Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный — в старых.
Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).
По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки — полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил — полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья — пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.
Убранство русской избы
Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.
Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи — ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.
Достаточно ограниченное пространство русской избы было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством размещалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали и отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.
Места для сна также были строго распределены: дети, парни и девушки спали на полатях; хозяин с хозяйкой дома — под полатями на специальном настиле или лавке, к которой придвигалась широкая скамья; старики на печи или голбце. Нарушать заведенный в доме порядок не полагалось без крайней необходимости. Человек, его нарушающий, считался не знающим заповедей отцов. Организация внутреннего пространства избы нашла свое отражение в свадебной песне:
ИЗБА | Рассказ о традиционной русской избе
Я войду ли в родительскую светлую горницу,
Помолюсь на все на четыре стороны,
Еще первый поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело белое — здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье.
Я другой поклон отдам углу среднему,
За хлеб ему за соль,
За вспоеньице, за вскормленьице,
За теплое одеваньице.
А третий поклон отдам углу теплому
За его-то согреваньице,
За уголечки каленые,
За кирпичики горячие.
А в последний поклонюсь
Углу кутному
За его-то постелюшку мягкую,
За сголовице пуховое,
За сон, за дремоту сладкую.
Избу по возможности держали в чистоте, что было наиболее характерно для северных и сибирских деревень. Полы в избе мыли раз в неделю, а на Пасху, Рождество и к престольным праздникам голиком с песком скоблили не только пол, но и стены, потолок, лавки. Русские крестьяне старались украсить свою избу. В будние дни ее убранство было довольно скромным: полотенце на божнице, домотканые половики на полу.
В праздничный день русская изба преображалась, особенно если в доме не имелось горницы: стол накрывали белой скатертью; на стены, ближе к переднему углу, и на окна вывешивали вышитые или затканные цветными узорами полотенца; лавки и стоявшие в доме сундуки прикрывали нарядными дорожками. Интерьер горницы несколько отличался от внутреннего убранства избы.
Горница была парадным помещением дома и не предназначалась для постоянного проживания семьи. Соответственно, ее внутреннее пространство решалось иначе — в ней отсутствовали полати и помост для спанья, вместо русской печи стояла облицованная изразцами голландка, приспособленная только для отопления помещения, лавки были накрыты красивыми постилками, на полавочниках расставлена парадная столовая утварь, на стенах около божницы развешены лубочные картинки религиозного и светского содержания и полотенца. В остальном хоромный наряд горницы повторял неподвижный наряд избы: в дальнем от двери углу божница с иконами, вдоль стен лавки, над ними полки-полавочники, множество сундуков, иногда поставленных один на другой.
Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполонявшей его пространство. Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол — горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши2, корчики и т. д.; всевозможные емкости для сбора ягод и грибов — корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома — огнива, светцы, подсвечники и мн. др. Все эти необходимые для ведения домашнего хозяйства предметы в большем или меньшем количестве имелись в каждой крестьянской семье.
Домашняя утварь была сравнительно однотипна на всем пространстве расселения русского народа, что объясняется общностью домашнего уклада жизни русских крестьян. Локальные варианты предметов утвари практически отсутствовали или, во всяком случае, были менее очевидны, чем в одежде и пище. Различия проявлялись только в утвари, подаваемой на стол в праздничные дни. При этом местное своеобразие находило свое выражение не столько в форме столовой посуды, сколько в ее декоративном оформлении.
Характерной особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях, уездах, волостях и далее деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, называли «щенником».
По-разному называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины — горшок, из чугуна — чугунок, из меди — медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд бондарной работы для квашения овощей — кадка, долбленный из дерева — долбенка, выделанный из глины — корчага. Убранство внутреннего пространства крестьянского дома стало претерпевать заметные изменения в последней трети XIX в. В первую очередь изменения коснулись интерьера горницы, которая воспринималась русскими как символ богатства крестьянской семьи.
