К головным украшениям относятся ушные, височные, налобные и наносные. К последним примыкают украшения наспинные, тесно связанные своим происхождением с накосными.
Из ушных украшений у мордвы распространены серьги, различные подвески, особые наушники (прил., рис. 21).
Серьги (пилъкст-у мокши, пилекст — у эрзя) не отличались большим разнообразием. Чаще всего это были небольшие колонки диаметром 2- 2,5 см, согнутые из латунной или медной проволоки; встречались и дутые серебряные серьги. Одни серьги имели форму знака вопроса, другие — диска, третьи были согнуты в виде завитка спирали. Часто у основного кольца серьги имелась подвеска из монеты или бусины. Даже более поздние экземпляры серег в форме сер дечка имели подвески в виде резного маленького колечка или полумесяца.
Вероятно, в XVIII и первой половине XIX в., когда возрастные и социальные отличия в народном костюме и украшениях были выражены более отчетливо, ношение различного вида серег было строго регламентировано.
Тренды Аксессуаров, Украшений и Головных уборов 2020!
Ушные подвески у мордвы были более разнообразны, чем серьги. В XIX и XX вв. наиболее распространенными продолжали оставаться ушные подвески, сделанные в виде шариков из пуха птиц, чаще всего гуся. Эти шарики вешали на колечко серьги или при помощи нитяной петли — на мочку уха. Называли их сёргт (эрзя) — сережки, пилет (мокша) — наушники.
В тех случаях, когда они были сделаны из заячьего пуха, их называли нумолонъ пук (эрзя). В некоторых местах в качестве ушных подвесок носили наряду с белыми гусиными шарики, сделанные из разноцветной шерсти, которые, однако, сохраняли название «пук», «пух».
В ушных подвесках мордвы-эрзя первой половины XIX в. продолжали сохраняться традиции XVIII в. Широко применялся разноцветный бисер, преимущественно желтый и черный, крупные красные бусины, медные круглые пуговицы и бубенчики. Форма подвесок была самая различная: в виде полумесяца, прямоугольная, удлиненная, круглая и т. д. В качестве стержня-основы, к которому прикреплялись украшения, нередко использовалось перо птицы с завитком на конце (гуся, селезня и др.). У мордвы-мокши часто встречались подвески, сделанные из мелких монет.
Наушные украшения более позднего времени — (второй половины XIX и первой четверти XX в.) у мокши и эрзя представляли собой наушники пиле прят (дословно — «головки ушей») в форме круга, вырезанные из картона или бересты и обтянутые тканью. На лицевую сторону круга были нашиты обычно елочные мелкие блестящие бусы с более крупной красной или розовой бусиной в центре. Встречались пиле прят и в виде розетки, сделанной из разноцветных лент, мелких пуговиц и блесток.
Украшения удерживались на голове или с помощью веревочки, прикрепленной концами к подвескам и перекинутой через темя, или закреплялись на ушной раковине с помощью нитяных петель.
Изучение ушных подвесок дает возможность проследить миграцию мордвы из коренных районов обитания на новые места. Так, например, наличие однотипных ушных подвесок из с. Багдашкино бывшей Самарской губернии и с. Большое Игнатово Мордовии наряду с другими общими элементами в костюме мордовского населения этих сел подтверждает предположение И. Н. Смирнова о том, что в Самарскую губернию переселилась мордва из Нижегородской губернии.
УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНОЙ УБОР
К височным украшениям мордвы относятся шары из белого пуха под названием сёргт (мокша, эрзя). Их прикрепляли на висках к белому нижнему платку или белой полоске ткани, заменявшей платок, под названием алганя (мокша).
Шары, сделанные из оранжевой шерсти, под названием цёкт, диаметром 5-6 см, прикрепленные на висках к шапочке пехтим, являлись традиционным украшением национального костюма девушки-эрзянки в Теньгушевском районе.
Наряду с шарами в качестве височных украшений были распространены перья селезня (кудряш, гудрят). В одних случаях их прикрепляли к кусочкам бересты, в других — к палочке или втулке пера, а затем вместе с подвесками из лент и бисера затыкали под головной убор на висках.
Старинными височными украшениями являлись подвески из монет и бисера (ярмак пилъкс). На одном из рисунков в книге П. С. Палласа изображена мордовка с такими подвесками. В XIX в. такое украшение становится нагрудным, но продолжает сохранять свое прежнее название.
