«Ты вкладываешь в свое изделие, в свою работу любовь — это главное, а тот, кто это изделие приобретает — чувствует эту любовь. И мимо такого произведения нельзя пройти. В этом для меня и есть соблюдение заповеди «Возлюби ближнего своего».
— Валентина Григорьевна Кондалова, основательница иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
оклад из латуни. техника чеканки
Традиции духовного прошлого
В далекое прошлое, во времена Византии и Древней Руси уходит корнями традиция облачать иконы в драгоценные ризы из тканей и металлов в знак особого их почитания. Например, обретенная в XVI веке знаменитая Казанская икона Божьей Матери, которая долгое время хранилась в Богородицком женском монастыре в Казани, была украшена окладом из золота с жемчугом и короной из бриллиантов. Эта почитаемая всем русским народом икона считалась заступницей дома Романовых и всея Руси, и была трагически утрачена в 1904 году, прямо перед революцией.
«Украшение иконы с помощью орнамента»
В современном понимании оклад на иконе — это украшение из ткани или металла, которое накладывается на икону и обычно закрывает собой всю ее поверхность, за исключением некоторых деталей образа: лика, рук, стоп.
Вышитые оклады на иконах Спасителя и Божией Матери
Оклад создается с целью украшения иконы и ее защиты от различных повреждений, но прежде всего — это выражение благодарности человека Богу и святым. Оклад состоит из основных элементов: нимб, риза, рама и фон. Материалы, которые используются в процессе изготовления оклада, имеют символическое значение. Например, золото олицетворяет вечность и нетление, серебро — святость, чистоту, камни — духовные добродетели.
В иконоокладной мастерской
Из истоков в современность
При Свято-Елисаветинском монастыре уже два десятка лет действует иконоокладная мастерская, в которой возрождаются древние традиции. Основная работа мастеров — это изготовление окладов для икон и плащаниц. Каждый оклад, который выходит из-под рук трудящихся, является уникальным. Это результат кропотливой ручной работы, которая требует творческого подхода и молитвенной сосредоточенности. На вышивку одного оклада может уйти несколько недель.
Вышивка оклада
В мастерской создаются разные виды окладов, например, оклады из дорогих тканей, таких как парча и бархат. Затем они расшиваются жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями. Кроме этого, ризы создаются с помощью техники чеканки из металлов: прочной латуни или более податливого алюминия. Присутствие качественного оклада на иконе продлевает ее жизнь и позволяет надолго сохранить первоначальный вид.
Создание образа
В иконоокладной мастерской трудятся также и иконописцы: на созданные ими писаные иконы затем вышивается оклад. Пишут их акрилом или темперными красками. Золочение, если это соответствует заказу, выполняется сусальным золотом.
Золочение деталей иконы сусальным золотом
Особенность и преимущество иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в том, что здесь образ, предназначенный под оклад, пишется полностью, в то время как часто встречаются иконы, где прорисованы лишь видимые под окладом части – лик, руки и стопы. Подобная практика написания икон была особенно распространена в прошлом, но без оклада такие иконы уже использоваться не могут.
УКРАШЕНИЕ ИКОНЫ
Старинная икона, написанная под оклад, в сравнении с иконой из мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
Из Минска — по всему миру
Изделия иконоокладной мастерской нашего монастыря широко известны и имеют узнаваемый стиль. Они ежегодно представляются на выставках в России и в европейских странах, а заказы поступают из разных уголков мира. Многие приобретают иконы в окладе в качестве подарка. Так, несколько лет назад в нашей мастерской создали оклад на икону Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» в подарок Римскому папе Бенедикту XVI.
«Иконы с окладами оживают. Когда мы делаем плащаницы, Богородичная плащаница всегда полностью расшивается. Мы вводим туда много циркония и стекла. И когда оклад мерцает в свете лампад и свечей, плащаница смотрится совсем как живая.
После освящения, конечно, иконы начинают жить собственной жизнью. Она очень меняется, сама выбирает себе, куда ей ехать, в какой дом попасть — это однозначно. Это уже замечено и проверено — икона живет совершенно собственной жизнью».
— сестра Елена Пожарицкая, руководительница иконоокладной мастерской
Плащаница Пресвятой Богородицы
В мастерской изготавливаются оклады святых икон и по индивидуальным заказам. Часто заказывают оклады на старинные иконы — семейные реликвии или иконы из храмов, которые перед этим отдаются на реставрацию в реставрационную мастерскую, где также можно отреставрировать и оклады старинных икон. А новая писаная икона в окладе может стать семейной реликвией и настоящим наследием для будущих поколений.
Источник: dzen.ru
Термины русской иконописи
Адорации жест (лат. adoratio — поклонение) — в иконографии изображение молитвенной позы с воздетыми к небу руками.
Ангел Великого Совета — тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание».
Ассист, асист — клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.
Басма (турецк — оттиск, отпечаток) — тонкие пластинки из серебра, золота и других металлов с тисненым узором, покрывающие поверхность иконы.
Великий Архиерей — тип изображения Иисуса Христа в епископском облачении как глава Церкви — земной и небесной.
Велум (лат. veloum — парус) — в иконографии ткань, обычно красного цвета, перекинутая с одной палаты на другую для обозначения того, что действие происходит внутри здания.
Ветхий денми (древнерус. — древний, насыщенный днями) — тип изображения Иисуса Христа (в поздней иконографии — Саваофа) в виде седовласого старца.
