Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс, кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет / чистота / насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть — драгоценного камня.
Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы «обработки» — огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.
Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.
Основные причины для облагораживания драгоценных камней:
Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.
Обработка натурального камня своими руками. Мастер-класс
Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.
Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких.
Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:
Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)
Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, апатитов, различных разновидностей бериллов, аметистов, цитринов, танзанитов, цирконов, топазов, турмалинов. Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней.
Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Большинство турмалинов нагревают для их «осветления» — от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.
Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.
Новейшие методы термической обработки:
— С заполнения камня естественной пастой (fracture filled).
Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.
Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..
Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса.
— С заполнения камня стекломассой (led-glass filled).
Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%).
Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина.
— Глубокая диффузия инонов Be.
Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..
«Странный» эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл..
И — ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат – появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.
В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обработку для мелких камней очень сложно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование.
Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.
Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком. Диффузия Be применяется шиироко и для облагораживания морганитов, придавая им несвойственно яркий оранжеватый оттенок.
— Облучение
Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся. Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс.
Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.
— Промасливание.
Заполнение бесцветным природным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости. Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло.
Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.
К зеленым бериллам нередко применяется и способ заполнения синтетическим маслом с красителем. Благодаря этому светлозеленые бериллы получают более насыщенную изумрудную окраску.
— Заполнение клеевой массой (смолой, резиной).
Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Применение сочетания этого метода с заполнением красящим маслом для бериллов приводит к появлению большинства изумрудов, представленных на мировом рынке.
Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.
Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, «не принятые» геммологическим сообщество. Коротко об основных:
— Поверхностная диффузия.
— Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.
Технологически — очень простой способ. Всего несколько секунд в магнетроне, и гора «камений недорогоценных», размещенных в его вакуумной камере, превращается в. мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно. А также в розовые и красные топазы, в танзаниты и супер-пупер аметисты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности. Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.
Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).
Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам — правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки.
НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)
ИЗУМРУД: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.
РУБИН: Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.
САПФИР: Термическая обработка, диффузия.
ТАНЗАНИТ: Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.
АКВАМАРИН: Обычно – термическая обработка для улучшения цвета.
ГЕЛИОДОР: Часто — термическая обработка, облучение.
ГОЛУБОЙ ТОПАЗ: Обычно – облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.
ЦИТРИН: Всегда — термическая обработка аметиста для придания характерного цвета, часто — облучение.
АМЕТИСТ: Часто — термическая обработка для усиления и закрепления цвета, иногда — облучение.
ПРАЗИОЛИТ: Всегда — тремическая обработка и/или облучение для получения зеленого цвета.
ТУРМАЛИН: Часто – облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней, диффузия ионов Cu для получения синего цвета (индиголиты и параиба).
АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ: Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.
АПАТИТ: Очень часто – термическая обработка.
ГОЛУБОЙ ЦИРКОН: Всегда – термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда — для придания камню голубого цвета.
БЕСЦВЕТНЫЙ ЦИРКОН: Всегда – термическая обработка.
ЦИРКОНЫ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ: Иногда — термическая обработка
НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ, БИРЮЗА и подобные минералы: Обычно — пропитка бесцветным воском.
АГАТ: Очень часто — крашивание неорганическими красителями.
КОРАЛЛ: Обычно — отбеливание и окрашивание неорганическими красителями.
ЖЕМЧУГ: Обычно — отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске, окрашивание неорганическими красителями.
ЧЕРНЫЙ ОНИКС: Всегда окрашивание.
Уважаемые мастера и немастера!
Вы можете задавать любые вопросы о драгоценных камнях и на геммологические темы. Убедительно прошу лишь вопросы, не связанные с конкретной публикацией, задавать в специально созданной теме в моем личном блоге.
Источник: www.livemaster.ru
Страшная тайна об облагораживании драгоценных камней, которую тщательно скрывают продавцы драгоценных камней и о которой обычно не знают ювелиры
Сначала мы хотели «разразиться» большой и высоконаучной статьей о том, что большинство драгоценных камней являются сильно обработанными. Мы составили достаточно большой список известных и менее известных камней, присутствующих на прилавках ювелирных магазинов в термически обработанном состоянии (Т) или состоянии, которое было достигнуто в результате более сложных процессов (E). Наиболее распространенными сложными процессами «облагораживания» драгоценных камней являются: облучение с помощью источников ионизирующих излучений (топаз, камни кварцевой группы, бериллы и др.), залечивание трещин и других полых дефектов стеклом (рубины, сапфиры) и различными полимерными клеевыми наполнителями (опалы, изумруды), а также различные процессы окрашивания камней (редко синий сапфир, часто ювелирно-поделочные камни).