Одним из наиболее древних видов височных подвесок у морд-вы-терюхан являются плетни. Они представляют собой холщовую полосу шириной в 3-5 см, надевавшуюся на темя, с нашитыми по концам (длина каждого конца 35-40 см) серебряными монетами, начиная от более крупных (вверху) и кончая самыми мелкими (внизу). Вверху над монетами прикреплялись два белых шарика из гусиного пуха. Такого вида плетни терюханки носили еще в первой четверти XX в.
Следует отметить большую близость между ушными и височными украшениями. Часто функции их бывают смешанными. Височные подвески, описанные Палласом, носят название «пилькст», то есть сережки.
При характеристике налобных украшений зачастую бывает трудно определить, являются ли они только украшениями или служат одновременно и головными уборами. Вследствие этого подразделение на украшения и головные уборы в значительной степени условно.
Из налобных украшений чаще у мокши была распространена бахрома из птичьих перьев (обычно селезня, иногда — курицы), пришитых к тесьме или узкой полоске холста.
Девушки-эрзянки вместо кудрят в ряде мест носили пря суре (дословно — «головная нитка»), которая представляла собой узкую полоску ткани с нашитыми на нее в один-два ряда белыми пуговицами.
Наряду с кудрят девушки и молодые женщины носили конявкс «налобник», называемый в некоторых эрзянских деревнях подниз. Чаще всего это украшение представляло собой кусок старого холста в виде маленькой косынки с завязками на двух углах. Край, приходившийся на лоб, обшивали пуговицами, разноцветным бисером, бусами, шнурками, позументом и т. д. Как показывает само название «подниз», эти украшения повязывали, как и кудрят, непосредственно на волосы так, чтобы край с отделкой был виден из-под головного убора, надеваемого поверх украшения.
Особым девичьим головным украшением являлись различного вида накосники — пулстунят (мокша) (прил., рис. 22.3). Носили их как мокшанские, так и эрзянские девушки. Наиболее распространенный вид накосника представлял собой ремень (позднее — полосу ткани) с нашитыми на него с лицевой стороны медными монетами, жетонами, бляхами или пуговицами.
Ширина ремня обычно бывала 2-2,5 см, а длина 25-35 см. Иногда кроме монет на ремень по бокам нашивали полоски из бисера. К нижнему концу накосника прикрепляли обычно подвеску из белых раковин каури, цепочек и бисера. Позднее, в XVII-XVIII вв., вид этого украшения резко меняется, хотя назначение остается прежним.
Таким образом, накосное украшение мордвы-мокши в XVIII в. представляло собой, как и в более раннее время, деревянный футляр для косы, что подтверждает и сам термин «пулакерь» (пула — «коса», «хвост», керъ — «лубок», «кора»). Что касается термина, употреблявшегося для обозначения накосника в XIX-XX вв. — «пулапунят», то его дословный перевод (пула — «хвост», пунят — «пуговицы», то есть «хвост из пуговиц») также соответствует виду накосника этого времени.
Для мордвы-эрзя был более типичен накосник, сделанный из бисера в виде кисти, с прикрепленными к ней лентами. Такой накосник назывался кистючка (от русск. «кисточка») (прил., рис. 22.2). Кистючку вешали на косу, а в кисть дополнительно вплетали пушки нумолонъ пук ( «заячий пух»).
Такого вида кистючка была зафиксирована в эрзянских районах Мордовии и Чувашии, Ульяновской и Самарской областях. Когда девушка выходила замуж, она отдавала кистючку своей младшей сестре или любимой подруге. Кистючка являлась символом девичества, беззаботной, свободной жизни.
Кисти (цёконят) самого различного вида (из разноцветного шелка, бисера, пуговиц и раковин) также широко использовались мордвой, в особенности мокшей, в качестве накосников.
В некоторых местах накосник выполнял роль подвески к свадебному головному убору. Роль накосников играли также различные медные гребешки, подвески с прорезью, ключи и даже наперстки, вплетавшиеся в косу при помощи шнура.
К накосным украшениям близки наспинные. Остановимся на некоторых из них.
