Традиция украшать себя началась задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше, чем одежда. Учёные предполагают, что самые ранние изделия, используемые в качестве украшений, появились в период Палеолита. Об этом свидетельствуют находки археологов: морские раковины с отверстием, которые использовались в виде подвесок. Причем первыми себя стали украшать мужчины.
Украшения первобытных людей носили скорее информативный характер и использовались для передачи информации другим членам общества. Также могли выступать в качестве статусного отличия внутри племени. С развитием религии украшениям отводилась роль защитника от злых сил, они выступали в качестве оберегов и амулетов. Эстетическая же красота изделий проявилась намного позже и украшения приобрели исключительно декоративное предназначение.
С появлением возможности обработки различных материалов, с открытием золота и серебра начинается новый этап в истории украшений. На смену примитивным украшениям из камней приходят украшения из драгоценных металлов В сочетании с серебром использовались многие драгоценные камни. Ими украшали одежду, оружие, предметы быта.
Обручальное кольцо! Как появилось и почему стали носить?
Установить начало производства цепей из драгоценных металлов так же сложно, как и найти начало или конец самой цепочки. Однако цепями начали пользоваться сразу, как научились ковать и паять металл. Производство серебряных и золотых цепочек было полностью ручным трудом, никакие станки или машины при этом не использовались. Металл подвергался плавке, затем протягивался в проволоку, из которой впоследствии скручивались кольца разной формы.Формы цепей, в том числе и ювелирных, были крайне простыми – овал и кольцо Затем звенья спаивались, прокатывались, а потом подвергались ручной полировке. Готовые ювелирные изделия даже теперь можно назвать произведениям высочайшего класса.Более сложные цепи из серебра и других драгоценных металлов и ювелирных сплавов стали только с появлением машинного производства, когда звенья стали причудливо изгибаться и извиваться.
Цепи из драгоценных металлов содержали в государственных сокровищницах, их носили как украшения для рук или шеи, причем в равной мере как мужчины, так и женщины.Первые подобия украшений отмечены в Древнем Египте около 3-5 тысяч лет назад. Древние египтяне очень любили украшать себя и никогда не выходили из дома, не надев все, что положено по статусу.
В древних пирамидах археологи находили несметные сокровища, среди которых было множество великолепных ювелирных изделий из серебра. В то время его называли «белым золотом» за его красоту и качества.
Особая ценность серебра в те далекие времена обуславливалась тем, что добывать его было гораздо труднее, чем золото . Если солнце у древних ассоциировалось с золотом, то серебро было символом луны и считалось священным в древних Ассирии и Вавилоне. Знатные женщины древнего мира предпочитали серебряные украшения золотым. В Римской империи золотые украшения носила высшая знать, горожане украшали себя серебром, а рабам полагались украшения из простого металла.У греков и римлян были распространены ювелирные украшения в виде насекомых, сплетенные из серебряной проволоки. Но самыми искусными древними ювелирами признаны этруски — народность, населявшая север Италии.
Ювелирное искусство в истории
В Древней Руси украшения были в основном привозные. Стоили они дорого, так что позволить приобрести себе украшения могли только люди очень богатые. Носили в основном ожерелья, называвшиеся монистами. Ожерелья делали из составленных в сложные узоры и оправленных в серебро или золото эмалей. Каждый узор был произведением искусства и являлся украшением сам по себе.
Лунница — известный женский оберег, распространенный у народов Балтики. Носили его и в Скандинавии, и на севере Руси, и в Финляндии. Лунница олицетворяет культ Луны и плодородия, женское начало. Использовалась она как отдельное украшение и как элемент бус и ожерелий. Обычно их изготавливали из серебра, в виде полумесяца.
На Русь лунницы привозились с Востока. А носили их в основном замужние женщины.
В Китае была распространена резьба по жадеиту еще 4500 лет назад. Китайские изделия часто содержали буддистскую символику и в основном изготавливались из серебра.
Красота золота, серебра и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются мастерские для изготовления украшений. Около 4000 лет назад изготовление украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров.
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле. В этот период можно отметить культуру кельтов, франков и германцев.
На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе. Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью.
Со временем пышные и симметричные украшения барокко сменились на изящные, с хорошо обозначенным орнаментом украшения в стиле рококо. Изделия этого стиля отличаются изысканностью и тонкостью линий. В это же время драгоценности стали миниатюрнее.
Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались колье.