В этом желании нами двигала некоторая усталость сотрудников от парадоксального невежества именно тех людей, в обязанности которых как раз и входит разъяснение покупателям особенностей тех или иных процессов облагораживания драгоценных камней. Это — продавцы ювелирных изделий, многие ювелиры, некоторые литотерапевты и отечественные оракулы. Слишком долго мы слушали бесконечные по своему разнообразию истории о «натуральном отжиге танзанитов в Танзании в кострах черных аборигенов», о «сплавлении рубинов с бутылочным или оконным стеклом», о «не обработанных ярко-голубых топазах», о том, что «все, абсолютно все драгоценные камни сейчас искусственные» и прочая, и прочая, и прочая…
Мы быстро поняли, что, если писать подробно и научно, то мы должны написать целую книгу. Вот почему мы следуем логике известного анекдота «Чего писать то, итак все ясно…». Действительно, короткий список с перечислением фактов о методах обработки большинства известных и неизвестных камней для думающих покупателей и просто любителей камней гораздо важнее многих особенностей и закономерностей.
Ниже мы публикуем короткий список камней и методов их обработки с указанием того, с каким камнем, обработанным или нет, покупатели обычно имеют дело. Этим списком следует пользоваться как справочным материалом, помня, однако, о том, что «дьявол кроется в деталях».
Аквамарин: может быть термически обработан и облучен ионизирующими излучениями.
Александрит: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.
Алмаз: обычно не обрабатывается, однако мелкие камни часто бывают искусственными или облученными и после облучения термически обработанными. Почти все алмазы коричневых и песочных оттенков облучаются для получения камней с более интересным цветом.
Аметист: возможна термическая обработка, а камни однородного темно-фиолетового цвета являются облученными.
Аметрин: камни ярко-желтого и сиреневого цвета обычно термически обработаны.
Андалузит: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.
Апатит: камни голубого цвета термически обработаны.
Бенитоит: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.
Берилл золотой: возможно, облучен ионизирующими излучениями.
Берилл зелёный: иногда облучен ионизирующими излучениями.
Гидденит: ярко-зеленый цвет натурального гидденита (из Афганистана) исчезает со временем при воздействии солнечного цвета и может быть восстановлен облучением.
Гранат альмандин: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат с александритовым эффектом: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат демантоид (гранат андрадит и твердые растворы на его основе): как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат гроссуляр: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат пироп: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат родолит: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат спессартин: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Гранат цаворит: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Жемчуг: Как правило, химически обесцвечивается или, наоборот, окрашивается. Также может быть подвергнут облучению.
Изумруд: для залечивания трещин обычно пропитывается различными полимерами, которые в свою очередь могут быть окрашены.
Иолит: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Кунцит: как правило, подвергается термической обработке или облучению.
Лунный камень: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный, последнее время трещины в камне залечиваются стеклом.
Морганит: иногда термически обработан.
Опал: Для повышения прочности пропитывают склеивающими полимерами, возможна обработка сахаром для затемнения цветовой основы опала и усиления цветной иризации камня.
Перидот: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Празиолит (зеленый аметист): всегда термически обработан, иногда перед термической обработкой облучен.
Редкие драгоценные камни: как правило, не обработаны, обычно натуральные. Просто неизвестно, как обрабатывать большинство редких драгоценных камней, для того, чтобы они стали более привлекательными для использования в ювелирных украшениях.
Пока имеется лишь одно исключение: данбурит, желтый, коричневый или оранжевый цвет которого всегда обусловлен облучением или в природных условиях (данбурит из Бирмы) или в искусственных (данбурит из карьера в окрестностях Дальнегорска, Дальний Восток). Интересно также, что любые цвета такого распространенного драгоценного камня, как топаз (голубой, желтый, оранжевый, малиновый, зеленый) также вызваны облучением минерала в природных или искусственных условиях. Лишь редкие светло-розовые разновидности топаза из Бразилии обязаны своим цветом центру окраски, связанному с примесью марганца. Все остальные цвета есть результат облучения и дальнейшего выстаривания в природных условиях или термической обработки в печи.
Рубин: как правило, термически обработан, трещины залечиваются свинцовым стеклом, обрабатывается бериллием. Термически обработанные рубины без свинцового стекла стоят в 30-50 раз дороже. Цены на необработанные рубины гораздо выше стоимости рубинов со стеклом в сотни и тысячи раз.
Рубин звездчатый: Как правило, термически обработан, трещины могут быть залечены свинцовым стеклом, астеризм может быть наведен диффузией.
Сапфир чёрный звёздчатый: обычно не обрабатывается, однако астеризм может быть наведен искусственно.
