На нашем портале уже выкладывался материал о уникальной домовой резьбе – «визитной карточке» старинных русских деревянных домов.
В продолжение этой темы еще немного материала о том, как в старину назывались элементы конструкции и декора деревянных построек и какие, помимо резьбы, применялись украшения.
Итак, названия элементов. В разных частях страны их именовали по-разному, но основные детали имеют схожие названия – ведь базовая конструкция все-таки сохранялась, и функции отдельных элементов отражались в названиях.
Начнем снизу вверх. Обычно избу ставили либо на грунт, либо на столбы. Фактически эти столбы располагались по углам и были предками современного свайного фундамента. Кстати, сказочное определение «избушка на куриных ножках» связана именно с формой этих столбов – они часто делались из комлевой (нижней, с остатками корней) части древесного ствола и вполне могли напоминать куриные лапы. Наверное, поэтому в некоторых регионах столбы назывались «куричины».
Сказочные деревянные дома в кружевах. Деревянная резьба, узоры на домах
Основная часть избы – это венцы, срубленные «в чашу» (старинное название «в обло»), «в лапу», «в охряп» и так далее. Что интересно – соединенные венцы так и назывались венцами, а вот одиночные, составляющие фронтон двускатной крыши – «самцы» (вовсе не от обозначения животных мужского пола, а от слова «сам», то есть одинокий, одиночный).
Крыша рубилась по схеме, напоминающей нынешнюю стропильную систему. Основное бревно – «князь» («кнес», «князек») и параллельно с ним уложенные слеги поддерживали элементы, направленные от «князя» вниз, к свесу крыши. Эти элементы, прообразы современных стропил, назывались «курицами» или «кокорами» из-за характерного загиба на конце.
Слеги монтировались на венцах фронтона – «самцах» врубкой, также врубкой крепились на слегах кокоры. Далее настилалась крыша из теса или дранки, после монтировался так называемый «охлупень», он же «конек» или «шелом». Это максимально ровное бревно с V-образным пазом внизу, которое защищает края настила от влаги и перенаправляет ее вниз, по тесу или дранке. Название «конек» охлупень приобрел из-за часто используемого украшения – резной головы коня или другого животного.
На свесе крыши часто монтировались водосточные желоба. Их именовали «поток», «водотечник». Именно для их укладки и необходимы были загибы на концах «куриц».
Внутри избы устраивался потолок – на прочную центральную балку «матицу» укладывали тес, который сверху, со стороны чердака, посыпали землей для утепления.
Что касается таких вроде бы обязательных, с точки зрения современного человека, элементов конструкции, как пол и окна – в древнерусской избе они были совсем не такими. Пол чаще всего был земляным или глинобитным, в поднятых на столбах постройках он устраивался из расколотых пополам и подогнанных друг к другу бревен. Окна, из-за отсутствия стекол, делались очень маленькими, только для проветривания. В холода они закрывались специальными защитными щитками, почему и назывались «волоковыми» — от «волочить» (задвигать, двигать). Были с слуховые окна – постоянно открытые, на чердаке.
Деревянные дома от старины до наших дней
«Красное» окно (или окна) были не во всякой постройке – они имели значительно большие размеры и требовали использования какого-то, относительно прозрачного и при этом не пропускающего холод материала. Вместо стекла применяли бычьи пузыри, слюду – освещение было крайне слабым, но все-таки было.
Названия декоративных украшений фасада, крыши и окон представлены на рисунке ниже.
Ну и напоследок – обещанные варианты украшения деревянных домов из разных областей страны.
Источник: dzen.ru
Буазери: что это такое и в каких интерьерах использовать
Эта статья рассказывает об архитектурном стиле буазери, а том, как его вписать в интерьер, и чем он отличается от вайнскота.
