Как называли украшение фасада дворца оружием и военными трофеями

Мальтийский крест на груди государственного орла в центральном тимпане невского фасада Зимнего дворца мог появиться только в правление императора Павла Петровича, который в 1798 году вокняжился в Державном ордене святого Иоанна Иерусалимского. Правка гербового декора потребовалась потому, что отныне Зимний дворец становился резиденцией главы не одного, а сразу двух суверенных государств – Российской империи и Державного ордена. При этом дополнение герба России крестом иоаннитов Павел произвел чуть позже вокняжения, что позволяет датировать внесение корректив в фасадный герб 1799-1800 годами.

После убийства Павла император Александр, бывший орденским Великим приором Российским, унаследовал достоинство покровителя мальтийских рыцарей, но магистерство унаследовать никак не мог: главенство в ордене было выборным. В свое время избрание Павла состоялось с нарушением устава; и теперь для всех, кто сколько-нибудь ценил традиции ордена, было очевидно, что новые выборы должны пройти в более традиционном духе, а очередным магистром должен стать католик. Уния двух государств распалась. Почти сразу герб России был приведен в прежнее состояние, но многие геральдические памятники межгосударственного союза России и Державного ордена уцелели.

А КАКАЯ РАЗНИЦА Достижение Геншин импакт Скрытые достижения, видео №90 Genshin Impact

Стилистически птица на фасаде — явно елизаветинской поры, когда и возводился Зимний дворец (подтверждением этой догадки является и характерное для начала и середины 18-го века условное воспроизведение цепи ордена Св. Андрея Первозванного, что окружает щиток на груди орла: уже при матери Павла его стали воспроизводить иначе – ближе к реальности). Похоже, лучи креста были просто добавлены в уже имеющийся рельеф орла, отчего щит с московским всадником выглядит вмурованным в крест (хотя на деле должен лежать поверх него).

Сам контур мальтийского креста здесь сильно искажен, что не должно удивлять. Поскольку мальтийская эмблема была плохо известна российским мастерам, деформированные кресты ордена проникали и в официальный обиход (на фото справа из собрания Государственного Эрмитажа – тарелка, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в 1799-1800 гг.). Судя по тому, что мальтийский крест на эрмитажном фасаде дошел до нас именно в таком виде, Преимущественнейший император Павел терпимо относился к таким искажениям. А вот императорские короны над головами российского орла, верней всего, были намеренно стерты в подсоветские годы.

Рекомендуемое чтение на тему – богато иллюстрированная статья Михаила Медведева:
Россия и Державный Орден: эмблематическое отражение межгосударственного союза.

ГЛАВНЫЙ (АЛЕКСАНДРОВСКИЙ) ФАСАД:

Из дневника императора Николая Второго:

«20 июля 1914 года, воскресенье.
Хороший день, в особенности в смысле подъема духа… В 2 1/4 отправились на «Александрии» в Петербург и на карете прямо в Зимний дворец. Подписал манифест об объявлении войны. Из Малахитовой прошли выходом в Николаевскую залу, посреди которой был прочитан манифест и затем отслужен молебен. Вся зала пела «Спаси, Господи» и «Многие лета».
Сказал несколько слов. При возвращении дамы бросились целовать руки и немного потрепали меня и Аликс. Затем мы вышли на балкон на Александровскую площадь и кланялись огромной толпе народа…»

Читайте также:
Керамические кольца украшения отзывы

Николай называет Александровской (в честь колонны-памятника Александру Первому) площадь, которая ныне больше известна как Дворцовая.

Фотоснимок Карла Буллы запечатлел этот момент явления Николая и Александры несчастным, но верным подданным. Кроме того, фотоаппарат Буллы случайно – и очень качественно — сохранил для нас облик государственного герба над аркой парадных ворот императорской резиденции: это украшение дворца было уничтожено три года спустя и более никогда не воссоздавалось.

Композиция представляет малый герб Всероссийской империи в несколько непривычном виде: двуглавый орел, минуя щит, в котором он обычно изображался, наложен прямо на коронованную императорскую сень (особым образом задрапированную геральдическую мантию, свисающую из-под купола; сень российского императорского герба несла по краю купола государственный девиз «С НАМИ БОГЪ»). В такой редакции герб употреблялся довольно редко, однако она совершенно правомерна и полностью согласуется с традициями геральдики. Больше того, в российских узаконениях о государственной и династической геральдике было даже прямо прописано:

«По особым, объявляемым чрез Министра Императорского Двора, Высочайшим повелениям к малому Государственному гербу могут быть присоединяемы: или Императорская сень (…), или же, когда орел помещен в щите, увенчанном Императорскою короною, изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.»

