В XXI веке мало какие украшения могут рассказать незнакомцам что-то о своем владельце: символика аксессуаров давно и, скорее всего, безвозвратно забыта. Тем временем они до сих пор таят в своей истории секреты, которые неплохо было бы узнать тем, кто их носит.
Мы в ADME разобрались в происхождении некоторых украшений и узнали немало интригующих деталей.
1. Французскую ленту je-ne-baise-plus повязывали дамы, когда решались на отчаянный шаг
Обычно французское «je-ne-baise-plus» приличные люди переводят как «я больше не целуюсь». Это украшение надевали те француженки, которые разочаровались в мужчинах и любовных утехах. Иначе говоря, эти дамы предпочли праздной жизни воздержание.
Ленту (обычно черного цвета) повязывали на шею. Если позволяли социальный статус и финансовое положение, то к ленте крепили драгоценный камень или подвеску.
2. Способ носки браслетов указывал на социальное положение женщины
Раньше браслеты назывались запястьями, а носить их можно было 2 способами: выше локтя — для привилегированных женщин, ниже локтя — для простолюдинок.
Зачем женщины этого племени растягивают шею? Когда узнали, все были в шоке!
Интересно, что в некоторых культурах браслеты носили абсолютно все люди, а снимали их только в случае гибели владельца. В символическом смысле браслет в виде замкнутого круга или овала означал единение тела и души. С мертвых украшения снимали, чтобы их души могли покинуть тела.
3. Диадема раньше была мужским украшением
Это украшение родом из Древней Греции. Изначально его делали не из металла — просто на голову повязывали кусочек ткани. Есть предположение, что древние греки использовали этот аксессуар, чтобы провожать человека в царство мертвых.
Позже повязку начали нанизывать на жесткий каркас, который надевался на голову. Со временем ткань вообще исчезла и остался только металл.
Поскольку диадема — это разновидность короны, то она символизирует власть и могущество. Так что в прошлом ее носили мужчины голубых кровей.
4. Хетты приделывали к булавке коробочку, в которой хранили семена мака
Прототипом булавки были колючки и шипы растений. Чуть позже первобытные люди, не умевшие работать с металлом, начали изготавливать этот аксессуар из костей животных или из раковин.
Первые металлические булавки появились в Древнем Египте и Месопотамии. Их делали из золота, меди или серебра. Кончик булавки украшали человеческими фигурками, мордами животных или традиционными орнаментами.
А вот хетты выбрали в качестве украшения коробочку мака. В ней могли храниться зернышки. Это позволяет предположить, что хетты активно использовали мак в качестве болеутоляющего и снотворного.
Источник: adme.media
drumsmen
Искусство мусульманских стран всегда имело необыкновенную притягательность.
ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.
Украшения для восточных женщин из бусин
Переплет Корана с изумрудом. Начало 19 века. Золото, бриллианты, изумруд. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция.
Переплет корана
С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.
Священная Книга Коран в переплете из зеленого мрамора, украшенная сапфирами и гранатами.Казань
Ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако в Иране, где еще до прихода сюда ислама, существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным.
Во времена мамлюков (1250–1390) стеклянные предметы стали украшать надписями в стиле насх, а также растительными орнаментами. Египетские мастера использовали технику «прищепов», когда горячее стекло схватывалось клещами в нескольких местах. Тогда же в Египте и Сирии появляются сосуды для «ароматов». Узкое горлышко позволяло выпускать жидкие ароматы каплями и не проливать драгоценную влагу при падении. Особо интересны сосуды из непрозрачного стекла с перистым рисунком.
Сосуд для благовоний. Вторая половина 16 века. Золото, бирюза, драгоценные камни; гравировка, инкрустация. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция. Предназначался, вероятнее всего, для опрыскивания духами и благовониями.
Крестоносцы буквально охотились за восточными предметами из стекла. В частности, они вывозили лампы, которыми оснащались мечети, и преподносили их в дар христианским монастырям и церквам. Следует отметить, что в этот период в деле освещения своих домов (и даже улиц) европейцы заметно отставали от арабов.
Металл обрабатывался на Ближнем Востоке еще до прихода арабов. Но с началом мусульманских завоеваний оружейные мастерские получили большое распространение, ибо в них изготовлялось холодное и огнестрельное оружие.
Географ 12 в. Абу Абдалла Мохаммад аль-Идриси писал, что арабам была известная индийская сталь, которая в то время считалась лучшей. Арабская рукопись 13 в., хранящаяся в Лейденской библиотеке Нидерландов, сообщает, что часть клинков делалась из металла, который привозили с Цейлона, а в 17 в. арабские мастера уже превзошли индусов. С этого времени Каир стал главным рынком оружия в Восточном Средиземноморье.
