Как назывались украшения в древности

В далекой далекой древности камень был незаменимым орудием для охоты и защиты от врагов. Первоначально самым лучшим материалом для этого был кремень — слоистый, камень, осколки которого имели очень острые края, о чем свидетельствуют раскопки стоянок первобытного человека времен палеолита. В эпоху мезолита (X—V тысячелетия до н. э.) человек для своих нужд стал использовать яшмы, горный хрусталь, агаты, обсидиан.

В это время человек начинает добычу камня для постройки жилья, для работы в полях, изготовления оружия, кухонной утвари — ножей, топоров, всевозможных сосудов, амулетов и украшений.

В эпоху неолита камень играл еще одну важную роль — он был предметом религиозного поклонения. Для защиты от всевозможных напастей и болезней люди призывали на помощь сверхъестественные силы, а в качестве амулетов, предохраняющих от зла, использовали красивые камни или кристаллы определенной формы и цвета. Также из цветных камней человек научился вытачивать идолов и фигурки богов.

Культовая роль камня сохранилась до наших дней. Во многих странах по существующим традициям связывают драгоценные камни определенных наименований со знаками Зодиака, множество дорогих камней применяется для украшения церковной утвари — икон, книг, ритуальных предметов. В это время некоторым самоцветам придавались серьезные свойства, из них делали талисманы и амулеты (талисман – от арабского » тидзам»– мираж, волшебная картина) и амулетов ( амулет – от арабского «хамадет»– подвеска), спасающие от всевозможных опасностей, которые подстерегают человека в процессе его жизни.

Знаки и символы в древних украшениях

В Индии самоцветам поклонялись, а в Древнем Египте, Греции и Риме многие минералы посвящали богам. Камни считали звездами, упавшими с небес, приписывали им свойства любить, ненавидеть, болеть и умирать. Их даже разделяли по полу. Многие народы считали, что большие блестящие камни теплых оттенков — это мужчины, а маленькие камни холодных оттенков — женщины.

. Добыча драгоценных камней, по-видимому, являлась одним из самых древних видов горного промысла. Известно, что бирюзу добывали на Синайском полуострове за 3400 лет до н. э. На территории современного Израиля есть рудник Тимне, где были знаменитые копи царя Соломона, откуда легендарный царь черпал свои сокровища. Царь Соломон был большим знатоком камней — любимым камнем царя Соломона считается изумруд. Много красивых камней, по преданию, привезла царю Соломону царица Савская.

Есть упоминания о магических свойствах камней и в Библии (в книге упомянут 31 самоцвет), так храм царя Соломона по преданию был целиком выстроен из просвечивающего на солнце оникса, а в основе его было две колонны, целиком сделанные из драгоценных камней. Самоцветами были усыпаны стены Вавилонской башни. В Ветхом Завете описано 12 камней нагрудника еврейских первосвященников, это сардоникс, топаз, изумруд, гиацинт, карбункул, сапфир, алмаз, агат, аметист, хризолит, берилл, оникс. В Новом Завете 12 камней- оснований стены мифического города Нового Иерусалима — алмаз, сапфир, халцедон, сардоникс, сердолик, берилл, топаз, хризопраз, гиацинт, аметист, изумруд, хризолит.

Читайте также:
Из чего изготавливают ювелирные украшения

Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы простолюдинки в Древней Руси

Источник: biju-butik.ru

galeneastro

1.jpg

Чем только не украшали себя люди в разные времена – перьями и мехом, косточками разных зверей и птиц, всевозможными подвесками и бусинами, лентами, раковинами. Десять тысяч лет назад эти украшения имели декоративную и социальную роль, с их помощью человек нес сообщение – «я богат», или «я силен и победил льва». Изделия из раковин использовались в качестве «жреческого» божественного одеяния во время исполнения обрядов.

Древнейшие же и наиболее популярные украшения – ожерелья и браслеты были изобретены в древних городах Шумера, (2800-2400 до н.э.), с использованием цветной окраски материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, сплавов золота и серебра.