Обладатели горниц стремились обставлять их предметами, характерными для городского образа жизни: вместо лавок — появились стулья, табуреты, канапели — диваны с решетчатыми или глухими спинками, вместо старинного стола с подстольем — стол городского типа, покрытый скатертью-«филейкой». Непременной принадлежностью горницы стал комоде выдвижными ящиками, горка для праздничной посуды и нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики.
Через некоторое время новшества коснулись и избы: деревянная перегородка отделила печь от остального пространства, предметы городского быта начали активно вытеснять традиционную неподвижную мебель. Так, полати постепенно заменила кровать. В первом десятилетии XX в. убранство избы пополнилось шкафами, буфетами, зеркалами и мелкой скульптурой.
Традиционный набор утвари сохранялся значительно дольше, вплоть до 30-х гг. XX в., что объяснялось устойчивостью крестьянского уклада жизни, функциональностью предметов обихода. Исключение составляла только праздничная столовая, а точнее — чайная утварь: со второй половины XIX в. в крестьянском доме наряду с самоваром появились фарфоровые чашки, блюдца, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, металлические чайные ложки.
В зажиточных семьях во время праздничных трапез использовали индивидуальные тарелки, формы для студня, стеклянные рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Изменение образа жизни крестьян в XX в., ориентация на стиль и образ жизни большого города привели к почти полной замене прежних представлений о внутреннем убранстве дома и постепенному отмиранию традиционной бытовой культуры.
Материал создан: 22.10.2015
Источник: iamruss.ru
ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОЙ ИЗБЫ И КРЕСТЬЯНСКОЙ УСАДЬБЫ: СЛОВАРИК
В крестьянской усадьбе хозяйство было большое – в каждой усадьбе были и от 1 до 3 амбаров для хранения зерна и ценных вещей. А также была баня – самая удаленная от жилого дома постройка. Каждой вещи – своё место. Это принцип из пословицы соблюдался всегда и везде.
Всё в доме было продумано и устроено разумно, чтобы не тратить лишние силы и время на ненужные действия или передвижения. Всё под рукой, всё удобно. Современная эргономика жилища родом из нашей истории.
Вход в русскую усадьбу был со стороны улицы через крепкие ворота. Над воротами была крыша. А у ворот по стороны улицы под крышей– лавочка. На лавочку могли присесть не только жители деревни, но и любой прохожий. Именно у ворот было принято встречать и провожать гостей.
И под крышей ворот можно было радушно их встретить или поговорить на прощание.
Амбар – отдельно стоящее небольшое строение для хранения зерна, муки, припасов.
Баня – отдельно стоящее здание (самая дальняя от жилого дома постройка) для мытья.
Венец – бревна одного горизонтального ряда в срубе русской избы.
Ветренница – резное солнце, прикрепляемое вместо полотенца на фронтоне избы. Пожелание богатого урожая, счастья, благополучия семье, живущей в доме.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Клеть — конструкция в деревянном строительстве, образуется положенными друг на друга венцами из бревен. Хоромы состоят из нескольких клетей, объединенных переходами и сенями.
Курицы –элементы крыши русского дома, построенного без гвоздей. Говорили так «Курицы и конь на крыше – в избе будет тише». Имеются ввиду именно элементы крыши – конек и курицы. На курицы укладывался водотечник — выдолбленное в виде желоба бревно для отвода воды с крыши. Изображение именно «куриц» не случайно.
Курица и петух связывались в народном сознании с солнцем, поскольку эта птица оповещает о восходе солнца. Крик петуха, по народным поверьям, отгонял нечистую силу.
Ледник – прадедушка современного холодильника – помещение со льдом для хранения продуктов
Матица – массивная деревянная балка, на которую настлан потолок.
Наличник – украшение окна (оконного проема)
Овин –строение для сушки снопов перед молотьбой. Снопы раскладывались на настиле и сушились.
