Выколотка (дифовка) — способ холодной обработки тонкого листового металла, ударами молотка до придания ему необходимой формы.
Выпиливание — прием декоративной обработки металла. С помощью лобзика по нанесенному заранее контуру удаляются фоновые части заготовки» Выпиливанию подвергаются также отдельные элементы изделия» Получается таким образом ажурная поверхность. Детали сложной конфигурации затем монтируются.
Гальванизация — процесс осаждения одного металла на другом в водных растворах солей под действием электрического тока (или без него). Применяется как покрытие в декоративных и антикоррозийных целях (см. золочение и серебрение).
Гнутье (гибка) — разновидность ковки (см.), при которой металл заготовки подвергается изменению формы по заданному контуру при помощи специальных приспособлений.
Гравирование — способ декорирования поверхности металла плоским линейным рисунком при помощи штихеля.
В ювелирной практике различаются в числе других видов —
штриховое гравирование по глянцу (резьба), при котором рисунок или узор делается неглубоким и остается открытым, а также гравирование под чернение, при котором графическим узор значительно углубляется и предназначается для заливки чернью.
Ручной ювелирный инструмент для начинающих ювелиров
Дендриты — неравномерные шишкообразные отложения (наросты) металла на форме изделия при гальваническом методе.
Друза (щетка) — сросшиеся кристаллы природных минералов.
Зернь — способ оформления изделии металлическими гладкими шариками (кернерами) разного размера, которые закрепляются на изделии при помощи пайки (см.).
Золочение — процесс нанесения на изделие декоративного ж антикоррозийного покрытия электролитическим или химическим способами,
Золочение огневое (амальгамирование) — старинный способ декоративной отделки изделия. Заключается в нанесении полужидкой амальгамы (соединения золота с ртутью) на очищенную поверхность изделия. При нагревании ртуть испаряется, а тонкая пленка золота вступает в соединение с основным металлом, который подвергается затем дополнительном отделке.
Кабошон — тип огранки, при которой камню придается гладкая округлая сферическая форма. Применяется для огранки «прозрачных и полупрозрачных камней.
Камни органического происхождения — окаменелые образования из живых организмов. К ним относятся янтарь, жемчуг, кораллы и гагат.
Камни цветные поделочные — полупрозрачные или непрозрачные минералы, обладающие красивым цветом шли своеобразным рисунком. Хорошо полируются и воспринимают гладкую огранку «кабошон» (см.).
Камни самоцветные — прозрачные минералы, окрашенные или бесцветные, обладающие высокой твердостью, химической стойкостью и красивым блеском. Идут по преимуществу в огранку (см.).
Каст — деталь ювелирного украшения, которая служит оправой для вставки. Различаются каст гладкий, крапановый, гризантный (см.) и другие:
каст гладкий — оправа с обжимным пояском, удерживающим вставку. Может быть глухим (для непрозрачных камней) и ободковым (для прозрачных);
Производство ювелирных украшений | Как создаются шедевры Maxim Demidov
каст крапановый — оправа с остроконечными крапанами-зубиками, держащими вставку;
каст гризантный — оправа для мелких камней, при которой края вставок захватываются заусенцами, отделенными штихелем от металлической основы самого изделия.
Ковка — способ первичной механической обработки металла путем плющения, выгибания, рубки, закручивания и так далее до получения нужной формы. Осуществляется ударом молота по заготовке, которая может быть в горячем или холодном состоянии.
Литье — способ формирования изделий из расплавленного металла. Наиболее распространенные способы литья в индивидуальной ювелирной практике:
литье по выплавляемым восковым моделям. Модель изделия лепится из воска, укрепляется на литник, покрывается формовочной массой и помещается в пресс-форму. При ее нагревании воск вытапливается и расплавленный металл заполняет образовавшуюся внутри пустую форму. Готовые отливки подвергаются последующей доработке и отделке. Этот способ пригоден только для получения разовой отливки, но позволяет формовать любые по сложности изделия;
литье в песочные (земляные) формы — односторонние или двухсторонние. По гипсовой модели изделия в формовочной массе делается литейная форма с точным оттиском поверхности модели.
