Окна почти каждой избы среднерусской или северной деревни украшены резными декоративными наличниками. За самыми редкими исключениями их рисунок никогда не повторяется. Резьбой, простой геометрической или же сочной, с растительными узорами, украшены чердачное окно, ворота крестьянского дома. Резьба придает им глубоко индивидуальный облик.
Некоторые дома имеют столь совершенные резные украшения, что их по праву считают произведениями народного декоративно-прикладного искусства. И это не удивительно. Художественная резьба — один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.
Резьбой украшают здания, предметы быта, создают произведения мелкой пластики — небольшие миниатюрные скульптуры. Особый вид художественной резьбы — глиптика. Так называется резьба на камнях, драгоценных и полудрагоценных.
Самый распространенный материал для резьбы — мягкая древесина деревьев лиственных пород: липы, осины, тополя. Реже употребляются твердые породы: береза, клен, бук. При резьбе по камню также используются мягкие породы, главным образом известняк, и твердые — нефрит, лазурит, яшма. При резьбе по кости используют моржовый клык, бивни слона и мамонта, рог и др.
Украшаем торец двухскатной крыши – причелины (крылья и полотенце)
Работают резчики самыми различными наборами ножей, топоров, стамесок, резцов и пилок, а размечают блок или пластину материала специальными разметочными инструментами. Известно несколько видов художественной резьбы.
Богородская игрушка. Резьба по дереву.
Богородская игрушка. Резьба по дереву.
Миниатюрная трехмерная пластика обычно называется объемной резьбой. При высокорельефной резьбе фон рисунка или узора сильно углубляется. Изображение получается выпуклым, часто многоплановым, богатым светотеневыми контрастами. Плоскорельефная резьба требует неглубокого фона. Изображение получается невысоким, близким к силуэту.
Нередко оно обрабатывается дополнительными порезками. Края рисунка часто закругляют, «заоваливают» (такой вид резьбы называют заоваленной). Ее главное достоинство — мягкий и сочный рисунок на слегка углубленном или же совсем не тронутом резцом фоне. В этом случае фон образует как бы своеобразную подушку. Он так и называется — подушечный.
Резьба по дереву. Башкирия.
Очень распространена выемчатая, или углубленная, резьба. Она выполняется в трехгранно-выемчатой и скобчатой технике. Трехгранно-выемчатой резьбой вырезается геометрический орнамент, формы которого имеют в своей основе треугольные, конические или квадратные пирамидки, стреловидные или полулунные углубления, опрокинутые в глубь материала.
Самые разнообразные сочетания этих простейших элементов дают многообразный геометрический узор с красивой фактурой и богатой игрой светотени. Разновидность геометрической резьбы — скобчатая резьба. Работая стамеской, резчик получает скобчатое углубление, или ноготок. Для обоих видов резьбы характерны геометрическая четкость линий, живописная игра светотени. Четкими, выразительными линиями отличается и контурная резьба.
Простое украшение оконного и дверного проемов
Ажурная, или сквозная, резьба получается при полном удалении фона. Она широко применяется при изготовлении резной мебели и для украшения крестьянских домов. В последнем случае она называется пропильной резьбой. Так вырезают декоративные наличники, подзоры, карнизы, полотенца и т. д. При ажурной резьбе орнамент самый разнообразный: от простейшего геометрического до самого замысловатого растительного узора, изображений птиц, животных, различных фантастических существ. Главное достоинство её — лёгкий и тонкий рисунок, хорошо читающийся на просвет.
Иногда отдельные детали декоративного оформления предмета, выполненные в технике ажурной резьбы, накладывают на гладкий фон. Такой вид резьбы называется накладным.
Очень часто деревянные изделия, украшенные художественной резьбой, покрывают лаком, воском, тонируют, золотят, окрашивают и расписывают красками, обжигают или коптят. Изделия из кости полируют и пропитывают парафином.