Охлупень – конь – соединяет два крыла дома, два ската крыши воедино. Конь символизирует солнце, движущееся по небу. Это обязательный элемент конструкции кровли, построенной без гвоздей и оберег дома. Охлупень еще называют «шелом» от слова «шлем», что связано с защитой дома и означает шлем древнего воина.
Возможно, эту деталь избы назвали «охлупнем», потому что при укладке на место он издаёт звук «хлоп». Охлупни применяли чтобы обойтись без гвоздей при строительстве.
Очелье – так называлась наиболее красиво украшенная часть русского женского головного убора на лбу («на челеИ также называлась и часть украшения окна – верхняя часть «украшения лба, чела» дома. Очелье – верхняя часть наличника на окне.
Поветь – сеновал, сюда можно было въехать прямо на телеге или на санях. Находится это помещение прямо над скотным двором. Здесь же хранили лодки, рыбачьи снасти, охотничье снаряжение, обувь, одежда. Здесь сушили и ремонтировали сети, мяли лён и делали другие работы.
Подклет – нижнее помещение под жилыми помещениями. Подклет использовался для хранения продуктов и хозяйственных нужд.
Полати – деревянный настил под потолком русской избы. Они устраивались между стеной и русской печью. На полатях можно было спать, так как печь долго хранила тепло. Если печь для обогрева не топили, то на полатях хранили в это время овощи.
Полицы – фигурные полки для утвари над лавками в избе.
Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная символом солнца. Обычно полотенце повторяло узор причелин.
Причелины – доски на деревянной крыше дома, прибиваемые к торцам над фронтоном (очельем избы), предохраняя их от загнивания. Причелины украшались резьбой. Узор состоит из геометрического орнамента. Но встречается и орнамент с ягодами винограда – символа жизни и продолжения рода.
Светлица – одно из помещений хором (см. «хоромы») на женской половине, в верхней части строения, предназначенное для рукоделия и других домашних занятий.
Сени – входное холодное помещение в избе, обычно сени не отапливались. А также входное помещение между отдельными клетями в хоромах. Это всегда хозяйственное помещение для хранения. Здесь хранилась домашняя утварь, была лавка с вёдрами и подойниками, рабочая одежда, коромысла, серпы, косы, грабли. В сенях делали грязную домашнюю работу.
В сени выходили двери всех помещений. Сени — защита от холода. Открывалась входная дверь, холод впускался в сени, но оставался в них, не доходя до жилых помещений.
Фартук – иногда на домах со стороны главного фасада делали «фартуки», украшенные мелкой резьбой. Это дощатый свес, защищающий дом от осадков.
Хлев – помещение для скота.
Хоромы — большой жилой деревянный дом, который состоит из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. галереями. Все части хором были разными по высоте – получалось очень красивое многоярусное строение.
УТВАРЬ РУССКОЙ ИЗБЫ
Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки.
Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.
Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные,солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.
Чай пили из самовара.
Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).
Соль — это не только еда, но и оберег. Поэтому и подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.
Самой распространенной была глиняная посуда- горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!
Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.
У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.
Домострой говорил так: «дабы всё всегда было чисто и готово на стол или в поставцы».
Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты. Если у Вас будет возможность попробовать поставить наполненный едой полный горшок в печь или достать его из печи – Вы поймете, насколько это физически трудная работа и какими сильными раньше были женщины даже без занятий фитнесом:). Для них каждое движение было зарядкой и физкультурой. Это я серьезно — я попробовала и оценила как это непросто достать большой котел с едой на большую семью с помощью ухвата!
Для загребания углей использовалась кочерга.
В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун»).
Для жарки и запекания использовались глиняные и металлические сковородки, латки, жаровни, плошки.
Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе.
Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.
ДЕКОР РУССКОЙ ИЗБЫ
Расписать дом (раньше говорили «расцвести») мог мастер по росписи. Расписывали на светлом фоне диковинные узоры. Это и символы солнца – круги и полукружия, и крестики, и удивительные растения и животные. Также избу украшали резьбой по дереву. Женщины ткали и вышивали, вязали и украшали свой дом своим рукоделием.