2.jpg

Ожерелье из из сердоликовых и лазуритовых бусин и золота
жрицы Пу-Аби из шумерского города Ур, 2600-2000 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Но кроме золота и природных камней в давние времена появился первый искусственный материал, о котором живший в I веке естествоиспытатель и историк античного мира Плиний старший упоминал, как о камне, который «горел на солнце и был чист и прозрачен, как вода».

3.jpg

Бусы шумерской жрицы Пу-Аби, которыми она была украшена от шеи до пояса.

Это было стекло, и одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц — маленький кусочек прозрачного синего сырого стекла, был найден в южной Месопотамии. Он датирован XXI в. до н.э.

Изготовление стеклянных бусин является одним из самых древних видов искусства, ему около 30 тысяч лет.

4.jpg

Великолепные бусы из стекла стали производить в Египте, и они ценились очень высоко.

5.jpg

Для египетских бус в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали стекловидной массой. Это стекло не было прозрачным, так как служило для имитации драгоценных и поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.

7.jpg

Бактрийское ожерелье из камня и стекла, долина Инда, первое тысячелетие до нашей эры.

На Востоке стеклянные бусы и браслеты были как бы «говорящими». Считалось, что украшение синего цвета хранит от сглаза, зеленого – приносит радость и веселье, а желтый обозначает любовь. Да и сама по себе замкнутая форма браслета предполагала защиту от злых духов. Издревле люди «замыкали» уязвимые места – поясами на талии, бусами на шее, вышивками по краям рукавов, ворота и подола.

Читайте также:
Можно ли хоронить с украшениями

8.jpg

Круглые египетские бусины часто украшали белым орнаментом и позднее они служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.

9.jpg

Очень ценились египетские бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

10.jpg

Древний Египет, поздний период, 664-535 до н.э. Ожерелье из красочных фаянсовых дисков, шариков с включениеми синего и зеленого фаянса трубок

6.jpg

Англо – саксонское ожерелье , Dover Museum, Kent, England

В Реймсcком музее хранится нитка бус из древнего кельтского захоронения. И в ней центральное место занимает миниатюрный «браслетик» из стекла. На такие маленькие стеклянные кольца подвешивали масляные лампы. Подобные аксессуары встречаются в нитях бус у кельтов и на Востоке.

11.jpg

Римское стекло, браслет

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.

12.jpg

Римское стекло, браслет

13.jpg

Детский браслет, римское стекло, мозаика

14.jpg

Греко — романский период, 4 век до нашей эры.

15.jpg

Секреты римского стеклоделия переняла Византия. Благодаря этому до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла.
Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

16.jpg

Италия, 17 век. Одноцветное, пестрое и белое прозрачное стекло.

Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус — предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера научились гранить стекло и покрывать эмалями. Так наступил период популярности особого чешского стекла.

17.jpg

Италия, 19 век. Позолоченное стекло, с нитями и точками из цветного стекла.

18.jpg

Фрагменты средневекового стеклянного браслета. По браслету проходят два стеклянных нитевидных жгута белого цвета, между ними находятся разноцветные капли, имитирующие драгоценные и полудрагоценные камни

19.jpg

Стеклянный крученый браслет 11 — 13 века

Пик популярности бус и браслетов, изготовленных из разноцветного стекла
на Древней Руси пришелся на XII–XIII века.
Само слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до то этого славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».

20 стекло.JPG

Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 века.
Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь. Эрмитаж

Но еще в древности бусы являлись любимым украшением женщин из славянских племен. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. Ведь судя по числу цветных осколков среди артефактов, найденных археологами, без бус и браслета не обходилась ни одна городская модница. Заморские диковинки любили и высоко ценили. В Полоцком княжестве, как, впрочем, и по всей Древней Руси, носили их люди состоятельные – как предмет привозной, а, значит, и особо ценный.