В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков), с развитием технологий и ростом уровня жизни, украшениями стал интересоваться и средний класс. Отличительной чертой являлось не только наличие драгоценных камней, но и сложная работа ювелиров. Именно в этот период появляются всемирно известные ювелирные бренды такие, как Tiffany https://effekt925.ru/info/19/» target=»_blank»]effekt925.ru[/mask_link]
Из истории художественной обработки металла
Если говорить об истории художественной обработки металла, то она уходит своими корнями в глубь веков. Первые художественные изделия из металла появились в глубокой древности, когда человек научился изготавливать из этого материала оружие, орудия быта и посуду. Он быстро научился обрабатывать металл, который хорошо поддается ковке, плавится, вытягивается в нити.
Уже с этого времени изделия из металла делились на две группы. Одна служила утилитарным целям, имея не только эстетическое, но и функциональное значение. Вторая (не имела практического применения) служила для украшения быта и людей.
На Руси искусство художественной обработки металла возникло с незапамятных времен. Наряду с керамикой, художественной обработкой ткани и дерева, художественный металл является традиционным видом древнерусского искусства. Обработка металла была самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне. Древняя Русь знала почти все виды современной металлообработки: ковку, литье, чеканку, скань, зернь и другие технологии. Замечательные произведения искусства, оставленные мастерами прошлого, говорят о совершенном владении ими материалом, знании его природных свойств, тонком понимании их возможностей.
Изделия городских ремесленников X – XIII в в. составляли обширный пласт творчества в художественной обработке металла древней Руси. Преимущественно это были различные украшения на вкусы горожан и жителей деревень.
В течение XI – XVII веков крупным центром художественной обработки металла на Руси был Новгород. Особой популярностью пользовались золотые и серебряные ковши в форме ладьи с одной высоко поднятой или двумя ручками в виде головы и хвоста птицы. Новгородские мастера украшали чеканкой, тиснеными узорами (басмой), филигранью, эмалью, чернью, гравировкой, позолотой различные предметы интерьера церковных храмов и монастырей.
В это же время и до конца XVIII века один из ведущих центров художественной обработки металла был Псков – город развитого ремесленного производства и торговли. Мастера Пскова так же, как и новгородцы, владели техникой филиграни, эмалирования, золочения, серебрения и чернения. Больших высот они достигли в мастерстве гравирования по серебру. Гравировальное искусство псковитян оказало большое влияние на дальнейшее развитие художественной обработки металла в России.
В XVII веке крупными центрами художественной обработки металла были города Поволжья и Севера: Ярославль, Казань, Кострома, Великий Устюг, являющиеся важнейшими населенными пунктами на большом торговом пути из Астрахани до ВеликогоУстюга. Народные мастера Великого Устюга славились искусством изготовления различных серебряных изделий с чернью. Черневые серебряные ларцы, табакерки, шкатулки, вазы, предметы сервировки стола, ювелирные украшения были известны далеко за границей России.
В XVIII веке большими знатоками черневого дела, искусными изготовителями коробочек, табакерок, чарок, стаканов, чайных сервизов из серебра были мастера из Тобольска и Иркутска.
Также нельзя не отметить московских художников – мастеров, вплоть до XVIII – XIX веков Москва продолжала оставаться основным центром изготовления художественных изделий из металла.
А зарождение искусства художественной обработки металла в Петербурге относится к началу XVIII века, когда в новую столицу русского государства Петром I были приглашены народные умельцы из многих городов России, а также иностранные мастера.
Среди всемирно известных центров народного художественного промысла Красносельский (село Красное Костромской губернии) является один из старейших. В 1897 году в Красносельском училище открылся «Класс технического рисования», а с 1904 года он преобразован в «Художественно – ремесленную учебную мастерскую золотосеребряного дела».
По настоящее время училище готовит мастеров с квалификацией – «художник – мастер по металлу».
Говоря о художественной обработке металла, нельзя не сказать о жостовском промысле, где главным творцом подноса, несомненно является мастер – живописец. Вначале поднос делали из папье — маше. Лишь в 1876 году их стали изготавливать из железа. Изображение цветов и плодов – неиссякаемая тема талантливых жостовских живописцев, утверждающих в своих работах ценность мира природы и открывающих скрытую в обыденности красоту.
Рождение искусства просечного металла относится к отдаленным временам развития кузнечного дела. В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень быстро. «Плоскостное узорочье» вплетали в белокаменную резьбу владимирско – суздальской Руси подзорами крыш, куполов, фонарей, дверных петель. В домах просечными полосами оковывали сундуки и шкатулки, а также отделывали доспехи и холодное оружие.
