Как назывались украшения в древней Руси

Ответ от A-stra[гуру]
Мы мало знаем о названиях древнерусских украшений по письменным источникам. К общеславянским терминам относят такие названия, как «пьрстень», «гривьна», «монисто», «вънъцы», «обруч», «кольце». Термин «пьрстень» известен с XI в. в значении украшения на пальце руки, иногда в значении перстня с печатью. «Кольце» (с XIII в.) встречается значительно реже, причем нет противопоставления «кольце» (ободок) — «перстень» (украшение с камнем). Иногда «кольце» означает ушное украшение.
«Монисто» (с XII в.) — украшение, надеваемое на шею, в единичном случае — подвеска к иконе. «Въньць» — синоним короны, в единичных случаях свадебный головной убор.
«Обручь» — это украшение на руке (с XII в.). Более поздними терминами являются «запястье» (браслет), «напалък» (перстень), «ушники» (серьги). Древними славянскими терминами являются «ожерелье» — украшение на шею, иногда воротник (жерло — шея). «Ряса» (ХII-ХШ), бахрома, украшение. «Чепь» — слово, характерное лишь для русского языка.

Височные кольца восточных славян! История развития ювелирных изделий в древней руси!


Из финских языков заимствовано в ХI-ХIV вв. слово «сустугъ», означающее «брошь, пряжка».
Женский костюм каждого восточнославянского племени дополнял набор украшений, свойственный только этой этнографической общности.
Височные кольца. Это наиболее характерное украшение славянских женщин. Именно по ним можно было отличить женщин разных племен. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленту или ремешок, иногда укрепляли непосредственно в волосах или продевали в мочку уха. Их делали из серебра, бронзы, меди.
Все кольца можно разделить на четыре группы: 1) проволочные, куда входят украшения, согнутые в виде простого кольца или более сложной фигуры из более или менее тонкой проволоки; 2) щитковые — у которых проволока раскована местами в пластинки; 3) лучевые и лопастные — литые украшения, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части; 4) бусинные — состоящие из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами.
http://www.rustrana.ru/print.php?nid=28037
Шейные гривны. Этот вид украшений в виде металлического обруча встречается в древнерусских памятниках значительно реже других изделий. Гривны являлись достоянием знатных людей. В курганах Х-ХIII вв. они попадаются в женских захоронениях с богатым инвентарем. Довольно часто гривны находят в кладах, зарытых знатью в домонгольскую пору.

Возможно, в какой-то период шейные гривны были и денежными знаками, что подтверждается стандартностью веса серебряных экземпляров. По-видимому, свое название гривны передали слиткам серебра, использовавшимся в качестве денежных знаков.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=27523 — интересная статья
Из древних украшений одежды до нас дошла лишь небольшая часть, и многое известно только по документам. Не сохранился до наших дней алам, и трудно точно представить себе, как он выглядел. По определению И. И. Срезневского, алам — это нагрудное, пристегиваемое к платью украшение с золотом, камнями и жемчугом3. Аламы упоминаются еще в 14 веке в духовных грамотах Ивана Калиты (1327-1328), Ивана Ивановича (1359), Дмитрия Ивановича (1389). Судя по записям в документах 17 века, аламы были не только нагрудным украшением; они накреплялись как на мужскую, так и на женскую одежду, причем иногда в большом количестве.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ОДЕЖДА с 9-13 век Clothing in ancient Russia#история#русь#славяне#история россии#l


Так же как об аламе, почти исключительно по документам, мы можем судить об украшениях, носивших название образцы, накреплявшихся на парадные одежды на вороте, на плечах, на груди, на спине и на боковых прорехах.
Не дошло до нас украшение под названием ожерелье (или ожерельеце), часто упоминающееся в документах 17 века и известное по сохранившимся портретам-парсунам. Ожерельем назывался как женский, так и мужской убор в виде стоячего или лежачего воротника, пристегивавшегося к одежде, расшитого жемчугом и камнями и застегивавшегося спереди драгоценными пуговицами.