Именно по первому из перечисленных рецептов и было выполнено геральдическое оформление главного въезда в императорскую резиденцию.

На фотографии Карла Буллы виден еще один элемент геральдического декора Зимнего дворца: балкон с включенным в плетение решетки двуглавым российским орлом. По счастью, эти декоративные балконные решетки (таких на фасаде Эрмитажа две) дошли до нас в целости и сохранности.

Заметка не могла бы появиться, если бы radiox любезно не передал автору фотографию Карла Буллы. Цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой) canoe_ride .

Источник: hermitage-spb.livejournal.com

Ростральные колонны — символ величия военно-морского флота России

Ростральные колонны – оригинальная достопримечательность Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Находящиеся по разные стороны Биржевого сквера два сооружения разделяет 200 метров. Ростральные колонны символизируют победы военно-морского флота России.

Этимология названия колонн

Ростральные колонны называются так потому, что их этимология происходит от латинского слова «rostrum». Так в старинных военных кораблях именовался напоминающий клюв хищной птицы подводный таран с медным наконечником ниже ватерлинии в носовой части. Такой таран обычно имел форму трезубца, и предназначался для нанесения механических повреждений неприятельским судам.

Ограничителем механического воздействия основного тарана служил вспомогательный, находившийся по соседству. Он изготавливался в форме головы животного. Расширительно рострой назывался оснащённый тараном весь корабельный нос.

В древнем Риме снятые с вражеских кораблей ростры считались военными трофеями. Победители устанавливали их на заметных объектах города, придавая им триумфальную функцию символа морской доблести.

История создания

История создания Ростральных колонн восходит к началу XIX в. В то время городской порт находился именно на Стрелке. Она же была местом дислокации портовой инфраструктуры, а также биржевого и таможенного зданий. Вход в тогдашний петербургский порт было решено украсить памятником морской мощи России.

Мемориалом должны были стать две Ростральные колонны по обе стороны Васильевского острова. Они были воздвигнуты в 1805–10 гг.

Проект под пристальным наблюдением Академии художеств разработал трудившийся в России французский специалист Жан Тома де Томон, утверждённый как архитектор Ростральных колонн. Он представил несколько эскизов, из которых, в результате обсуждений, остался лучший.

Ростральная колонна в 1850-х годах

Активное участие в строительстве принял известный русский каменотёс Самсон Суханов, которого по праву можно считать соавтором. С медными элементами конструкции также работали русские мастера. Аллегорические скульптуры у подножий колонн изваяли Жозеф Камберлен и Жак Тибо. На самой вершине устроили смотровую площадку с чашей, в которой горело конопляное масло или смола. Огненный столб от горения не только освещал местность: на головы проходящих мимо иногда попадали брызги раскаленной жидкости.

Читайте также:
Украшения из бисера своими руками кулоны

Введённые в эксплуатацию в 1815 г. колонны выполняли функцию противотуманных и ночных фонарей до 1885 г. Они также помогали ориентироваться подходящим к порту судам. В 1896 г. фонари стали электрическими. Прогресс, однако, обернулся неподъёмными для города затратами на электричество. При первой возможности, в 1957 г. фонари стали гораздо более экономными газовыми.

Реконструкции в разные годы

Ростральные колонны на Васильевском острове на протяжении своей более чем двухвековой истории неоднократно реставрировались, причём на разном профессиональном уровне.

Обследование, проведённое перед реставрацией 1928 г., выявило на скульптурах колонн многочисленные наслоения гипса, цемента и краски, видимо, оставшиеся от предшествовавшего ремонта. Выяснилось, что и поверхность колонн «латали» другим материалом, который скрывали под краской. А железные штыри, скрепляющие элементы конструкций, полностью проржавели.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Как ни странно, последовавшее после обследования восстановление вновь было произведено некачественно. В следующую, послевоенную, реставрацию 1947-48 гг. всего лишь восстановили некоторые элементы скульптур и заменили смотровые площадки на колоннах. Из-за отсутствия должного ухода, в конце XX в. скульптуры находились в аварийном состоянии.

Первая полноценная масштабная реконструкция была осуществлена в 1997-98 гг., с руководящим участием сотрудников Эрмитажа. С изваяний убрали чужеродные элементы, скульптуры тщательно почистили и помыли. Затем их покрыли предохраняющим от внешних воздействий раствором, состав которого был специально разработан для защиты пудостского камня. Железные скрепляющие штыри заменили на керамические корундовые, хорошо противостоящие атмосферному влиянию.

