Как называются египетские украшения

Украшение

Украшение. Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация (Национальный музей, Каир). Слева от глаза Гора — покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа — покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)

олгие годы не только европейцы, но и сами египтяне не знали, что обозначают иероглифы и сложные рисунки в египетских храмах и на древнеегипетских изделиях. Имело значение только золото, язык которого понятен всем. Однако ценность древнеегипетских ювелирных изделий складывается не только из ценности материалов, но и из магически-религиозной силы, воплощенной в них. Поражает строгость, каноничность, величественность этих предметов, а главное — загадочная, но четкая символика, которая видна любому, даже впервые увидевшему их. Кроме поразительной красоты форм и цветовых сочетаний они имеют свой неповторимый, ни на что не похожий стиль, легко узнаваемый и получивший эпитет «египетского»: каждое изображение, даже самое крохотное, изображено с большой тщательностью, канонично повторяется в разных изделиях, а главное, имеет смысл.

Египетские украшения с подробностями от местного специалиста

Египетские украшения все до единого служили религиозным потребностям, в том числе заупокойному культу и культу обожествления фараона. Это касается не только ювелирных изделий, но и подавляющего большинства других памятников искусства. Любое изделие связано с каким-нибудь божеством, символом, и все это составляло большую часть жизни тех, кто пользовался этими изделиями, поэтому они и сама жизнь древних египтян кажутся нам пронизанными волшебством, древней магией великих богов.

В период Раннего царства (около 3000 лет до н.э.) египтяне носили многочисленные магические амулеты, которые постепенно становились все более похожи на украшения, но, в отличие от других стран, не потеряли, а наоборот, усилили свой магический смысл. Медь уже давно добывалась в копях Синайского полуострова, золото шло из восточной части Нильской долины, из пустыни, а камень был везде, поэтому недостатка в материале для изготовления ювелирных изделий не было.

Сокол Гор (или Хор) был покровителем большинства царей Раннего царства, поэтому чаще всего изображался на амулетах. Во времена Древнего царства начали снаряжаться «хозяйственные» экспедиции, не всегда мирные, в соседние и дальние страны; таким путем в Египет стало поступать золото из страны Пунт — так египтяне называли южное побережье Красного моря, а с восточного побережья Средиземного моря привозили ливанский кедр для саркофагов. Редкие виды камней попадали в Египет издалека, сложным путем ряда обменов, как, например, лазурит с территории современного Афганистана. С приходом новых династий меняется государственная религия, появляется новое главное божество — Ра — бог Солнца, и теперь царь не только отождествляется с Гором, но и считается сыном бога Ра, что сразу же сказалось на облике ювелирных изделий.

Ювелирные украшения Древнего Египта

Пектораль

Пектораль в виде священного жука-скарабея. Около 1350 до н. э. Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь. Высота 15 см. Национальный музей, Каир. Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пик могущества и расцвет культуры Древнего Египта пришелся на период Нового царства — примерно 1600-1000 лет до н. э. К этому периоду относится правление знаменитого Тутанхамона, который умер, не дожив до девятнадцати лет, примерно в 1342 году до н.э., и не оставив после себя живых потомков. Этот молодой фараон так прославился в ХХ веке только потому, что его гробница единственная оказалась неразграбленной (хотя и оттуда была украдена часть украшений) в течение тысячелетий; после упорных поисков она была обнаружена британским исследователем Говардом Картером в 1922 году.

Остальные же захоронения в Долине Царей оказались давно разорены, многие еще во времена фараонов, иногда самими же царями — когда с целью стереть память о предшественнике, а когда и из-за нехватки денег в казне. Гробница Тутанхамона содержала около пяти тысяч предметов, большинство из которых были ювелирными изделиями. Эта находка признана самой важной в ХХ веке; исключительная роскошь быта египетских царей и просто знатных людей поражает воображение. Трудно поверить, что все эти великолепные украшения запросто носились каждый день.

Время Нового царства — время успешной завоевательной политики, в результате которой в страну хлынули потоки драгоценных металлов и камней, ценных пород деревьев, слоновая кость и т.д. Формы изделий и технологии их изготовления достигли в это время совершенства; египтянам были известны ковка, гравировка, припой, зернь, филигрань, прокат проволоки, холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Великолепно владели они и глиптикой — резьбой по камню.