Авторы: редакционный отдел блога DG-Home
Варвара Ефремова Автор статей
Подпишитесь, и узнавайте о самых интересных материалах
на dg-home.ru
19 ноября 2020
- Внутренняя отделка
- Советы дизайнеров
Буазери — это деревянные панели, которые используются для украшения помещения и для его звуко- и теплоизоляции. Ими пользовались испокон времен, и пользуются сейчас, иногда даже имитируя гипсом или пластиком. Панели буазери бывают и из МДФ; ими обивают и всю стену, и только часть — по английскому примеру, который называют вайнскот.
Что такое буазери и как появилось
Архитектурное украшение буазери использовалось еще во времена Древнего Египта в домах очень богатых людей. По сути это декор дворцов и домов резными панелями из дерева.
Началось все с фараонов: их дома роскошно укрошали деревянными панелями со скульптурами и росписью. Первую династию фараонов (а это 3100-2890 века до нашей эры) хоронили в саркофагах, декорированных буазери, а также сами гробницы отделывали этим украшением.
Само слово “баузери” (boiserie) пришло из Франции. Оно появилось в XVI веке, и повсеместно стало использоваться в XVIII. Повсеместно — это, конечно, во дворцах и очень богатых домах; простые граждане не могли себе позволить такую роскошь.
Во Франции обычно буазери раскрашивали или в контрастные цвета, или, наоборот, в близкие оттенки. В Версале можно увидеть много сохранившихся образцов этого украшения: там они декорированы, в основном, позолотой.
Деревянными панелями украшали стены, двери, шкафы, рамы, зеркала, камины, а пространство над дверным проемом расписывали картинами.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Классические панели буазери в гостиной
Интересно: конструкция деревянной панели буазери экологична, неаллергенна, работает в качестве тепловой и звуковой изоляции.
Что такое вайнскот
Это та же деревянная обшивка стен, что и буазери, только в Германии, Дании и Англии. Изначально вайнскот и буазери не отличались друг от друга: это была плотная древесина, которая защищала дом от холода (и роскошным образом его украшала).
Со временем появились отличия: в Англии вайнскотом стали обшивать только часть стены и избегать украшений, а французский буазери стал изысканнее: панели стали красить в нежные цвета, ажурно декорировать и покрывать ими даже мебель. В конце концов, в XVIII веке вайнскот стал очень распространен в США. И сейчас в Америке можно часто встретить настенные панели без резьбы и украшений — такой вот чопорный вариант буазери. Вайнскот — буазери без украшений — можно использовать как тепловую и звуковую изоляцию, а также как защиту стен от механических повреждений. В некоторых случаях за вайнскотом можно спрятать шкафчики.
Интересно: в наше время буазери делают не только из дерева, но также из МДФ, пластика и полиуретана.
Чем отличается буазери от вайнскота
Вообще, буазери и вайнскот — это одно и то же. Буазери чаще украшали и делали во всю стену до потолка, вайнскот же был панелью в ⅓ стены чтобы защитить помещение от холода.
В Англии деревянные панели можно было встретить и в небогатых домах (в отличие от шикарного буазери), потому что комнаты отапливались только каминами и дополнительная деревянная панель на стене была скорее необходимостью, чем развлечением. В наше время вайнскотом называют панели без украшений и в ⅓ стены — сейчас так строят в США. Французский же буазери — это ажурные стеновые панели высотой до самого потолка. Можно сказать, что буазери и вайнскот — это одно и то же, просто в разных странах они имеют немного разный вид.