Полученная форма заливается расплавленным металлом, который воспринимает очертания будущей отливки.
Матирование — прием декоративной и отделочной обработки поверхности изделия механическими способами — чеканами (канфарение), металлическими щетками (крацевание) или струей сухого песка (пескоструйная обработка) до получения чистовой матовой бархатистой поверхности и различной зернистой фактуры.
Монтировка — способ сборки изделия из нескольких раздельно выполненных готовых деталей. Соединение деталей производится различными техническими приемами.
Огранка — способ механической обработки камня для придания ему определенной формы. При этом поверхность камня становится гладкой или ограненной. Каждой форме, как правило, соответствует свой тип огранки, что дает возможность выявить оптические и колористические свойства камня.
Оксидирование — способ химической или электрохимической обработки поверхности металла с целью его декорирования (тонирования) и повышения коррозийной стойкости. При такой отделке на поверхностном слое металла образуются оксидные пленки различных тонов.
Пайка — один из наиболее употребляемых технологических способов получения прочных неразъемных соединений из отдельных элементов изделия при помощи легкоплавких металлических сплавов-припоев (см.), которые являются связующими.
Полирование — прием декоративной отделки поверхности изделия вручную, механическим или электрохимическим (перед гальванопокрытием) способами для придания ему гладкого зеркального блеска.
Припой — прочные легкоплавкие металлические сплавы, при помощи которых получают неразъемное единое соединение отдельных частей изделий.
Просечка (пробивка) — одна из операций ручном штамповки (см.) металла, при которой на листовой заготовке изделия при помощи набора штампов получают отверстия и просветы разных конфигураций.
Серебрение — способ электролитического или химического нанесения на изделие декоративного и антикоррозийного покрытия, которое обладает высокой прочностью.
Скань (см. Филигрань) — наиболее широко распространенный технический прием декоративной обработки металла из гладкой или крученой проволоки, из отрезков которой вручную производится набор элементов сканого узора, соединяющихся при помощи пайки (см.). Основные виды — ажурная и накладная (фоновая) скань.
Скань бугорчатая — одна из разновидностей скани. Представляет собой орнаментацию в виде объемно возвышающихся плотных бугорков скани.
Спень — проволочный стержень, на который крепиться камень.
Сплавы медные — металлические сплавы, имитирующие золото: латунь — медно-цинковый сплав, имеющий красивый золотистожелтый и желто-зеленый оттенок; томпак — высокомеднистая латунь, имеющая красновато-желтый цвет.
Сплавы никелевые — металлические сплавы, имитирующие серебро; мельхиор — медно-никелевый сплав, обладающий серебристым цветем; нейзильбер — сплав меди, цинка и никеля, имеющий различные оттенки серебристого цвета.
Травление (отбеливание) — способ химической обработки поверхности изделия с помощью кислот и щелочей для удаления поверхностных дефектов и подготовки к последующим операциям (пайки и гальванопокрытию). Процесс имеет в этом случае промежуточный характер. Способом глубокого травления выполняются плоскорельефные изображения при гравировании.
Филигрань — см. Скань.
Чеканка — способ обработки поверхности металла посредством разных чеканов, в результате чего заготовка принимает желаемую форму. Отличается разнообразием технологических приемов, дающих различный художественный эффект. Основные виды работ — чеканка из листа (когда средствами чеканки создается новое художественное произведение) и чеканка по литью (когда выявляется и дорабатывается отлитая форма).
Чеканка свободная — разновидность чеканки (см.). Прием художественной обработки чеканом отдельных элементов изделия, заготовки которого вырезаются из листа. После придания элементам необходимой формы и рисунка производится детальная проработка всех форм, выявление характерных особенностей. Затем монтируют при помощи пайки (см.), окончательно дорабатывают и отделывают, добиваясь дельности всей композиции. Весь процесс трудоемкий и медленный, поэтому применим только для авторских образцов.
Чернение — способ декорирования поверхности изделия (преимущественно серебра) путем наплавления черневого сплава на гравированный узор. После дополнительной отделки достигается гармоничное сочетание темных и светлых фонов и узоров.