В Дамаске, а затем в Андалузии стали делать знаменитые дамасские и толедские клинки, секрет изготовления которых хранился в строжайшей тайне. Высокое качество дамасского или толедского булата достигалось благодаря строгому соблюдению рецепта: полоски железа и стали (в дешевых сортах) или полоски разных сортов стали (в лучших сортах) сваривались при определенной температуре. Толедские клинки пользовались большим спросом в странах Европы. Хранящаяся в мадридском музее «Эскуриал» сабля Абдаллы ас-Сахира, приближенного одного из последних арабских правителей в Испании (14 в.), имеет позолоченный эфес с изумительной инкрустацией из слоновой кости.
Золотой кинжал. Первая половина 18 века. Золото, изумруды, драгоценные камни. Дворец-музей Топкапы, Стамбул,Турция.
На рукояти кинжала закреплен крупный восьмигранный изумруд, скрывающий миниатюрные часы английской работы. Изготовлен в дар персидскому шаху Надиру. После его смерти был возвращен в султанский дворец.
В период между 7–15 вв. технология плавки постоянно совершенствовалось. Нашествие крестоносцев на Ближний Восток заставило оружейников работать интенсивнее. В результате искусство выплавки и обработки оружейного металла получило особое развитие.
Так, в 15 в. в государстве Ак-Коюнлу («Белые бараны» – конфедерация туркменских племен с центром в Дийарбакре; правила в Восточной Анатолии и Азербайджане в 1378–1508) изготовляли великолепные шлемы для воинов. Судя по сохранившимся образцам, их надевали на чалму (отсюда их название Тюрбанэ – «тюрбанный шлем»). Навершие шлема обычно изготовляли из стали, украшали гравировкой и серебряной насечкой, в то время как сам шлем, похожий на луковицу, имел тонкие стенки. По периметру шлема каллиграфическим шрифтом наносились благопожелания владельцу, а также имя заказчика.
Шлем. Середина 16 века. Железо, бирюза, рубины; золотая насечка, чернь, эмаль. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция.На шлеме изысканной декоративной вязью начертаны аяты из Корана, славящие Аллаха.
Не менее декоративно и средневековое оружие Турции. Ружья обычно украшали перламутром в технике «садаф», а на сабли и ятаганы наносили золотые насечки. Эфесы украшались зернью и вставками драгоценных камней, кораллов, бирюзы. Таким же образом украшали и пороховницы. Их делали из металла, кожи, дерева, раковин и рогов животных.
На одной из пороховниц 17 в., находящейся в собрании «Дома исламских памятников» в Кувейте (коллекция правящего дома ас-Сабах) нанесен отрывок из поэмы Гулистан Саади: «Цель (жизни) состоит в том, чтобы оставить о себе воспоминание, ибо я не вижу вечности в бытии».
Известный российский востоковед, академик В.В.Бартольд писал, что именно благодаря контакту с арабами европейцы узнали о разнообразном оружии на Востоке после 1147, хотя отдельные виды оружия были уже известны из Испании, которая стала передаточным пунктом, через который в Европу попадало оружие, изготовленное на Востоке и усовершенствованное арабами.
С ростом и развитием городов ремесленное производство стало практически основным занятием горожан. Цеховые общины оружейников жили и работали по своим законам. Каждый новичок проходил строгую проверку на профессиональную пригодность и тщательно отбирался из большого числа претендентов. Оружейные ремесла находились под непосредственным наблюдением военных властей и главного шейха (шейх аш-шуйух – араб.), которому было предписано осуществлять контроль над состоянием оружейного дела и квалификацией мастеров. До сих пор многие дамасские сабли называются собственными именами основателей «династий» оружейников – Суюфи, Сайкали, Сакакин, Джахар, Булад.
Не менее ценным было оружие, инкрустированное золотом, серебром, драгоценными камнями, которое изготовляли в Иране для сефевидской знати. Кроме того, здесь использовалась техника насечки, гравировка фона штрихом или сеткой.
На некоторых клинках делались эпиграфические надписи, как правило, изречения из Корана, которые должны были сделать обладателя сабли более храбрым и неуязвимым. Обычно надписи наносили на лезвие клинка золотом и серебром. Для этого предварительно делались насечки на поверхности клинка, куда потом вдавливались золотые и серебряные нити.
Большой популярностью пользовалась декоративная и бытовая посуда, сделанная из металла. Правители заказывали предметы утвари у лучших кузнецов, поэтому многие из них имели картуш или опоясывающую ленту с именем заказчика. Но постепенно подобные изделия стали изготовлять для массового покупателя, тем более что в ту пору пищу готовили на открытом огне.
Кувшин (матарас) для воды. Вторая половина 16 века. Золото, драгоценные камни. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция.
