Неоднократно возникали ситуации, когда посетители-клиенты не понимают ценности и стоимость работ из стекла, в связи с чем назрела эта публикация. Ведь это украшения, которые создаются в огне, проходят обжиг и после еще нескольких процедур попадают к вам в руки, но об этом позже.
Для меня же это целое волшебство, в результате которого может появится что-то очень интересно, необычное и живое. В общем, эта публикация — мой взгляд на ситуацию) и в ней я хочу пояснить ценность стеклянных украшений в современном мире глазами мастера.
Вы когда-нибудь задумывались об истории украшений из стекла?
Удивительно, но у стеклянных украшений большая история и многообразие, которое не может оставить равнодушным. И на просторах интернета собрано большое разнообразие статей с разных точек зрения: кто-то пишет о ценности в древние времена; кто-то о технологическом развитии и опытах для получения того или иного результата, и это правда магия; кто-то о новых находках и часто там присутствуют предметы из стекла. А увидеть разнообразные стеклянные изделия (посуда, украшения, вазы, иконы и др.) вы можете на исторических выставках в музеях Москвы и не только, которых у нас проходит немало (возможно вы проходили мимо, но, если будет шанс, остановитесь и посмотрите внимательнее на них, они правда этого стоят).
СТЕКЛОДУВЫ. Невероятно красивые вещи из стекла, фантастическое зрелище.
Перечитывая разные материалы, мне в душу запало упоминание историка античного мира Плиния о камне, который «горел на солнце и был чист и прозрачен, как вода» и это все о стекле))
Этому искусству около 30 тысяч лет и ранее оно очень ценилось и имело большое разнообразие. А если быть точнее, то оно ценилось также, как драгоценные камни в золотых украшениях, но с развитием технологий почему-то резко теряло свои позиции.
Дальше можно было порассуждать почему так вышло, но наше время так быстро летит и, к сожалению, многие виды творчества (искусства), теряли и теряют свою ценность и только «избранным» мастерам удается донести значимость/драгоценность и просветить о том направление, в которое они влюблены. А мне остается радоваться, видя влюбленных в свои украшения людей, ведь в какой-то момент они становятся не просто украшениями, а целыми символами/оберегами и просто фаворитами, так как находят отклик в душе покупателя.
Украшения из стекла ручной работы
На фото серьги-трансформеры «Глубины океана», магазин Симанцевой Анастасии
Как мастер-лэмпворкер хочу акцентировать внимание на украшениях из мягкого стекла. А главное на том, что они уникальны, неповторимы и для их изготовления мастера используют качественные материалы: стекло (Германия, Италия, Чехия, Китай — где мне кажется самая большая палитра, а главное очень качественная и далеко не дешевая. Еще один стереотип, что Китай — это что-то некачественное и дешевое, а некоторые даже услышав «Китай» проходят мимо, но это безумно некорректно в данном контексте), серебро/золото 999 пробы, палладий, дихро и это далеко не всё. Главное для нас, что процесс стал более совершенным, оборудование более мощным (и да, процесс раньше был гораздо сложнее), что позволяет нам творить и делать более сложные бусины и не только.
Стоит ли это дешево? — нет. Поэтому и украшение стоят соответствующе, по-другому, товарищи, никак. Хотя что-то я ушла в дебри, забыв про сам труд мастера, ведь некоторые бусины создаются часами и такое не редкость, особенно если она сложная и многогранная.
Конечно и тех, кто ценит по достоинству ручную работу много, но почему-то нам (мастерам) в душу западает критика и недовольство, как бы грустно не было. Поэтому большое спасибо и благодарность любителям стеклянных украшений, за поддержку.
Тогда посмотреть на изделия из стекла вы можете на разнообразных выставках, ведь там всегда есть мастер с работами, выполненными в той или иной технике (в стекле, можно сказать, несколько направлений и это не всегда зависит от материала). И здесь на площадке Ярмарки мастеров можно найти много представителей нашего направления от простого к сложному.
Спасибо за внимание и если вам понравилось пишите в комментариях и ставьте «Нравится». 🙂
Источник: www.livemaster.ru
Муранское стекло: история промысла и эксклюзивный репортаж с фабрики
Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.
03.2020
Материал подготовила:Ольга Дорощенкова
Стекольный промысел Венеции известен с VIII века. Однако поначалу стекло было не самым качественным. Но одно важное событие изменило эту отрасль навсегда.
В 1204 году, благодаря 4 крестовому походу, из Константинополя были вывезены секреты стекловарения великой Византийской империи. Эту дату можно считать отправной в истории венецианского стекла.
В XIII веке многочисленные стекольные мастерские располагались в самой Венеции. Но производство стекла связано с огнём, оно грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому вскоре было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, на отдельный остров. С тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.
