Как называется якутские украшения

Ювелирное искусство народа саха имеет древнюю историю, и богатые традиции. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла.

Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство и в технике резьбы по металлу.

Якутские мастера — ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла. Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшение востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

Объектом исследования данной работы является художественная обработка металла народных мастеров Якутии.

Предметом исследования выступает техника и технология гравировки.

Якутские украшения!!

Цель исследования. Изготовление украшения способом гравирования якутских мастеров.

Постановка данной цели повлекла следующие задачи:

Изучение видов художественной обработки металла народных мастеров Якутии.

Раскрыть технику и технологию гравировки.

Анкетирование потребительского предпочтения по городу Якутску способов гравирования.

Научно-теоретическая основа. Труды Э. Бреполя, С.А Селиванкина, А.И. Гоголева, П.И. Докторова, Ф.М. Зыкова, З.И.Ивановой, С.В. Иванова, Б.Н. Неустроева, Селиванкин С.А., В.Л.

Серошевского и др.

Структура. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литератур и приложения.

ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ В ИЗГОТОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ УКРАШЕНИЙ ЯКУТОВ

Виды художественной обработки металла народных мастеров

якутский ювелирный гравирование традиционный

Якутские мастера-ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла, устанавливали самобытные традиции и этом непростом виде искусства. Знания физических свойств и технических особенностей драгоценных металлов якутские ювелиры применяли при обработке украшений, умело используя технические приемы при их отделке. Обычно мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

Процесс литья, многие его технические особенности во многом схожи с традиционной металлообработкой южно-сибирских народов. По своим техническим особенностям традиционные приемы якутских ювелиров-литейщиков очень близки к бурятской технологии45. Процесс литья распространен у многих народов, развивается также у народов Амура46. Истоки ремесленных традиций литья, вероятно, восходят к древним культурам Южной Сибири, а возможно, и Центральной Азии.

Другим важным приемом обработки являлась расковка (тардыы, таптайыы), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую пластинку. Этот прием в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и. мелких изделий.

Якутские украшения!!

Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким. Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания.

Когда пластина становилась достаточно тонкой, ее накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие. Шероховатость поверхности выкованной пластины тщательно шлифовали специальным напильником и полировали кусочком ровдуги. При расковке ювелирных изделий немаловажное значение имели гладкие, ровные поверхности наковальни и молотка. Кроме расковки якутские ювелиры широко использовали в своей практике выколотку — прием холодной обработки металла, производимого непосредственно ударами молотка.

Штамповка (халыыпка баттаасын) — один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (снмэх охсор муос) с помощью раскаленного железного стержня (пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившееся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок48.

В некоторых случаях для матриц использовали олово. Этим способом обычно изготовляли мелкие бляшки различной формы (охсуу симэх). Подобная техника штамповки описана у киргизов’19. Чеканка (охсуу, батары охсуу) — один из основных художественных приемов обработки ювелирных изделий. Ее использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

Существовали различные виды чеканов: сечки, напоминающие зубило с острым прямым лезвием; трубочки, имеющие вогнутую форму рабочего конца; для отделки фонов применялись канфарники-чекзны с заостренным концом в форме тупой иглы. Сечками наносились короткие параллельные линии-штрихи, в основном ими пользовались для создания фона рисунка. Кроме того, существовали различные рисунчатые чеканы, с помощью которых выполняли орнаменты в виде решеток, полос, штриховок. Принцип работы на всех видах чеканок почти одинаков: рабочий коней чекана приставлялся к поверхности предмета, подлежащего чеканке, по другому концу ударяли молотком и получали вдавленный узор.

Читайте также:
Идеи для украшения коробки на новый год

Гравировка (ойуулаасын, бысан ойуу, ойуу тюсэрии) — олин из характерных художественно-технических приемов якутских ювелиров. С ее помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли ее в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д.

Благодаря этому необычайно выразительному техническому приему якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовалыкик-гравер. Он выступает не просто как кемюс-чют, но и как художник-орнаменталист. Для этого вида техники у мастера имелись несколько видов специальных резцов ( кирдиэх) на деревянных черенках’1.

Сначала с помощью острого шила или кончика ножа наносили линии контура желаемого узора или орнамента. Иногда, если рисунок был сложным, использовали заранее приготовленные трафареты, затем ритмичным покачиванием инструмента из стороны в сторону или легким постукиванием молотка производилась гравировка. Для достижения контраста узора фон нередко делали шероховатым или наносили мелкие штришки. Таким образом, затемненный фон подчеркивал движение и формы основного рисунка.