Интересно: стиль буазери можно имитировать с помощью досок, полиуретановых молдингов или деревянных профилей. Их можно прикрепить прямо на стену, тем самым создав обрамление, а внутреннюю часть закрасить.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Деревянные панели буазери с минимальным декором
В каких интерьерных стилях можно применить буазери
Арт-деко | Для лучистого арт-деко подойдут геометрические панели. В этом случае их стоит монтировать во всю стену, дополнив общую картину помещения одним-двумя элементами этого же стиля (пуфом, креслом или светильником). |
Классический стиль | Этот вариант предполагает буазери с ажурными элементами во всю стену, а также декор буазери других элементов помещения: мебели, камина, дверей. |
Прованс | Буазери идеально впишется в прованс, в том числе и потому, что оба стиля (архитектурный и интерьерный) рождены во Франции. Главное, не перестараться с ажурным декором, чтобы прованс не превратился в дворцовый стиль. |
Кантри | Несложный вариант буазери — это прикрепить доски к стене, а потом покрасить их в однотонный цвет. Такая версия буазери подойдет на вид незамысловатому стилю кантри, попросту говоря, деревенскому. |
Дворцовый стиль | Буазери будет на своем месте и в роскошных интерьерах королевских или президентских особняков, дворцов бракосочетаний, а также в приемной посла, допустим, Франции. |
Интересно: существует очень упрощенный вариант буазери — додо. Так называют защитное покрытие нижней части стены: его наносили по высоте спинок стульев, чтобы они не скребли стену. Можно прикрепить на стену горизонтальную рейку и под ней покрасить плотной водостойкой краской: это хорошая защита от механических повреждений и грязи.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Стеновые панели в английском стиле на основе МДФ
Обзор панелей для буазери (в кабинете, на кухне, в ванной, в спальне)
В кабинете можно сделать буазери во всю стену или же в ⅓ стены. В этом рабочем помещении деревянные панели часто сочетают с кожаной отделкой или с металлическими элементами. Деревянную поверхность можно покрыть лаком: так будет и прочнее, и элегантнее.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Стеновая панель буазери в рабочем кабинете
На кухне буазери будет к месту прежде всего из соображений чистоты. Если всю стену или ее часть закрыть защищающей поверхностью, то она сохранит свою первозданную прелесть: иначе на стене могут возникнуть жирные капли, появляющиеся от готовки. Панели лучше покрыть водоотталкивающим лаком: так их будет удобнее мыть.
В ванной комнате очень часто нижнюю часть стены покрывают керамической плиткой — это тоже своего рода буазери. Дерево в ванной лучше не использовать, так как оно может вздуться и вообще быстро испортиться от воды. А если все-таки выбор пал на дерево, а не на керамику, его надо обязательно обработать водостойким средством.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Буазери в интерьере ванной комнаты
Буазери из качественных пород дерева — кедра, бука, клена и дуба — обшивают чаще всего спальни: здесь важна тишина и тепло, а эти породы как раз защищают и от холода, и от звуков. И именно в спальнях буазери дополнительно украшают резными узорами по примеру французских стран: считается, перед сном надо рассматривать мелкие детали — это расслабляет. Деревянные панели будут уместно смотреться и в коридоре. Это место, где стены могут легко поцарапаться (например, когда кто-то решит перенести комод из спальни в гостиную, или когда дети станут опробовать новый велосипед), поэтому защитить их от механических повреждений будет неплохой идеей. Чаще всего в коридоре покрывают панелями нижнюю часть стены, чтобы зрительно не уменьшить и без того узкое пространство.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Стеновые панели буазери в коридоре
Какие бывают стеновые панели
- Реечные панели крепятся на рейки, на места стыков можно закрепить уголки. В общем, это знакомая по дачной кухне вагонка, но ей можно придать ретро-эффект с помощью декупажа https://dg-home.ru/blog/dekupazh-mebeli_b402963/, и тогда она будет выглядеть стильно;
- Листовые панели можно делать больших размеров; их создают из многослойных ДВП и пропитывают ПВХ, и приклеить к стене их можно прямо на клей;
- Плиточными квадратными панелями можно покрыть большую площадь; они часто имитируют дерево или камень.
Материалы для панелей:
- Дерево — самый распространенный материал: можно покупать панель не из массива дерева, а более дешевый комбинированный вариант (это дорогие сорта дерева, нанесенные на еловую или сосновую основу);
- ДСП и ДВП — это древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты: сохраняют тепло, но быстро портятся от влаги или пара;
- МДФ — более прочный вариант ДСП, выдерживают повышенную влажность и не выделяют токсичные формальдегидные смолы, как это делают ДСП и ДВП;
- ПВХ — крепкие пластиковые панели, которые защищают от сырости, но использовать такой материал очень неэкологично;
- Гипсовые 3D панели легко чистятся, не вызывают аллергии, не деформируются и не боятся сырости; такой вариант можно сконструировать из дерева, стекла и гипса, чтобы материал был неоднородным).