Ответ от +[гуру]
Колты
Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью [2].
Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.
Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых [2].
Бусы
Бусы носили женщины разных сословий, это было одно из самых популярных шейных украшений. В настоящее время насчитывается до сотни разновидностей бус, каждые из которых отличаются по цвету и форме. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы В общем выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета) , бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники [3]. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
Браслеты
Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т. д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.
На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.
Подвески
Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики) , привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т. д.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.
Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Читайте также:
Как рисовать украшения 5 класс

украшение

Ответ от Александра[гуру]

Например, такие.
ссылка
Один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян — височные кольца, бусы (монисто, гривны и прочее) , кокошники, колты, пояса, подвески — все они часто несли смысловую нагрузку, в т. ч. «работали» оберегами.

Ответ от Victoria Arutunova[гуру]
ГРИВНА (от санскр. griva — шея) — серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота) , иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами.

Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жесткость конструкции, дошедшая и до наших дней.

Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.
МОНИСТО -в Древней Руси женское ювелирное шейное украшение в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет
ЛУННИЦА — металлическое украшение (из бронзы, серебра, реже золота) в виде полумесяца. На Руси лунницы были распространены в 10—12 веках. Украшения в виде лунниц сохраняются в составе национального костюма у некоторых народов Индии
ФИБУЛА (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья.
КОЛТ — древнерусское женское украшение XI—XIII вв. , полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Первоначальное название колта неизвестно. Термин был принят в конце XIX века на основе этнографических данных и происходит от украинского «ковток» (серьга) и новгородского «колтки» (подвески к серьгам). Колты найдены в состави многих кладов на территории Древней Руси.
ВИСОЧНЫЕ КОЛьЦА — бронзовые, серебряные, золотые женские украшения, вплетавшиеся в волосы у висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу. Известны с бронзового века, были распространены у восточных славян в средние века. Различные племена восточных славян носили височные кольца различной формы: кривичи — браслетообразные, новгородские словене — ромбощитковые, вятичи — семилопастные, радимичи — семилучевые, северяне — спиральные, и т. д.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Женские украшения Древней Руси?

Источник: 22oa.ru

Как назывались украшения в древней руси

  • Главная
  • Каталог
  • НОВИНКИ
  • ТОВАР СО СКИДКОЙ!
  • МЕДНАЯ ПОСУДА
  • Медные кувшины
  • Медные баки,бутылки
  • Медные чайники,турки
  • Медные кастрюли,ковши
  • Медные тазы,сковороды
  • Миски,тарелки,баночки
  • Медные кружки,стаканы
  • Медные бокалы,рюмки
  • Ложки,вилки,ножи,черпаки
  • Медная ткань.Медная аптека
  • Медные скребки,пластины
  • Медные очелья
  • Медные браслеты
  • Цепи,кольца,серьги
  • Медные украшения с камнями
  • Амулеты медные
  • Интерьер,сувениры,ручки мебель,уход
  • Пластинчатые узкие
  • Пластинчатые средние
  • Пластинчатые широкие
  • Створчатые узкие,25мм
  • Створчатые средние,35мм
  • Створчатые широкие,65мм
  • Сферические браслеты
  • Скифские браслеты
  • Колты накладные
  • Колты звездчатые
  • Подвески простые
  • Подвески шумящие
  • Подвески литые
  • Височные кольца, лунницы
  • Древнеславянские обереги
  • Гривны
  • Кольца тиснение
  • Кольца литье
  • Серьги простые
  • Серьги шумящие
  • Серьги литье
  • Фибулы накладные
  • Фибулы,броши литье
  • Крестики,иконки
  • Кольца с молитвами
  • Браслеты с молитвами
  • Пластинчатые узкие
  • Пластинчатые средние
  • Створчатые браслеты
  • Мужские имена
  • Женские имена
  • Иконки разные
  • Цепки, шнурки
  • Для творчества
  • Подарочная упаковка
  • Наборы украшений
  • Серьги винтаж,этно
  • Кольца, перстни
  • Браслеты винтаж,этно
  • Подвески,бусы
  • Броши
  • Подвески,фигурки
  • Амулет Этно
  • Окарина Этно
  • Свистульки
  • Статьи о меди
  • Медная мастерская OLDCLEVER
  • Выставки, партнеры
  • Творческая мастерская Алешиных
  • Что и зачем украшают славяне?
  • Браслеты славян
  • Височные кольца, привески
  • Кольца и перстни славян
  • Звериный стиль
  • Петроглифы
  • Гривны
  • Посуда и игрушки славян
  • Изделия из кости в Древнем Новгороде
  • Славяне: божества, символы
  • Интересная археология
  • Рекомендуемая литература
  • Статьи о меди
  • Медная мастерская OLDCLEVER
  • Выставки, партнеры
  • Творческая мастерская Алешиных
  • Что и зачем украшают славяне?
  • Браслеты славян
  • Височные кольца, привески
  • Кольца и перстни славян
  • Звериный стиль
  • Петроглифы
  • Гривны
  • Посуда и игрушки славян
  • Изделия из кости в Древнем Новгороде
  • Славяне: божества, символы
  • Интересная археология
  • Рекомендуемая литература
Читайте также:
Украшение и фантазия 2 класс домашнее задание