Работа с резцом (кирдиэх) имеет ряд технических приемов, от которых зависит характер наносимого рисунка. Техникой хаам-тарыы — медленным движением инструмента — можно получить четкий, достаточно глубокий и ритмичный орнамент. При быстром, легком движении инструмента (сююрдю/о) получается тонкий, выразительный гребенчатый узор.

Эта техника в основном используется для орнаментации мелких изделий: пластинок пояса, подвесок нагрудного украшения и т.д. Данные приемы требуют умелого владения инструментом и определенного навыка. Готовые изделия полировали до блеска древесной золой.

Золочение не получило широкого распространения, хотя применяли его в оформлении многих ювелирных изделий, но как исходный материал золото не имело широкого употребления. Технику эмалирования в якутской ювелирной практике нужно считать сравнительно поздним новшеством, она распространилась под влиянием городского ремесла.

Способом золочения (кысш солотуу) украшались кольца, серьги, кресты. Из-за дороговизны материала использование его было ограничено. По А.А. Саввину, золото смешивали в пропорциях один к олнолгу со ртутью в небольшом тигле. Когда при нагревании ртуть испарялась, золото брали кончиком ножа и наносили на предварительно гравированную поверхность изделия.

После этого украшаемый предмет клали в горн, на теплые угли. Держали там до начала реакции очень недолго, иначе смесь сгорит». У В.В. Ливадина описание несколько иное: «Для очистки золото клали в тигель, смешивали с антимонией (сюрьмой), на 1 золотник золота 5 золотников антимонии. При нагревании антимоний выгорал, золото же оставалось.

При золочении очищенное вышеприведенным способом золото смешивали с ртутью, пока не получали тесто, скрипящее между пальцами. Это тесто накладывали на вещь, назначенную для позолоты, посыпали еще порошком нашатыря. При нагревании нашатырь и ртуть соединялись и выгорали, расплавленное же золого оставалось приставшим к вещам»54.

Способ черни — хара солотуу — якутские серебряники держали в особом секрете и раскрывали его только за большое вознаграждение. Традиционный процесс чернения описан ВЛ.Серо-шевским, В.В. Ливадиным, а также Л.Л. Саввиным. Чернью украшали только серебряные изделия из хорошего металла, так как на низкопробном серебре чернь не получалась.

Чернь, по В.В. Ливадину, составляется следующим образом: берут 4 золотника красной меди, 1,5 золотника чистого серебра, 8 золотников свинца, 14 золотников серы и 3 золотника нашаты ря. «Расплавив одно из тугоплавких прибавляют к нему другие в порядке понижающейся степени плавкости. Получаемый сплав будет чернь. Употребляется она в порошке, посыпают им серебряную вещь в углубления резьбы, держат над жаром, когда сгорит, процесс считается оконченным. Охладивши, чистят шлифовальными напильниками, мелко истолчешюй железной окалиной и золой»».

А у В.Л. Серошевского чернение описывается несколько иначе: «. пережигают на слабом огне свинец, помешивая его постоянно палочкой, когда металл превратится в кашицу, его перекладывают в небольшое углубление, сделанное в кирпиче, добавляют серебряных опилок, кладут зажженные кусочки горючей серы и плотно закупоривают углубление глиняной крышкой. Для облегчения плавления употребляют буру, другие — нашатырь»56. А в остальном процесс совпадает с описанием такового В.В. Ливадиным.

Читайте также:
Как сделать украшение колосок

Якутские ювелиры выемчатой эмалью (кюё’х солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты. Якутская эмаль была пемиогоцветной, в основном употребляли синий и зеленый цвета. Хранящиеся в музейных коллекциях изделия с эмалью отличаются тонкой работой, по ним можно судить о высоком мастерстве ювелиров, овладевших этой техникой.

В.Л. Серошевский называл якугского кузнеца бродячим, «охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению»/7. Вся организация ремесла, в том числе инструментарий мастера* была максимально приспособлена к условиям полукочевого быта.

Традиционный инструментарий якутских мастеров-ювелиров, отличавшийся богатым набором, играл важную роль в их ремесленной практике. Кузница’ в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька (рис. 17).

В теплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном». Необходимые инструменты мастер изготовлял сам или они переходили ему по наследству, кроме того, были строго индивидуальными, брать или пользоваться инструментами мастера строго воспрещалось, так как они имели ични (духа-хозяина) и считались священными. В связи с этим существовал целый ряд табуизированных запретов и суеверий. Ремесло кузнеца, основанное исключительно на ручном труде, требовало больших физических затрат.

