голову, точнее лоб, нагрудное украшение — солнечное сплетение, то есть основные чакры.

Невеста отправляется к жениху

Невеста отправляется к жениху. Фото: Архивное фото

К жениху невеста ехала верхом на лошади, убранство которой тоже имело символы. Например, на лошадь вешали из медвежьего меха колокольчик, чтобы он раскачивался и отпугивал злых духов.

Невеста – самое святое. Она – прародительница рода. Она продолжательница жизни. Поэтому девушку-невесту украшали серебром, мехом с символами, чтобы никто не посмел посмотреть на нее недобрым глазом.

Традиционные якутские серьги

Традиционные якутские серьги. Фото: SakhaLife

Особую смысловую нагрузку несли якутские серьги. По ним можно было определить статус женщины.

Например, можно было узнать замужем девушка или нет, есть ли дети у женщины или нет, у пожилых был другой стиль сережек. При этом общая форма серег напоминает женскую фигуру. У девушек серьги были плоскими и несквозными, а если в середине был открытый кружочек, то она замужем, если лировидные сережки — это уже многодетная мама. Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. При этом только якутские серьги имеют застежку спереди.

Читайте также:
Как пользоваться силиконовыми формами для украшения тортов

Браслеты тоже имели защитную функцию. Они защищали от проникновения холода, кроме того, они прикрывали одно из важных мест на руках. У всех народов есть браслеты.

Мужской якутский наряд

Мужской якутский наряд. Фото: ru.pinterest.com

В одежде мужчин тоже есть символические узоры — пять ромбов, составляющих один ромб. Они означают совершенство, то есть пять элементов: воду, воздух, дерево, огонь и металл. Если человек имеет пять элементов, то он твердо стоит на ногах. Этот символ популярен.

В ромбе обязательно посередине должен быть круг — женский знак, поскольку у каждого мужчины должна быть женщина.

Таким узором украшают не только одежду мужчины, но и пояс. А пояс — это тоже оберег, его всегда носили. А детям завязывали веревки, чтобы злой холод не проникал.

Мужская печатка с ромбами

Мужская печатка с ромбами. Фото: Инстаграм

Сегодня поменялась технология изготовления украшений, они стали уже больше ювелирными изделиями. При этом украшение создается не только из серебра или золота, но и с применением конского волоса, кожи, натуральных камней. Стало много модных узоров, и человек сам выбирает, что ему нравится. Но мы все равно храним традиции, чтобы было, что оставить своим потомкам пусть и в современном исполнении.

Оберег. Четыре стороны света

Оберег. Четыре стороны света. Фото: Инстаграм

Сейчас используют часто узоры, напоминающие цветок, а он символизирует движение, показывает, что человек должен постоянно развиваться. Еще есть узор, похожий на крест. Он отражает четыре стороны света, чтобы дом был цельный и человек был цельный. Говорят, что там, где солнце встает, там все хорошо. Если человек пришел с востока, значит, он пришел с добрыми вестями.

Балаган строили так, чтобы солнце в него входило. Тропинку вели только с восточной стороны.

Оберег. Три души

Оберег. Три души. Фото: Инстаграм

Также обереги делают с узором, напоминающим восточный инь-янь, только не с двумя делениями, а с тремя. Это три души: Ийэ-кут (материнская душа), Буор-кут (душа земли), Салгын-кут (душа воздуха). Я их трактую как тело, речь, ум – три составных элемента человека. В старину мальчик до восьми лет всегда был при матери, а потом отдавался отцу. И он брал его с собой в лес, на охоту.

Так мальчик физически укреплялся и учился думать, так как для охоты и умения выживать нужно было иметь сильное тело и ум.

Колье с конским волосом

Колье с конским волосом. Фото: Инстаграм

Несмотря на разнообразие ювелирных изделий, люди стали приобретать украшения не только для красоты, а с определенным смыслом, с символом. Заказывают украшения, чтобы оставить в наследство. В любое изделие, которое мы создаем, вкладываем свои знания о традициях, и узоры наносятся не просто так, а с желанием добра и успеха.

Колье с натуральными камнями

Колье с натуральными камнями. Фото: Инстаграм

Одной клиентке я нарисовала ее символику в виде дерева. Я почувствовала, что она — в первую очередь мама, все делает сама. Ее идеи всегда воплощаются в реальность, она творит свое счастье. Поэтому она мне показалась в виде дерева. Ее род – это ствол.

Солнце по кругу идет вокруг дерева. Где бы она ни жила, она будет творить.

Я всегда беседую с человеком и только потом создаю рисунок его символа. Это все индивидуально. Во время разговора уже знаю, что вот это — его знак. Если верить в символ, то меняешь свой разум. Человек должен воспитывать свой ум.

Читайте также:
Можно ли продавать украшения из бисера

Надо радоваться жизни, наслаждаться. Но надо быть терпеливым. Чудо само по себе не приходит. Надо терпеливо ждать и верить.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Источник: yakutiamedia.ru

Якутский национальный костюм

Якутский национальный костюм

Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Так, например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:

  • оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;
  • кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;

  • таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

  • повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;

Источник: vplate.ru

Рейтинг
Загрузка ...