Чай:
Чай из клевера: 4-6 сухих головок (соцветий) залить 1/4 л кипятка и настоять 15 минут; после процеживания подсластить медом. Для очищения крови рекомендуют 2-3 чашки чая в день в течение 4-6 недель.

Главная / Мастерская предков / Творческая мастерская Алешиных

Проблема производства качественной сувенирной продукции остается одной из важных задач современного рынка товаров, предлагаемых населению.
Сувенир может быть произведением декоративно-прикладного искусства, изделием народного творчества или дизайна, или репликой (копией, выполненной в другом материале или масштабе) музейных экспонатов, в том числе и археологических памятников.
Генрих Александрович Алёшин (основатель мастерской) родился 1937 году в Новгороде. Технолог по обработке металла резанием, он в 1965 году начал заниматься художественной обработкой металла. Вскоре молодой ювелир становится участником городских и областных выставок декоративно-прикладного искусства, а затем и всей северной зоны России (Петрозаводск, Сыктывкар, Череповец, Вологда).
Более 30 лет Г. А. Алёшин разрабатывал образцы сувениров на предприятиях Новгорода. Это были декоративные тарелки, подсвечники, медали, плакетки, обложки записных книжек, юбилейные и памятные знаки, подвески и браслеты. Все изделия выполнялись художником на основе серьезного изучения и знания произведений древнерусского прикладного искусства, миниатюр и тератологического орнамента книг, архитектурного декора Владимиро-Суздальской Руси XI-XIV веков. Технические приемы изготовления сувениров были традиционно ручными. Тонировка и полировка позволяли максимально использовать свойства металла, усиливая гармонию линий и форм.
В 1990-е годы член Союза художников России Г. А. Алёшин организовал творческую лабораторию, сосредоточив внимание на изготовлении сувениров-украшений, образцами для которых стали ювелирные изделия, найденные в результате археологических раскопок, как в Новгороде, так и в других культурных центрах Древней Руси. Очевидно, что интерес к этой теме был обусловлен и местом рождения ювелира, и личным знакомством с крупнейшим специалистом в области древнерусской истории и археологии В. Л. Яниным, много лет руководившим новгородскими исследованиями.

Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен и состоит из реплик женских украшений. Это — лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, прообразом которых стали изделия ХI-ХIV веков. Так, в створчатых браслетах использованы формы и декор археологических находок ХII-ХIII веков, а в пластинчатых — орнаменты архитектуры Владимиро-Суздальской Руси: сферические браслеты появились в результате переработки древнерусских шейно-нагрудных украшений. Особо хочется отметить наличие в коллекции таких изделий как гривны, которые достаточно редко создают современные ювелиры.

В настоящее время мастерская Алёшиных имеет более пятидесяти постоянных точек в России для реализации своих изделий, среди которых Государственный Исторический музей и Музей Московского Кремля, Российский этнографический музей и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Новгородский государственный музей-заповедник, Егорьевский музей, Коломенский музей, Владимиро-Суздальский и другие музеи России, а также художественные салоны и галереи.

Декоративная посуда
Декоративная посуда

Мастерская Алешиных выпускает сувенирную продукцию. Разработана серия декоративных тарелок «Актовые печати Древней Руси X-XV вв.» По смыслу надписей печати Великого Новгорода представляют разряд государственных печатей Новгородской республики. Это буллы высшей государственной власти, применявшейся тогда, когда требовалось придать документу силу общегосударственного решения.
Тарелки выполняются вручную из меди, с элементами ковки и патиной. Смело можно сказать — это единственная в России сувенирная продукция подобного рода.