Ростральные колонны на Васильевском острове

Для устранения сколов и трещин скульптур и крепления отсутствующих элементов реставраторы воспользовались составом из извести и мраморной крошки, близким текстуре пудостского камня. В итоге нынешнее состояние достопримечательности перестало внушать опасения за её дальнейшую судьбу.

Особенности композиции

Ростральные колонны, высотой по 32 метра, видны издалека. Колонны ориентированы на рукава дельты Невы: Южная находится в районе Большой Невы, а северная –Малой.

Носы кораблей на обеих Ростральных колоннах закреплены в четырёх симметричных рядах, на одинаковом расстоянии друг от друга.

Корабли на Ростральных колоннах

Самая массивная нижняя пара ростр изображает речное божество – нимфу. Во второй снизу паре угадываются крокодил, морские коньки и рыбы. Вторая сверху пара представляет водяного, а самая верхняя – морских коньков. Между рострами находятся рельефные изображения якорей.

Корабли на Ростральных колоннах

Скульптуры у подножия колонн

У подножия каждой из Ростральных колонн находятся по две скульптуры – мужская и женская. Создавшие их скульпторы говорили об аллегориях моря и коммерции. Невзирая на это, преобладает мнение, что изображены аллегории российских рек. А реки на Ростральных колоннах таковы: Нева с Волховом у южной колонны (недалеко от Дворцового моста), и Волга с Днепром – у северной (вблизи Биржевого моста).

Божество на Ростральных колоннах

Нева представлена сидящей женщиной в хитоне, с руками, положенными на весло и якорь. Изображающий Волхов мужчина также сидит. В правой руке у него весло.

Аллегория Волги представляет собой изваяние сидящей женщины в хитоне, держащей рог изобилия в руке. Днепр – бородатый мужчина, держащий кувшин с льющейся из него водой. Другой рукой он опирается на весло.

Божество на Ростральных колоннах

А городской фольклор видит в статуях на Ростральных колоннах мифических старожилов острова – рыбака Василия с женой Василисой, которые здесь жили еще до того, как на их землю вступила нога будущего императора Петра I. Бытует легенда, что Васильевский остров назвали в честь этой парочки.

Читайте также:
Рецепт белково масляного крема для украшения торта в домашних условиях

Первоначально предполагалось, что изваяния будут бронзовыми. Но конечный выбор был сделан в пользу популярного местного строительного материала – известняка, добывающегося в посёлке Пудость Гатчинского района. Легко поддающийся первоначальной обработке, он затем быстро твердеет на воздухе. Известняк прочен и имеет желтовато-серый оттенок, эффектно контрастирующий с красновато-охристыми колоннами и серыми гранитными блоками. В то же время материал не допускает тщательной проработки мелких деталей, и не очень стоек к внешним воздействиям.

Ростральные колонны внутри

Внутри полых колонн установлены винтовые лестницы, которые выводят на смотровую площадку, где на металлической конструкции установлены газовые горелки. Огонь на Ростральных колоннах сейчас зажигают лишь в самых торжественных случаях. Высота столба газового факела составляет около 7-ми метров.

Входная дверь в Ростральную колонну

Когда зажигают Ростральные колонны

К 250-летию Ленинграда и по сей день Ростральные колонны в Санкт-Петербурге зажигают только во время проведения торжественных праздников – это около 7 раз в год, а именно:

  1. с 31 на 1 января во время празднования Нового года;
  2. 27 января в праздник, посвященный полному снятию блокады Ленинграда;
  3. 23 февраля во время проведения дня Защитника отечества;
  4. 9 мая в день великой Победы над фашисткой Германией;
  5. 27 мая на день рождения Санкт-Петербурга;
  6. в конце июня во время празднования «Алых Парусов»;
  7. в конце июля в день военно-морского флота России.

Ростральные колонны могут зажечь и в другие даты. Например, после победы российской команды в международных спортивных соревнованиях.

