В Индии на протяжении многих лет для нанесения меток на лоб и тело использовались различные виды пепла, земли, пудры и пигмента. Эти метки имеют особо важное значение для ортодоксальных индуистов, поскольку позволяют информировать окружающих к какой религиозной секте или касте принадлежит их обладатель. Особенно это актуально в Южной Индии, где эти знаки наносят по возможности ежедневно. Эти религиозные символы особенно важны для Брахманов, которые являются высшей кастой в Индуистской иерархии, поскольку они не могут осуществлять свои ежедневные молитвы и службы (Пуджа) без нанесения символов. Ни один человек не приблизится к Брахману, чтобы получить благословение пока тот не нанесет на лоб специальный знак (чхаппа).
Вайшнавиты, а также последователи Вишну используют в основном вертикальные линии. В некоторых случаях наносится всего одна вертикальная линия на лбу между глаз, но более распространен узор из двух параллельных вертикальных линий с черной точкой или незамкнутым кругом между линиями или под ними. Черная точка (пурма) означает бренность бытия и служит напоминанием человеку о его ничтожной сущности и краткости жизни. Незамкнутый круг символизирует вселенную, не имеющую начала и конца.
Украшение на голову. Тика.
Шиваиты (последователи Шивы) в основном используют горизонтальные линии, а также отметки в виде полукруга, разомкнутого сверху. Наиболее традиционными являются три горизонтальные или полукруглые линии (как незаконченные, так и сомкнутые в виде круга). Шиваисты наносят красную точку между или под линиями в зависимости от особенностей религиозного течения. Другие символы Шивы включают в себя треугольник, полумесяц с точкой и трезубец как символ власти Шивы над небом, землей и адом. Женщины-последовательницы Шивы наносят желтую точку шафраном или желтым пигментом в виде пудры.
Красная точка (бинди) не несет религиозного смысла и наносится женщинами на лоб в качестве украшения. В некоторых местах бинди наносят только замужние женщины.
Материал для нанесения религиозных символов готовят из пепла овощей или минеральных веществ. Брахманы используют пепел коровьего навоза, сожженного в ритуальном костре в честь Шивы. Также необходимые ингредиенты можно купит на базаре. Брахманы смешивают пепел жертвенного костра Агнихотра с коровьим молоком и водой, скатывают в шарики и хранят в таком виде.
При необходимости их растирают с водой и готовят пасту для нанесения на тело. Эта же паста готовится и используется для чистки металлических ритуальных предметов, чтобы придать им так называемую священную чистоту. Используется также глина, содержащая магнезию, и чистая белая глина – каолин, особенно из Дварки (Гуджарат). Считается, что белая глина была взята со дна водоема, в котором пастушки Гопи утопились после известия о смерти Кришны. Желтая охра, привезенная из Харидвара, символизирует реку Ганг, а красная охра получается путем нагревания желтой охры. Оба эти цвета широко используются
Красный пигмент часто используется как часть метки, нанесенной на лоб. Раньше для этой цели использовалась красная охра, а сейчас ее заменили синтетическим пигментом, доступном на любом индийском базаре.
Украшение на голову для выступления в художественной гимнастике.
Источник: amrita-dance.ru
Бинди-«камешки на коже».Делаем бинди.
ИНДИЯ– одна из самых известных стран Востока, родина замечательных традиций, фильмов и тайн.
Многих жителей запада привлекают украшения, которые используют индийские женщины: это и многочисленные браслеты, цветы в волосах и, конечно же, украшения на лбу. Даже в самой Индии сейчас на лбу в районе «третьего глаза» не всегда изображается точка, под влиянием моды теперь там можно увидеть стразы самых разных форм.
Впрочем, это все выглядит по-прежнему красиво, и если для жителей Запада это всего лишь украшение, то индийцы могут прочесть по этой точке о человеке очень много. Бинди способны выделить вас из многолюдной толпы и создать неповторимый образ. Простота нанесения позволит за считанные секунды изменить ваш внешний вид, дополнить макияж. Разнообразие рисунков, цветов и размеров удовлетворит даже самых капризных модниц.
Бинди носят в Индии повсеместно, незамужних
можно увидеть с синей или черной точкой, а замужних исключительно с красной. Разнообразие в названиях красной точки обусловлено прежде всего материалом, который используется для нанесения точки на лоб. Красный цвет символизирует восход солнца, процветание и благополучие.