Декоративные тарелки
Декоративные тарелки

Мастерская Алешиных выпускает сувенирную продукцию. Разработана серия декоративных тарелок «Актовые печати Древней Руси X-XV вв.» По смыслу надписей печати Великого Новгорода представляют разряд государственных печатей Новгородской республики. Это буллы высшей государственной власти, применявшейся тогда, когда требовалось придать документу силу общегосударственного решения.
Тарелки выполняются вручную из меди, с элементами ковки и патиной. Смело можно сказать — это единственная в России сувенирная продукция подобного рода.

Читайте также:
Украшение для елки своими руками из киндеров

Мастерская Алешиных
Мастерская Алешиных

Основатель мастерской Алёшиных – Генрих Александрович Алёшин (1937-2010 гг.), уроженец Великого Новгорода, член Союза художников России, посвятил жизнь изучению древнерусского прикладного искусства. В 1990-е годы Генрих Александрович открыл творческую мастерскую-лабораторию по изучению найденных археологами древнерусских ювелирных изделий и созданию на их основе сувениров и украшений.

Материалы. Медные украшения
Материалы. Медные украшения
Материалы. Украшения из латуни
Материалы. Украшения из латуни
Материалы.

Украшения из мельхиора
Материалы. Украшения из мельхиора

Сплав меди с никелем был известен ещё в III веке до н. э. как «белая медь». Создателем практичного сплава, согласно древним источникам, был житель Китайской державы Ли Лянь Ин. Современное название произошло от имён его «изобретателей» — французов Майо и Шорье (фр. Maillot, Chorier). Французское название Maillot-Chorier в немецком языке исказилось в Melchior, и затем распространилось в русском.

В современных европейских языках название данного сплава обычно связано с латинским названием его компонентов — Cupronickel. По внешним характеристикам мельхиор похож на серебро, но обладает большей механической прочностью, и не темнеет. Сплав широко применяют для изготовления посуды и недорогих ювелирных и художественных изделий.

Большинство современных монет серебристого цвета изготавливают из мельхиора (обычно 75 % меди и 25 % никеля с незначительными добавками марганца). Мельхиор также применяется в производстве медицинского инструмента. Мельхиор — согласно христианской традиции (Беда Достопочтенный — монах, «отец английской истории»), имя одного из трёх волхвов, пришедших поклониться новорождённому Иисусу. В Библии данное имя не упоминается.
Никель — микроэлемент, накопление которого происходит главным образом в двух органах: паращитовидной и поджелудочной железах. Он участвует в ряде закономерных процессов, в частности, усиливает положительное действие инсулина, способствуя сохранению низкого уровня глюкозы в крови как можно дольше. Данный нюанс выручает больных сахарным диабетом. Кроме того, ионы никеля оказывают благотворное влияние на функции, выполняемые ферментами, производят окисление витамина С. Также металл является спасением для гипертоников.
Медь, как и никель, в микродозах присутствует в крови человека. Она является необходимой составляющей множества ферментов и обладает антибактериальными свойствами. Ежесуточно взрослому индивидууму необходимо употреблять 0,9 мг данного элемента.

Превышение и недостаток указанной нормы может негативно сказаться на состоянии здоровья человека, однако второй вариант гораздо хуже первого, по утверждению медиков. «Медное голодание» организма вызывает изменения в обмене белков и развитии костной системы. Мельхиор в целом поддерживает красоту и молодость кожи. Для этого необходимо положить изделие из металла в сосуд с водой и оставить на несколько часов. Полученной жидкостью следует ежедневно умываться. Также вода с ионами мельхиора избавляет от кожных заболеваний.

Процесс изготовления украшений
Процесс изготовления украшений

Мастерская Алешиных создает свои работы с помощью исторических технологий. Используются медь, латунь, а также мельхиор; применяется чернение и серебрение. Украшения изготовлены с соблюдением традиционной ручной технологии: гравировка, чеканка, тиснение, вальцовка. Чернение и полировка позволяют максимально использовать качества металла, подчеркнуть гармонию линий и формы.

Рабочее место гравера
Рабочее место гравера

Создание нового украшения — длительный процесс. Изучаются архивные материалы, фото старинных изделий, фасадные фрески и пр. Задача художника-гравера точно повторить реплику орнамента и адаптировать ее к форме украшения.