Фтала пула у мокши (дословно — «задний хвост») — плетеная шерстяная полоса шириной 3-5 см и длиной 40-45 см с нашитыми на нее пуговицами, монетами, жетонами и раковинами. Украшение заканчивалось шерстяной бахромой с кружевом из разноцветного бисера. Его носили вдоль спины, прикрепляя за пуговицу кргавакса (ожерелья), и оно как бы заменяло накосник. Фтала пула надевала впервые невеста к венцу и ходила в нем в продолжении всей свадьбы. Молодая женщина носила фтала пула по праздникам и на гулянья в первые два-три года после вступления в брак.
Еще одну разновидность наспинного украшения, очевидно более позднего происхождения, представляет собой мокшанская пархци котф («парчовая ткань»). По виду и назначению это украшение близко к предыдущим, но основу его составляли три парчовые ленты (синяя в середине и две красные по бокам), сшитые вместе. Длина пархци котф достигала 55 см, а ширина — 4 см. На нижний ее конец нашивали в два ряда синие и белые бусы и ряд бубенчиков.
Все перечисленные выше наспинные украшения принадлежали мокшанкам. У эрзя также, очевидно, были подобные украшения, но они исчезли значительно раньше, чем у мокши. Молодые замужние эрзянки носили специальное наспинное украшение под названием удало цёко («задняя кисть»).
В качестве специального головного украшения необходимо отметить човонъ тарат («затылочная ветка»). Оно представляло собой метелку из ковыля с бумажными цветами. Ковыль прикрепляла на головной убор спереди сваха или молодая во время свадьбы. В праздничные дни, когда молодая носила головной убор замужней женщины и была покрыта платком, украшение из ковыля прикрепляли сзади к платку.
Источник: ozlib.com
Украшения, нашиваемые на головные уборы, 7 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Украшения, нашиваемые на головные уборы», 7 букв (первая — о, последняя — а):
(ОТДЕЛКА) 0 0
Другие определения (вопросы) к слову «отделка» (51)
- В каком процессе используют обои
- Финтифлюшки на платье
- То, чем украшают
- Доработка изделия
- Косметический ремонт после чернового
- Декоративный ремонт помещения
- Заключительная стадия ремонта
- Окончательные работы в жилой постройке
- Конечные строительные работы
- Украшение, декор
- Доводка постройки «под ключ»
- Ремонт в новой квартире
- То, что служит украшением чего-либо
- Доводка почти готовой квартиры
- Доводка, улучшение
- Работа для штукатура
- Доводка новой квартиры до приличного вида
- Внешняя обработка
- Завершающие операции на стройке
- Украшения, нашиваемые на платье
- Доводка дома до пригодности к жилью
- Обработка
- Кружево на платье
- Последняя стадия строительства дома
- Задача штукатура или плиточника
- Стадия строительства дома
- Финальная стадия ремонта
- Украшение платья
- Последняя стадия ремонта квартиры
- Завершающая операция в различных ремеслах
- Рюши и бантики на платье
- Общая задача штукатура
- Процесс украшения одежды деталями
- Выделка
- То, чем отделывают, украшают
- Занятие для штукатуров
- Внутренние работы в помещении
- Задача штукатура
- Украшения на платье
- Процессы отбеливания, крашения, печатания рисунка ткани
- Заключительная часть стройки
- Работа штукатура
- Финтифлюшки на юбке
- Занятие для штукатура
- Доводка квартиры до жилого вида
- Полный ремонт квартиры
- Доводка квартиры до ума
- Строительные работы
- Финальная стадия ремонта квартиры
- Декор платья
- Окончательная обработка, придание конечного вида
- действие по глаголу отделывать ◆ Вчера утром работал над отделкой письма Волгину в связи с Уставом Академии. В. И. Вернадский, «Дневники», 1926—1934 г.
- результат такого действия
- то, что служит украшением, убранством чего-либо ◆ Светло-голубое с белою кружевною отделкой платье ее, точно воздушный шар, распространилось вокруг стула и заняло чуть не полкомнаты. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г.
Определение 1
ОТДЕ́ЛКА, -и, женский род
1. Действие по глаголу отделать—отделывать (в 1 и 2 знач.). Восстав поутру молчаливо, Граф одевается лениво, Отделкой розовых ногтей Зевая занялся небрежно. Пушкин, Граф Нулин. Другие кирпичные здания были уже без лесов —. Шла внутренняя отделка зданий.