Швенза — деталь серьги. Состоит из навесного крючка, может иметь замок.
Шинка — деталь кольца в форме ободка, обхватывающего палец.
Шлифование — прием ручной или механической отделки поверхности изделия для придания ему ровного матового блеска или подготовки к дальнейшим операциям (полированию, гальванопокрытию).
Штамповка — способ декоративной обработки холодного листового металла ударом или давлением при помощи разных формовочных штампов (пуансона и матрицы) до получения соответствующего оттиска. Способ дает возможность множественного повторения и варьирования определенных форм и узоров.
Эмаль (финифть — древнерусское название) — легкоплавкая стекловидная масса (прозрачная или непрозрачная), окрашенная в различные цвета окисями металлов. Наносится на поверхность металла в порошкообразном состоянии и сплавляется с ним путем нагрева. В ювелирной практике используются различные виды эмалей. Из них наиболее употребляемые в советском ювелирном искусстве — «перегородчатая» и «сплошная».
Среди многих видов перегородчатых эмалей встречаются:
эмаль с перегородками из проволоки (плющеной). Этот прием оформления изделия, при котором перегородки из ленточной проволоки, создающие определенный узор, напаиваются на основной металл. Пространство между перегородками заполняется эмалью, и изделие несколько раз подвергается обжигу. В процессе обжига эмаль сплавляется с металлом. При отделке фон эмали и перегородки запиливаются и шлифуются в одной плоскости;
эмаль по скани — на металлическую основу напаивается орнамент из сканой проволоки, который заполняется разноцветной эмалью и затем обжигается. В этом случае эмаль лежит ниже сканого орнамента.
Среди поливных эмалей применяются:
эмаль живописная, когда на эмалевом грунте хорошо обработанной металлической основы кистью выполняется живописное изображение. В ходе работы эмаль обжигается несколько раз в зависимости от сложности композиции. Для прочности и блеска эмалевая поверхность покрывается фондоном;
эмаль с накладками из металла. В этом случае поверхность изделия сплошь покрывается эмалью. Процесс наложения и обжига эмали повторяется несколько раз, затем на ровную гладкую поверхность накладываются рельефные или плоские узоры из ленточного металла или проволоки, и все вместе сплавляется.
- Каталог ювелирных изделий СССР
- Каталог МО «Ювелирпром» 1981
- Каталог Ювелирпром Львов 1983
Источник: gold.vintagetorg.com
Понятие о ювелирных товарах
Актуальность выбранной мною темы и исследования определяется тем, что ювелирное искусство, бесспорно, один из древнейших видов деятельности человека. Блеск золотых самородков и драгоценных камней всегда восхищал и притягивал людей своей обворожительной загадочностью, удивительной красотой.
Целью курсовой работы является исследование современного состояния рынка ювелирных изделий, основных товаропроизводителей и проблем экспертизы в таможне. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
-дать понятия и классификацию ювелирных изделий;
-изучить требования к качеству и клеймению ювелирных изделий;
-выявить проблемы экспертизы ювелирных изделий в таможне
Объектом исследования в курсовой работе являются ювелирные изделия.
Предметом исследования в курсовой работе является современное состояние рынка ювелирных изделий, основные товаропроизводители и проблемы экспертизы в таможне.
Российский рынок заполонён ювелирными подделками зарубежных фирм. Как правильно оценить их? На это может ответить только специально обученный профессионал. При этом важна классификация рыночной стоимости изделий в зависимости от оригинальности авторского замысла, времени создания вещи, уровня исполнительского мастерства.
Глава 1 Понятие и классификация ювелирных изделий
Понятие о ювелирных товарах
Ювелирные товары (от лат. juwel — драгоценность) — это высокохудожественные изделия тонкой работы, изготовленные главным образом из сплавов драгоценных металлов, драгоценных и других ювелирных камней и выполняющие роль различных украшений, предметов быта, а также применяемые для декоративных целей. [2,c.58].
Наиболее широкое применение в ювелирном производстве находят следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина, палладий. Они имеют красивый внешний вид, устойчивы к химическим и атмосферным воздействиям.
В чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий, как правило, не применяют в связи с их недостаточной твердостью, низкой износостойкостью и высокой стоимостью. В ювелирном производстве драгоценные металлы используются в виде сплавов с другими металлами. [6,c.112].
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации» для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов устанавливаются следующие пробы:
•платиновая: 950 (девятьсот пятидесятая), 900 (девятисотая), 850 (восемьсот пятидесятая)
•золотая: 999 (девятьсот девяносто девятая), 958 (девятьсот пятьдесят восьмая), 750 (семьсот пятидесятая), 585 (пятьсот восемьдесят пятая), 500 (пятисотая), 375 (триста семьдесят пятая)
•серебряная: 999 (девятьсот девяносто девятая), 960 (девятьсот шестидесятая), 925 (девятьсот двадцать пятая), 875 (восемьсот семьдесят пятая), 830 (восемьсот тридцатая), 800 (восьмисотая);
•палладиевая: 850 (восемьсот пятидесятая), 500 (пятисотая).
Две первые цифры указывают целое число, а третье — десятые доли процентного содержания драгоценного металла в сплаве. [10].
Во многих странах принята и продолжает действовать каратная система проб. Химический состав сплавов золота, применяемых в ювелирной промышленности, должен соответствовать ГОСТ 6835-2002 «Золото и сплавы на его основе. Сплавы золота каждой пробы могут различаться цветовым тоном в зависимости от процентного состава входящих в сплав компонентов.
В практике наиболее часто применяют следующие названия: желтое, белое, красное, зеленое золото.
Чистое золото имеет ярко желтый цвет, плотность 19,3 г/см 3 , температуру плавления 1063°С, твердость по Бринеллю 25 кгс/мм 2 . Обладает высокой химической стойкостью (не растворяется в концентрированной азотной и серной кислотах), хорошими технологическими свойствами: пластичностью, ковкостью, текучестью. В ювелирном производстве в чистом виде золото применяется только для декоративного покрытия — золочения и изготовления сусального (тонколистового) золота. [3].
Серебро имеет ярко-белый цвет, плотность 10,5 г/см 3 , температуру плавления 960,5° С, твердость по Бринеллю около 25 кгс/мм 2 . На воздухе под действием сероводорода серебро окисляется, покрываясь темным налетом, растворяется в азотной и концентрированной серной кислоте. Для изготовления ювелирных изделий применяют двухкомпонентные сплавы с медью. Все серебряные сплавы одинаковы по цвету. Химический состав сплавов серебра, применяемых в ювелирной промышленности, должен соответствовать ГОСТ 6836-2002 «Серебро и сплавы на его основе [4].
Платина имеет бело-серый цвет, плотность 21,5 г/см 3 , температуру плавления 1773,5°С, твердость по Бринеллю около 50 кгс/мм 2 . Отличается чрезвычайно высокой химической стойкостью. Из-за высоких температуры плавления и стоимости платина в меньшей степени находит применение для изготовления ювелирных изделий. В основном ее применяют для изготовления оправ под бриллианты.
Палладий относится к металлам платиновой группы, имеет более светлую окраску, чем платина, плотность 12,0 г/см 3 , температуру плавления 1554,5°С, твердость по Бринеллю около 52 кгс/мм 2 . [1,c.67].
В ювелирном производстве наряду с драгоценными металлами применяют сплавы меди (томпак, нейзильбер, мельхиор, бронзу), изделия из которых покрывают слоем серебра или золота.
Ювелирные изделия изготавливают штамповкой, литьем, монтировкой. Под монтировкой понимают процесс соединения отдельных деталей изделий путем пайки, сварки, клепки.
Для придания ювелирным изделиям красивого внешнего вида применяют различные виды отделки: чеканку, травление, гравировку, чернение, филигрань (скань), зернь, оксидирование, серебрение, золочение, эмалирование, финифть, инкрустирование, мозаику.
Чеканка — изготовление из листового металла сложного рельефного рисунка тематического содержания с помощью ударов молотком по специальным стальным стержням (чеканам).
Травление — нанесение на поверхность изделия изображения с помощью кислот и щелочей.