Расцвет промысла
В 1450 году, благодаря открытию Анджело Баровьера, произошла настоящая технологическая революция. Она и привела к развитию стекольного дела в течение двух последующих веков. Баровьеру удалось создать стекло невиданной чистоты и прозрачности, подобное природному горному хрусталю; по этой причине оно было названо «cristallo» (хрусталь).
Ему же приписывают изобретение белого непрозрачного «молочного» стекла, подобному китайскому фарфору, и «халцедонового» стекла, имитирующего оттенки натурального камня халцедона.
В 16 веке муранское стекло — в полном блеске своей славы. Стеклодувы, благодаря 400-летним традициям, совершенствуют материалы и технику, доводя свои изделия до немыслимых высот тонкости, изысканности и декоративности. Произведения мастеров обессмерчены в живописи величайших художников того времени — Тициана и Веронезе.
BarovierToso начинается в 1295 году. Это семейное производство считается одним из самых древнейших в Италии. Архив марки содержит бесчисленное множество рисунков и чертежей с пронумерованными образцами продукции. Какие-то рисунки относятся к XVI-XVII векам. И заметьте, любое из своих произведений фабрика может заново воплотить по желанию заказчика.
Секреты мастеров острова Мурано
Компания тщательно хранит секреты стеклодувного производства своих предков. Изготовление любого стекла начинается с песка. Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в по-простому венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность действий и неизменный состав компонентов первичной материи.
В начале создается смесь, состоящая из песка и различных минералов. Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие.
После — ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет.
Такое разное стекло
Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочноестеклопредставляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова.
Агатовым стекломпринято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.
В начале 17 века появилось авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности — бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Сегодня оно очень популярно в кулонах, статуэтках.
Восьмисотлетняя история владельцев марки отображена на на огромном генеалогическое древе. Схема в раме висит на особом месте в музее фабрики. Большая часть изделий фабрики Barovierhttps://salon.ru/article/muranskoe-steklo-istoriya-promysla-i-eksklyuzivnyj-reportazh-s-fabriki-52532″ target=»_blank»]salon.ru[/mask_link]
Муранское стекло: в чем его уникальность
Венецианский речной трамвай, мягко толкнувшись о берег, высаживает пассажиров рядом с домиками вдоль канала. Почти из каждого окна сверкает цветное эмалевое украшение. Это остров Мурано. Сюда приезжают с одной целью – купить знаменитое муранское стекло. Подвеска в мастерских может стоить $5, в Венеции она же оценивается в 10, в Риме попросят уже 20, а в Москве – все сто.
Чем дальше экспорт, тем выше цена. Чем так ценно муранское стекло и почему его делают только в одной точке планеты?
Потолочный светильник из муранского стекла, сделанный мастером Карло Насона (Carlo Nason) для компании Mazzega в 1960-х годах. pamono.eu
«Рецепт» муранского стекла передается от отца к сыну, от мастера к ученику. За пределами острова его никто не знает. Когда-то тонкости техники регулировались сводом правил Гильдии стеклодувов, установленным в 1271 году. Там были и бюрократические пункты. Стекольный мастер не мог покинуть город без разрешения и тем более не имел права разглашать тайну производства стекла.
В случае нарушения закона, семью ремесленника заключали под стражу. Если и арест близких не действовал, венецианцы посылали наемных убийц решить вопрос. Муранские стеклодувы долго и бережно охраняли свои тайны, чтобы создать бренд – и у них получилось.
Фигура из муранского стекла семейной фирмы Zanetti Murano, tussor.ru
«Вокруг печи лихорадочно шла работа.Оплавленное стекло набухло, извиваясь, сделалось серебряным, как маленькое облачко, сияло, как луна, лопнуло, расслоилось на тысячу тончайших, потрескивающих фрагментов… Мастера лепили гармоничные кубки, каждый подчинялся ритму», – это вольный перевод стихотворения итальянского поэта Габриэле Д’Аннунцио о муранском стекле.
Процесс его изготовления, вообще-то, мало чем отличается от обычного стекла. Сначала мастер плавит песок внутри печей. Раньше стеклодувы Венеции использовали песок только из французского леса Фонтенбло, сейчас берут и другой. Горячие минералы смешиваются, образуя жидкое стекло.
Его собирает на конце паяльной трубки один из помощников мастера, называемый «сервенте» или «гарцонетто». В большинстве случаев стекло многократно нагревается во время рабочего процесса, однако есть особая технология fatto alla prima (сделано за раз). Она означает, что объекту дают только одну плавку, и им может заняться лишь самый опытный мастер – без права на ошибку.
Стекло вытягивают, раздавливают, сжимают, гладят, разглаживают, удлиняют и режут. Из него делают украшения, вазы, подсвечники, статуэтки, большие фигуры, мозаики – буквально все. На рынке муранское стекло считается самым дорогим в мире.Но если есть только хранящийся в тайне рецепт, о котором никто не знает, и довольно обычная для стекла технология, то почему оно так ценится?