Обзор проекта с буазери
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Обзор проекта с буазери в неоклассическом стиле
Этот проект осуществлен в загородном коттедже в России. Классический спокойный стиль здесь создает мягкая светлых оттенков мебель и черный глянцевый стол посередине комнаты. Акцентом помещения становится черный рояль — это тоже элемент классики.
А стеновые панели в английском стиле — без ажурных украшений, но кремового оттенка — придают помещению тот самый неоклассический стиль, который сочетает традиции с веяниями новой архитектуры. Две гипсовые головы коня по бокам комнаты — типичные представители неоклассики, и которые рифмуются по стилю и цветовому оттенку с браузери. Совершенно в этом же оттенке выполнена и потолочная люстра: она тоже яркий представитель классического стиля в своей современной переработке.
Буазери (или вайнскот) делают помещение элегантным, а также защищают его от звуков и холода. Такие панели можно сочетать с разными интерьерными стилями, и даже сделать имитацию: из гипса или пластика.
Видео:
Буазери своими руками:
Как устанавливать вайнскот (американский вариант):
Источник: dg-home.ru
Защитить и украсить: Зачем деревянному дому — резьба
Поговорим об истории деревянной резьбы, функциональной и смысловой нагрузке отдельных элементов
Вадим Ковалев 23/Июнь/2017
Постоянный автор HOUZZ. Закончил сначала техникум (МАМТ — 1974 г.), затем институт (МИСиС -1982 г.), сдал все кандидатские минимумы, однако диссертацию так и не защитил. Около 25 лет проработал во Всероссийском Институте Авиационных Материалов (ВИАМ) на должностях от техника до заместителя начальника НИО. После чего сменил профессию.
С 1997 по 2002 год работал в журнале «Ремонт и строительство», а затем почти 14 лет вел в журнале «Идеи вашего дома» рубрику «Строим дом». С января 2016 г. – независимый журналист.
Сохранить Комментировать 21 Нравится 80
Поделиться
Twitter E-mail
Стоит отъехать на несколько километров от крупного города, как здесь и там начинают встречаться деревянные домики, украшенные резьбой. Какие-то строили чуть не сто лет назад, какие-то срубили недавно и щедро оформили деревянным ажурным кружевом. Красиво, почти как встарь. Почему «почти»? Да потому, что наши предки украшали дом не просто так: в резные украшения вкладывали глубинный смысл, размещая их на определенных участках дома для его защиты.
Людмила Крылова Сохранить фото
Эта серия статей адресована тем, кто хочет разобраться в нюансах деревянных украшений на срубах. При подготовке материала я обобщил данные из работ известных ученых Елены и Александра Ополовниковых, Вячеслава Орфинского, Бориса Рыбакова. И моя первая статья о том, зачем исторически нужно было украшать деревянный дом.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Что защищали?
Как это ни странно звучит, но — конструкцию самого сруба.
Сруб, собранный без единого гвоздя, с покрывающей его двухскатной слеговой крышей на самцах (она тоже собиралась без единого гвоздя) — древнейший тип строения, характерный для многих районов России. Детали этой конструкции были продуманны и целесообразны, поэтому каждая изба была почти таким же чудом деревянной архитектуры, как известные деревянные постройки в Кижах.
Дом покоился на огромных камнях или валунах (как раз они и показаны на фото — надо только присмотреться) или на пнях с обожженными в костре корнями, которые назывались «стулья».
Вадим Ковалев Сохранить фото
Основой строения был сруб (клеть) — простейшая деревянная конструкция. Она состояла из положенных друг на друга венцов (бревен, составляющих один горизонтальный ряд сруба). В углах венца-бревна связывали между собой с помощью врубок. Концы бревен, как правило, выступали за пределы стен — «в обло».
Такая конструкция была теплее, чем срубленная без выпусков — «в лапу». Именно поэтому в срубах, собранных «в лапу», жили лишь очень богатые люди, которым были по карману высокие расходы на отопление.