Искусство резьбы по самым различным материалам широко распространено в народных художественных промыслах. В нашей стране и за рубежом славятся резные деревянные изделия подмосковных сел, шемогодская прорезная берёста, резные изделия из кости тобольских, уральских, холмогорских, хотьковских и чукотских мастеров.
Т. В. Амосов, С. С. Нестеров. Резьба по кости.
Якутия.
Источник: allforchildren.ru
Резная доска служащая украшением окна
Ответы на вопрос Резная доска служащая украшением окна
- Причелина — Резная доска на фасаде избы, защищающая от влаги торцы бревен 9 букв
- Разгадывать кроссворды
- Ветреница — Резная доска на фронтоне, закрывающая стык причелин 9 букв
- Полотенце — Короткая резная доска прикрывающая стыки причелин 9 букв
- Розетка — Лента, тесьма, шнур, собранные в пучок и служащие украшением платья, отличительным знаком и т. п 7 букв
- Панделок — Подвесок удлиненной формы к серьгам, люстрам и другим предметам, служащий украшением 8 букв
- Фибула — Металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным 6 букв
- Безделица — (перен.) Небольшой по величине, размеру и т. п. изящный предмет, обычно служащий украшением, памятным подарком и т. п.; безделушка 9 букв
- Вальтрап — (старое значение) Суконная покрышка, надеваемая на седло и служащая украшением седельного убора лошади 8 букв
- Наличник — Резное «кружево» вокруг окна деревенской избы 8 букв
- Табель — Доска учета явки на работу и ухода с работы рабочих и служащих, а также жетон, вешаемый на эту доску, который служит для контроля явки на работу 6 букв
- Набойка — Ткань с узором, отпечатанным с резной рельефной деревянной доски называется. 7 букв
- Подзор — Резная декоративная доска, окаймляющая кровлю 6 букв
- Причелина — Висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши (в архитектуре Руси IX-X вв.) 9 букв
- Конек — Резное украшение на конце этого бруса [в виде конской головы] 5 букв
- Гемма — Резной камень, употреблявшийся как амулет, печать или украшение 5 букв
- Конек — Гребень крыши, стык наклонных плоскостей двухскатной крыши, брус, идущий по гребню крыши, обычно с резным украшением на его конце 5 букв
- Конек — Деревянное резное украшение на крыше 5 букв
- Конек — Резное украшение на крыше избы 5 букв
- Камея — Украшение, резной камень с выпуклым изображением 5 букв
- Камея — Резное украшение из камня 5 букв
- Камея — Украшение, резной камень 5 букв
- Акротер — Орнаментальный резной камень или скульптура, украшение на углах и на вершине фронтона классического портика 7 букв
- Вызорочье — Ср. арх. узорочье, резьба по дереву, украшения резбою: вызорочный, узорочный, резной. Вызорочная кость 9 букв
- Жбан — Высокая деревянная кружка, слегка суживающаяся кверху, на обручах, литра на полтора три с крышкой на петлях и с резной, украшенной иногда орнаментом массивной ручкой, с рожком или рыльцем (носиком), а часто и без него (особенно в западнорусских областях) 4 буквы
- Панно — Живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены или потолка ; барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели 5 букв
- Фронтон — Треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми 7 букв
- Фронтон — Подобное украшение над окнами или дверями 7 букв
- Сандрик — Архитектурное украшение, карниз над окнами здания 7 букв
- Роза — Архитектурное украшение готических окон (или само окно) в виде круга с переплетом из радиально расходящихся от центрального кружка лучей 4 буквы
- Трюмо — Украшенный орнаментом простенок между окнами 5 букв
- Причелина — Украшенные резьбой фронтонные доски 9 букв
- Табель — Специальная доска с номерками для учета явки на работу и ухода с работы рабочих и служащих 6 букв
- Накат — Поперечные слеги, доски на плотах, паромах, служащие для скрепления продольных бревен, досок 5 букв
- Табель — Ведомость или специальная доска, предназначенная для учета явки на работу и ухода с работы рабочих и служащих 6 букв
