Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов — дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия) очень популярна среди мастеров.
Интарсия
Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше — ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность, что позволяет получить сложное фигурное изображение.
Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте, где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.
Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева. Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.
Древесина экзотического дерева Падук
Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) — наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.
Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия. А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия.
Маркетри
Маркетри — это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.
Маркетри — менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус.
Для маркетри используют натуральный шпон — однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы — например, прокрашивание морилкой.
Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге. Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу — украшаемое изделие.
Интарсия — деревянная мозаика
Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс. Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).
Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона. Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» — интарсии.
Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художетсвенного паркета, оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться — можно в итоге получить настоящее произведение искусства.
Источник: www.livemaster.ru
Маркетери и интрасия — мозаика по дереву
Инкрустация — это украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу. Некоторые виды инкрустации имеют отдельные наименования: интарсия — инкрустация деревом по дереву, маркетри — инкрустация шпоном.
Маркетри — это мозаика из дерева, подбор разных кусочков шпона, составляющих тот или иной рисунок, склеивание их между собой и наклеивание на плоское основание. При сборке главная задача столяра — максимально плотно уложить кусочки шпона один к другому так, чтобы швы были практически незаметны.
Считается, что интарсия зародилась еще в античную эпоху. Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева, а также использовали обжиг, гравировку, травление древесины.
Сложный орнаментальный набор делают с помощью копирки. Рисунок переводят на рубашку, склеенную из основного фонового шпона, далее вырезают места вставок. Переводят разметку на шпон для вставок и вырезают их. Совсем мелкие штриховые детали (например жилки листьев, усики цветов) обычно выполняют после наклеивания и счистки бумаги либо прорезкой и втиранием масляной краски, либо раскаленной иглой.
Интарсия — это врезка относительно толстых кусков древесины или иного материала в плоскость изделия. Основной для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.
Эта работа трудоемкая и точная и её применяют в особо ценных изделиях, когда маркетри не дает должного художественного впечатления. Инкрустация в этом случае должна подчеркивать цельность древесины в изделии и показывать, что оно изготовлено из массива. Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия. А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия.
Материал для инкрустации должен быть относительно мягким, чтобы его можно было обрабатывать напильником и шлифовать вместе с древесиной. Можно рекомендовать для инкрустации бронзу, серебро, перламутр, кость, рог, а также мельхиор, эбонит, алюминий. Стекло, камень, фарфор, сталь не могут быть обработаны вместе с древесиной, поэтому их вставляют в своих металлических рамках либо выше, либо глубже поверхности древесины.
Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художественного паркета, картин, панно и сувениров.
Богатый выбор натурального шпона основных и экзотических пород древесины, а также эксклюзивные стволы, которые встречаются крайне редко, в каталоге компании Кингвуд!
Источник: www.kingwood-shpon.ru
Особенности техники маркетри
С давних времен дерево использовалось для декора интерьеров. Искусство декорирования по дереву, называемое маркетри зародилось много веков назад, но до сих пор не утратило своей актуальности. Красивые узоры, выполненные на деревянной поверхности, имеют давнюю историю. Популярность этого вида декорирования постоянно возрастает и приводит в восхищение.
Инкрустация дубом, красным деревом, можжевельником, вишней, ясенем, орехом – всевозможные оттенки натуральной древесины позволяют создавать шедевры. Даже самый простой рисунок, выполненный в технике маркетри, выглядит впечатляюще.
Что это такое?
В дословном переводе с французского языка слово marquererie означает «мозаика». Освоение маркетри доступно любому человеку, обладающему художественным вкусом и фантазией творца.
Инкрустация по дереву, выполняемая в виде послойной мозаики с применением кусочков деревянного шпона, стружки, сухих лепестков цветков, блесток и бусинок может быть определена как стиль маркетри.