Из вышеизложенного видно, что ювелирное дело якутов характеризовалось достаточно высоким уровнем ремесленной культуры. Во второй половине XIX в. традиционные приемы якутских ювелиров под влиянием городского ремесла обогатились новыми секретами ювелирной техники. Как показывает краткий обзор традиционных художественно-технических приемов обработки цветных металлов и инструментария, якутские мастера владели ими достаточно профессионально.

Большинство известных якутам способов художественной обработки ювелирных изделий (литье, ковка, гравировка, штамповка и др.) были широко распространены и у других сибирских народов. Из современных народов наиболее близкие технологические сходства можно обнаружить у тувинцев67, бурят64, башкир69, киргизов7″ и др.

Специфические особенности развития данного вида ремесла у этих народов имеют общие черты: ремесло развивалось в условиях полукочевого быта, которое неразрывно было связано с натуральной хозяйственной деятельностью — скотоводством; местные мастера при слабом техническом оснащении достигали высокого профессионального уровня; сходство ремесленной терминологии; наследственность ремесла; и наконец, обшес название серебра — кемюс (якут.), китиз (кирг.), колют (башк.), кшеш (тат.), характерного традиционного материала ювелирных изделий тюркских народов.

Металлические украшения представляют интерес как особые произведения ювелирного искусства, ярко олицетворяющие богатые традиции обработки цветных металлов — особой области народного художественного ремесла.

Исследователи не раз отмечали способности якутов к различным ремеслам и высокий художественный уровень их изделий. Из всех оседлых племен, населяющих северную Сибирь, — якутов, несомненно, следует считать самыми даровитыми. Они не только справляются с тяжелыми и продолжительными работами, но и больше всех прочих сибирских племен имеют наклонность и способность к самым разнообразным ремеслам.

В. Л. Серошевский, долго проживший в среде местного населения, заметил что каждая вещь, даже самая пустяковая, выходит из рук якутского мастера с особым отпечатком: она всегда более или менее художественная.

Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция. Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты. По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения — кольца, серьги, броши. Существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. (Сокровищница Республики Саха (Якутия) Якутск,

Источник: studbooks.net

Якутские мужские украшения

Исчерпывающий список литературы Исследование о родном крае

Осипова, С. В. Якутские мужские украшения / С. В. Осипова, М. Е. Шамаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1610/ (дата обращения: 05.05.2023).

Сохранение материальной культуры — долг современного поколения.

Ювелирное искусство — одно из древнейших видов деятельности человека, отличающееся преемственностью этнических традиций. Наличие столь древнего и сложного вида искусства не только определяет уровень развития культуры в целом, но и характеризует богатую и непростую этническую историю ее носителей.

Читайте также:
Взбитые сливки для украшения торта как покрасить

Наша школа сотрудничает с кафедрой археологии академии наук РС (Я). В прошлом году совместно была проведена научная экспедиция в п. Кюерелях. Раиса Иннокентьевна Бравина — доктор исторических наук, профессор, руководитель кафедры археологии академии наук РС (Я), Владислав Владимирович Сыроватский — аспирант ИГИ ежегодно проводят лекции детям о культуре народа саха.

Меня заинтересовал погребальный обряд саха. В частности, найденные в погребениях мужские серьги. Изучив материалы по этому вопросу, решила написать доклад.

Цель исследования: изучение мужских украшений саха.

Задачи: 1. Изучить научную, научно-популярную литературу, материалы музеев по теме; 2. Провести беседу с научными руководителями экспедиции; 3. Провести опрос среди учащихся; 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза: Если изучить традиционные украшения, то можно узнать многое об истории, культуре якутов.

Новизна: Мужские украшения саха до настоящего времени не были изучены в полном объеме.

Объект исследования: украшения саха.

Предмет исследования: мужские украшения саха.

Методы исследования: сравнение, анализ, анкетирование, беседа.

В докладе рассматриваются археологические, фольклорные и этнографические материалы. Приводятся историко-сравнительные данные.

В результате исследования мы сделали следующие выводы:

– Мы провели опрос, после которого выяснилось, что все учащиеся не знают о том, что наши предки-мужчины носили когда-то украшения.

– Бусинная серьга — самый распространенный древнейший вид личных украшений. Она представляет собой благодатный материал для прочтения символики культуры. В Древнем мире у мужчин серьги были признаком рабства. В средние века в Западной Европе они — привилегия мужчин высшего сословия. Традиция ношения серег мужчинами саха уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири.