Изначально бинди изготавливались из порошкообразных материалов и рисовались на лбу. Позже, когда вместе с движением хиппи мода на бинди распространилась на Западе, точки стали не только прерогативой индийских женщин, но и модным украшением. В больших индийских городах появились жидкости и всевозможные наклейки, которые можно было подбирать под цвет сари или настроение хозяйки.
У мужчин подобное украшение не пользуется таким успехом и носит чисто практический смысл. Точки, горизонтальные линии, узоры уже носят название тилака и рисуются для защиты от злых духов, а так же чтобы показать к какой традиции или касте относится мужчина. Цвет тилаки может быть красным, желтым или черным.
Священнослужители и отшельники наносят тилак на весь лоб. Это могут быть белые полосы, нарисованные пеплом, желтые полосы, с наличием точки или без, горизонтальные или вертикальные. Это зависит от того, какому богу поклоняется человек.
До популяризации этого вида украшения тилак служил показателем близости к духовному совершенству. Его не случайно рисуют именно там, где находится «третий глаз». Упражняясь в открытии третьего глаза, это место часто стимулировали физически и духовно. Когда от постоянных растираний кожи на лбу появлялась родинка или отметина, то её спешили закрасить красной точкой, которая и означала высокодуховность её носящего.
Впрочем, даже в наше время, когда для многих бинди и тилака всего лишь украшение, оно не перестает радовать глаз своей красотой и тянет узнать тайну его происхождения.
. Сейчас бинди является весьма распространенным украшением среди женщин во всем мире, причем, не обязательно красного цвета, да и форма может быть совсем не круглой. Встречаются треугольные, овальные, дугообразные и т.д. Виртуозные мастера создают великолепные композиции бинди с использованием стразов или даже драгоценных камней, шелка или перьев. В принципе, использовать для создания узора можно все, что угодно.
Сейчас точка на лбу не обязательно должна быть красной, цвет бинди подбирается в тон одеянию и является в большей степени частью макияжа, поэтому использовать его могут и незамужние женщины.
Форма и размер бинди подбирается под черты лица конкретной женщины, можно попробовать круглую, овальную или треугольную форму украшения.
Краска для бинди может быть кремообразной или в виде порошка, однако, во втором случае понадобится ещё масляная или восковая основа. Блестки и стразы можно приклеить специально предназначенным для этого клеем. Кстати, уметь рисовать вовсе не обязательно, ведь в продаже имеются уже готовые бинди-наклейки со стразами и камешками. Эти бинди, сняв со лба, следует поместить в защитную пленку и в дальнейшем можно будет использовать их повторно.
Сейчас клеящиеся бинди самые популярные. Они могут быть разных цветов, размеров, иметь форму разнообразных узоров. К тому же, их можно заранее «примерить», что немаловажно для молодых леди.
С использованием карандашей для татуажа, специальных фломастеров и хны бинди можно нарисовать на время.
Немаловажным является место, где будет расположено ваше украшение. Ведь бинди – это в первую очередь украшение, оно не должно выглядеть вульгарно.
Самый удобный способ – самоклеящийся бинди. Купить такую штучку можно практически в любом косметическом магазине, и в применении все очень просто. Правда со временем клейкая основа страз стирается, и если Вам хочется и дальше использовать эти камушки, можно использовать клей для искусственных ресниц или даже гримерный театральный клей.
Бинди можно и соорудить самостоятельно, из обычной фольги от шоколада. Это на тот случай, когда страз под рукой не оказалось, а быть красивой ну уж очень хочется.
Рисунок можно сделать большим, маленьким, более или менее роскошным. Все способы создания бинди можно соединить в одном, использую одновременно хну, стразы, камешки и фольгу. Но если случай серьезный и ответственный — например, занятия ориентальными танцами, — при этом хочется, чтобы все было безупречно, то лучше приобрести детали наряда и аксессуары в специализированном магазине. Ведь одежда для восточных танцев, макияж и украшения должны служить раскрытию подлинно гармоничного образа.
* Зеленый, голубой подходит для официальных мероприятий.
* Красный – непременно для романтических свиданий.