Вадим Ковалев Сохранить фото
По вертикали венцы в стене связывали между собой деревянными шпонками-шипами — элементами, которые препятствуют сдвигу бревен, их скручиванию и т.п. Деревянные нагели, которые используют в современном деревянном строительстве, появились позже, когда стали широко доступны сверла по дереву.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Верхние венцы клети имели постепенно удлиняющиеся выпуски. Это позволяло создавать кронштейны-опоры для выпусков крыши над фронтонами. (Чем длиннее выпуск, тем лучше он защищает бревенчатые стены от дождя).
В нижней части клети также создавались венцы с удлиненными выпусками — на них укладывали помост (он назывался гульбище), по которому можно было обойти вокруг дома, чтобы, например, закрыть ставни на окнах. На удлиненных выпусках держался и помост балкона, если он был в доме.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Конструкция безгвоздевой крыши
Схема (на нижнем фото) построена на основе зарисовок, сделанных исследователями деревянного зодчества.
1. Треугольные фронтоны срубов собирались из бревен. Эти бревна образовывали самонесущую конструкцию. Видимо, поэтому их и называли — самцы, а фронтоны — самцовыми.
2. Для прочности оба фронтона связывали между собой продольными бревнами — слегами (решетинами). Слега, соединяющая вершины фронтонов, называлась князевой или коньковой.
3. Кровлю собирали из широких досок, в верхней части которых вытесывали желоб (откуда и название элемента — тесина, а кровли — тесовая).
4. Чтобы доски не сползали вниз, их нижние торцы были уперты в потоки (они же водотечники) — вырубленные из бревна водосточные желоба, закрепляемые в нижней части скатов крыши.
Вадим Ковалев Сохранить фото
5. Потоки в необходимом положении удерживали курицы или кокоры — врубленные в слеги тонкие еловые стволы, на концах которых имелось искривление в виде крюка. На этом искривленном конце бревна чаще всего вырезалась куриная голова, откуда и произошло название элемента.
6. Верхние торцы тесин обоих скатов кровли прикрывал, а заодно и прижимал к крыше шелом — массивное бревно с выдолбленным снизу углублением. Конец шелома, находящийся над главным (лицевым) фасадом, почти всегда украшался резной фигуркой. Чаще всего это была голова коня, отчего шелом часто называли и называют коньком.
7. Чтобы шелом не сполз на одну сторону, его крепили специальными деревянными шпонками — стамиками, на видимых концах которых вырезались фигуры птиц — как правило, сорок. Есть объяснение и этому названию: сороки никогда не садятся вплотную друг к другу — только на определенном расстоянии.
8, 9. В центре избы в две противоположные стены врубалось мощное бревно — матица (8). Она служила опорой для расколотых вдоль пополам бревен — плах (9), из которых собирался потолок.
10-12. В больших домах силовую конструкцию самцово-слеговой крыши усиливали своего рода фермами, в которых две стропильные ноги — «быки» (10) — опирались нижними концами на лежащее на бревенчатых стенах бревно — перевод (11), и в верхней зоне их стягивали между собой ригелем (12).
Вадим Ковалев Сохранить фото
Конструкция бревенчатой избы получалась довольно трудоемкой. И ее старались во что бы то ни стало предохранить от преждевременного разрушения.
Как защищали?
Прежде всего старались защитить кровельную конструкцию — с помощью дешевых и легко заменяемых элементов из досок. Чтобы изба выглядела понаряднее и отличалась от соседских, доски эти стали украшать резьбой. Постепенно резьба стала обязательным атрибутом деревянного дома. Но главное, что нужно понять: украшенные резьбой элементы играли не только декоративную, но и практическую роль.
Например, причелины — так называются доски, закрепленные вдоль ската кровли параллельно фронтону — предохраняют торцы врезанных во фронтоны кровельных слег от влаги. При этом стык двух причелин под коньком кровли прикрывали так называемым «полотенцем».
Источник: www.houzz.ru