Угадайте, каким инструментом делалась резьба в русской избе? Топором! А роспись домов делали «маляры» — так называли художников. Они расписывали фасады домов – фронтоны, наличники, крыльцо, причелины. Когда появились белые печи, то стали расписывать и в избах опечья и перегородки, шкафчики.
Декор фронтона крыши северного русского дома – это фактически изображение космоса. Знаки солнца на причелинах и на полотенце – изображение пути солнца – восход, солнце в зените, закат.
Очень интересен орнамент, украшающий причелины. Ниже солярного знака на причелинах можно увидеть несколько трапециевидных выступов – лапки водоплавающих птиц. Для северян солнце вставало из воды, и садилось тоже в воду, ведь вокруг было много озер и рек, поэтому и изображались водоплавающие птицы — подводно- подземный мир. Орнамент на причелинах олицетворял семислойное небо (помните старинное выражение – «быть на седьмом небе от счастья»?).
В первом ряду орнамента причелин – кружки, иногда соединенные с трапециями. Это символы небесной воды – дождя и снега. Другой ряд изображений из треугольников – слой земли с семенами, которые проснутся и дадут урожай. Получается, что солнце поднимается и движется по семислойному небу, один из слоев которого содержит запасы влаги, а другой – семена растений.
Солнце сначала светит не в полную силу, потом находится в зените и в конце закатывается вниз чтобы в следующее утро снова начать свой путь по небу. Один ряд орнамента не повторяет другой.
Такой же орнамент по символике можно встретить на наличниках русского дома и на декоре окон средней полосы России. Но в декоре окон есть и свои особенности. На нижней доске наличника – неровный рельеф избы (вспаханное поле). На нижних концах боковых досок наличника – сердцевидные изображения с отверстием в середине – символ погруженного в землю семени. То есть мы видим в орнаменте проекцию мира с самыми важными для земледельца атрибутами – засеянной семенами землей и солнцем.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Защитить и украсить: Символика резных элементов конструкции дома
Продолжение — третья статья в серии о символике декоративных деталей деревянного сруба
Вадим Ковалев 24/Июнь/2017
Постоянный автор HOUZZ. Закончил сначала техникум (МАМТ — 1974 г.), затем институт (МИСиС -1982 г.), сдал все кандидатские минимумы, однако диссертацию так и не защитил. Около 25 лет проработал во Всероссийском Институте Авиационных Материалов (ВИАМ) на должностях от техника до заместителя начальника НИО. После чего сменил профессию.
С 1997 по 2002 год работал в журнале «Ремонт и строительство», а затем почти 14 лет вел в журнале «Идеи вашего дома» рубрику «Строим дом». С января 2016 г. – независимый журналист.
Сохранить Комментировать 5 Нравится 53
Поделиться
Twitter E-mail
В двух предыдущих частях мы рассказали о конструкции бревенчатой избы и защите этой конструкции с помощью резных элементов. Описали символическое значение узоров, которое часто несли резные фрагменты. Теперь поговорим о том, как и чем украшались элементы самой конструкции дома.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Конь-огонь и дракон
Охлупень. Крышу дома часто венчала фигура коня, вырезанного на прикрывавшем верхние торцы досок-тесин охлупне — корытообразном элементе, который вырубался из массивной прикомлевой части бревна. И дело не только в том, что конь был главным кормильцем, тягловой силой, а при случае и боевой единицей — и за это почитался нашими предками.
Фигура коня была символическим изображением грозного светила, поскольку, согласно народным преданиям, солнце по небу катилось в колеснице. Таким образом, охлупень с изображением коня — символ солнца, добра и бессмертия, защита от злых сил.
Вадим Ковалев Сохранить фото
В некоторых регионах охлупень украшал не конь, а оленья голова (причем, с ветвистыми, иногда настоящими рогами), фигурки утки, гуся или лебедя.