Факел на Ростральных колоннах в Санкт-Петербурге

Интересные факты

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

  • Ростральные колонны города строились параллельно со зданием Биржи, составившим единый архитектурный ансамбль с ними.
  • Мужская фигура (Днепра) у подножия северной колонны (см. выше) существенно отличается от других хорошо переданной скульптором динамичностью. Она была создана Камберленом в единственном экземпляре: три другие скульптуры принадлежали Тибо.
  • Ростральные колонны как яркая достопримечательность запечатлены на российских бумажных деньгах. Это – 50-тысячная купюра выпуска 1995 года и 50-рублёвая 1997 г.
  • В 2011 г. двери Ростральных колонн дважды взламывались злоумышленниками (возможно, одним и тем же). В первый раз это произошло в июне, а в августе проникший внутрь даже поднялся наверх и зажёг газовую горелку. Естественно, что это не осталось незамеченным: вызванная аварийная бригада оперативно потушила огонь.
  • Некоторые плохо информированные туристы называют колонны «Растреллиевскими», ошибочно связывая их с архитектором Зимнего дворца Бартоломео Расстрелли.
  • Вопреки расхожему мнению, ростральные колонны неправомерно называть маяками. Таковыми принято называть сооружения на морских, а не речных, берегах.
  • Ростральные колонны – непременный атрибут петербургских экскурсий. Тем более, что недалеко расположены другие достопримечательности. Напротив находится Петропавловская крепость, правее – Эрмитаж, позади – Биржа и Кунсткамера.

Как добраться

Ростральные колонны находятся на Стрелке Васильевского острова в аккурат между Биржевым и Дворцовым мостами. Добраться до них за 20 минут можно разве что с двух станций метро: Адмиралтейская и Спортивная-2.

  • Адмиралтейская(~16 минут) – после того, как двери вестибюля окажутся за вашей спиной, выйдите на Невский проспект, слева от вас будет стоять «чернющий» доходный дом Вавельберга. На пересечении Невского и Дворцового проезда поверните направо и, минуя Александровский сад и Зимний дворец, двигайтесь в сторону Дворцового моста, ведущего к подножью Ростральных колонн.
  • Спортивная-2(~17 минут) – вестибюль этой станции подземный, и имеет 5 выходов на поверхность, вам больше всего подходят лестницы 1 и 5, расположенные ниже Тучкова моста (если смотреть на карту). Поднявшись по лестницам, продолжайте маршрут вдоль набережной Макарова до здания Биржи. Напротив него есть довольно широкий пешеходный переход. В вашем случае это единственный вариант попасть на Стрелку Васильевского острова.
Читайте также:
Вариант украшения торта красный бархат

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Вам будет интересно!

Памятник Д. А. Трезини

0 2.4K

Памятник Д. А. Трезини — первому архитектору при Петре I

Памятник Санкт-Петербургской конке

0 1.4K

Санкт-Петербургская конка — родоначальник современного трамвая

Благовещенский мост

0 1.0K

Благовещенский мост — первая разводная переправа в Санкт-Петербурге

Румянцевский сад

0 637

Источник: trip-spb.ru

LiveInternetLiveInternet

Орловская табакерка в Латинской Америке Орловская табакерка в Латинской Америке Граф В.

Снежный коллапс в Петербурге продолжается. 29 марта 2023 года. Времена года поменялись местами.

Русский художник Георгий Дмитриев. Русский художник Георгий Дмитриев. ~~~~~~~~~~~~.

«Радио Петербург» слушать онлайн Радио Петербург слушать онлайн https://onradios.ru/sankt-.

Неизвестный портрет графа Орлова-Чесменского Неизвестный портрет графа Орлова-Чесменского .

-Ссылки

-Музыка

-Новости

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Статистика

Создан: 08.04.2016
Записей: 9138
Комментариев: 11385
Написано: 25313

Колоннада Зимнего дворца

Колоннада Зимнего дворца Гений Растрелли проявился в оформлении столь протяженного фасада Зимнего дворца — колонны то собираются плотными группами, разрывая на части антаблемент, то разбегаются, освобождая участки стен.


ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в зеркале ЭПОХ Компьютерные модели представляют дворец и городское пространство вокруг него в разные исторические эпохи — в царствование императоров Николая I (середина XIX века), Николая II (конец XIX — начало XX века), а также в наши дни. В 1754 году Зимний дворец был заложен. К положенному сроку (осень 1761) черновой вариант Зимнего был готов.

Императрица Елизавета желает лично обозреть сооружение и приказывает Растрелли подготовить место для подъезда её экипажа и подъемный стул для себя. Визит императрицы проходит на Святой неделе, Елизавета остается всем довольна и желает скорейшего завершения постройки.

Растрелли просит её лишь о правильном и своевременном отпуске денег и обещает закончить в срок (сентябрь 1762). Но, как мы знаем, Елизавета Петровна оказалась лишенной удовольствия принять Зимний дворец во всей его красе в свое владение, в декабре 1761 года государыня умирает. Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление непокоя и движения. Фасадов облик превосходный, Нарядные ряды колонн, Дворец в те годы самый модный Был в Петербурге возведён (Егоров Павел)

Первым новосёлом дворца становится елизаветинский наследник Петр III, который поселяется там в апреле перед Пасхой. Зимний ещё не готов полностью, отделка дворца не завершена, а вся площадь перед ним завалена строительным мусором и заставлена сараями, шалашами и проч. Причем, все это необычайно затрудняет сам подъезд ко дворцу. Выход находит генерал-аншеф Корф, тогдашний генерал-полицмейстер столицы.