Гладков, Энергия.
2. То, что служит украшением чего-либо Отделкой золотой блистает мой кинжал. Лермонтов, Поэт. На ней была черная, точно траурная шляпка с креповою отделкой. Чехов, Три года.
Определение 2
ОТДЕ́ЛАТЬ, -аю, -аешь; совершенный вид, переходный глагол (несовершенный вид отделывать).
1. Придать завершенный, законченный вид чему-либо Отделать пьесу. ◆ В повестях и романах Тургенева много великолепно отделанных женских характеров. Писарев, Женские типы. К возвращению мастера Кашехлебова я уже старательно отделал все отверстия и — настраивал станок для другой операции. П. Б. Быков.
Путь к счастью. || подо что. Обработать что-либо, придавая вид какого-либо материала. [Гостям] отвели комнаты во дворце, отделанные под старую слоновую кость. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают. В общежитии молодых рабочих 675 стены были отделаны под дуб.
Галин, Чудесная сила. || Подновить, ремонтируя; отремонтировать. [Нароков:] Продал я свое имение, денег получил много и стал антрепренером. — Снял здешний театр, отделал все заново: декорации, костюмы. А. Островский, Таланты и поклонники. [Пьер] поселился — в большом петербургском заново отделанном доме графов Безуховых. Л. Толстой, Война и мир.
2. чем. Снабдить какими-либо деталями в виде отделки, украшений. На ней было легкое изящное платье, отделанное кружевами. Чехов, Три года.
Колечкин нес нарядную, отделанную перламутром гармонь. Березко, Ночь полководца.
3. Просторечное Испачкать, испортить небрежным обращением. — Вишь, рубаху-то как отделал! Мать не нашьется, не настирается, а вам, пострелам, и нуждушки нет. Григорович, Рыбаки.
— Уж и отделал же он дом-от. Хуже харчевни сделал его: стены сургучом измазал, полы перегноил. Мельников-Печерский, Непременный.
4. Просторечное Дать нагоняй кому-либо, строго отчитать кого-либо [Григорий Иваныч] строго отделал своего приятеля за неуместные шутки. С. Аксаков, Воспоминания. — Одного франта [Нил Андреевич] так отделал, узнав, что он в Троицу не был в церкви, что тот и язык прикусил. И. Гончаров, Обрыв. || Избить, отколотить.
— Только выдай, сегодня же отделаем под шинелями, — прошептал Вахнов. Гарин-Михайловский, Детство Темы.
Что искали другие
- Каких животных на Аляске согласно законодательству запрещено выбрасывать живыми из самолета и поить спиртными напитками
- Врач, который видит пациентов насквозь
- Судебный стражник в Италии
- Травоядная саурская рептилия
- Город-порт в Финляндии
Случайное
- Левый приток Енисея
- Ловушка для капустниц
- Фейковая новость, слив информации в СМИ
- Телосложение (устаревшее)
- Бритая макушка аббата
- Поиск занял 0.014 сек. Вспомните, как часто вы ищете ответы? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать их, а также синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Источник: sinonim.org
Скатный жемчуг — старинное украшение Руси
На Севере России существовала легенда о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — сёмга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии жемчужина.
Ловец жемчуга. 1887 г. Автор Я.И. Лейцингер
Лучший русский жемчуг назывался скатным, то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который на блюдечке не стоит на месте — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.
Опытные ловцы жемчуга по внешнему виду раковины могли определить не только размеры и форму жемчуга, но даже его цвет — белый, розовый, синеватый или черный. Особенно ценились крупные белые жемчужины, а самыми дешевыми считался мелкозернистый синеватый жемчуг неправильной формы.
Добыча жемчуга. Вскрытие раковин. 1894 г. Автор И.К. Инха
На Севере этим промыслом занимались исключительно мужчины.
Ловлей жемчуга занимались в течении всего лета – с конца мая и до начала сентября. Именно в это время вода в реках убывает .Температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому нырять за раковинами никто не отваживался. Но как сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку?
Для этого ловцы использовали оригинальное, хотя и незамысловатое приспособление — водогляд. Он представлял собой полую берестяную трубу бурак (около 15 см в диаметре и почти метр в длину), которую промышленник сквозь отверстие в плоту опускал одним концом под воду, а к другому (верхнему) концу плотно прижимался лицом, разглядывая дно реки.