Вадим Ковалев Сохранить фото
В Псковской, Новгородской и Архангельской областях в домовой резьбе можно увидеть драконов. Настоящих драконов, с лапками и хвостами, а иногда и с крыльями. Откуда бы им взяться на Руси? Одна из гипотез утверждает, что этот дракон — хозяин вод, «залегавший в Волхове» близь Перыни. Тот самый водяной царь, гостем которого был гусляр-купец Садко.
Особенно почиталось его изображение теми, кто жил вблизи озер и рек. Ведь именно от него многое зависело в любом деле: подводный хозяин может дать рыбы, а может оставить сети пустыми, может пропустить ладью с товарами или даже гостями, а может и утопить.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Фото — с сайта slavyanskaya-kultura.ru
Конечно, есть и более простое объяснение, откуда взялись на крыше северных изб драконы. В не так уж и далеко расположенных от этих мест Норвегии и Швеции стилизованными фигурками драконов украшали не только крыши домов, но даже церквей.
Елена Игумнова Сохранить фото
Фото: Кнут-Арне Симонсен (Knut-Arne Simonsen), flickr.com
Подпорные столбы и руны
Очень часто в начале подъема лестницы устанавливались так называемые пригласительные столбы. Они выполняли сразу две задачи: во-первых, создавали настроение входящему в дом, во-вторых, были элементом, определяющим стиль лестничного марша.
Вадим Ковалев Сохранить фото
При установке пригласительного резного столба самая, казалось бы, простая лестница превращалась в произведение искусства.Такой оформительский прием широко используется и в наши дни.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Древние руны были не только буквами для письма, но и имели магический смысл. Одна из таких рун, в виде вертикальной палочки с двумя полукруглыми дугами по сторонам (на фото) — позитивный защитный знак, который олицетворяет обращение человека к богам в поисках их покровительства (соответствует облику человека, воздевшего руки к небу).
В Средние века христианские рыцари наносили такие руны на свои щиты. В деревянных строениях встретить эти знаки можно не только в жилых домах, но и в христианских храмах.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Фото в коллаже: 1, 2 — с сайта novoestaroe.ru, 3 — screen.ru, 4 — gorod.tomsk.ru, 5 — kenozerje.17-71.com
Печной столб. Важную роль в конструкции и символике избы играл внутренний столб, украшавшийся резьбой в обязательном порядке.
Столб, находящийся почти в центре избы, был многофункциональным. В него забивали железный кованый светец — зажим для лучин, освещавших избу. Рядом помещали крюк для рукомойника, и в столбе же делали углубление, вроде дупла, где хранили сухой трут и огниво (позднее — спички). К столбу крепился коник — довольно широкая доска с фигурным верхом, отделяющая чистое место для приготовления пищи — шесток, от рукомойника. Печной коник вытесывали топором, придавая доске вид конской шеи.
Вадим Ковалев Сохранить фото
На фото: резные наличники на окнах в деревянном доме не только украшают его, но и защищают от злых сил
У окон ушки на макушке…
Что такое наличники для русской избы, почему их украшению придавалось большое значение? Дело в том, что обрамление оконных и дверных проемов всегда было важным элементом защиты. Ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Чтобы понять, куда и какой рисунок здесь наносился, разложим деревянный наличник на части. Верхняя часть выражала идею полуденного солнца и отличалась разнообразием декора. Ее называли навершием, очельем, кокошником. Боковые поверхности наличника называли «полочками» или «полотенцами». Нижняя часть наличника — завершение, «фартук».
То, что «висит» ниже фартука — «серьги». Ну а «ушки» — понятно где.
Очелье наличника нередко, как и причелина, украшало изображение «хлябей» с их горизонтальными «волнами». Выражать идею дождя могли и с помощью витых столбиков с «насечками». И сегодня часто встречаются красивые наличники на окна (на фото), на которые помещены геометрические изображения солнца в виде трех ромбов. Один из них имеет правильную форму и помещается на очелье (солнце в зените), а два других — форму удлиненных ромбов, вырезанных на боковых полотенцах.