Рождение створчатых браслетов
Рождение створчатых браслетов

Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен и состоит в большей степени из женских украшений-сувениров. Это известные по археологическим раскопкам лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, прообразом которых явились древнерусские украшения ХI-ХIV вв. Часть из них, например створчатые браслеты, которые повторяют конструкцию, форму и декор старинных украшений, но выполнены в измененном масштабе и из других материалов являются своеобразными репликами. Другие изделия, в частности, сферические браслеты — появились в результате переработки форм древнерусских шейно-нагрудных украшений и репликами не являются поскольку не имеют прямого прототипа. Модернизированные височные кольца, колты и разнообразные подвески, головные и шейные украшения-лунницы, декорированные фигурками животных и птиц в сочетании с растительным орнаментом можно рассматривать как украшение-сувениры.

Мастерская сегодня
Мастерская сегодня

Все изделия в нашей мастерской выполняются небольшими сериями по авторской технологии, вручную, с применением техник гравировки, чеканки, вальцовки, тиснения. Используемые материалы — медь и её сплавы, мельхиор; часть изделий покрывается серебром. На протяжении последних десяти лет в мастерской разрабатываются новые образцы изделий в древнерусском стиле, что позволяет постоянно обновлять коллекцию.

Песня эльфа вереска

Сесиль Мэри Баркер

Хэй, это вереск! Север и юг
Укрыл я коврами на мили вокруг.
Отправься на запад, потом на восток –
Повсюду лиловый найдёшь лепесток.

Спину прямее! Выше колено!
Мигом я пустошь цветами одену!
Целое лето я с ветром скачу.
Юному вереску всё по плечу!
(Вереск на рисунке называется болотным. Чаще встречается другой вид – вереск обыкновенный).

Читайте также:
Как заработать на изготовлении украшений

Источник: oldclever.ru

Краткий обзор монет Древней Руси

Забредавшие на земли русичей иностранные монеты воспринимались скорее как сувениры или как заготовка для ювелирного украшения. Древняя Русь выстроила свою денежную систему гораздо позже европейской, да и были периоды, когда монеты и вовсе не чеканились, а средством расчёта служили слитки металла.

Для слуха названия древнерусских монет звучат диковинно: векша (веверица), куна, ногата. Зародилось даже нумизматическое движение меховой теории денежного обращения на Древней Руси. По их мнению крупным номиналом являлась шкурка соболя. Куна (шкурка куницы) представляла среднюю группу номиналов.

А вешка или веверица (шкурка белки) находилась где-то внизу расчётной пирамиды. «Резана» — разрезанная шкурка, являвшаяся разменным средством. Сторонники данной теории даже этимологию ногаты ведут от слова «нога» — лапка той самой соболиной шкурки. Но эти монеты делались из серебра 900-й пробы. А как называется первая древнерусская золотая монета?

Что такое «златник»?

Златник Владимира Святославича

Можно ли сказать, что златник — это первая монета Древней Руси? Достоверно известно, что появились златники при Владимире Святославиче. Старинные деньги из золота могли носить ныне неведомые нам имена. Наименование «златник» дано уже современными нумизматами по металлу изготовления. Вес золотой монеты немногим не достигал четырёх с половиной граммов.

Стоимость златника князя Владимира была высока и во времена его чеканки. Поэтому монета не служила расчётным знаком, а имела представительское значение. Князь мог показать златник иноземным гостям, в кошельках которых лежали схожие кругляши драгоценного металла, а мог и наградить монетой за отличную службу. Так что златник представлял собой аналог медали.

Сколько стоит златник Владимира в наше время? Это не те монеты, которые можно встретить на торгах и ориентироваться на сумму ухода. Известно пока одиннадцать златников Владимира. Во времена правления иных князей златники не чеканились.

Сребреник Владимира Святославовича

Сребреник Владимира Святославича

Сребреник (иногда его называют «серебряник») на Руси изначально не являлся полноценной монетой, а представлял собой младшего брата златника. Что такое «сребреник»? Нет, это не та монета, тридцатку которых заплатили Иуде за предательство. Как и с библейской историей, название «сребреник» дано гораздо позже по металлу заготовки. На одной из сторон монет мы увидим Иисуса Христа.