Читайте также:
Самый распространенный элемент кроме розы украшения павловопосадского платка

Классический прием, который используется египетскими ювелирами во всех изделиях, — полихромный эффект. Сочетание нескольких постоянных цветов характерно для всего ювелирного искусства Древнего Египта. Эти сочетания достигались использованием излюбленных материалов: золота, серебра, электрума (самородного сплава золота и серебра), бронзы; бирюзы, лазурита, сердолика, аметистов, яшмы, обсидиана, изумрудов, горного хрусталя. Иногда использовали фаянс.

Пектораль в виде сокола

Пектораль в виде сокола. Около 1334 — 1328 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло. Ширина 12,6 см. Египетский музей, Каир

Золото связывалось с культом бога Солнца Ра (Нижний Египет); серебро — с Исидой и Луной. Серебро было редким металлом, вывозилось из страны хеттов — Малой Азии и ценилось даже выше золота не только из-за редкости, но и из-за связи его с Исидой. Камни считались амулетами, способными принести удачу, отогнать беду, придать мужества, принести счастье.

Но главнейшее их свойство — способствовать благополучному переходу из земной жизни в загробный мир и загробную жизнь. Именно для этого и строились годами пирамиды и копались подземные туннели, в которых оставлено столько предметов: для успешного перехода «туда» и счастливой жизни «там». Конечно, простые граждане не могли себе позволить построить огромные усыпальницы, но и они делали все, что считалось необходимым, чтобы переход в загробный мир осуществился: использовали амулеты из камней-самоцветов с иероглифами.

Культовое значение имели не только материалы, из которых изготавливались ювелирные изделия, но и сами формы изделий. Например, круглые шейные украшения из золота с драгоценными камнями и стеклянными бусинами символизировали солнечный диск, воплощение бога Атона, создателя мира.

Крупные подвески-пекторали прямоугольной или трапециевидной формы олицетворяли Амон Ти — «землю Амона», бога Солнца Верхнего Египта. По этой земле путешествуют души умерших. Изображения на подвесках Амона и Ра (Амон-Ра после объединения Египта) в виде солнечного диска с крыльями являлись защитниками мумий.

Браслеты носили на ногах и руках; распространены были кольца, бусы, серьги, диадемы, пояса. Серьги носили и мужчины, в обоих ушах. Кроме того, из золота и драгоценных камней изготавливались и предметы быта, кинжалы, статуи, троны, ларцы, ковчеги, шкатулки для благовоний, сосуды для притираний, кувшины, сандалии, ритуальные топоры, саркофаги и колесницы — все, чем пользовались цари и их родственники не только при жизни, но и в загробном мире. Внутренний саркофаг Тутанхамона — целиком из золота и весит 110,4 кг.

Торжественный головной убор фараона состоял из двойной короны с коршуном и змеей-уреем и двумя перьями по бокам. Обычно фараон носил немес — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, закрепленный на лбу золотой полоской с коброй-уреем и спускающийся на плечи двумя фалдами.

Жена фараона носила золотой головной убор с эмалевым изображением коршуна, крылья которого спускались по обе стороны лица, или золотую диадему. Сложные прически и парики украшались живыми цветами лотоса. Чем больше на египтянине было ткани и украшений, тем он был знатнее, причем льняная ткань была настолько тонкой, что даже через пять слоев просвечивало тело.

При этом она была очень качественной и прочной. Рабыни ходили практически голыми, за исключением узкого пояса на бедрах. Драгоценные пояса носили как мужчины, так и женщины. На поясе царевны Меререт, дочери Сенусерта III, среди аметистовых бусин находятся изображения голов пантер из золота; пантера считалась защитницей людей.

Браслет с изображением глаза Гора

Браслет с изображением глаза Гора — Веджата. Золото, лазурит, корнелиан. 890 г. до н.э.

Широкие ожерелья изготовлялись из мелких бусин и больше походили на воротники, закрывавшие часть груди; большие застежки служили противовесами. Должностные лица и жрецы носили ожерелья цветов, соответствовавших их чину.

Состоятельные граждане носили бусы, подвески; бусы делали из камней самых разнообразных форм: и круглые, и дисковидные, и бочковидные, и в форме символов-амулетов. Широкие браслеты носили и мужчины: на запястьях и плечах, женщины носили их также на лодыжках. Египтяне надевали много колец, по несколько штук на палец, поскольку кольца с камнями считались амулетами. Люди простые носили кольца из фаянса в форме излюбленных символов: скарабея и глаза Гора.