- Плита — Кухонная печь, покрытая металлической доской и служащая для приготовления пищи 5 букв
- Загибка — Тонкая металлическая овальная кондитерская пластинка, служащая для подбирания остатков теста, муки, начинки и других материалов с доски в ступку или в миску 7 букв
- Булавка — Игла с головкой, служащая для прикалывания или (с красивой головкой) для украшения 7 букв
- Декоративный — Служащий для украшения 12 букв
- Жезл — Трость, короткая палка, обычно украшенная, служащая символом власти, почетно го положения 4 буквы
- Статуэтка — Маленькая скульптурная фигурка, обычно служащая комнатный украшением 9 букв
- Гарнитур — Это «украшение»- полный набор предметов, служащих одной цели, представляло собой предмет поисков Лица бывшего, Лица духовного и Лица с чистыми и ясными глазами. Назовите это 8 букв
- Медальон — Овал, служащий рамкой для изображения или украшения 8 букв
- Пуговица — Пришиваемая к одежде костяная, металлическая или иная застежка, обычно в виде кружка с отверстиями или ушком, служащая также и украшением 8 букв
- Аркатура — Непрерывный ряд небольших ложных арок, прилегающих к стене здания снаружи или внутри и служащих для ее украшения (в архитектуре) 8 букв
- Аркатура — Ряд небольших арок, служащих для украшения стены 8 букв
- Штамп — Форма с углублением или рельефным изображением текста, рисунка или украшения, служащая для тиснения на переплетной крышке (в полиграфии) 5 букв
- Кисть — Пучок нитей, шнуров и т. п., служащий для украшения 5 букв
- Кронштейн — Выступ в стене, поддерживающий карниз, балкон или служащий подставкой для украшений; консоль 9 букв
- Жезл — Посох, трость особой формы, короткая палка, обычно украшенная, служащая символом власти, почетного положения и т. п 4 буквы
- Бахрома — Тесьма с рядом свободно свисающих нитей, кисточек и т. п., служащая для отделки, украшения одежды, мебели и т. п 7 букв
Источник: wordparts.ru
Виртуальный Музей резных наличников Ивана Хафизова
«Оказавшись без памяти в Балашове, Энгельсе, Чите, Томске или Иваново, можно безошибочно определить, где ты находишься, лишь взглянув на местные наличники», — любит повторять Иван Хафизов, создатель первого и единственного в мире Виртуального Музея Наличников. Что можно прочитать в узорах старинного русского окна? Когда зародилась и как чувствует себя традиция домовой резьбы сегодня?
Наличники — резные украшения окон деревянных домов, уникальное явление нашей культуры, появившееся в конце XVII века. Наличники вобрали в себя духовное наследие множества народов, населяющих страну. На их очельях встречается христианская и языческая символика, полумесяцы и звёзды Давида, карточные масти и серп с молотом, животные, птицы и рыбы, растения и многое, многое другое…
В действительности, наличник никто никогда не изучал и не рассматривал пристально как самостоятельный объект, а ведь в нём зашифрован огромный пласт информации: исторический контекст, верования, обережные символы, а иногда и род занятий хозяина дома. Учёные всегда считали, что это элемент низовой, неинтересной и безыскусной народной культуры. Иван Хафизов же первым обратил внимание общественности на то, что деревянные дома исчезают по всей стране с катастрофической скоростью, и важно хотя бы сфотографировать — с максимальным охватом географии и в максимальном качестве — подобные объекты. Важно сохранить хотя бы визуальный образ этой уходящей натуры. Так и появился Виртуальный Музей Наличников.
Интересно, что многие города обладают своим неповторимым «резным лицом». Например, очелья (то есть верхние части) наличников Иркутска — спинки кроватей в стиле барокко. Раз увидев несколько подобных окошек, уже ни с чем их не спутаешь. Или, например, взять Балашов: ставни и очелья там в основном с имитацией тканевых ламбрекенов с кисточками.