На обороте сребреника обнаружим портрет князя и пояснение «Владимир на столе, а се его сребро» (где «стол», конечно же, является «престолом»). Такое оформление присутствует на монетах с 980 по 1015 год, когда появились первые сребреники.

Поздние сребреники

Сребреник Ярослава

В отличие от златника чеканка сребреников продолжилась и после Владимира. При Ярославе Мудром надпись становится короче («Ярославле серебро») и перебирается на реверс, где теперь главенствует родовой знак Рюриковичей. Портрет князя сменяет святой Георгий, но пока не на коне и без копья, разящего змея.

Считается, что сребреники со временем стали полноценным расчётным средством, действовавшим и в сопредельных Киеву землях. Найдены разные по весу монеты (от 1,7 до 4,68 грамма). Последним князем, при котором осуществлялся выпуск сребреников, был Олег Святославич. Эти монеты датируются 1083-1094 годами. После сребреник теряет статус платёжного средства и исчезает из оборота.

Сколько стоит сребреник? Неизвестно, так как число обнаруженных монет невелико. Всего семь для Ярослава, менее полусотни для Святополка и две с половиной сотни для Владимира. Поэтому соотношение «1 серебряник в рублях» крайне неопределённо и эфемерно.

Что такое «древнерусская гривна»?

Киевская гривна

Наступает «безмонетный» период, и место сребреников в обороте занимает гривна. Основные гипотезы происхождения имени древнерусской гривны придерживаются либо её этимологии от слова «грива» (где стоимость древнерусской гривны пытаются приравнивать к стоимости коня), либо от одноимённого шейного украшения, которое делали из драгоценных металлов.

Древнерусская денежная единица «гривна» — прежде всего слиток серебра определённого веса. А для идентификации слитка, как расчётного знака, ему стали придавать определённую форму. Известнее всего ромбовидный шестиугольник Киевской гривны (160 с небольшим граммов). Новгородская гривна — это палочка из серебра. По весу солиднее Киевской — 204 грамма.

Чернигов объединил в своей гривне форму Киевской и вес Новгородской. Палочкообразными были так называемые Литовские рубли (примерно 100 грамм серебра), также именуемые гривнами. Из них выделяли трёхгранные слитки (приблизительно от 170 до 190 граммов серебра), именуемые «Трёхгранный литовский рубль». Удивительнее всего по форме была татарская гривна, которой придавали форму ладьи, но стоит заметить, что в Поволжье предпочтение отдавали татарским монетам привычной округлой формы.

Весовая единица

Новгородская гривна

Вес серебра в гривне равнялся на европейскую марку (в то время тоже мера веса, а не наименование денежной единицы). Датируемая 1130 годом «Грамота Великого князя Мстислава и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю» содержит в тексте упоминание о «гривне серебра», как весовой единице. Следует отличать «гривну серебра» от «гривны кун».

Их вес сначала совпадал, но для «гривны кун» брали серебро низкой пробы, поэтому за «гривну серебра» давали четвёрку «гривны кун». Впоследствии «гривну кун» тоже стали делать из высокопробного серебра, но уменьшили вес для сохранения пропорции. Так во времена, когда масса «гривны серебра» составляла 204 грамма, «гривна кун» весила 51 грамм.

Читайте также:
Новогодние украшение праздник к нам приходит

В течение 13-го века понятие «рубль» подменило наименование «гривна», а в 15-м веке серебряные слитки перестали участвовать в расчётах, хотя слово «рубль» осталось разговорным и впоследствии перешло на монеты, чеканка которых основывалась на норме 204 грамма серебра. А вот в весовой системе гривна ещё держалась долго, делясь на золотники. И лишь к 18-му веку её сменил фунт. Поэтому на вопрос конкурса эрудитов «какая древнерусская монета использовалась как мера веса?» можно смело отвечать: «Гривна!»

Древнерусская денежная система

К одиннадцатому веку сформировавшаяся денежная система имела во главе гривну кун, которая делилась на двадцать ногат, или на двадцать пять кун, или на полсотни резан, или на полторы сотни вевериц. Мерилом стабильности её назвать нельзя. К примеру, уже в двенадцатом столетии куна «похудела» вдвое, то есть требовалось уже полсотни кун, чтобы составить гривну.