Читайте также:
Какое украшение подарить жене на 50 лет

21.jpg

Экспозиция Толочинского историко-краеведческого музея

Были бусы и дорогие, с золотой росписью – для княжеской верхушки, и дешевые, бросовые – для «простых».
Расписанные золотом запястные украшения из стекла появлялись на свет в столице Византии Константинополе. На периферии отливали браслеты попроще, но тоже способные удивлять – гладкие, широкие, усеянные мелкими брызгами стекла другого цвета. Делали их из обычного, ровного стеклянного стержня, замкнутого в кольцо.
Были и более сложные браслеты. Например, если стеклянную заготовку-стержень выкладывали на каменную плиту и придавали ей грани, а потом скручивали, то получался крученый браслет.

22.jpg

Бусы стеклянные 12-13 век

В России, в 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод. По инициативе М.В. Ломоносова. в 1753 г. началось строительство Усть-Рудицкой фабрики.
В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.

Стеклоделие было сродни волшебству – таким сложным и загадочным представлялся этот процесс. Сначала мастера брали соду, кварцевый песок и золу, все это смешивали в нужных пропорциях и спекали в горне. Получалась шихта – еще не само стекло, а лишь сырье для него. Затем добавляли нужный природный пигмент и отправляли все это в большом тигле в печь. Температура варки стекла достигала 900–1000° C.

Когда стекло в тигле приобретало нужную консистенцию, из него «вытягивали» браслеты, делали бусины или дорогую и роскошную посуду. Мастер мог не только придавать изделиям различные формы, делать их простыми круглыми, трехгранными, четырехгранными или кручеными, но и украшать их тонкими перевитьями-ниточками из стекла другого цвета. Для придания цвета использовали такие природные красители, как марганец, кобальт или окись меди.

Только в Друцке обнаружено более 1700 фрагментов бус и браслетов, из них целые единицы – в Минске и в Друцке.
В Полоцком княжестве, как, собственно, и во всей Древней Руси, повальное увлечение стеклянными бусами и браслетами пришлось на XII–XIII века.

Источник: galeneastro.livejournal.com

История украшений. Драгоценности и бижутерия

История украшений. Драгоценности и бижутерия

Среди современных представительниц прекрасного пола найдутся как те, кто считает бриллианты лучшими друзьями девушек, так и те, кто искренне не понимает общего помешательства на драгоценностях и останавливает свой выбор на бижутерии. Друг друга такие женщины вряд ли поймут.

Читайте также:
Как сделать своими руками украшения для кукол

Как, впрочем, любительницы мехов не понимают дам, предпочитающих стильные пуховики или кашемировые пальто. Однако многое меняется, когда девушка, ранее предпочитавшая только благородные металлы и драгоценные камни, узнает, что современную моду на бижутерию ввела сама Коко Шанель, и что некоторые экземпляры бижутерии сегодня могут стоить дороже, чем настоящие драгоценности. Самые разные факты, которыми пестрит история украшений, могут заставить переоценить свое отношение к бижутерии, влюбиться в драгоценности или даже приобрести свое первое украшение. Поэтому женский журнал JustLady и решил познакомить своих читательниц с историей украшений.

Древние времена

Начало истории украшений было положено еще в древние времена. При этом вполне объяснимо, что первыми украшениями были совсем не драгоценности, а подаренные природой ракушки, камни, растения, с помощью которых изготавливались древние аналоги современных бус, браслетов и сережек. Вряд ли можно сказать, что в те времена зародилась история ювелирных украшений, поскольку ювелирной обработке исходные материалы для украшений не поддавались. Но стремление украсить себя и выделиться на фоне других людей уже явно прослеживалось, и именно оно в дальнейшем привело к возникновению огромного числа самых разнообразных украшений, радующих человеческий глаз своей изысканностью и неповторимостью.

Красавицы из Древнего Рима вряд ли получили бы одобрение от современных редакторов глянцевых журналов, которые не устают повторять, что в подборе драгоценностей главное – чувство меры. В древние времена, впрочем, как и сейчас, считалось, что драгоценности – это показатель состоятельности их владельца. Вот только в современном мире, прежде всего, ценится качество драгоценностей и ювелирная работа, а в древности главным признаком богатства служило большое количество украшений. Их количество исчислялось не граммами, как сейчас, а килограммами.