– Традиция ношения якутскими мужчинами серег, по данным раскопок средневековых погребений, зафиксирована в трех случаях. Во всех погребениях в мочке левого уха мужчин находилась маленькая кольцеобразная металлическая серьга, у некоторых имелось серьга с бусинками. В погребении Джюсюлэн (Чурапчинский район), исследованном саха-французской экспедицией, возраст погребения Джюсюлэн, согласно радиоуглеродному методу датирования, 1440–1660 гг. Традиция ношения серег мужчинами уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири. Ношение серьги мужчинами отмечено вплоть до этнографической современности у многих сибирских народов.

– Одним из древнейшим видом украшения саха является гривна — кылдьыы. Гривны в XVIII были принадлежностью женского наряда, но ранее была обнаружена гривна в мужском погребении, в могиле Суор-Бугдука в Усть-Алданском улусе, датируемой XVII веком. Это массивная шейная гривна с петлеобразными изгибами.

Ф Карецкий писал: «…Гривна как древний знак отличия присутствует в иранском, скифском сарматском мужском костюме вождей, а также у воинов римлян и славян». В прошлом такие украшения бытовали в Средней Азии, на Алтае, в Прибайкалье, и якутские гривны явно связаны с ними. Гривны встречаются в богатых погребениях якутов.

– Кольцо — универсальный символ соединения. Якуты называют кольца и перстни биһилэх. Это название первоначально было связано с кольцами типа обручальных, местное название их көлөөскө биһилэх (колесо, кольцо). Формы перстней одинаковы.

Из низкопробного серебра, массивные, щитки, перстней в форме лировидного орнамента, украшены чеканкой, чаще геометрические и растительные мотивы, а также вариации лировидного. На найденных в старинных погребениях мужских перстнях выгравированы инициалы. Такие перстни были изготовлены, скорее, по русским образцам и служили вместо печати.

– Наборные пояса кур были привилегией состоятельных мужчин и женщин, их надевали во время многолюдных торждеств. Наиболее ценными считались сирэй көмүс кур — пояс со сплошным серебряным набором, и туорум көмүс кур — с четырехугольными пластинками туорум. Каждые три такие пластинки чередовались с кругами күн (солнце). Поверхность из гравировалась геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых случаях применялась чернь; на крайних пластинках вместо орнамента встречались инициалы, год изготовления и зооморфные фигурки, чаще всего лошади.

Как все тюрко-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям. Украшения мужчин являлись своебразными носителями информации: они были не просто украшениями, по ним можно было установить социальное положение их владельца, историю семьи, а в ряде случаев, когда носили наследники, такие украшения были оберегами, защищавшими от злых духов.

  1. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV—XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.
  2. Гоголев А. И. Якуты, Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Якут. ун-т, 1993. — 200 с.
  3. Гурвич И. С. Культура северных якутов — оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. — 247 с.
  4. Никифорова С. В., Покатилова И. В. Мир саха: народное искусство. Якутск: Бичик, 2014. — 18–21 с.
  5. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В 3 т. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1–3.
  6. Савинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов: Х1Х — начало ХХ века: (Историко-этнографическое исследование). Новосибирск: Наука, 2001. — 171 с.
Читайте также:
Украшения для пряников своими руками

Основные термины (генерируются автоматически): мужское украшение саха, Центральная Азия, Южная Сибирь, мир древних кочевников, традиция ношения серег, гривна, погребение, украшение.

Источник: moluch.ru

Ювелирное искусство якутов

В статье рассказывается о ювелирном искусстве якутов,о приёмах обработки драгоценных металлов. Указывается уникальные особенности дизайна якутских ювелирных изделий.

Ключевые слова: праздник Ысыах, культ серебра, духи-покровители, нагрудные украшения, бастынга, итара, кылдыы.

«Jewelry art of the Yakuts.»

Momen-Khan M.D.

11th grade student

MKOU «Secondary School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov village Dzhaga»

Erkenova F.D.

History and social studies teacher

MKOU «Secondary School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov village Dzhaga»

The article tells about the jewelry art of the Yakuts, about the methods of processing precious metals. The unique features of the design of Yakut jewelry are indicated.

Key words: Ysyakh holiday, silver cult, patron spirits, breast decorations, bastyng, itara, kyldy.

