Уже с первого взгляда на него понятно – это не просто человек, не просто правитель – это сын богов! О его божественной сущности должна кричать буквально каждая мелочь, каждая деталь гардероба должна содержать религиозные символы и обереги. Поэтому в отношении правителей был выработан своеобразный дресс-код, нарушать который они не имели права.
Одним из основных правил было следующее: фараон не мог выйти на люди с непокрытой головой. Поэтому для правителей существовала целая служба, которая создавала им различные головные уборы – от простого платка и парика до величественной короны. И, надо сказать, работала эта служба на славу!
В гардеробе египетского царя были многочисленные парики, как для повседневной носки, так и для различных торжеств. Были среди них и самые простые – короткие парики с гладкой прической и парики с косичками, парики, завитые самым немыслимым образом и украшенные различными подвесками… В общем, искусство создания париков в Египте находилось на высоком уровне.
Ювелирное искусство древнего Египта
В особо жаркие дни (или же в дни религиозных праздников, или же в какие – то особые дни – догадываться можно до бесконечности) фараоны надевали на голову немес – полосатый платок. Полоски окрашивались в два цвета – синий и золотой (по крайней мере, на большинстве изображений, фараонов украшает платок именно такой расцветки). Немес надевали так, чтобы он покрывал всю голову, оставляя открытыми уши. Сзади его заплетали в косичку, а по бокам на плечи спускали вырезанные полукругом концы. Чтобы немес лучше держался на голове, его закрепляли золотой лентой или золотым обручем. Кстати, большой сфинкс тоже носит немес…
Корон у египетских фараонов было несколько.
Во-первых, это пшент – двойной венец египетских фараонов. Первоначально в долине Нила существовало два государства, сейчас их принято называть Верхним и Нижним Египтом. Правители Нижнего Египта надевали дешрет – красную корону, которая имела цилиндрическую форму с большим выступом сзади.
Цари Верхнего Египта носили белую корону – хеджет, изготавливающуюся в виде высокого конуса. Считалось, что хеджет связана с луной и лунными божествами – Осирисом и Тотом. Эта корона была своеобразным проводником между предками и потомками, она помогала в загробном мире обрести просветление, присоединиться к сомну божеств, обрести новую жизнь среди звезд. С объединением Египта дешрет и хеджет стали единой короной – пшентом.
Во-вторых, это атеф или корона Гора – венец, которую, как считается, надевали фараоны с особые дни религиозных праздников. Ее изготовляли в виде высокого белого колпака. По бокам располагали перья (они символизировали две истины – жизнь и смерть), а у основания – рога барана. Иногда в центре помещали и солнечный диск.
Древнеегипетские украшения. 5 класс
Пшент и атеф – венцы достаточно громоздкие, поэтому скорей всего использовались тогда, когда фараон только сидел, причем сидеть он должен был абсолютно неподвижно. Эх, нелегка фараонская доля, зато и осанка – всем на зависть.
Более удобным венцом являлся хепреш – синяя корона, украшенная золотыми бляшками. Этот головной убор еще называют короной войны, т.к. долгое время считалось, что правители носили ее во время военных походов и смотров.
Из каких материалов изготавливались царские венцы до сих пор неизвестно. Считается, что белую корону и атеф делали из тростника, красную и синюю короны – из кожи. Однако тут же некоторые египтологи замечают, что кожу египтяне не любили, рассматривая ее как нечистый материал, и даже обувь для аристократии отливалась из золота. Так что остается надеяться, что рано или поздно хоть один венец будет найден, и эта находка хоть как-то внесет определенность в этот вопрос.
Но самым главным атрибутом царской власти была даже не корона, а лишь небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме. Урей надевали абсолютно с любым головным убором – будь то парик, немес или корона.
Именно урей был для фараона тем, «что делает его великим». Согласно «Книге мертвых» этот символ служил защитой царю – в случае опасности змея должна плеваться огнем и испепелить врагов правителя. Урей также символизировал мудрость фараона, его величие – он стоял на страже законов мироздания.
После объединения Египта рядом с уреем стали помещать и голову коршуна – защитника правителей Нижнего Египта. Такое единство символов делало фараонов владыками объединенной страны, воплощениями Гора на земле и Осириса после смерти. Именно эти символы украшают одну из великолепных образов древнеегипетского ювелирного искусства – диадему «сешед», найденную в гробнице Тутанхомона.