* Желтый, коричневый – скорее для пляжных вечеринок. Идеально выглядит на загорелой смуглой коже.
* Черный – исключительно для аристократок, подчеркнуть утонченность образа.
Конечно же, используемые цвета можно и комбинировать, но с особой осторожностью, чтобы не переборщить.
Выбор места для бинди – не менее легок.
Украшение на лбу – традиционный вариант. Хотя здесь и следует быть очень осторожным в выборе формы. Овальное бинди сделает круглое лицо более узким, а круглое бинди наоборот – более округлит. В Индии бинди лба подбирают еще и под цвет глаз. В общем, подбирать нужно тщательно, перепробовав множество моделей, чтобы найти наиболее подходящее именно для Вас.
Бинди для лба
Традиционное место для бинди на лице – лоб. Но надо быть осторожным при выборе формы элементов украшения. Узкое, овальное бинди сделает зрительно лицо более узким, а круглое – более округлым. Кстати, в Индии женщины тщательно подбирали (и подбирают) бинди под форму и цвет лица.
Поэтому, прежде, чем окончательно остановить свой выбор на той или иной форме, примерьте различные модели. Просто встаньте перед зеркалом и карандашом для глаз наметьте контуры бинди. Такое экзотичное украшение придаст ващему образу сексуальность и восточный колорит.
Бинди для щек
Очень мило смотрится маленькое бинди на щеках. Это может быть цветной маленький камушек в форме сердечка или цветка. Все зависит от вашей фантазии.
Бинди для глаз
При помощи бинди можно подчеркнуть контуры глаз и бровей. Мелкие стразы можно наклеить в уголках глаз или по верхнему краю бровей. Можно выложить дугу вдоль ресниц в виде цепочки мелких разноцветных или одноцветных камешков.
Бинди для ногтей
Бинди для ногтей — очень красивы и разнообразны. Часто это полумесяцы из цветных кристалликов и камешков, или же небольшие фигурки, которые весело кокетничают на ногтях пальцев рук и ног.
Бинди для рук и ног
Бинди на щиколотке или запястье станет кокетливым дополнением к вашему наряду. Такие украшения могут иметь форму ножного браслета или более смелое решение – имитация кружевной резинки чулка. Бинди в форме браслета выполняется из страз продолговатой или заостренной формы, но можно сделать «россыпь» из мелких камешков.
Совет. Бинди на одной ноге смотрится лучше и эффектнее, чем на двух.
Аналогичный браслет можно сделать на запястье. На пальцах очень эффектно смотрятся бинди в форме кольца. Такое украшение лучше делать только на руках, так как на ноге страз долго не продержится, как бы вы хорошо его ни приклеивали.
Очень смело и ярко будет выглядеть имитация колье. Нанесите рисунок специальным карандашом для татуажа, а камешки приклеиваются сверху.
Для вечернего макияжа можно выбрать и очень блестящие яркие бинди, а днем лучше использовать спокойные светлые тона. На лице с широким лбом лучше всего смотрится круглое бинди, а если необходимо зрительно сузить лицо – идеальным вариантом будет продолговатое бинди посередине лба. Если лоб узкий — бинди лучше поместить между бровями
Вообще бинди может поспорить с пирсингом .Бинди – это замечательная альтернатива пирсингу. Можно украсить пупок, нос, губы и брови, избежав мучительного прокалывания и длительного процесса заживления. Но продумывать композицию нужно очень тщательно, так как вызываюшее бинди вас врядли украсит. Украшение на коже притягивает взгляды окружающих, фокусирует на себе их внимание, поэтому лучше всего будет нанести придуманный вами узор сначала на лист бумаги и посмотреть, как будут сочетаться между собой выбранные элементы. Если вам не удалось создать гармоничную композицию, и эффект далек от ожидаемого, то лучше все переделать, если есть время, или отложить до следующего раза, если времени нет.
Бинди способны выделить вас из многолюдной толпы и создать неповторимый образ. Простота нанесения позволит за считанные секунды изменить ваш внешний вид, дополнить макияж. Разнообразие рисунков, цветов и размеров удовлетворит даже самых капризных модниц.
