Ювелирное искусство древней Руси интересно и разнообразно. Наши предки любили украшать себя. Самыми популярными украшениями были серьги и ожерелья. Фантазия мастеров создала множество их видов. Самыми популярными серьгами были так называемые колты. Они представляли собой литые подвески из золота и серебра.
В отличие от современных серег, колты не вставлялись в уши (для этого они были слишком массивными). Их прикрепляли на лентах у височной части головного убора. Колты могли быть округлыми или в виде звезд. Их декорировали различными изображениями цветов или фантастических птиц.
Позже, в 14 веке, появились пясы — массивные подвески на кольце, которое крепилось либо непосредственно к уху, либо к лентам головного убора. Примерно в то же время стали носить серьги с одним, двумя или тремя стержнями, украшенные перламутром, бусинами или речным жемчугом. Они назывались одинцы, двойчатки и тройчатки. Также были распространены массивные серьги в форме стилизованных птиц, называвшиеся голубцами или орликами, и бабочки, которые представляли собой металлический стержень с двумя лопастями, оплетенные жемчугом в форме крыльев бабочки (отсюда и их название).
ИЗБА | Рассказ о традиционной русской избе
Из ожерелий чаще всего носили так называемый гайтан, который плели из колец металла, а также из бисера или нитей. Носили гайтаны не только на груди, но и на спине. Два конца гайтана соединялись подвеской с украшением. Это мог быть медальон или кисть из бисера. Гайтаны, как и колты, были не только украшением, но и оберегом.
Широко распространены на Руси были ожерелья из речного жемчуга, нанизанного на конский волос, а также многослойные бусы с подвесками-монетами — монисто. Со времен Киевской Руси были известны гривны, представлявшие собой шейный ободок со вставкой в виде золотой или серебряной пластины.
Это лишь самые известные украшения из того множества традиционных изделий декора, которые носили наши предки во времена Древней Руси.
Источник: www.tashamulyar.ru
Родина жемчуга Русь
На многих картинах 17-19 века изображены русские кокошники, сплошь расшитые мелкими жемчужинами, и красавицы в народных костюмах и жемчугах. Но ведь жемчуг был очень дорог, даже Наталья Гончарова не могла позволить себе хорошее ожерелье из настоящего жемчуга!
Оказывается, до 19 века жемчуга на Руси было много, более того – русская земля была вторым в мире поставщиком жемчуга, после Индии.
Речного, конечно.
Дело в том, что жемчужные устрицы бывают двух основных семейств – морские пинктады и речные маргаританы. И вторые, вида «европейская жемчужница» водились в северных русских речках в огромном количестве.
Стеклянные бусы в Древней Руси. Рассказывает Екатерина Бочкова
Собственно «жемчугом» на Руси называли именно свой, речной жемчуг, а привозной морской (из стран Ближнего Востока и Персидского залива) – «бурмицким зерном», от искаженного названия портового иранского города Ормуз.
Реки Карелии и северных областей – Муна, Солза, Варзуга и еще сотни других давали ежегодно такое количество жемчуга, что его хватало и на внутренний спрос, и на экспорт. Как и мех, речной жемчуг был важной и доходной отраслью государства, в самые урожайные годы его объем составлял сотни тысяч рублей золотом (под миллиард рублей на сегодняшние деньги).
Головные уборы из жемчуга на картинах художника-крестьянина Абрама Клюквина (1777-1867)
Массовое распространение пресноводных жемчужниц связывают не только с чистой водой, но и с изобилием лососевых рыб, с которыми жемчужные моллюски образовывали своеобразный симбиоз. Крошечные личинки моллюсков прилеплялись к жаберным пластинам семги, что помогало пережить им самый сложный и опасный период и немного подрасти, прежде чем упасть на речное дно.
Добыча речного жемчуга началась на Руси с 10 века, ее максимальный объем пришелся на 15-17 века. Сохранилось множество свидетельств иностранных купцов, удивленных обилию жемчужных украшений на простых крестьянках, торгующих на русских ярмарках.
Шитье с карельским жемчугом
Конечно, добыча устриц велась довольно варварскими способами – выгребались все доступные моллюски, вскрывать их так, чтобы сохранить живыми, не умели, да и не стремились. Перламутр ракушек тоже шел в дело – на пуговицы и инкрустации всего подряд от оружия до мебели.
Жемчужины попадались в считанных процентах добытых устриц, а хорошие и крупные – очень редко. Но и самый мелкий жемчуг шел в ход, популярность его в качестве украшения росла год от года. Жемчугом расшивали праздничные церковные одеяния, драгоценные оклады икон, нарядные головные уборы, которые передавались в семье из поколения в поколение, в течении даже и пары сотен лет, пока жемчуг не терял своего вида.
Кокошники, расшитые карельским жемчугом, 18 век.
Из сказок известно выражение «скатный жемчуг» — так называли самые лучшие, отборные жемчужины правильной круглой формы, которые не держались на месте, а «скатывались» на блюдечке.
Резкое падение добычи жемчуга пришлось на 19 век – из-за смены климатических условий, падения полноводности рек, а в особенности – из-за исчезновения тех самых лососевых, которые помогали размножению жемчужниц. Место жемчужниц в экосистемах быстро заняли более неприхотливые перловицы, похожие внешне, но не дающие жемчуга, только перламутр. Были еще короткие периоды, когда снова отмечалось массовое появление в реках жемчужных моллюсков, но к 20-му веку лов жемчуга в России прекратился совсем.
Сейчас абсолютным лидером в производстве пресноводного жемчуга является Китай, но и в современной России есть несколько предприятий, культивирующих речной жемчуг, по новым технологиям, конечно.
Константин Маковский, «Боярышня», фрагмент
Источник: dombusin.livejournal.com
Русская вещь. Золотые украшения XI-XII веков
Ювелирная техника русских мастеров была очень и очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Одним из самых древних народных промыслов на Руси было кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы), но не только…
Были также мастера по «златокузнечному» делу: внешний вид подвески, пряжки, колты, серьги, гривны, ожерелья и другие украшения зависели от их мастерства и художественного вкуса.
Чаще всего украшения изготавливали в технике зерни (напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью).
Найдено в 1927 году на территории Курской области, в верховьях реки Сунжи, в богатом захоронении. Интересно, что плетеные запястья в этот период встречаются гораздо реже, чем браслеты из согнутого гладкого дрота.
Золотая гривна. Вторая половина XII века. Предположительно принадлежала киевскому князю Владимиру II Мономаху. На лицевой стороне — архангел Михаил, на оборотной — горгона.
Височные кольца XII века. Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII — VIII веков.
Источник: cyrillitsa.ru