бижутерия

С открытием прекрасных свойств золота началась история ювелирных украшений. Этим материалом стали украшать не только шеи, уши и руки прекрасных дам, но и в буквальном смысле слова все, что окружает человека. Интерьеры, внутреннее и внешнее убранство зданий, созданные с использованием большого количества золота, были призваны говорить о том, что их хозяин – представитель высшего сословия.

красивая бижутерия

Средневековье

История украшений в средние века стала основой для написания многих книг, создания фильмов и даже мультфильмов. Безусловно, одним из поводов было воспевание той красоты, которую создавали мастера-ювелиры. Это были далеко не миниатюрные изделия, обычно лаконичной формы, и для их украшений обычно применялись довольно большие драгоценные камни. Немного позже формы украшений стали более замысловатыми, что было обусловлено популярностью стиля барокко, а затем под влиянием стиля рококо украшениям стали придавать нежные изысканные формы. В это же время драгоценности стали миниатюрнее.

Читайте также:
Какое украшение подойдет к черно белому платью

Но не менее важной причиной для того, чтобы вспомнить в художественных произведениях и произведениях кинематографа средневековые украшения, стало четкое разделение истории украшений. Теперь отдельно существовала история ювелирных украшений и история бижутерии.

Это в современных условиях бижутерию уже не выдают за драгоценности (хотя бывает всякое). А во времена средневековья сложился целый культ подделывания украшений. Даже обладательницы дорогих колье и прочих драгоценностей, имеющих заоблачные цены, иногда надевали их точные копии, спрятав в тайники оригиналы. А уж о том, что подделки пользовались спросом у всех, кто желал сэкономить деньги или же просто не имел возможности приобрести настоящие драгоценности, и говорить не приходится.

Таким образом, во времена средневековья история бижутерии вполне могла бы называться несколько иначе – «история подделок на драгоценности».

драгоценности

украшения

Признание бижутерии

Вы знали о том, что название популярных нынче страз появились еще в 18 веке? В то время жил и творил известнейший ювелир Жорж Фредерик Страсс. Он искусно подделывал бриллианты, и поэтому его имя вошло в историю украшений в качестве названия для поддельных драгоценных камней. В то же время уже не считалось зазорным использовать поддельные камни в качестве украшений.

Правда, это касалось только украшений, которые использовались для декора одежды и обуви. Нательные украшения по-прежнему должны были оставаться драгоценными.

Ну а окончательно история бижутерии вышла из тени и стала всемирным достоянием, а не тщательно скрываемым фактом, уже в 20 веке, когда сама Коко Шанель заявила, что не так важны материалы, используемые для изготовления украшений, как идея, которая воплощается с их помощью.

история бижутерии

история ювелирных украшений

модная бижутерия

бижутерия элитная

дорогая бижутерия

бижутерия фото

ювелирная бижутерия

И действительно, именно бижутерия дает возможность воплощения множеству идей дизайнеров и модниц. Во-первых, благодаря огромному количеству цветов, форм и материалов, а во-вторых, конечно же, благодаря своей относительно невысокой стоимости.

Сегодня бижутерия уже не ассоциируется с подделкой и не считается признаком материального недостатка или плохого вкуса. Доказательством тому служат многочисленные сокровища, изготавливаемые именитыми дизайнерами и, конечно же, знаменитые на весь мир украшения Swarovski.

А что же с бриллиантами? Неужели, бижутерия способна вытеснить драгоценности сначала с модных подиумов, а потом и из повседневной жизни? История украшений показывает, что это вряд ли когда-нибудь случиться. Драгоценные украшения уже давно относятся к разряду вечных материальных ценностей, несущих в себе еще и огромную духовную силу.

Их передают по наследству и преподносят любимым, бережно хранят в шкатулках и «выгуливают» на светские рауты. Именно драгоценные украшения способны проживать долгие годы, и даже века, создавая все новую и новую историю украшений.

Инна Дмитриева
Женский журнал JustLady

Источник: www.justlady.ru

Рейтинг
Загрузка ...