Черниговская гривна

Рассмотрим денежные единицы Древней Руси подробнее. Ногата стала известной учёным по Смоленской грамоте, датированной 1150 годом. Кроме того, хозяйственный инвентарь определял её, как двадцатую часть гривны или полторы резаны. Поздняя ногата (13-15 века), как монета, характерна для северной России, близкой к Новгородским землям.

Исследователи сходятся, что ногатой могли именовать какие-то из иностранных серебряных монет, но конкретную монету пока вычислить не удалось. Зато по весовой стоимости ногата вычисляется легко: двадцатая часть гривны — 3,41 грамм. Но и здесь постоянство искать сложно. Упоминаются южная ногата и северная ногата, вес которых различался.

Известно, что в Ливонии ногату приравнивали к шести любекским пфеннигам. В Новгороде ногата образовывала сложную систему, где равнялась двум морткам, или трём четвертецам, или пятнадцати лбецам, или тридцатке векш. Трудно понять и этимологию слова. Если брать арабское серебро, то «накада» — отобранные хорошие экземпляры монет. Если заглянуть в Эстонию, обнаружим, что на местном наречии «nahat» означает «мех», что опять нас уводит к меховой теории денежного обращения.

Денарий Карла Великого (сверху) и дирхем (снизу), которые могли именоваться «куна»

Куна также являлась и весовой единицей, и денежной. Трудно однозначно сопоставить куну с монетами, проникавшими с сопредельных земель. Например, дирхем, весивший 2,73 грамма, вполне мог являться двадцать пятой частью гривны, если её вес принять за 68,22 грамма. Однако в какой-то момент куна равнялась двум граммам серебра. Куной мог являться даже европейский денарий.

В поздние времена куна стала синонимом понятия «деньги».

Резана из дирхема Аббасидского Халифата

Если взглянуть на резану, то становится понятен прямой смысл её имени, так как перед нами разрезанная монета. Чаще всего не везло дирхему, который мог не только уполовиниваться, но и быть разделённым на четверти. Именно такие половинки и четвертинки арабских монет находят в кладах, зарытых в 11-12 веках. Вес резаны составлял чуть менее полутора грамм серебра (900-я проба металла).

Тем не менее, известны экземпляры в 1,7 грамма, 1,35 грамма и один грамм ровно. Позже приток дирхемов с юго-восточных земель прекращается. По мнению Валентина Янина (эксперт по древнерусской денежной системе) резана явила собой прообраз московской денги, вес которой составлял 1,02 грамма, и которая начала чеканиться в конце 15-го века при Дмитрии Донском.

Что такое «веверица»?

Веверица или векша находилась в самом низу номиналов Древней Руси. Сторонники меховой теории привязывают её к шкурке белки. Но нам более интересна древнерусская монета из серебра. Вес этой мелкой монетки составлял примерно треть грамма. Документы, подтверждающие её существование, — это «Русская правда» и «Повесть временных лет». Пару векш приравнивали к денарию Западной Европы.

Медная монета Византии нуммий тоже отождествлялась с векшей. Веверицей мог быть и мелкий обрезок арабского дирхема.

Двойная веверица (векша)

Известны и двойные веверицы, ходившие в курских землях. Их вес составлял примерно 0,68 грамма. Изготавливались они из арабских дирхемов. Восточные монеты также обрезались по весу, но им придавалась круговая форма, в отличие от резан. Двойная веверица равнялась половине резаны, ходившей в южных землях древнерусского государства.

100 рублей 1988 года «Златник Владимира»

Несмотря на то, что монетная система Древней Руси была заимствована от сопредельных земель и держалась на притоке иностранных монет, которые приспосабливали под местное денежное обращение, именно период 11-15 веков стал основой для появления самобытных отечественных монет, образовавших впоследствии московскую и новгородскую денежные системы. Признанием заслуг можно считать коллекционные монеты СССР 1988 года. Номинал 100 рублей из золота «1000-летие древнерусской монетной чеканки» имеет на реверсе изображение златника Владимира. В эту же серию входит 3 рубля из серебра 900-й пробы, где мы можем видеть обе стороны одного из вариантов сребреника Владимира, датированного 988-м годом.

Источник: www.monetnik.ru

Рейтинг
Загрузка ...