Сапфир синий и голубой: как правило, термически обработан, трещины могут быть залечены свинцовым стеклом с добавками оксида кобальта. Встречаются также не обработанные сапфиры, которые стоят в 3-5 раз дороже обработанных.
Сапфир с «александритовым» эффектом: как правило, термически обработан
Сапфир желтый: как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия.
Сапфир зеленый: как правило, термически обработан
Сапфир оранжевый: как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия.
Сапфир Падпараджа (одновременно розовый и оранжевый цвет): как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия
Сапфир розовый: как правило, термически обработан.
Сапфир фиолетовый: как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия.
Сапфир бесцветный (лейкосапфир): как правило, термически обработан.
Солнечный камень: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Танзанит (цоизит): как правило, термически обработан.
Топаз голубой: почти все голубые топазы облагораживаются ионизирующим излучением.
Топаз золотой/ жёлтый: Возможно облагораживание ионизирующим излучением.
Топаз империал: возможна термическая обработка или напыление полимеров.
Топаз розовый: возможна термическая обработка или напыление полимеров.
Турмалин двухцветный: как правило, не обрабатывается, но может подвергнуться термической обработке.
Турмалин синий: возможна термическая обработка.
Турмалин зелёный: возможно термически обработан
Турмалин кошачий глаз: как правило, не обрабатывается.
Турмалин желтый канареечный: как правило, не обрабатывается.
Турмалин зелёный: возможна термическая обработка.
Турмалин Параиба бирюзового цвета: всегда термически обработан.
Турмалин розовый: возможна термическая обработка.
Турмалин красный: возможна термическая обработка и/или облучение.
Хризоберилл: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.
Хризоберилл кошачий глаз: обычно не обрабатывается, но иногда может быть подвергнут ионизирующему облучению..
Хризоберилл зелёный: как правило, не обрабатывается, но иногда может быть подвергнут ионизирующему облучению.
Хромдиопсид: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.
Цитрин: все камни ярких оттенков подвергнуты термической обработке.
Шпинель синяя: как правило, не обрабатывается.
Шпинель лавандовая: как правило, не обрабатывается.
Шпинель розовая: как правило, не обрабатывается.
Шпинель красная: как правило, не обрабатывается.
Циркон всех цветов, кроме бирюзового и голубого цвета: как правило, не обрабатывается, но может быть обожжен.
Циркон «старлет» яркого бирюзового цвета: как правило, термически обработан.
- АВТОРСКИЕ КАБОШОНЫ
- АЛЕКСАНДРИТ, ИЗУМРУД, РУБИН, САПФИР
- ВСЕ КАМНИ
- Геммологические инструменты
- Готовые ювелирные изделия в наличии
- Каменное сырье
- Камни в форме сердца
- Камни по знакам Зодиака
- Камни с александритовым эффектом
- Камни-плеохроики
- Книги
- Коллекционные минералы и горные породы
- Магазин фиксированных цен. Сырье
- Необычные ювелирные камни
- Новые поступления
- Парные камни
- Подарки из камней
- Подарки на Юбилейные свадьбы
- Подарочные карты «Редкие камни»
- Премиум камни
- Резные ювелирные миниатюры
- Сырье в блоках и заготовках
- Украшения с камнями
- Ювелирная обсыпка
- Ювелирные изделия
По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ.
8 968 750 10 00 Татьяна
8 966 340 00 30 Дарья
8 963 750 38 38 Мария
По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
Источник: redkiekamni.ru
Как обрабатывают драгоценные камни?


Необработанные кристаллы ювелирных камней выглядят настолько невзрачно, что большинство людей при взгляде на них не распознают ценную породу.
Ископаемое становится мерцающим самоцветом не сразу, а после ряда длительных и трудоемких манипуляций
Разделение, шлифовка, огранка, полировка, финишное облагораживание – это лишь основные этапы работы мастера. На самом же деле обработка драгоценных камней – многогранный процесс, состоящий из множества действий. Каждое из них понемногу приближает «неотесанный» кристалл к категории шедевров.
Как обрабатывают ювелирные камни?
Каждая порода уникальна и требует особого подхода. Поэтому нередко встречаются ювелиры, которые работают преимущественно с одним видом самоцветов. Столь узкая специализация позволяет добиться максимального результата с учетом глубины цветового тона, плеохроизма, светоотражающей способности и прочих нюансов.
Несмотря на то, что для каждого вида нужны отдельные принципы работы, можно выделить два общих этапа:
- обрезка – придание нужного размера с помощью дисковой пилы, алмазной крошки или другого оборудования;
- обдирка – придание черновой формы с помощью крупнозернистых карборундовых кругов.