Не стоит забывать и о том, что ношение бинди – многовековая традиция Индии, поэтому, соблюдая обычаи другой страны, следует проявить уважение к её истории и не использовать неподходящие для украшения символы. Помните, что бинди – это всё же символ мудрости и ума женщины.
Источники http://www.mycharm.ru/
Серия сообщений «Индия»:
Часть 1 — Бинди-«камешки на коже».Делаем бинди.
Рубрики: | Это интересно/Культура и традиции |
Источник: www.liveinternet.ru
Как называется восточное украшение на лоб
Общее название для всех подобных знаков – Ти́лака или Ти́лак (санскр. तिलक), иногда или в других языках – Тика. Это одновременно и украшение (бинди и тика), и отличительный знак (бинду), который используют последователи различных течений в индуизме как знак принадлежности к определённой традиции. Этот священный знак последователи индуизма наносят на лоб и другие части тела сандаловой пастой, либо глиной из святых рек или святых мест паломничества, либо священным пеплом вибхути, который образуется после сжигания приношений в процессе агнихотры и яджны.
Вибхути применяют во время различных религиозных церемоний https://static.punjabkesari.in/
Вибхути — это священный пепел, символизирующий непостоянство и преходящую природу всех вещей. Священный пепел обладает и большой духовной ценностью. В этом состоянии материя не подвержена дальнейшему разложению, стабильна, чиста и обладает обеззараживающими и очищающими свойствами.
Шива испепелил Бога желаний и страсти Каму, и превратил его в горстку пепла. Шива украсил себя этим пеплом, таким образом воссияла Его Слава как Победителя Желаний. Когда Кама был повержен, царствовать стала Любовь (Према).
Кстати, вибхути широко применяется в Аюрведе — его используют как самостоятельное лекарство и часто включают в состав различных препаратов. В пепле фактически нет бактерий, и его можно без всяких опасений сыпать на раны, применяя в качестве кровоостанавливающего и лечебного средства.
Тилака – символика индуизма
В дхармической культуре тилака – это знак, который обычно носят на лбу, в точке Аджна-чакры, а иногда и на другой части тела. Тилаку можно наносить на двенадцать частей тела: голову, лоб, шею, обе верхние руки, оба предплечья, грудь, обе стороны туловища, живот и плечо. Тилаку можно носить ежедневно или только для обрядов или особых духовных и религиозных случаев, в зависимости от региональных обычаев.
Кумкума – это порошок, используемый для социальных и религиозных знаков в Индии. Его делают из куркумы или любых других местных материалов.
Например, мужчины, женщины, девочки и мальчики также наносят точку на лоб красного порошка кумкумы при посещении храма или во время пуджи (молитвы). Кумкума в храмах встречается в кучах. Люди окунают большой палец в кучу и наносят его на лоб или между бровями. Считается, что кумкума предотвращает попадание негативных энергий в тело.
В большей части Индии замужние женщины ежедневно наносят красную кумкуму на пробор волос над лбом как символ брака. Это называется киноварью, или на хинди, синдур. В южной Индии многие незамужние девушки носят бинди (украшение) каждый день, в отличие от северной Индии, где его носят только как символ брака.
Женские статуэтки, раскопанные в древних городах Культуры Хараппы, например в Мехргархе, (в пакистанском Белуджистане), демонстрируют применение синдура для пробора женских волос.
Разновидностей тилаки очень много, их символика зависит от религиозной принадлежности. Чаще всего это одна или несколько вертикальных или горизонтальных полосок на лбу мужчин или точки на лбу у женщин.
Трипундра (“три знака”) – индуистская шиваитская тилака в форме из трех горизонтальных линий на лбу, обычно с точкой из священного пепла, и имеет духовное значение в традиции шиваизма. Знак, состоящий из вертикальных линий и связанный с традицией Вишну, называется Урдхва Пундра.
Слева: последователь индуизма – вайшнав с Тилакой Урдхва Пундра. Справа: последователь индуизма – шиваит с Тилакой Трипундра
Исторически тилака также использовалась в других дхармических культурах, включая буддизм, джайнизм и сикхизм, которые находились под влиянием индуизма и его духовных и философских убеждений.