Ювелирное искусство саха имеет древнюю историю и богатые традиции. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство в технике резьбы по металлу.

Якутские мастера-ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла. Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшения востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

Пожалуй самым распространённым приёмом ручной обработки металла являлось литье (кутуу), в нём якуты достигли большего совершенства. Основные металлы для литья-серебро, медь, бронза, редко свинец, олово. Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

Другим важным приёмом обработки являлась расковка ( тардыы, таптайыы), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую Этот приём в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и мелких изделий. Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким. Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Когда пластина становилась достаточно тонкой, её накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие.

Штамповка (халыыпка баттаасын)- один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскалённого железного стержня( пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившиеся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок [1.c.27]

Чеканка(охсуу, батары охсуу)-один из основных художественных приёмов обработки ювелирных изделий. Её использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

Гравировка (ойуулааhын, быhан ойуу, ойуу туhэрии)- один из характерных художественно-технических приёмов якутских ювелиров. С её помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли её в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приёму якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравёр. Он выступает не просто как кемусчут, но и как художник-орнаменталист.

Читайте также:
Как сделать много украшений

Якутские ювелиры выемчатой эмалью (куех солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты.

В.Л.Серошевский называл якутского кузнеца бродячим, «охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению». Вся организация ремесла, в том числе инструментарий мастера была максимально приспособлена к условиям полукочевого быта. Традиционный инструментарий якутских мастеров-ювелиров, отличавшийся богатым набором, играл важную роль в их ремесленной практике. [2.c.60]

Кузница в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька. В тёплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном.

Традиционным материалом якутских ювелиров служило серебро 9урун кемус), оно получает широкое применение и небывалую популярность именно в 19 веке. Как показывают археологические материалы, в предшествующие время серебро было довольно редким металлом.

Серебро ценили за его качество при обработке, а также за мягкий матовый блеск. Якутское серебро, как правило, было низкопробным, за что получило название ууулаах кемюс, т.е. « серебро с водой».

По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения-кольца, серьги, броши.

В ювелирном деле якутов золото занимало весьма скромное место, употреблялось в очень незначительном количестве. Это прежде всего объяснилось отсутствием традиций, а также большой редкостью и дороговизной материала. Также существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. Для большинства населения золото оставалось неизвестным металлом. Так, по свидетельству В.Л.Серошевского, колымские якуты, впервые увидевшие золото, равнодушно говорили: «Что в нём хорошего-та же медь!». [3.c.101]

Головные украшения.

Серьги- один из наиболее распространённых видов женских украшений, отличающийся разнообразием форм, техническими приемами изготовления и художественного оформления, которые достигались вариантами силуэта и орнамента. Якутские серьги в основном были трёх видов: бусиные серьги, серьги-колечки, серьги с подвеской. Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. А с половины 20 века стали изготавливать золотые серьги.

  1. Накосные украшения. У якутов косоплётки, гребенки, накосники считались украшениями девочек, девушек и молодых женщин. Накосные урашения, бытовавшие у якутовЭ, очень разнообразны, но непременные их детали: ровдужный ремешок, металлические бляшки различной формы, легкие трубочки, стеклярусы, бусы, кусочки цветной ткани.
  2. Бастынга. Это украшение в виде головного ободка. С бастынги ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих её звенья, в весьма сложном и красивом узоре.

Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась, его первоначальная функция. Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбихэр, серьги, кольца, браслеты. По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения- кольца, серьги, броши. Ювелирные украшения в современное время.

В последнее время народными мастерами и умельцами изготавливаются разнообразные по характеру и художественному решению ювелирные изделия. Серебряные украшения и сегодня популярны среди якутов. Современный якутский наряд, как и в прошлом, невозможно представить без разнообразных украшений. Современные ювелирные изделия, выполненные на основе национальных традиций с учётом современной эстетики и дизайна, приобрели особую легкость и изящность форм, исчезли в них традиционные объемность и весомость.

Литература 1. Абрамова 1982 — Абрамова М. П. Катакомбные и склеповые сооружения юга Восточной Европы // Археологические исследования на юге Восточной Европы. Ч. 2. М.: Государственный Исторический музей, 1982. С. 9–19. 2. Васильев 1995 — Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995. 3. Гоголев 1958 — Гоголев З. В. Раскопки якутских могил XVII века // Труды Якутского филиала СО АН СССР. 1958.

Вып. 1. С. 65–75. 4. Гоголев 1990 — Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV–XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 5. Гоголев 1993 — Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры).

Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
Загрузка ...