Вохрение (древнерус. вохра — охра), охрение — одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры.
Вседержитель или Пантократор (греч.) — один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием.
Горка, лещадка (древнерус. — колотый, плоский камень) — элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения.
Графья (греч. — начертанный, написанный) — рисунок, процарапанный по левкасу иконы или по штукатурке на стене, который затем прописывается цветом.
Движки — элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет.
Деисус, деисис (греч. — моление) — композиция, символизирующая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом.
Доличное письмо — стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, — фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д.
Елеуса (греч. — милостивая, милующая) — Умиление — тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.
Житийная икона — икона, в клеймах которой, окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. — житие) и его деяния.
Зерцало (древнерус. — зеркало) — в иконографии предмет круглой формы (диск, сфера) с изображением монограммы имени Христа или образа Эммануила.
Знамение (древнерус. — чудо, знак, посланный свыше) — тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге — молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы — Панагия.
Извод иконографический — вариант иконографии в пределах канонического образа.
Икона (греч. — образ, изображение, отображение) — священное изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых или событий Священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением Церкви.
Иконография — 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.
Иконостас — перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.
Канон иконописный (греч. — правило) — свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.
Клеймо — сцена жития святого на поле житийной иконы.
Ковчег (древнерус. — ящик, ларь) — углубление в иконной доске, на которой пишется изображение.
Левкас (греч.) — белая грунтовая основа для иконной и настенной живописи.
Личное письмо — стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела.
Лузга — скос между полем и ковчегом, служит условной границей между миром зрителя и миром иконы.
Мандорла (итал. mandorla — миндалина) — символическое изображение сияния божественного света вокруг фигуры Христа, изредка Богородицы.
Минея (греч.) — книга или икона, в которой Праздники и святые расположены в порядке празднования их по календарю.
Нерукотворный Образ — Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч. ) — тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.
Не рыдай Мене Мати — тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением ю гроб после Распятия.
Нимб (лат. nimbus — облако) — сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.
Обратная перспектива — система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с одной, а с нескольких точек зрения.
Одигитрия (греч. — Путеводительница) — тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.
Оклад — накладное декоративное украшение иконы.
Олифа (лат. oleum — масло) — растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.
Оранта — (греч. — Молящаяся) — один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность — воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.
Паволока (древнерус. пелена, покрывало) — ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от деформации и растрескивания.
Парсуна (лат. persona — личность, особа), искаженное «персона», — так именовали на Руси в XVI—XVII вв. портреты.
Подлинник иконописный — практическое руководство для иконописца с описанием и образцами (так наз. Лицевой подлинник) изображений.
Подокладница — икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые окладом не закрывались.
Позем (древнерус.) — изображение земли на иконах.
Поле (поля) иконы — рама вокруг ковчега на иконной доске.
Пробела, пробелка — в долйчном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.
Прорись — контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.
Роскрышь (древнерус.) — стадия работы над иконой, в процессе которой равномерно распределяются цвета, и краской заливают рисунок внутри обозначенных контуров.
Санкирь — в личном письме первый слой, на который кладется вохрение.
Символы евангелистов — изображения четырех животных, сопровождающих явление Бога в славе. В иконографии соотнесены с евангелистами: ангел — символ Матфея, телец — Луки, лев — Марка, орел — Иоанна.
София Премудрость Божия — тип изображения Иисуса Христа в виде ангела с восьмиконечным нимбом, восседающего на престоле. Символизирует Спасителя до Его Воплощения.
Спас в силах — тип изображения Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил, символов евангелистов.
Средник — средняя часть житийной иконы.
Таблетка (франц. tableau — картина) — название, принятое в XX в. для икон, написанных на грунтованном холсте с двух сторон.
Темпера яичная — основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.
Фреска (итал. fresco — свежий, сырой) — роспись по сырой штукатурке.
Фряжское письмо (древнерус. фрязин — итальянец) — стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII—XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи.
Царь царём — тип изображения Иисуса Христа в царских ризах.
Цата (древнерус. — монета, украшение) — подвеска к иконе в виде полумесяца.
Чин (древнерус. — порядок) — то же, что ряд в иконостасе.
Шпонка — деревянный брусок, прибитый или вставленный в паз с тыльной стороны иконы, служащий для предотвращения деформации иконной доски.
Эммануил (греч. от древнеевр. — с нами Бог) — тип изображения Иисуса Христа в младенческом или отроческом образе.
Энкаустика (греч. — выжигаю) — техника восковой живописи.
Этимасия (греч. — приготовленный) — изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей — Иисуса Христа, грядущего во славе. Изображается с лежащим на нем Евангелием и Крестом, а также сходящим на него голубем.
Материал создан: 28.10.2015
Источник: iamruss.ru
Зачем иконам оклад?
Ризой или окладом называют драгоценное украшение, покрывающее все изображение на иконе, кроме лика и кистей рук святого.
Оклады бывают металлическими или вышитыми, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. Иногда, чтобы не повредить изображение, на обратную сторону ризы укрепляют бархатную ткань.
Случалось, что ризы для икон делали сразу, иногда же оклад изготавливали позднее — как благодарность за чудо, произошедшее по молитвам перед иконой.
На Руси существовали целые мастерские по изготовлению окладов. Древнейшие из известных русских риз — чеканные серебряные оклады XII века на иконах святых апостолов Петра и Павла,
Источник: foma.ru