Рококо как направление европейского искусства возникло в результате развития стиля барокко. Во Франции этот появился в начале XVIII века, в конце правления Людовика XIV. Аристократы воспринимали жизнь как непрерывный праздник, и новое направление, проявившееся во всех видах искусства, должно было украшать эту жизнь.
Термин „рококо” происходит от французского слова rocaille, что значит „ракушка”. Название раскрывает самую характерную черту рококо — стремление к сложным формам, вычурным линиям, излишеству украшений. Искусство рококо построено на асимметрии, что создает впечатление беспокойства и неустойчивости. Этим рококо отчасти напоминает стиль барокко.
Но, в отличие от барокко, у рококо нет напряженной торжественности, формы рококо мельче, цвета более мягкие. Цель искусства рококо – не ошеломить, а развлечь, произвести приятное впечатление. Картины, скульптуры и литературные произведения стиля рококо создавались преимущественно на любовные сюжеты.
Основная характеристика музыки рококо
Рококо за 8 минут. КроссКульт.
B XVIII веке во Франции самым любимым инструментом стал клавесин, для которого писали произведения многие композиторы: Жак Шамбоньер, Жан Франсуа Дандрие, Жан Филипп Рамо и другие.
Особенно много работал в этом направлении Франсуа Куперен (1668-1733 гг.), который написал для клавесина более 240 пьес. Эти произведения отличаются нарядной грацией, тончайшей отделкой деталей, они роскошно украшены, что характерно для стиля рококо.
Пьесы мастеров клавесинной миниатюры очень разнообразны, в большинстве изображают какие-то предметы или явления и имеют соответствующие названия („Камыши”, „Маленькие ветряные мельницы” Куперена, „Курица”, „Тамбурин” Рамо, „Кукушка” Дакена и другие). Чаще всего в таких пьесах композиторы использовали форму рондо или вариаций. Произведения французских композиторов для клавесина так красивы и выразительны, что и сейчас их охотно исполняют пианисты.
Источник: musicnotes.info
Ювелирные украшения в стиле рококо


Роскошное и праздничное ювелирное направление возникло в конце XVIII века во Франции. Его развитие совпало с появлением новых, сложных способов огранки алмазов. Переливающиеся всеми оттенками радуги бриллианты ярче всех отражали эстетику нового направления в ювелирном деле. Рококо – это игривая камерность, сочетание изящных изогнутых линий и ассиметричных орнаментов.
Ювелирные украшения в стиле рококо
В эпоху рококо появились термины полупарюр и парюр. Так называли комплекты ювелирных изделий, выполненных в едином стиле:
- женский полупарюр (малая парюра) − набор для ежедневной носки, включающий 2−3 аксессуара, чаще всего – корсажные украшения, серьги;
- женский парюр − гарнитур для выхода в свет, включающий в себя до 15 драгоценных изделий (серьги, корсажные и шейные аксессуары, кольца, браслеты, шпильки);
- мужской парюр – брошь для шляпы (эгрет), аксельбант, кинжал, шпага, портупея.
«Рокайль» (морская раковина) − основной мотив стиля
В этот период, чтобы покрыть поверхность кольца или броши мелкими бриллиантами, ювелиры стали использовать закрепку «паве». В эпоху рококо дамы начали разделять ювелирные изделия на «вечерние» и «дневные». Первые (для торжественных случаев) были усыпаны бриллиантами. Вторые (для повседневной носки) украшали топазы, гранаты, рубины, гранаты.
Женские украшения
При Людовике XV стали модными колье-чокеры в виде цветочной гирлянды и колье с бриллиантовыми подвесками оригинальной звездообразной или каплевидной формы. Аксессуары носили с глубоко декольтированными платьями, сочетали с игривыми серьгами «бриолез». Модные изделия состояли из нескольких секций, вставки изготавливали из разноцветных драгоценных камней различной огранки.
Доминирующий элемент классического женского кольца – цветной или прозрачный камень прямоугольной или овальной формы. Оправа скромная, незаметная. Ювелиры комбинировали бриллианты, рубины, изумруды, создавая изящные растительные композиции, предпочитали серебро, белое золото.
В наши дни многоэтажные серьги с подвижно закрепленными подвесками называют «люстрами»
В XIII веке из драгоценных камней изготавливали «портбукеты» − изящные изделия в виде вазы. В них ставили живые цветы или красочные букеты из разноцветных самоцветов, бриллиантов. Были в моде эгреты − экстравагантные аксессуары для шляпок с перьями, и броши-букеты ассиметричной формы, которыми женщины украшали корсажи нарядных платьев.
Роскошные прически знатные дамы дополняли ажурными шпильками с подвижным навершием в виде султанчика. Декоративный элемент, усыпанный драгоценными камнями, при малейшем движении головы подрагивал, переливался и сверкал разноцветными огнями. Экстравагантный женский аксессуар получил название цитернадель (нем. nadel – шпилька, zittern – трястись).
Мужские аксессуары в стиле рококо
Для мужчин ювелиры создавали изысканные аксессуары из золота, сплавов золота с серебром и вставок из драгоценных камней:
- пряжки для ремней, обуви;
- булавки для украшения жабо;
- перстни;
- ордена.
Мужчины носили брелоки из желтого золота, которые мелодично позвякивали при ходьбе, щедро украшали бриллиантами, драгоценными камнями рукоятки шпаг, кинжалов.
Заключение
Рококо – это сложные ассиметричные композиции, изящные формы, ажурные серебряные оправы, бриллианты и экстравагантные ювелирные украшения – эгреты, колье-чокеры, портбукеты, серьги-бриолез.