Источник: na-golove.ru
Короны египетских фараонов
Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.
Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен, возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером
. Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством). Корона Верхнего Египта – белая
, в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная
, с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент ( па-схемти )
. Атеф
— белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток.
Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет, которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам.
В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш)
. Хемхемет
(также известна как «тройная корона атеф») — ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».
Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика — обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти.
Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.
Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» — атрибут культа бога Амона — и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» — скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе.
Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес
– специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание.
Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.
К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье, скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос: жёлтый — у светских сановников, синий — у жрецов, красный — у военачальников.
Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью.
Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй.
Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.
Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади.
Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья.
Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.
Фараон и его жена носили сандалии
с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли.
Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон.
Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.
Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.
Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь.
Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки, в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.
Источник: denis-v-cossinn.livejournal.com
Из чего делали одежду фараонов?
Интересно
Фараон – это неофициальный титул, который с греческого дословно переводится как «владелец двора». Но именно по этому названию нам известны древнеегипетские правители. Цивилизация Древнего Египта представляет особый интерес для ученых и исследователей. Даже, казалось бы, обыденные темы, такие как одеяния царей, вызывают массу вопросов. А ответы на них дают археологические находки.
Что носили фараоны Древнего Египта?
На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. Отличительные знаки фараона – платок для головы либо корона.
Также правители носили золотые обручи, выполненные в форме змеи. Головной убор назывался «урей» и являлся символом власти точно так же, как скипетр, накладная борода.
Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.
Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.
Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл. Схенти древнеегипетских фараонов имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста.
Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.
Интересно: Какую книгу держит американская статуя Свободы?
Из каких материалов шили одежду?
Несмотря на то, что в Древнем Египте активно разводили овец, их шерсть считалась нечистой, поэтому ее не использовали для производства одежды. Наряды делались, преимущественно, из льняной ткани.
Интересный факт: у древних египтян траурным цветом считался голубой, поэтому на погребения они старались надевать одежду именно такого оттенка.
Материю могли окрашивать разными цветами. Популярными были одежды синих, зеленых и красных расцветок. Когда египтяне научились добывать новые красители, добавились коричневый и желтый цвета. Белая одежда считалась будничной, и носили ее большинство древних египтян.
Ткань могла быть однотонной или украшенная узорами. Любимыми узорами считались цветы лотоса и перья, символизировавшие богиню Исиду. Наносили узоры при помощи специальных способов окрашивания, а также вышивки.
Прядильщицы Древнего Египта до сих пор поражают ученых уровнем своего мастерства. Египтолог Джон Уилкинсон во время раскопок обнаружил в царских усыпальницах уникальную ткань – виссон.
Интересный факт: чтобы понять, насколько виссон уникален, нужно представить скорлупу от грецкого ореха – туда свободно помещается пара перчаток из этого материала.
Это очень тонкая ткань белого или золотистого цвета. Без преувеличения драгоценный материал использовался для создания одежды фараонов. Свою популярность виссон обрел благодаря высокому качеству, прочности, легкости и минимальной толщине.
В такие ткани заворачивали мумии древнеегипетских фараонов. Наряды из виссона носили также цари, первосвященники. Воспроизвести ткань в настоящее время не удается, так как неизвестен ее полный состав.
Считается, что виссон состоит изо льна либо нитей, которые выделяются особыми моллюсками – благородными пиннами. Эти нити представляют собой белковый секрет – биссус. Он быстро становится твердым и напоминает пучок шелковых ниток. Моллюскам нити необходимы для прикрепления к подводным предметам, камням и т.п.
Интересно: Почему античные статуи белые?
Одежду для древнеегипетских фараонов шили преимущественно из льняных тканей, а также особого материала – виссона. Об этом свидетельствуют археологические находки, например, обнаруженные гробницы, в которых мумии были завернуты в виссон. Это очень прочная, легкая и тонкая ткань. Вероятнее всего, жители Средиземноморья изготавливали ее из натуральных нитей, которые вырабатывают моллюски.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: kipmu.ru