Гравировка — нанесение рисунка на поверхность изделия острым резцом.
Чернение представляет собой заполнение глубоко гравированного рисунка сплавами соединений различных химических элементов, придающих рисунку темный цвет с синеватым отливом.
Филигрань, или скань, — это кружевной металлический узор, выполненный из свитых в жгутик или сплющенных в виде ленточки двух-трех проволочек. Иногда его обогащают зернью, которая представляет собой декоративный элемент на изделии в виде мелких напаянных металлических шариков.
Миниатюрная живопись, выполненная по эмали, получила название финифть.
Инкрустирование — заполнение отдельных углублений на поверхности изделия другими материалами — металлами, камнями, стеклом.
Мозаика — отделка узором из скрепленных между собой разноцветных материалов (камней, стекла и т. д.). [7,c.208].
Основным украшением ювелирных изделий и материалом для камнерезных художественных изделий служат природные и искусственные, прозрачные, просвечивающиеся или непрозрачные цветные камни.
Ювелирные камни классифицируют:
•по степени прозрачности — на прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие и непрозрачные;
•по характеру блеска — со стеклянным, алмазным, полуметаллическим, металлическим, жирным и восковым блеском, с шелковистым и перламутровым отливом[13,c.36].
Для выявления оптических свойств и игры света, а также для использования в качестве вставки в ювелирное изделие камни гранят. Видом огранки называется сочетание форм граней, их количества и взаимного расположения на поверхности камня.
По форме ограненные камни подразделяются на круглые, овальные, треугольные, прямоугольные (багеты), квадратные, грушевидные (панделок), элипсоидные (маркизы) и др. Существует пять основных видов огранки ювелирных камней: бриллиантовая, ступенчатая, комбинированная, фантазийная, кабошон. Для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней наибольшее распространение получила бриллиантовая огранка. При такой огранке верхняя часть камня (коронка) имеет площадку в виде правильного многоугольника с тремя рядами граней, спускающихся к основанию усеченной пирамиды.
Ребра, образующие основание пирамиды, в совокупности называются рундистом и служат для закрепления камня в оправе. Нижняя пирамида, расположенная под рундистом, носит название павильона, его вершина называется колеттой (шипом). Тип огранки определяется формой граней, характером их расположения, а также количеством граней. Простая бриллиантовая огранка насчитывает 17 граней, швейцарская бриллиантовая огранка — 33 грани, полная бриллиантовая огранка — 57 граней.
В соответствии с правилами международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу (CIBJO) алмазы круглой формы с бриллиантовой огранкой, называют бриллиантами. По массе бриллианты различают мелкие (до 0,29 карата включительно), средние (от 0,30 до 0,99 карата включительно) и крупные (от 1,00 карата и более).
По цвету и интенсивности окраски бриллианты классифицируют на группы цвета, а в зависимости от допускаемых природных дефектов — на группы качества. К 1 -й группе цвета и 1-й группе качества относят наиболее прозрачные, бесцветные (иногда с тончайшим голубоватым оттенком), бездефектные бриллианты. Для обозначения ограненных алмазов применяют буквенно-цифровой код. Так шифр КР-57-0,62-1/ЗА означает: КР — круглый, 57-гранный, масса 0,62 карата, 1-й группы цвета и 3-й группы качества, А — совершенная обработка (без нарушения правильности геометрических параметров). [6,c.47].
Разновидность бриллиантовой огранки, при которой площадка сведена в точку, а коронка и павильон имеют не менее четырех ярусов граней с общим количеством граней свыше 56, называется «роза».
Ступенчатая огранка представляет собой систему граней, расположенных рядами в виде ступеней, при этом верхняя часть имеет большую площадку.
Комбинированная огранка представляет собой такую огранку, при которой коронка и павильон имеют разные виды огранки.
Для просвечивающих и непрозрачных ювелирных камней применяют, как правило, огранку кабошон. При огранке кабошоном верхней части камня придают гладкую выпуклую форму той или иной кривизны, а нижней — плоскую или слабовыпуклую.
Фантазийная огранка — это вид огранки, отличный от всех вышеназванных видов.