Современные ювелиры используют некоторые элементы исторического стиля при создании женских украшений для особых случаев.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Рококо в музыке: что это, когда появилось, основные черты
Наиболее четко рассматривается присущий для рококо стиль музыки среди творений клавесинистов. Французские музыканты Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо были искусны и очень проницательны в своих творениях, поэтому смогли точно отразить дух эпохи, показать ее грациозность и утонченность. Сегодня многие музыканты ориентируются на работы известных музыкантов, стараясь добиться таких же высот.
Настолько сильное влияние оказал стиль рококо на музыку, что в корне изменил существовавшие на тот момент способы написания симфоний.
Что такое рококо?
Рококо — стиль, который появился во Франции первой половины VXIII века. Принято считать, что он стал апогеем барокко. Стиль рококо в музыке выделяется за счет своей яркости, грациозности и утонченности. В других сферах он себя проявляется излишней, порой, загруженностью интерьеров и архитектурных строений.
Источниками вдохновения музыкантов и художников данной эпохи стали давние мифы, эротика. Если говорить кратко, стиль рококо в музыке получил наибольшее распространение и популярность в Баварии и во Франции.
Появление стиля
Возникновение рококо в музыке и в других сферах обусловлено серьезными переменами в философских взглядах, изменениями в предпочтениях. Идея заключалась в отражении в своем творчестве вечной молодости, неугасимой красоты и изящества форм, стремления сбежать от реального к мифологическому.
Идеальным образом стало спокойное течение жизни пастухов в деревнях и селах. Постепенно музыка эпохи рококо уже популяризируется во всей Европе: в Италии, России, Чехии, Германии и во многих других. Причем не только музыка, но и архитектура, литература, мода стремятся впитать в себя новые веяния.
Рококо в Германии и во Франции
В Германии и Франции в музыке рококо выразилось наиболее ярко. Появились плавные ритмы, завораживающие глубоким смыслом и необычным строением. Любая симфония окунала в неизведанный мир мечты, где хотелось оставаться на долгое время.
Самый большой след в музыке того периода оставили следующие французские композиторы:
- Луи Клод Дакен (композитор и клавесинист).
- Жан Жозеф де Мондонвиль (дирижер, скрипач и сочинитель).
- Антуан Форкре (гамбист и композитор) и другие.
Среди немецких и австрийских композиторов и музыкантов следует упомянуть:
- Йозефа Гайдна (композитор).
- Эммануэля и Кристиана Бахов (сыновья известного Иоганна Себастьяна Баха).
Характерные черты
Черты рококо в музыке воспринимаются так же, как и в архитектуре, живописи, потому что не имеют серьезных отличий. Вся музыка наполнялась различными звуковыми украшениями, мелодия не была постоянной, она все время изменялась. Как правило, симфонии не переходили из одной формы в другую. Например, если творение было драматического характера, то оно не превращалось в позитивное. Правда, могли присутствовать некоторые нотки, благодаря которым музыка становилась многогранной и насыщенной.
Самым популярным инструментом на период развития рококо стал клавесин, с помощью которого многие композиторы создавали свои творения. Он стал олицетворением в реальности стиля рококо в музыке, так как был признан галантным и элегантным, миниатюрным и негромким.
Он не требовал больших умений от музыканта, так как имел достаточно простую конструкцию. Правда, созданные симфонии с помощью такого простого, на первый взгляд, инструмента по сегодняшний день поражают умы. Внешне он был украшен различными камнями и мелкими, утонченными деталями, присущими тому времени.
Рококо в музыке кратко
В наиболее крупных формах музыки, таких как опера и балет, течение проявляет себя наиболее полно. Это видно в работах Рамо и Кампра, которые базируются на внедрении небольших арий и танцевальных эпизодов, которые крепко переплетены между собой благодаря сюитному принципу.
Некоторые оперы выстроены, наоборот, за счет яркой сюиты, которая не имеет четких сюжетных линий. Такие работы представлены Рамо под названием «Галантная Индия» и Кампрой — «Венецианские празднества». Образы персонажей выделяются за счет придания им элегантности, пышности. Герои одеты в броские костюмы, которые чем-то напоминают маскарадные.
Зачастую прибегают к использованию пасторали, где свободные, ничем не обремененные пастухи и пастушки наслаждаются жизнью. Герои не имеют реального сходства с действительным положением дел среди пастухов в сельской местности.
Стиль рококо в музыке предполагает акцентирование внимания на галантность персонажей, на необычные пейзажи. Используется не только клавесин, но и скрипка, флейта и гобой. Музыка была составлена по сюитному принципу, которое с течением времени пополнялось все более мельчайшими и значимыми деталями и украшениями. Например, появились «вставные» танцы (паспье, бурре, менуэт, павана). Позже форма упрощается, в нее включаются более свободные танцы с простыми названиями, где предоставлялась полная свобода фантазии творца.
Что пользовалось большей популярностью?
Рококо в музыке особенно любили представители буржуа, которые услаждали себя симфониями во время обедов. Наиболее популярными стали такие формы, где проявлялась фантазия автора, то есть было место для выдумок, имитаций, смеха и веселья.
«Курица» Рамо или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена пользовались ошеломительным успехом среди высшего сословия, так как казались наиболее потешными. Эти творения стали для многих музыкантов примером, который удостоился подражанию.
Часто музыканты пародировали манеру других либо перенимали их привычки и «изюминки». «Соната-квартет» Гийома Гиймена стала наиболее ярким отражением этого стремления в эпоху рококо.
Источник: fb.ru