Национальный костюм во многом определяется такими факторами, как климат, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные меха. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты или религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются во время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.
Якутия: территориальное расположение, климат, история, культура
На данный момент она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный округ. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной зимой, во время которой температура воздуха может опускаться до 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет использование меха и кожи в костюме.
Как народность якуты (они же саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. По этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные элементы одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию под названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать праздник Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое пение.
Эволюция якутских национальных украшений на примере женских серег – Капитолина Яковлева
Образцы первых национальных костюмов
Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Тогда для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сукно. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на ткань путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал мех домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались манжеты или воротники.
Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним из самых древних считается костюм тангалай. Представлял он собой изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Талия была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. На данный момент такой костюм уже не носят.
Современные виды кроя
В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Наиболее популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и включает в себя следующие элементы:
- Рукав «буук». Пышный, свободный, иногда со сборками.
- «Оноо». Это складки на спинке костюма.
Еще один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос из суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется красный цвет.
Национальный костюм для взрослых
При пошиве одежды для женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, например, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и атлас. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.
Якутские украшения в стиле бохо
Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое количество украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими вдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох или киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное украшение — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест.
При изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим количеством украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, кроме того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.
Женская шуба называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Свадебный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.
Полный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: покрывало на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — панталоны, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая шуба с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, немного напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое количество украшений: на голову, шею, руки.
Якутский мужской национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая оторочка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. По краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще всего синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужчины по форме напоминал военный шлем.
Он делался из натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были надежно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная луна или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки иногда украшались пышными меховыми хвостами на макушке.
Что надевали на ноги
Обувь как для мужчин, так и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались из шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов ниже нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась из сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью.
Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки или бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, коричневый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами из меха.
Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла собой укороченные ботинки.
Якутский детский национальный костюм
Почти полностью копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял собой уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили различные украшения из металла, бисера и меха.
Якутский национальный костюм для мальчика тоже ничем не отличался от одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вот составные части костюма маленького якута.
Ритуальная одежда
За связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одеяние отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли носить особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперение, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу.
Надевая такой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. Помимо бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились на само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавль, орел и утка. Основным материалом для пошива была шкура жеребца шерстью наружу.
Отдельного внимания заслуживает головной убор шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли уши и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные люди носить его не могли.
Якутский национальный костюм в наши дни
В традиционную одежду якуты облачаются в дни национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды также можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма можно увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется куда больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов.
Однако часто можно встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное платье и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты украшения из Якутии как из драгоценных металлов, так и из бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается от матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их при создании современных моделей.
Источник: fb.ru
Якутские украшения: Мифы и традиции
Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение. Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы. О том, как правильно носить якутские украшения ЯСИА побеседовало со старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Саввиновым.
В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.
Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!
«В быту украшения носили редко. Как правило, при этом соблюдалась возрастная дифференциация: в основном их носили молодые женщины и невесты. Женщины постарше носили минимум украшений — серьги, кольца, с появлением христианства – нательные кресты. Полный набор украшений надевали редко, в основном по особо торжественным случаям, например, на свадьбу.
Кроме того, в старину украшения надевались поверх шубы, так как они были литыми и очень тяжелыми. Традиция носить их поверх платьев появилась значительно позже, когда стали делать более легкие кованые украшения», — рассказывает Анатолий Саввинов.
Головной убор
Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.
«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр.
Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок. Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», — говорит он.
Нагрудные украшения
Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.
Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илин кэбиhэр состоит, как правило, из трех элементов – цепочек. Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками. У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.
Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.
Серьги
Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.
Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.
Как говорит Анатолий Саввинов, такие серьги получили распространение в 19 веке, когда началось активное развитие торговли.
«Самые древние серьги — с подвесками из бусин, этот тип считается самым ранним. В 19 веке получили распространение крупные серьги с подвесками. По технике встречаются как литые, так и кованые. Чоху – более поздний вид серег, скорее всего, они заимствованы у других народов. Вообще с развитием торговли, появлением текстиля в якутском наряде появилось много заимствований, в том числе халадай и мужской кафтан», — говорит он.
Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птица, женская фигура. Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери. Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам, верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни. Впрочем, по мнению Саввинова, это — не более чем фантазия современных стилистов.
«Да, есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет. То же самое могу сказать об орнаментах. Но то, что серьги и другие украшения передавали по наследству, – это правда.
В пожилом возрасте их, как правило, не носили, считалось неприличным обильно наряжать себя», — рассказывает ученый, добавляя, что сегодня в якутских музеях очень трудно найти аутентичные национальные украшения. Связано это с тем, что, когда в конце 19 – начале 20 веков в России начался музейный бум, в районы Якутии приезжали многочисленные экспедиции собирателей древностей, которые увозили находки с собой.
«Сейчас их находки хранятся в основном в центральных музеях и за рубежом — там можно увидеть настоящие якутские украшения. В наших музеях хранится очень небольшая часть», — говорит он.