Он предлагает отдать всё это даром народу. Приказ царя был мгновенен. Еще быстрее оказалась реакция на него. За пару часов на площадь прибежала тьма горожан, которые разобрали весь хлам и рухлядь по личным нуждам. Историки говорят, что император почти не отрывался от окна, глядя на это «презабавное» зрелище.

К вечеру вся площадь была расчищена, причем даже на мусор и щебень нашлись свои желающие.

Официально царская семья переезжает в Зимний в Великую Субботу, тогда же освящается и придворный храм.

Этот переезд не ознаменовал собой полного окончания работ, еще поправлялась крыша, потолки, велась отделка, затем был устроен висячий сад и манеж. Известно, что завершением этих работ руководила уже Екатерина Алексеевна. По сводкам расход на отделку дворца тогда составил в итоге (на 1768 год) — 2, 622 млн.руб. Дворцовая.

Читайте также:
С чем можно сочетать золото в украшении

По площади, вдоль стен
Дворца, что испокон известен всем,
Иду, внимая вензелям ворот,
Орлам двуглавым, рвущимся в полет… https://www.stihi.ru/2012/04/07/8517

Мощны колонны, глаз чаруют, Белы, стремятся ввысь. Златые кружева повсюду Растрелли выполнил на бис. (Щербачева Любовь) Фасады располагают к тому же удивительным оформлением окон. Все проемы имеют 12 типов окон, которые, в свою очередь, имеют 22 варианта своего обрамления.

Зимний рассчитан на восприятие со всех сторон, причём как на дальних, так и на близких расстояниях.

Его фасады имеют длинную протяженность, отсюда зодчим принято решение сильной пластики членения дворца и её больших объемов. Этим же оправдываются массивные ризалиты и могучий рельеф ордера. Кроме этого, фасады имеют двухъярусное членение, которое обработано трехчетвертными колоннами — удлиненными вверху и короткими внизу.

Фасад на площадь (южный) — отличается динамикой и экспрессией ритма форм. Его центр немного выступает вперед, по его сторонам прослеживаются то выступающие, то западающие фасадные части. Рисунок расположение колонн неодинаков, эти элементы то собраны вместе, то будто «разбросаны» по всей длине здания. Также фасад имеет тройную прорезь для проезда во двор.

Фасады здания членятся на два горизонтальных пояса.
Нижний — состоит из цокольного и первого этажей, объединенных колоннами

ионического ордера, над которыми помещается ярус с колоннами боле пышного композитного ордера, чем подчеркивается большая значимость двух верхних этажей.

Детали декора Зимнего дворца (2).JPG

Зимний — это доминанта центральной части столицы, которая задумана как символ величия империи.
Здание решено в виде большого прямоугольного блока, который имеет:
— Обширный крестообразный внутренний двор;
— Крупные угловые выступы.

Детали декора Зимнего дворца (4).JPG Внутренний двор Зимнего дворца. Вид на Зимний с Васильевского..

Интересно, что два парадных фасада Зимнего имеют разное воплощение.

Фасад, который выходит на Неву — северный, имеет заглубленную среднюю часть и широкие ризолиты по бокам, что оформлены непрерывными колоннадами.

Интересно, что великий Растрелли не смог закончить задуманное, отделка дворца завершалась без него. Екатерина Вторая дала талантливому зодчему полную отставку.

Позже помещения дворца перестраивались:
1760-90гг. — под «классицизм» архитекторами Фельтеном, Ринальди, Кваренги, Валлен-Деламотом.
1820-30гг. — под «ампир» — Росси и Монферан.

После пожара восстановление проводили Брюллов (эклектика) и Стасов. Тогда же в нем появляются металлические перекрытия конструкций, которые не горят.

В ноябре 1917 Зимний дворец становится частью государственного Эрмитажа.

В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).

Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

Зимний дворец в цифрах:
1945 окон;
117 лестниц;
1084 комнаты;
2 церкви;
400 залов;
на балюстраде 176 декоративных ваз и статуй,

которые маскируют печные тубы
Примечательно, что все лепные украшения фасадов Зимнего дворца создавались не по шаблонам.

Тестообразная масса (смесь толченого кирпича и известкового раствора) обрабатывалась лепщиками вручную с приближенной ориентировкой на представленный образец. Поэтому на фасадах Зимнего дворца нет хотя бы двух абсолютно одинаковых скульптурных украшений.

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...