В период правления Мамлюков в Египте и Сирии изготовляли кувшины, тазы, шкатулки из латунного листа, гравированного и инкрустированного серебром. Надписи, которые помимо своей информационной ценности, были главным декоративным элементом того времени.
Как правило, они выполнялись почерком сульс. Для того чтобы равномерно распределить надпись, ее прерывали картушем в виде медальона – круглого или треугольного. Одновременно мастер также использовал геометрический и растительный орнамент, которым заполнял оставшееся пространство. Предметы, заказанные специально для мамлюкской аристократии, как правило, имели надписи с перечнем всех эпитетов заказчика, а также восхваления в его адрес.
Ремесленники Каира, Багдада, Дамаска изготовляли также мангалы для обогрева помещений, подносы, кувшины для воды, сосуды иного назначения, кофейники, курильницы, светильники, подсвечники и канделябры, которыми оснащали мечети и медресе.
Все исследователи мусульманского искусства обращают внимание на оригинальные кувшины в форме птиц и животных. В них проявились традиции доисламского сасанидского и согдийского искусства. Самые старые образцы относятся к 8–9 вв., однако традиция придавать предметам утвари форму животных сохранялась до 14 в. Особенно часто подобные предметы делались в Иране, где тотальный запрет на изображение живых существ никогда не соблюдался. Но в 12–13 вв. подобные изделия делали и в Египте.
Почти повсеместно для декорирования изделий из металла применялась чеканка, гравировка, инкрустация медью, золотом, серебром. Мастера создавали подсвечники, кувшины, вазы, письменные приборы, шкатулки для хранения Корана, курильницы для благовоний, вся поверхность которых заполнялась сложным орнаментом.
Переплет Корана султана Мураба III. Конец 16 века. Золото, драгоценные камни. Дворец-музей Топкапы в Стамбуле, Турция.
В 13–15 вв. кузнецы Ближнего Востока достигли высокого уровня мастерства. Они украшали свои изделия из бронзы тончайшей гравировкой, чеканкой, чернью, вставляли картуши с серебром и золотом, цветной эмалью, а также драгоценными камнями. Техники, которые применяли для изготовления металлических предметов, были разнообразны. Это и литье, и торевтика: гравировка, чеканка, резьба, инкрустация цветными металлами.География происхождения образцов художественного металла в музеях мира свидетельствует о том, что мастера Востока постоянно обновляли свои техники, заимствуя способы орнаментации, в частности, гравировки, и даже формы сосудов
Уникальным собранием ранних изделий из металла, относящиеся к 7–9 вв., является коллекция мусульманского искусства Эрмитажа. В последние десятилетия музейщики стран Ближнего и Среднего Востока стали активно собирать предметы старины.
Серьга. Конец 19 — начало 20 в. Длина 7,6 см. Серебро, металл, аметист, бирюза, стекло; позолота. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург, Россия.
«Бриллиант торговца ложками» (Касыкчи). Бриллианты. Вес 86 карат. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция.
Бриллиант — одна из достопримечательностей Топкапы. По одной из легенд, в 1774 году его купил мадрасский махараджа, позднее камень перешел к матери Наполеона и, наконец, был продан в Турцию.
Часы турецкой работы. Середина 17 века. Рубины, изумруды, бирюза. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция.
Ювелирное украшение, 18 век. Изумруды, бриллианты, жемчуг; красная эмаль. Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция.
Источник: drumsmen.livejournal.com
Во что одеты арабские шейхи
Я думаю, все Вы неоднократно видели арабов в их классическом одеянии — белом халате и платке с кольцом. Но знаете ли Вы, что это и почему они одеваются именно так? Давайте я расскажу Вам, как называются их белые халаты (и халаты ли это), зачем они носят платки, что общего у шейха и жениха, а также раскрою секрет, что у них под платками и . под халатами!
1. «Халат»
Начнем с главной одежды, которую традиционно носят арабы всех стран, хоть и называют ее по разному. Дишдаша (Ирак, Иран, Оман, Кувейт) она же кандура (ОАЭ) она же тоба (Саудовская Аравия, Бахрейн) – традиционная длинная роба или «халат». Конечно, это совсем не халат, а скорее туника или длинная рубашка до пола, но издали выглядит очень похоже. Но халат — это распашная одежда, а арабская роба одевается как платье через голову.
В основном арабы носят белые робы, ведь белый цвет – это цвет благородного человека, к тому же в жару этот цвет очень практичен. Кроме белого одежда может быть бежевого, песочного и других светлых оттенков (ни разу не видел араба в черном, но это не значит, что это невозможно). Для официальных встреч и торжественных случаев никакой цвет кроме белого невозможен.