Добыча жемчуга. Поиск раковин. 1894 г. Автор И.К. Инха
Присмотрев подходящую раковину брали шест с раздвоенным концом прижимали её ко дну и вскрывали .
Добытый жемчуг клали в рот на два часа — замаривали. Потом — в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.
Крупные и круглые ценились высоко,они назывались зерно. За зерно можно было и 5 рублей взять. Для сравнения , корова стоила 10 рублей. Кокошники, вышитые жемчугом так и оценивались- в 3 коровы, в 4 коровы. Ну а мелкие или неровные шли на вес . Их отдавали в монастыри, расшивать киоты.
Наряд крестьянки из олонецкой губ.. [Российская Империя] Прокудин-Горский. 1909
Жемчужная была страна Россия-150 северных рек славились своим жемчугом. Волга до Симбирска, Селигер и Ильмень — озеро. На Онеге можно было найти не только белый, но и черный жемчуг. Вот и ходили за жемчугом, как за рыбой.
Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте, а вывоз русского жемчуга за границу, например в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).
И вышивали жемчугом почти все: от кокошников и платков до сапог. И хватало и на экспорт, и на кокошники и в казну отдавать, как велел Петр |. Именно по его приказу самые крупные жемчужины сразу становились собственностью царя.
А в начале 20 века жемчуг кончился. Сразу и почти везде.
Жемчужницы есть, а жемчуга в них нет. Стали сплавлять лес, построили ГЭС, реки загрязнились, лососи перестали подниматься на нерест, жемчуга не стало.
Экспонат из Музея Сословий, коллекция Ильи Глазунова. Девичий
головной убор венец/коруна Олонецкая губ., Петрозаводский уезд. Конец
XVIII века
Материал, техника: ткань шелковая, тесьма х/б, жемчуг речной, окатный перламутр, хрусталь, цветные стекла в металлических кастах, картон, нити х/б, сажение по бели, шитье.
Поднизь к праздничному головному убору в виде ажурной сетки из мелкого речного жемчуга нанизанного на конский волос и проволочный каркас. Лобная часть из полосы галуна. Сзади завязки.
Кокошник-19 в. Олонецкая губ.Каргопольский уезд
Женский головной убор – кокошник. Середина XIX в. Каргопольский уезд. Олонецкая губерния. Золотный галун, мелкий речной жемчуг, перламутровые плашки, рубленый перламутр.
Своеобразной формы головной убор, с выступающим надо лбом рогом, с ушками и плоским верхом. Бытовал только в Олонецкой губернии. Обильно украшался жемчугом (в этих краях была широко развита добыча жемчуга).
В орнаменте головного убора прослеживаются архаичные элементы: так, в золотом узоре на ушках легко прочитываются формы височных лопастных колец, бытовавшие у славян-вятичей; иногда здесь вышивал! инициалы владельца.
Примечателен этот головной убор своей поднизью из нескольких рядов жемчужного низанья, выступающей надо лбом. Создавалось впечатление изобильного богатства жемчуга в уборе. Но здесь присутствовал свой секрет: только первый к зрителю ряд был вынизан из жемчуга, иногда вперемешку с колотым перламутром, а под вторым или третьим рядом низания, непосредственно колбу примыкал валик – подушечка, который зрительно увеличивал объем драгоценного жемчуга.
Кокошник-Олонец-Кокошник с жемчугом и перламутровыми плашками. Перламутровые плашки изготавливались из раковин
Накосник с жемчугом
Нижегородская губ
Музей Невская застава. Выставка великорусских девичьих, бабьих и
женских головных уборов XIX–XX вв. из частной коллекции Павла Ивановича
Кутенкова
Кокошник. Музей Прикладных Искусств
Кокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный Музей
Кокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный Музей
Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ
Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ
Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ
Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ
Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ
Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШ
Экспозиция музея декоративно-прикладного искусства . Девичий головной убор
Фото из Павловопосадского музея
Фото из Павловопосадского музея
Фото из Павловопосадского музея
Выставка Народный костюм Вологодской области (Вологда, Областной научно-методический центр культуры, 2002 г.)
Источник: ladstas.livejournal.com