Суть технологии выполнения техники заключается в следующем: тончайшие срезы натуральной древесины ценных пород дерева заготавливаются в виде пластинок, после подрезания в нужном направлении частички древесины складывают в рисунок и наклеивают на основу в виде деревянной или иной другой декорируемой поверхности. Подбор оттенков должен выполняться таким образом, чтобы рисунок выглядел наиболее реалистично – этот принцип считается инкрустацией.
С помощью мозаичных кусочков шпона мастера создают картины, отличающиеся высокой художественной ценностью, разнообразием и фактурой. Подобного рода декором чаще всего украшают стены, потолки и пол, мебель, а также любые другие поверхности. Из мозаики помимо сюжетной картины можно собрать орнамент. Техника маркетри позволяет дополнительно применять вместе с древесным шпоном срезы слоновой кости, перламутровые раковины моллюсков, пластины металла, материалы из камня или керамики.
Историческая справка
Изучая историю появления маркетри, историки-искусствоведы обнаружили, что это направление зародилось несколько тысячелетий назад. Истоки древесной инкрустации были найдены на территории Древнего Востока, научными артефактами таких выводов послужили найденные предметы обихода, украшенные в технике маркетри. Кроме того, применение мозаичного искусства оставило свои следы на деталях древних статуэток, а также на развалинах архитектурных построек. При исследовании гробниц в местах захоронений египетских фараонов были найдены различные вещи и предметы обихода, украшением которых послужила инкрустация из тончайших пластинок среза красного дерева и черного кедра.
На месте раскопок Древней Греции и Рима археологи нашли множество изделий, которые были украшены в мозаичной технике деревянными и каменными материалами. Было обнаружено, что древнегреческие мастера уже в то время украшали мебель и декорировали интерьер помещений в стиле маркетри.
Доподлинно известно, что архитектура древней Италии периода IX-XIII веков имела традицию к мозаичным украшениям. В эпоху Возрождения итальянские мастера создавали инкрустацию предметов, используя для этого драгоценные сорта камня и мрамора. Церковная утварь тех времен была традиционно украшена драгоценными мозаичными узорами.
К концу XVI века техника маркетри уже приняла вид обособленного прикладного направления в искусстве. Поспособствовало этому изобретение первого станка, предназначенного для срезания с цельного куска древесины тончайших пластин шпона. Так искусство маркетри стало массово применяться для отделки мебельных изделий.
Шпон получали из ценных пород деревьев, чаще всего в те времена это были розовое, красное и черное дерево – наиболее ценные сорта древесины. В эпоху Возрождения маркетри получает массовую популярность, вряд ли можно было найти человека, которому было бы незнакомо украшение интерьера или мебели в мозаичной технике. Ввиду большой распространенности изделия, украшенные такой мозаикой, стали более доступными в цене. Техника маркетри совершенствовалась и развивалась, благодаря чему до наших времен дошли отдельные шедевры мастеров того времени.
В конце XVII столетия французские мастера стали применять в работе по облицовке наборы из кусочков шпона, которые изготавливались по шаблону. Мозаичная техника быстро осваивалась по всей Европе и потеснила ранее известный метод декорирования, называемый интарсией. Пик развития техники маркетри пришелся на период XVIII века. Мастера создавали уникальные полотна, а в массовом производстве мебели использовались наборы мозаики, детали которой могли украшать не только плоские прямоугольные изделия, но и криволинейные изгибы инкрустируемых поверхностей.
В середине XVIII столетия технология деревянной инкрустации достигла и территории России. По указу Петра I в Англию и Голландию были отправлены лучшие столярных дел мастера для постижения науки инкрустации. Русская школа мастеров маркетри сформировалась уже в период царствования императрицы Екатерины Великой.
Деревянная мозаика применялась для украшения мебели, стен, пола, потолков. Востребованными сюжетами того периода были мотивы сцен из Библии, геометрические орнаменты, пейзажи и природные композиции. Русские мастера, совершенствуясь в новом искусстве, разработали такие приемы, как поджиг древесины, протравливание и подкрашивание шпона для придания ему новых необычных оттенков. Подобные приемы дали возможность создавать картины с натуралистичными оттенками и самобытностью.