Гутра — традиционный арабский платок, и, наверное, главный (по модности) элемент арабского «костюма». В старые добрые времена бедуины гутру носили для защиты от солнца и песчаных бурь, а сейчас скорее для красоты. Т.к. робы у всех одинаковые, единственный способ выделиться — это именно с помощью головного убора. Классический платок, как и основная одежда, благородного белого цвета, но в настоящее время модно носить цветные платки в клеточку или с разными узорами. Особенно популярны нынче платки в красную «клеточку».
Кроме цвета различают и способы ношения платка. Гутру можно носить двумя способами. Первый классический способ — когда концы платка просто свисают вдоль тела.
Второй — современный «модный» способ , когда концы платка закидывают на голову. Как они там держатся — отдельная песня, но никаких заколок или булавок арабские модники не используют. Тут нужен опыт, сноровка и специальные способы «закидывать» платок.
Оказывается, платок является не единственным головным убором. Арабы — они же мусульмане, поэтому должны носить гафию — небольшую белую вязаную шапочку.
И именно эту шапочку все без исключения арабы обязательно одевают под платок. Зачастую ее просто не видно, но она там есть. Присмотритесь, и Вы ее увидите, особенно, когда платок закинут на голову.
3. Ободок на платке
На платке арабы носят специальное черное кольцо — игаль. Он вроде как удерживает платок на голове, хотя исторически у него совсем другое предназначение. Раньше бедуины специальной веревкой связывали верблюдам ноги, чтобы те не убежали во время стоянки, а днем снимали ее и повязывали на голову, чтобы была под рукой.
К тому же, этой веревкой можно было еще и погонять верблюдов вместо кнута. Но это было раньше, сейчас они вместо верблюдов ездят на мерседесах, а игаль служит исключительно декоративной частью арабского головного убора. К тому же, этот обруч неплохо держит гутру на голове, чтобы ее не сдувало ветром.
4. Накидка шейха и арабский галстук
Иногда на шейхах поверх одежды можно видеть специальный плащ (как правило черный), расшитый по краям красивым узором из золотых нитей. Это — бишт. Он не является повседневной одеждой, и его не может носить любой араб по своему желанию. Бишт разрешено носить только правителям или шейхам, причем они его одевают исключительно во время торжественных случаев или высоких приемов, чтобы показать «кто здесь главный».
Но есть одно исключение, благодаря которому один раз в жизни бишт может примерить любой арабский мужчина. И это — свадьба! Жених во время свадьбы также, как и шейх, носит на своих плечах драгоценный плащ, но лишь в течении 1 дня. (фото из интернета, источник неизвестен)
Кроме того у арабов есть свой специфический «галстук». Выглядит он как плетеная веревка (или даже шнурок) на шее поверх робы и называется тарбуша. Кроме «украшения» тарбуша эта служит еще и как ароматизатор, т.к. мужчины пропитывают этот шнурок своими любимыми ароматами. К сожалению, я не нашел у себя ни одной фотографии араба с торбушей, но если Вы увидите на арабе белый плетеный шнурок — то это оно.
5. А что под халатом?
Несмотря на невыносимую жару, халат НИКОГДА не надевают на голое тело. Это непрактично, да и некультурно, ведь белые «халаты» просвечивается, а светить своими ягодицами и другими «причиндаламы» мусульманам не следует. На бедра и талию специальным образом завязывается длинный кусок белой ткани в виде пояса, который называется изар (или вузар). Получается что-то типа белых «панталонов». На верхнюю часть тела одевается белая рубашка — фанила, хотя в настоящее время вместо нее обычно носят белую футболку или майку.
Одежда для арабских мужчин, несмотря на свою внешнюю простоту, стоит довольно дорого и шьется в специальных магазинах-ателье по индивидуальному заказу. Мужчина выбирает ткани и расцветки, с него снимают мерки, после чего шьется индивидуальный костюм. И таких нарядов у каждого порядочного араба должно быть много. В день мужчина может переодеваться 2-3 раза, т.к. одежда всегда должна быть идеально чистой и белой.
А что же современная одежда? Как же джинсы, футболки, шорты или классические костюмы? — спросите Вы.
Все это есть, и чем современнее и свободнее страна, тем больше мужчин там одеваются как и мы с Вами. Например, в Эмиратах или Бахрейне классическую одежду носят, наверное, только старики, а вся молодежь уже давно ходит в рваных джинсах и обычной европейской одежде. Но на государственной службе все работники по закону обязаны одеваться в классическую одежду, а на все официальные приемы и торжества арабы одевают не костюмы и смокинги — а свои лучшие белые робы и самые красивые гутры!
Вот такие они, арабские нефтяные модники. А о том, что носят их жены, я расскажу в одном из своих следующих постов.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
Источник: vlade-mir.livejournal.com