Тигле (тиб.: tikle; tigle) — символ тибетского буддизма, представляющий радужный круг, и в сочетании с тибетской буквой «А» образующий эмблему Дзогчена, означающую изначальное состояние (Ригпа). Размещение тилака не является полностью буддийской практикой в наши дни, но тилака действительно имела место в буддийской культуре, и тилаку можно увидеть в основных картинах и статуях Будды. В буддизме есть философия чакры, поэтому на статуях или картинах Будды тилака представляет одну из чакр.
Тилака на лбу Будды – она же чакра, она же “третий глаз” Будды
Согласно буддийской философии Чакра Бинду расположена на задней части головы, там, где соприкасаются затылочная и теменная кости. В этой точке происходит прием и отправление потока космической энергии. Концентрируясь на этой чакре, можно научиться контролировать себя и свой разум.
Индийские парсы (зороастрийцы) тоже применяют ее во время своих брачных церемоний. Сикхские гуру часто изображаются с тилаком/точкой на лбу как знак просветления.
Тилака у вайшнавов
Нанесение тилаки – это процесс, призванный оставить глубокий духовный отпечаток в сознании человека (самскару). Самскары постепенно очищают наши мысли и чувства от скверны материального мира (дурных привычек, поведенческих стереотипов, шаблонов мышления).
Вверху: примеры знаков тилаки в разных религиозных школах Британской Индии, обобщенные ученым XIX века Бертраном Расселом. Внизу: похожая пиктография в печатях цивилизации долины Инда.
Почетные тилаки (Раджа тилака и Вира тилака) обычно наносятся в виде единой вертикальной красной линии. Раджа тилака используется при возведении на престол королей или приглашении выдающихся личностей. Вира тилака используется для помазания победителей или лидеров после войны или игры.
Последователи индуизма используют церемонию тилаки, чтобы приветствовать гостей и проявлять к ним почет и уважение. По той же причине она также может использоваться для обозначения божеств в начале пуджи, для обозначения скалы или дерева, прежде чем его срубят или уберут с его первоначального места для ремесленной работы, или для обозначения новой части собственности.
Философия бинду
Если имеется ввиду санскритский термин «бинду» (санскр. बिन्दु), то в индуистской метафизике этот знак описывается как “священный символ Космоса в его непроявленном состоянии”. Бинду – это точка, вокруг которой создается мандала, представляющая Вселенную.
Самовоспроизводящееся семя жизни, изначальное единство Шивы и Шакти за пределами человеческого понимания. Целостное существо проявляется из белого и красного бинду (символов мужского и женского начала), которые образовались в результате его расщепления. Бинду изображен в центре янтр. Вселенная проявляется из него и растворяется в нем.
Бинду чакра расположена на затылке
Согласно Йогачудамани Упанишаде, бинду имеет двойственную природу: белый Бинду представляет шуклу (чистоту) и связан с Шивой и Луной, а красный Бинду представляет махарадж (мастерство), находится в Муладхара-чакре и связан с Шакти и Солнцем. В Йоге объединение этих двух частей приводит к вознесению энергии Кундалини в Сахасрара-чакру. В Тантре Бинду – это точка на затылке, где брахманы выращивают свой пучок волос.
Эта точка находится ниже Сахасрара-чакры и выше Аджна-чакры и представлена полумесяцем с белой каплей. Он представляет собой проявление творений, таких как сознание. Бинду относится к аспекту анатомии, известному как «тонкое тело», которое состоит из «капель».
В большинстве традиционных индуистских писаний нет упоминаний о бинду, однако, в Тантре ей придается большое значение, где она выступает в роли ни с чем не сравнимого лечебного и омолаживающего средства.
Согласно Тантре, бинду — это первоначальный источник, из которого проявляют себя чакры. Чакры находятся в области сознания и связаны с сознанием, бинду же находится вне сознания. Одной из целей многих йогических практик является пробуждение в нем сознания. Это то место, где встречаются конечное с бесконечным, и образно говоря, бинду — это дверь из конечного в бесконечное.
Бинду весьма сложно объяснить с материалистической точки зрения. Он имеет духовный смысл и находится в области духовного опыта.
АУМ – священный знак индуизма
В древней йогической литературе этот феномен описан как «божественная» искра. Бинду — не чакра («круг»), а именно «точка». В графическом символе «Ом», бинду — это падающая капля («висарга»), висящая над верхней дугой, и по смыслу как бы отделенная от мира.