Читайте также:
Качество украшений из бисера

Скарабей (божество Хепри, Хепер или Кефер — разница в прочтении многих древнеегипетских слов проистекает от того, что гласные на письме не обозначались, и восстановить звуковой облик слова достаточно сложно) — наиболее популярный символ, изображения которого встречаются практически на всех ювелирных изделиях древних египтян. Они находили в жуке, неутомимо катящем навозный шарик, сходство с движением солнца по небу, поэтому скарабей считался символом восходящего, утреннего солнца и воскрешения души.

Скарабей с крыльями и огненным шаром в лапках становится символом нового, молодого Солнца весны, которое побеждает тьму и вновь воскресает, давая толчок новой жизни. Этот амулет обязательно клали в саркофаг, чтобы умерший мог возродиться к новой жизни. Чаще всего скарабеев вырезали из лазурита, считавшегося магическим камнем. На обратной стороне жука вырезали иероглифы; таких скарабеев вкладывали в слои ткани, в которую заворачивали мумий, вместо сердца. Эти скарабеи так и называются — сердечными.

Еще один распространенный мотив и могущественный символ — глаз Гора (Уджат, Уаджет, Учат). Согласно мифам, Сет вырвал левый глаз Гора в битве, но бог Тот восстановил его, поэтому левый глаз Гора считался символом исцеления, амулетом крепкого здоровья, оберегом от болезней; правый глаз — это защита от магии и злых сил. Кроме того, он отождествлялся с царским Уреем, поэтому именно «правое божественное око» чаще изображается на предметах царских семей. Его вырезают на камне и из камня, рисуют на папирусах, стенах гробниц и лодках, изображают на креслах, кроватях, ларцах, сосудах и т.д.

На головах фараонов часто можно видеть страусиное перо Маат (символ правды и справедливости), в руках богов — крест Анкх — символ вечной жизни. Ювелирные изделия украшены изображениями цветов лотоса — символа возрождения, в этих цветах родился Гор. Вообще изображения событий, связанных с жизнью Осириса, Исиды и их сына Гора — главные священные события для Древнего Египта.

Так как фараоны вели свою родословную от Осириса и Исиды, то они и заказывали ювелирам такие изображения; чем сложнее было изображение, чем больше в нем было символов, тем дороже стоило его выполнение, поэтому такое могли позволить себе только состоятельные люди. В красивой подвеске, которую клали в саркофаг, могло быть зашифровано имя умершего и целое послание или пожелание ему или обращение к богам. На пекторали Тутанхамона зашифровано его тронное имя — Небхепрура («Владыка превращений Солнца»): под лапками скарабея иероглиф «неб» («владыка»), на скарабее три черточки — «хепру» («превращение»), а над головой жука — диск солнца — Ра.

Ожерелье Неферуптаха

Не случайно украшения носили именно на груди или на лбу. Такие места у египтян ощущались как священные; украшение, носимое на груди, защищало сердце; египтяне всегда закрывали лоб символами могущества и власти. Все эти и другие точки на теле человека известны и как чакры — в индийской традиции некие круги, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют психической или духовной жизнью человека. Сочетания золота, серебра и некоторых камней считались магическими. Например, золото и лазурит олицетворяли защиту солнца и неба, т.к. лазурит считался камнем небесного происхождения.

Предметы, сделанные специально для умерших, отличались от тех, что использовались при жизни. Практичные египтяне не делали в подвесках для мумий отверстий, их просто клали сверху: ведь мумии не двигаются.

Сопровождали умерших и предметы, которыми они пользовались при жизни: например, трон Тутанхамона из дерева, обшитого золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней, или золотые сандалии. Но перечислить даже небольшую часть предметов, положенных в гробницу одного только Тутанхамона, очень трудно — так их много.

Древнеегипетские ювелирные изделия сложно классифицировать именно поэтому: даже те немногие сохранившиеся захоронения египтян дали миру огромное количество драгоценных предметов. Египтяне жили в бронзовом веке и только во времена Нового царства узнали железо, которое привозилось из других стран, и было чрезвычайно редким. Но железо ржавеет и превращается в пыль, и только нетленное золото в полной мере выражает идею вечной жизни и воскрешения. Золото и драгоценные камни и спустя тысячелетия позволяют читать послания к древним богам: понимание астрономической и мифологической символики сделало это возможным, но налет загадочности остался. Не таким ли и должно быть лучшее произведение ювелирного искусства: исполненное глубокого символического смысла, выраженного посредством так гармонично подобранных материалов и выполненное с таким мастерством, что от общего впечатления и ощущения соприкосновения с шедевром захватывает дух.