Декоративный элемент изделия, закрепленный в ювелирное изделие, называется ювелирной вставкой. Место, в которое вставляется и где крепится вставка (ювелирный камень), называют оправой или кастом. Оправа должна прочно и длительно удерживать камень, подчеркивать его красоту, служить связующим звеном между металлической частью изделия и камнем. От того, как ювелир поставит камень, какой выберет способ его закрепки, в большой мере зависит эстетическая ценность изделия. Наиболее распространенными видами закрепок являются следующие: крапановая, кармезиновая, корнерная, ободковая (обжимная), клеевая.
При крапановой закрепке ювелирный камень закрепляется выступающими над верхней кромкой оправы, лапками (крапа-нами), концы которых охватывают камень по всему периметру.
Кармезиновая оправа используется для закрепки центральной вставки, окруженной более мелкими вставками, плотно прилегающими друг к другу.
Корнерную закрепку используют для мелких вставок, которые устанавливают в специальные гнезда в само изделие. Закрепка вставок осуществляется частицами металла, сдвинутыми на камни по ободку специальным резцом.
При ободковой (глухой) закрепке камень крепится специальным обжимным ободком, который иногда отделывается мелкой насечкой (гризантом) [18,c.115].
Источник: megaobuchalka.ru
Как называются детали ювелирных украшений
КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТАЛИ УКРАШЕНИЙ?
Когда вы описываете своим подругам новые украшения, то вам приходится прибегать к фразам вроде «там эта штучка», «ну, эти» и тому подобным? Или вы заказываете украшение в ювелирном магазине, а консультант вдруг спрашивает, какая ширина шинки вам больше нравится, а вы не знаете о чем речь?
Давайте разбираться вместе!
СЕРЬГИ
Каких только нет серег в ассортименте мастеров! Пусеты, серьги на английском замке, каффы, клаймберы, джекеты. Трудно представить, но все они имеют одни и те же составные части.
1. ВСТАВКИ — драгоценные, полудрагоценные и синтетические камни и другие виды декора.
2. КАСТ — часть серьги, в которой закрепляются вставки.
3. КРАПАНЫ — «лапки», которые удерживают камни в касте.
4. ПОДВЕСКА ИЛИ ПОДВЕСНАЯ ЧАСТЬ — свободно свисающий декоративный элемент серьги.
5. ШВЕНЗА — это та часть, на которой серьга держится, её основа. Швенза может быть подвижной и иметь крепление для крючка, любо неподвижной.
6. ШТИФТ — стержень, непосредственно вставляемый в ухо. В серьгах на английском замке штифт также называют крючком. Он защёлкивается и держится с помощью швензы.
КОЛЬЦА
С кольцами всё не так легко, как могло бы показаться на первый взгляд. Всего одна неподвижная часть, но она содержит в себе несколько элементов.
1. ВСТАВКИ — ограненный камень, закрепленный в каст
2. КАСТ — оправа, которая держит вставку.
3. КРАПАНЫ — прикрепленные к касту зубцы, которые поддерживают вставки.
4. РАНТ — ободок, который припаивается к касту, чтобы поддерживать вставку снизу.
5. ШИНКА — основная часть кольца, ободок, который надевается на палец.
ПОДВЕСКИ
подвеской называется украшение, которое подвешивается на одежду или на другое украшение (цепь, браслет, серьги или даже кольцо).
Подвески состоят из следующих элементов
1. ВСТАВКИ — камни, расположенные на основании украшения и обычно закрепленные в каст.
2. КАСТ — часть украшения, поддерживающая вставку.
3. КРАПАНЫ — «лапки» каста, которые служат для надёжного крепления вставок.
4. УШКО — подвесная деталь, в которую продевается цепочка или другое украшение, а также крепится подвеска.
БРАСЛЕТЫ
Практически у каждой ювелирной компании в ассортименте обязательно есть различные виды браслетов. В них есть детали, которых нет в других украшениях.
1. ГЛИДЕР — камни, расположенные на основании украшения и обычно закрепленные в каст.
2. РАСТЯЖКА — звенья, соединяющие декоративные элементы друг с другом.
Источник: magicstones.su