Обзор видов
Технология изготовления мозаики со временем стала настолько совершенной, что позволяла получить объемное изображение в технике 3D. Создать трехмерный узор всегда было непростым делом, но опытные мастера выполняют это с высочайшей виртуозностью. Сегодня самыми востребованными сюжетами считаются природные пейзажи, а также создание цветочных узоров.
Большой популярностью пользуется и геометрический узор из различных фигур. Актуальными в наше время остаются мотивы из Библии, жанровые композиции, изображение птиц и зверей. Методика поджига, протравливания, а также гравировки широко применяется и по сей день.
С помощью мозаики в стиле маркетри украшают дверные полотна, декоративные настенные панели, эксклюзивную мебель, различные по форме и назначению столы, шкафы, комоды. Русские мастера внесли свой огромный вклад в дело развития такого направления в искусстве, как маркетри. Многие мозаичные полотна на сегодняшний день признаны уникальными шедеврами.
Технология маркетри подразумевает закрепление деталей, из которых выполнен узор, прямо на инкрустируемой основе. Части мозаики предварительно вырезают, а затем приклеивают на заготовку. Техника маркетри сегодня подразделяется на 2 направления.
Интарсия
Этот термин в технологию маркетри был привнесен итальянскими мастерами. Помимо шпона из натуральных древесных пород отделку поверхностей могли дополнить и иные материалы: кусочки кости, части перламутровых раковин, крупная чешуя рыб, полудрагоценные и даже драгоценные камни, металл, керамика. С помощью таких материалов удается создать объемное изображение, которое на современном языке называют технологией 3D. Все компоненты мозаики тщательно подбирают по форме, цветовым оттенкам, фактуре. Составные части узора врезают в текстуру материала-заготовки:
- предварительно детали подбирают по цвету и фактуре, после чего из них по контурам рисунка вырезают составные части;
- детали обрабатывают, шлифуют, подкрашивают – все зависит от цветовой гаммы исходника и задумки мастера;
- на поверхности рабочей заготовки для каждой детали вырезают симметричное углубление, равное толщине детали мозаики;
- в углубление вставляется и приклеивается наборная деталь изображения.
Кусочки мозаики могут отличаться друг от друга по толщине, но вместе они должны создавать единое целое полотно. Подобный подход отличается от канонов классического маркетри, где применяется тонкий кусочек древесного шпона, наклеиваемого на поверхность заготовки.
Облицовка
Такой подход заключается в наклеивании вырезанных заготовок рисунка на поверхность изделий. Нередко облицовка выполняется путем приклеивания деталей мозаики на лист фанеры, подготовленный по заданным размерам. По краям фанеры делают декоративную обкладку, внутри которой выполняют выкладку рисунка. Обкладка и сюжет рисунка выполняются таким образом, чтобы все составные части совпадали и образовывали единое целое полотно сюжета.
Чтобы инкрустировать какое-либо изделие или выполнить картину в технике маркетри, мастеру необходимо соблюдать некоторые правила:
- текстура волокон древесного шпона должна располагаться так, как это задумано в исходном рисунке;
- добиться объемности изображения можно с использованием разных пород древесины или если это невозможно, то кусочки мозаики придется подкрашивать тем или иным способом;
- плавные переходы от одной детали к другой достигаются путем подтачивания уголков шпона, а также подъема или опускания определенных зон на изображении;
- для создания наиболее аккуратного и реалистичного изображения необходимо использовать наиболее тонкие срезы древесины.
Техника выполнения маркетри очень разнообразна. С применением различных приемов можно добиться получения изображения по красоте и качеству сравнимого с настоящими произведениями искусства великих мастеров.
Источник: stroy-podskazka.ru