В теле человека, бинду — это область на затылке, из которой чакры как бы разворачиваются, то есть это своего рода пра-чакра. Она не имеет размера, хотя и может мысленно ощущаться, в ходе практик. Бинду не имеет психической окрашенности, в отличие от чакр, и поэтому ее состояние — предельно чистое.
Считается что Душа извлекает опыт посредством Бинду через эмоции и переживания, этот опыт и составляет развитие человека, т. е., его души. После смерти человек теряет память о физической жизни, он просто теряет «эго», и становится частью энергетического пространства, частью Абсолюта. Находясь «там», он уже под другим углом рассматривает свою жизнь как физического человека во всех его воплощениях… Так говорили древние мудрецы и учителя, но в нашем материальном мире это сложно проверить или подтвердить.
Украшение бинди
Если же речь идет об украшении, то это бинди (хинди बिंदी – «точка, капля»). В индуизме — это знак правды: цветная точка, которую индийские женщины рисуют в центре лба как разновидность тилаки. Традиционно бинди носят только замужние женщины. Движение хиппи и нью-эйдж принесли символ бинди в Европу и Америку в качестве модной детали своего имиджа.
Бинди и тика – индийские традиционные украшения
Бинди (хинди बिंदी «точка, капля») в индуизме — знак правды: цветная точка, которую индийские женщины (и женщины некоторых соседних стран) рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз»; разновидность тилаки. Традиционно бинди носят только замужние женщины. Иногда её называют кумкумом, тилакой, тикой, хотя эти слова имеют собственное значение. Тика – подвеска с кулоном, прикреплённая на проборе головы.
Первое упоминание о бинди можно найти в Риг-Веде. В сутре, где говорится про бога Сурью, сказано, что его жена, богиня Уша, имеет обыкновение украшать лоб точкой красного цвета, что символизирует рассвет, восходящее солнце. Красное бинди всегда имело наибольшую значимость, благодаря своему цвету. Приверженцы тантризма полагают, что ношение бинди открывает путь к мудрости.
Считается, что такая точка защищает женщину от сглаза и порчи, отвлекая на себя внимание злых духов. Ну а на деле, в реальном мире, отметина демонстрирует окружающим социальный статус, процветание и спокойствие в семье.
До установления независимости Индии от Британской империи бинди обозначала принадлежность к какой-либо касте. Например, если точка была красной, — женщина была из числа брахманов; если на лбу у женщины красовалась точка чёрного цвета, женщина принадлежала к числу кшатриев. Сейчас в Индии есть районы, где столь же значимым является черный цвет и черное бинди имеют право носить только замужние женщины. Бинди в некоторых регионах могут иметь свою символику.
Тилака (бинди) у замужней индийской женщины
Например, если женщина овдовеет, носить бинди она уже не будет. Невеста с узорами мехенди и бинди приносит в свой новый дом счастье. Но традиции в разных штатах имеют вариативные отличия – например, на юге Индии точку на лбу носят и маленькие девочки. Традиции ношения бинди в настоящее время изменились и отличаются в разных штатах.
Чтобы точка получалась идеально ровной, индийские женщины тренируются длительное время. Состав краски должен быть таким, чтобы точка не размазывалась и легко наносилась.
Многие приверженцы этнических и эзотерических традиций носят их в виде узоров не только на лбу, но и возле пупка, на руках, на ключице и других частях тела. Так, индийские бинди признаны современной общественностью как знак гармонии, женской силы и мудрости.
В настоящее время бинди носят женщины и девушки по всей Южной Азии (Индия, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка и Пакистан) и больше не обозначают возраст, семейное положение, религиозное происхождение или этническую принадлежность. Бинди стал декоративным предметом и больше не имеет ограничений по цвету или форме.
Интерес хиппи– и техно-движения к экзотике Индии привел украшение бинди в Европу и Америку, где оно из символа превратилось в модную деталь. Здесь можно увидеть бинди на рейв-сцене, в США они уже превратились в массовое украшение различной формы и цвета. Некоторые исследователи считают это культурной апроприацией.
Однако, Индия никогда никому ничего не навязывала, но благодаря своей уникальной культуре, всегда оказывала лишь культурологическое влияние на другие цивилизации.
Источник: history.eco