Все дело – в истории. В мастерских на Мурано стекло делают уже почти тысячу лет.
Ваза из муранскогостекла, датированнаяпримерно 1600 годом,Эрмитаж. Фото: Sailkowikipedia.org
Самые ранние археологические свидетельства показывают,что стекольные «заводы» возникли на венецианском острове Торчелло уже в период с VII до VIII века. Слава о них еще не покинула пределы лагуны, а качество стекла ничем не выдавало будущей легенды. В 1204 году войска крестоносцев взяли Константинополь, и хитрые венецианцы вывезли оттуда коллекции стеклянных предметов.
Тогда в мире только две школы стекла считались великими – византийская и восточная. Венецианцы позаимствовали принципы той и другой. Из этого синтеза и родилось впоследствии то, что мы знаем сегодня как made in Murano.
Родиной стеклоделия считается регион между Тигром и Евфратом.Стекло там производили еще до 2000 г. до н.э., и именно оттуда тайны мастеров позднее «утекли» в Венецию вместе с путешественниками.
Печи, используемые при производстве расплавленного стекла, представляли слишком большую опасность для Венеции –они легко загорались и становились виновниками больших пожаров. Так что 8 ноября 1291 года всю стекольную промышленность города перенесли за его пределы – в Мурано.
На самом деле это не отдельный остров, а скорее группа островов, соединенная короткими мостами и расположенная к северу от Венеции. Между Мурано и основной частью города – вода, плыть – около часа. В 1200-х в Мурано строили себе палаццо с садами венецианские аристократы, так что стеклодувам отдали на откуп практически Рублевку.
Они и сами считались в Венеции привилегированным «сословием». Например, не работали летом (по пять месяцев!), когда ремонтировались печи. Кроме того, закон считал равным брак между дочерью стеклодува и аристократом. Мастерам разрешалось носить по два ножа ради собственной безопасности, а интересы их профсоюза в совете дожей представлял специальный посол.
На XVI век пришлась золотая эра Мурано.Там работало 28 стекловарных печей, за стеклом на остров приезжали послы и кардиналы. Муранские украшения коллекционировали монархи: Генрих VIII (Англия), Папа Климент VII (Ватикан), король Венгрии Фердинанд, Франциск I (Франция) и Филипп II (Испания). Европейские мастера пытались делать аналоги венецианского стекла – на подделках, как правило, писали façon de Venise (венецианский стиль). Оригиналы, конечно, ценились выше.
Венецианское и муранскоестекло. Слева направо:кувшин или круэт (колба);бокал или блюдце дляконфет; крытая банка;кубок; закрытая формадля конфет; десертноеблюдо. Из коллекциинациональной галереиВиктории, Австралия.Форма вазы в виде гребешкаслева напоминает римскиеи ренессанские прототипы,ngv.vic.gov.au
В мае 1797 году Наполеон захватил Венецию. Многие рецепты потеряли,французы обложили подданных непомерными налогами и пошлинами, и муранское стекло со временем пришло в упадок. Оно начало возрождаться только в 1866 году, когда Венеция стала частью Италии, но до сих пор не набрало прежних высот.
Молодежь все реже хочет заниматься стеклом, это трудная работа, у которой не осталось привилегий. Сейчас на острове изготавливают муранское стекло менее тысячи стеклодувов. От 40 до 45 % рынка занимают подделки, созданные в других странах из других материалов – не по старинной рецептуре. Подлинники отличает брендовая надпись Artistic Glass Murano, ее используют больше 50 компаний острова.
Верный способ купить оригинал – съездить за ним в Мурано. Сейчас это обязательный пункт в программе посещения Венеции.
Работа на муранской фабрике. veltra.com
Муранское стекло мастера Паоло Венини, одного из ведущихитальянских дизайнеров XX века. Фото: Olnick SpanuCollection, New York; magazzino.art
Несмотря на развитие технологий, в Мурано все делают вручную – и прозрачное стекло, и мозаичное, и матовое.Но чаще всего муранское стекло узнают по филигранным цветным узорам. Их делают в специальной технике миллефиори, в переводе с итальянского – «цветной луг». Мастер выдувает и вытягивает стеклянные прутья, на срезе которых проявляется рисунок.
После нового растяжения он становится совсем маленьким. Дальше – ювелирная работа с тем, как его расположить.
Чем дальше от Мурано, тем дороже муранское стекло.В современном мире множество компаний уже способны делать украшения качеством ничуть не хуже, но, как и многим аристократам прошлого, сегодня покупателям все так же хочется обладать чем-то уникальным – сделанным в Мурано.
Источник: 21mm.ru