Единый городской стиль наличника формировался, должно быть, того, что населённый пункт «обналичивал» один мастер, или артель мастеров, творивших в едином стиле. Но, конечно, города не существуют изолированно, поэтому редко все без исключения домики выполняются в едином стиле. всегда хочется выделиться, приехал из мест с другими традициями резьбы, и хочет их воплотить в память о малой Родине…. Так что можно говорить лишь о «гнездовании», наибольшей концентрации тех или иных стилей в тех или иных городах, но у всего есть исключения.
Виртуальный музей наличников собирает снимки окон в коллажи, чтобы при взгляде на общую картину сразу бросались в глаза общие черты резьбы у разных домиков одного города.
Как и когда появились наличники?
Теорий на эту тему существует множество.
Например, известно, что на Руси резьбой украшали крыши жилищ уже тысячу лет назад — окон тогда еще просто не было. Двери и дымоходы считались некими порталами для нечистой силы — так же как и ворот и рукава одежды — именно поэтому было принято эти «опасные зоны» украшать защитными символами. А как появились окна — так появился и ещё один объект, нуждающийся в защите от нечисти.
Другую версию находим в стареньком номере «Вокруг Света»:
«С XVI века барки и расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно украшением судов. Когда в годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников».
И, действительно, до XIX века домовая резьба была значительно скромнее.
Какими бывают наличники?
Все ранние наличники выполнены в технике «глухой резьбы», то есть дерево прорезалось не насквозь — узоры были объёмными, как скульптура. С удорожанием древесины на смену этой технике пришла сквозная резьба: для неё достаточно доски, трафарета и усердия — особого мастерства не требовалось, что сделало наличники повсеместным явлением.
В Сибирь идею наличников, скорее всего, привезли декабристы, поэтому там много примеров барокко и классицизма — они стремились придать местам своего вынужденного пребывания более привычный европейский образ.
Архитектурные элементы старинного сруба могут многое рассказать о своем происхождении. Некоторые дома разбирали на их изначальных местах постройки, перевозили в другое место — и там повторно собирали. Иногда переезжал сам и украшал свой дом нетипичными для нового места жительства деталями. Разгадывать символику, зашифрованную в резьбе, — настоящая детективная работа, ведь наличник — это и самопрезентация обитателей жилища, и предостережение чужаку.
Так, например, изображения драконов — это память о поверьях древних племён меря, живших между Окой и Волгой в первом тысячелетии новой эры; перекрестье якоря и топора — эмблема Министерства путей сообщения (до ); перекрестье молотка и французского ключа — обозначение пожарной службы СССР… Перекрестья различных инструментов вообще чаще всего являлись эмблемами родов войск или министерств, так что нанося их на дом, хозяева подчеркивали свою принадлежность к данным структурам.
Ставни же, традиционно изображаемые в мультфильмах и иллюстрациях к русским сказкам, встречаются только на севере, где их функция — защита от студеных ветров, или на юге, где они необходимы для сохранения прохлады в доме. В средней полосе России окон со ставнями практически не бывает.
Наличники в современном мире
У современного наличника принято оставлять фактуру и цвет дерева, покрывая его не краской, а морилкой или слоем лака. Ещё в годы прошлого века такой традиции не существовало, теперь же подобные новые русские наличники встречаются повсюду — от Калининграда до Иркутска.
Отрадно видеть, что, помимо тенденции к уничтожению резных артефактов (дома покрывают сайдингом, сжигают, меняют окна на пластиковые, выкидывая наличники), есть и тенденция к возрождению традиции. Сегодня есть и частные , у кого можно заказать подобную работу, и различные современные дизайнеры, воплощающие образ наличника в принтах на одежде, в архитектуре, посуде и ювелирных изделиях.
На сайте Nalichniki.com хранится и постоянно пополняется самый большой в мире каталог этой невероятной красоты. Добавить свои фото в коллекцию можете и вы! Только наше общее внимание убережёт традицию от исчезновения.
Источник: snegir.org