  • Сайт «Прекрасные вести»
Читайте также:
Тот кто оценивает украшения

Источник: egyptopedia.info

Египетские украшения: модная экзотика

Египетские украшения: модная экзотика

Сегодня, когда многие модные дизайнеры черпают вдохновение в этнических мотивах, экзотические украшения в стиле древнего Египта становятся все более популярными.

В античном Египте украшения носили и женщины, и мужчины. Эти украшения создавались из самых разных драгоценных металлов, минералов и камней разнообразных цветов, а особой популярностью у египетских ремесленников пользовалась ляпис-лазурь наряду с аметистом , опалом, бирюзой, гранатом. До обнаружения первых металлов в ходу в древнем Египте были кольца, изготовленные из камня или рога, затем же египетские ремесленники начали создавать украшения из золота, серебра и меди.

Существует множество примеров античных египетских украшений, сохранившихся и по сей день: браслеты, принадлежавшие некогда супругам египетских фараонов, ожерелья, серьги и кольца, которые египтянки носили за 2,5 тысячи лет до наступления нашей эры. Особым украшением у мужчин Египта считались обильно украшенные драгоценными камнями поясные ремни. Спустя тысячелетия отлично сохранившиеся образцы украшений исследователям удалось обнаружить в гробнице Тутанхамона.

Самыми популярными в древнем Египте считались массивные кольца, украшавшие пальцы, и всевозможные амулеты, вырезанные из камня. На груди носились особые нагрудные украшения в форме трапеции, а пальцы украшались золотыми кольцами с изображением священного скарабея, символа перерождения. Такие кольца зачастую погребались вместе с усопшим, как бы символизируя его дальнейшее перерождение.

Египетские ремесленники создавали украшения как для живых людей, так и для мумий. Согласно традициям древнего Египта, украшать усопших можно было только изделиями, созданными специально для них, поэтому ремесленники создавали особые погребальные амулеты и кольца, ожерелья с полудрагоценными камнями . Цвет камней, украшавших изделие, нес в себе особый смысл: красные камни символизировали энергию и власть, а темно-синий цвет ляпис-лазури — безграничное милосердие. Египетское название бирюзы «mefkat» указывает на символичность цвета — предвестника радости. Специально для мумий изготавливались короны, обручи и венцы.

Мастера древнего Египта имели доступ к разным драгоценным металлам, благодаря знаниям технологий сварки и пайки создавая удивительно изысканные украшения. Как правило, такие украшения создавались сочетанием слоев золотых пластин с цветными драгоценными камнями. Помимо сварки и пайки, египетскими ремесленниками использовались и техники филиграни и клуазоне.

Современные египетские украшения

Современные ювелирные изделия из Египта — удивительно красивое сочетание античных традиций с более современными стилями. Один из наиболее популярных видов ювелирных изделий в Египте — разнообразные украшения с тонким орнаментом. Орнамент при этом может быть абсолютно любым — от имени владельца до древних египетских иероглифов.

Кроме того, особой популярностью у туристов, приезжающих в Египет, пользуются репродукции старинных артефактов — вполне современное украшение, дизайн которого в точности повторяет дизайн какого-нибудь античного кольца или браслета, можно приобрести за 10 — 250 долларов.

Один из популярных видов современных египетских украшений — браслет Ка, украшенный характерными цветами лотоса. Инкрустированный бирюзой, ониксом и лазуритом, браслет Ка символизирует жизненную силу, природу человека. Как и в античном Египте, сегодня, по-прежнему, популярны изображения священного скарабея, которыми украшаются буквально все изделия — от колец-печаток до кулонов.

Источник: uvelir.info

Д ревний Египет. Прически, украшения, косметика

Egip 003.jpg

Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.

Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин.
Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».

Прическа

Парики носило всё свободное население Египта. По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение.
Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.

Egip 001.jpg

Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Читайте также:
Что по мнению почтальона печкина является главным украшением новогоднего стола

Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.

Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.
Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна. В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах. Верх парика при этом был плоским.
Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

Egip 004.jpg

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.

Форма такого парика была необычной, «каплевидной». Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.
Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Головные уборы

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей — египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них — пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.
Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем.
Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.

Egip 002.jpg

Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.

Читайте также:
Украшения для снеговика своими руками из картона

Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа — шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.
Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков.
Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались!

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец.
Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства.
Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».

Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев.
Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах.
Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок и ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

источник — история прически (?)

Источник: ageiron.ru

Рейтинг
Загрузка ...