Сохранить фото
На фото: декор резных наличников может быть самым разнообразным и в основном зависит от региона, в котором находится дом. Фото — Oxutkа, flickr.com
- «Солярные» (с преобладанием солнечных знаков) — декоративные наличники на окна, продолжающие ту же защитную систему, которая применялась и для дома в целом.
- «Аграрные» (Ярославская и Костромская области). Изображают полукруг в центре верхнего карниза и стилизованные фигурки двух богинь плодовитости и плодородия по сторонам от него.
- «Царевна Лягушка — повелительница зверей» (типична для Ивановской и Владимирской областей). Красивые д еревянные наличники этой группы украшают в основном звериные элементы (не всегда показаны растительные символы плодородия), а центральная фигура больше похожа на архаичную «владычицу зверей», чем на женское земледельческое божество.
Вадим Ковалев Сохранить фото
На фото: русские избы с наличниками на окнах и ажурной деревянно резьбой можно встретить и сегодня
Нередко окна защищали не только декоративные наличники, но еще и «паутина» резных решеток, тоже выполнявшая охранную функцию. Считалось, что большое зло, просочившись через решетку, должно «рассыпаться» на мелкие неприятности, которые легче пережить.
В деревянном резном декоре часто изображался весь дневной проход солнца над землей — от восхода до заката. Например, на фронтон дома крепили сразу три деревянных солнца — одно вешали на полотенце под коньком, два — по бокам от него, но чуть ниже. Аналогичный оберег с тремя светилами нередко встречался и на навершии ворот и калиток.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Кроме солнца на полотенце под коньком избу украшали прибитыми к выпускам бревен «серьгами». Там вырезали крупные солярные знаки (катящиеся колеса с изогнутыми спицами), символизирующие восходящее и заходящее солнце.
Солнечные символы всегда сочетались с другими знаками — земли, засеянного поля, иногда воды. Нередко путь солнца отмечался не тремя, а большим количеством изображений — до двенадцати штук. Дополнительные знаки крепились к нижней кромке причелины, символизирующей небесный свод.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Курицы (и кони)
Напомним, что « курицами » называли врубленные в слеги стволы, на концах которых было искривление в виде крюка (крюк удерживал желоб-водотечник). На этом искривленном конце чаще всего вырезали куриную голову, откуда и произошло название элемента — курица или кокора. Но высшим шиком считалось установить настолько мощные слеги, что на их искривленных концах можно было вырезать голову коня.
Вадим Ковалев Сохранить фото
Водяные хляби у крыши
По верху избы часто встречались «хляби», их изображали волнообразными линиями и зигзагами. А дождевые капли — сквозными отверстиями, нанесенными на доску причелины.
Чтобы подчеркнуть глубинность этих самых хлябей, причелины составляли из двух, трех и даже четырех досок, нижнюю кромку каждой из которых украшал собственный орнамент. Что он изображал? Вспаханная и засеянная земля подобна женщине, «понесшей в чреве своем». Как дождь, который мы «получаем» из хлябей, питает землю, так и женщина питает и вскармливает грудным молоком ребенка. Поэтому волнообразному рисунку хлябей в основном придавали форму женской груди.
Вадим Ковалев Сохранить фото
На фото: выбирая узоры для наличников современных домов, обратите внимание, чтобы они сочетались с общим стилем постройки. Например, н аличники в русском стиле вряд ли подойдут к лаконичному финскому дому
ВСЕ СТАТЬИ СЕРИИ:
1. Защитить и украсить: Зачем деревянному дому — украшения
2. Защитить и украсить: Символика и орнаменты резных наличников
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Есть ли на вашем доме деревянные резные наличники на окна? Что обозначает узор, вырезанный на них? Покажите нам ваши деревянные дома с резными наличниками — фото размещайте в разделе комментариев!
Источник: www.houzz.ru