Браслеты и кольца
Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.
Традиции и современность
Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.
В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.
Наш собеседник скептически отнесся к современным веяниям. По его мнению, подбирая убор, необходимо руководствоваться определенными правилами. В частности, украшения должны быть выполнены в соответствии с традиционными канонами. Не приветствует он и увлечение большим количеством украшений.
«Хорошо, что сегодня культура возрождается, стали носить традиционные серебряные украшения. Но к их выбору нужно относиться очень продуманно. Мне не нравятся металлические бастынга – его в традиции не было. Не самый удачный вариант — кольца во всю длину пальца – откуда они появились, не знаю. Наверное, это веяние времени, но нужно быть осторожным с такими украшениями», — говорит Александр Саввинов.
Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее. Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.
Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом. Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр. И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.
Источник: ysia.ru
Якутские украшения – красивые и необычные.
Якутские украшения – красивые и необычные. Якутки до сих пор носят их в повседневной жизни, умудряясь сочетать даже с деловым костюмом. Смотрите и вдохновляйтесь!
Украшений моного не бывает, ЯКУТСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ЗНАЮТ В ЭТОМ ТОЛК. ))))))))))))))))))
Якутки до сих пор носят национальные украшения по праздникам
В древности якутские украшения делали из бисера, латуни, бронзы. К золоту якуты относились прохладно, излюбленным же материалом для ювелирных изделий было серебро. Украшения выполняли сразу несколько функций, главные из которых – оберег и декларация социального статуса владелицы.
Полный комплект включал около восьми предметов: головные украшения – начальник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (итар5а); нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр); наручные украшения – широкие браслеты (б?5?х) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограмм!
Якутские национальные украшения сегодня
Головное украшение – бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынга – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Впрочем, сегодня это не принципиально – во время национального праздника Ысыаха бастынга надевают как совсем юные девушки, так и пожилые женщины.
Якутка в головном украшении быстынга
Самое большое украшение – шейно-нагрудный комплект илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья – халадай, зимой – поверх шубы. Илин кэбиhэр носится на груди и представляет собой гривну, украшенную спереди и сзади длинными цепочками с подвесками. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.
Обязательная часть якутского женского убора – серьги. Классический вариант – серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы (лилии даурской), птиц, женскую фигуру. Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами.
Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.
Серьги являются обязательной частью якутского женского убора, такие серьги я бы с удовольствием носила каждый день)))))))))
Сегодня практически все эти украшения можно увидеть на современных женщинах. Крупные, такие как илин-кэлин кэбиhэр и бастынга, надевают во время национальных праздников или по торжественным случаям, мелкие – серьги, кольца, гривны, косоплетки – носят как дополнение к повседневной одежде. Традиции ювелирного искусства, конечно, изменились – ювелиры начали активно использовать золото, драгоценные и полудрагоценные камни, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит и по цене они доступнее.
Главным ювелирным трендом последних лет стали фаланговые кольца и серьги-каффы. Пришедшие с Востока, они прекрасно вписались в якутскую стилистику и сейчас выглядят практически аутентично. Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах пользуются неизменным спросом. Несмотря на довольно высокую цену – 4-5 килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч – многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.
Знаменитые якутские бриллианты
Говоря о современных ювелирных украшениях нельзя обойти вниманием бриллианты. Алмазы начали добывать в Якутии лишь 50 лет назад, поэтому в традиционных якутских украшениях они не используются, как, впрочем, и другие камни. И, хотя в витринах магазинов можно встретить украшения в национальном стиле с бриллиантовыми вставками, при изготовлении украшений с бриллиантами предпочтение отдается современному дизайну.
Сейчас при изготовлении украшений с бриллиантами предпочтение отдается современному дизайну
При выборе бриллиантов следует обращать внимание на четыре основных параметра – размер, чистоту, цвет и огранку. На ценнике каждого изделия указывается количество камней, вес каждого бриллианта, тип огранки и характеристики, которые обозначаются цифрами от 1 до 9: первая обозначает цвет, вторая – чистоту. Например, надпись на ценнике «1 Кр57 – 0,18 – 2/5А» означает, что в изделие оправлен 1 бриллиант круглой огранки массой 0,27 карат, группа цвета 2, группа чистоты 5, тип огранки А. На первый взгляд кажется, что оценить камень достаточно просто – чем меньше цифры, тем лучше. Однако это не совсем так.
Практически в каждом якутском ювелирном магазине вам предложат украшения с бриллиантами и сертифицированные камни. Цены на них могут колебаться от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей – все зависит от качества и размера. Влияет на стоимость и курс доллара: например, вслед за его резким скачком зимой 2014 года подорожали и бриллианты. Традиционно для бриллиантов используют золотую оправу, но в последнее время некоторые ювелирные фирмы сочетают бриллианты с серебром – цена таких украшений ниже. В любом случае, сегодня в Якутии бриллианты – это своего рода must have, их носят все и всегда, независимо от возраста и времени суток.
Источник: www.livemaster.ru