Дальше начинаются расхождения. Непрозрачные кристаллы и прозрачные, но с заметными дефектами, обрабатывают по методу кабошон. Такие камни имеют округлую выпуклую форму. Их поверхность гладко шлифуется и полируется до зеркального блеска. Для кабошона мастера используют карборундовые круги с канавками и утолщениями, которые позволяют быстро придать самоцвету нужную форму.
Виды огранки драгоценных камней
Есть три основных вида обработки самоцветов: фасетная огранка, гладкая шлифовка и смешанная разновидность. Фасетные огранки, в свою очередь, делятся на бриллиантовые и ступенчатые. А гладкие – на плоские, округлые и выпуклые (кабошон).
Прозрачные драгоценные камни хорошего качества (алмазы, рубины, изумруды и т.д.) поддаются фасетной огранке, при которой на поверхности вытачивают множество мелких граней, создающих эффект зеркального коридора.
Падающий на камень свет многократно отражается в гранях, что способствует усиленному яркому блеску и мерцанию
Фасетная огранка:
- кристалл закрепляют на шлифовальных дисках, приклеивая его к палочкам-кичам с помощью мастики;
- чтобы кичи располагались в правильном направлении, их помещают в специальную перфорированную кассету, расположенную сбоку от шлифовального диска;
- кич вставляется в одно из отверстий на кассете, образуя нужный угол наклона фасеты, поверхность шлифуется;
- угол наклона меняют, вставляя кич в другое отверстие, и так много раз, пока на поверхности не появится несколько десятков граней, расположенных под правильным углом.
Такая обработка возможна и в домашних условиях. Но начинающим мастерам проще использовать штатив с фасетированной головкой. Этот метод более длительный, но и более надежный, практически гарантирующий правильный наклон.
Среди видов фасетной огранки можно также выделить розу, восьмерку, клиньевую, цейлонскую, изумрудную, таблитчатую. Классификация обширна, ведь в каждой категории есть несколько подкатегорий в зависимости от количества граней, размера и положения верхней площадки, других параметров.
Любителям-новичкам предстоит самостоятельно выбрать материал для шлифовального диска, подходящий абразив и оптимальную скорость вращения диска.
В качестве охлаждающей жидкости мастера обычно используют масло, керосин или мыльный раствор. При домашней обработке можно заменить перечисленные варианты обычной водой.
Кабошоны в домашних условиях делать еще проще. С них обычно и начинают знакомство с ювелирной обработкой. А после приобретения и закрепления навыков переходят к более сложным способам работы.
Смешанная шлифовка подразумевает, что одна сторона изделия имеет гладкую поверхность, а вторая – фасетированную
Облагораживание драгоценных камней
Облагораживание – финишный этап обработки, с помощью которого мастер улучшает визуальные характеристики камня и укрепляет его. При качественно выполненной процедуре облагораживающий эффект действует в течение нескольких десятков лет даже в условиях регулярной эксплуатации ювелирного изделия. Он не должен пропадать после чистки, полировки и других подобных манипуляций со вставкой.
Виды облагораживания самоцветов:
- отжиг – термическое облагораживание, которое делает оттенок поверхности более красивым и равномерным. Камни обжигают в специальной печи при температуре 2000 ℃ или выше. Отжигу подвергаются аквамарины, цитрины и прочие полудрагоценные самоцветы. Иногда эту процедуру проходят рубины и сапфиры, из которых путем нагрева «выжигаются» рутиловые включения;
- термодиффузное окрашивание – минерал помещают в устройство с особым микроклиматом, пропитанным определенными веществами, и поддают действию высокой температуры. Процесс диффузии нужно поддерживать в течение нескольких дней, чтобы инородные атомы успели впитаться в структуру кристалла;
- облучение – этот вид облагораживания нужен для изменения цвета алмазов, топазов и прочих минералов. Их облучают ультрафиолетовыми, рентгеновскими или гамма-лучами. Облучение камней, как правило, используется только с последующим отжигом;
- пропитка питательными веществами – этот метод используется для восстановления целостности структуры минерала. При пропитке микротрещины заполняются маслом, смолой или жидким стеклом. Структура получается более цельной, а сам камень становится прочнее.
Это самые качественные и долговечные методы облагораживания. Есть и другие способы, но они менее распространенные: покрытие поверхности лаками, красителями и эмалевыми составами, удаление дефектов при помощи лазера.
Чаще всего ювелиры не ограничиваются одним способом финишной обработки, а используют сразу несколько
К сожалению, информация об этом не всегда указывается в сопроводительных документах к драгоценности. Разница принципиальна: камни, обладающие естественной красотой от природы, ценятся намного выше искусственно обработанных аналогов.
Дополнительную информацию о том, как обрабатываются камни и для чего это нужно, вы узнаете, посмотрев видео:
Источник: uvelirnoedelo.ru