«Ростовская финифть» — исстари и по сей день отличительная особенность ростовских мастеров заключается в том, что декоративные изображения на изделии выполнены живописной эмалью (финифтью). Заметим, что нанесения живописной эмали разработал еще в XVII веке французский ювелир Жан Тетен. Специальные огнеупорные краски собственного изобретения он накладывал на эмалированные поверхности, затем подвергал обжигу для закрепления. Вскоре после этого финифть появилась в Москве, Сольвечегодске, Великом Устюге, Петербурге. С середины XVIII века главным центром по производству финифтевых изделий стал Ростов Великий.
Говоря о художественной обработке металла как о виде декоративного народного творчества, нельзя не вспомнить о Фаберже, который нетрадиционно, умело и эффектно использовал в изделиях природные неоднородности металла. До сих пор отвоеванное им место в мировом ювелирном дизайне не занял никто. Прошли десятилетия, а драгоценные украшения в стиле Фаберже по – прежнему привлекают людей, вызываю восторг и восхищение. В 1996 году Юнеско объявило Годом Фаберже в честь 150 – летия со дня рождения знаменитого российского ювелир.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
История металла и металлообработки
Современные ученые полагают, что история металла и металлообработки как непосредственных участников жизни и быта человека начинается в четвертом тысячелетии до нашей эры. Первыми, кто начал использовать металл, были люди, проживавшие в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил.
Они находили в окружающей себя природе самородки золота, меди и метеоритного железа, из которых делали различного рода украшения, самые простые орудия труда, элементы оружия. Для этого применялись простейшие способы металлообработки.
Первым из таких способов, скорее всего, была так называемая холодная ковка, при которой найденным самородкам придавалась нужная форма с помощью нанесения ударов каменным молотком. В то же время люди начали понимать, что во время этого процесса, кроме изменения формы, происходит и изменение свойств металла, он становится более твёрдым и прочным. Затем, очевидно случайно, люди открыли, что если нагреть кованый металл на огне, то он снова станет мягче. Таким образом человек постепенно постигал основы металлообработки.
Следующим серьезным шагом в искусстве обращения с металлом стала его плавка. Произошло это в середине третьего тысячелетия до нашей эры. В то время плавка металла осуществлялась дутьём с помощью трубок и лёгких человека. Обладали такими знаниями и техникой металлообработки очень немногие, что давало им определенные привилегии среди прочих людей. В то же время правители всячески ограничивали свободу овладевших мастерством обработки металла людей, что делало их, по сути рабами.
Потребность в металлах росла и нужно было увеличивать производительность. Добиться этого удалось, используя для дутья не лёгкие человека, а специальные меха. Плавку осуществляли, разжигая уголь в печи, представлявшей собой некую комбинацию кузнечного и плавильного горнов. Затем появился так называемый сыродутный горн, в котором из руды получали кричное или губчатое железо. Данная технология долгое время оставалась практически неизменной и использовалась до 1850-1890 годов в Европе и Северной Америке.
Революционным в металлургии и металлообработке стал переход в 18 веке от сыродутных кричных горнов к рудоплавильным шахтным печам (домнам или домницам), с помощью которых начали получать чугун. Удаляя из чугуна избыточный углерод, получали мягкое железо, а из него сталь. Такой процесс обработки металла получил название «кричный передел», по другому его еще называют «фришевание» или «рафинирование». Технология совершенствовалась и к концу века печи уже строились таким образом, чтобы в них топливо – на тот момент уже каменный уголь — не соприкасалось с чугуном, который подлежал переработке. Такие печи впервые появились в Англии и получили название «пудлинговые».
Производство стали в Европе продолжало совершенствоваться, что привело к появлению в 60-х годах 19 века мартеновского процесса. Его высокая производительность позволила человечеству избавиться от дефицита стали, а Англия в очередной раз подтвердила свой статус лидера в промышленной гонке. К 1870 году Англия производила более 5 млн. тонн стали. В этом же году в России построили первую мартеновскую печь. Следующее столетие прошло под флагом железной революции и к 1990 году производство стали в мире превысило 1 млрд тонн в год.
Жизнь современного человека уже невозможно представить без металла, он используется повсюду. Изобретены тысячи сплавов, обладающих различными характеристиками и множество способов их обработки.
Термин «металлообработка» сегодня является общим названием ряда технических наук, технологических процессов и операций, связанных с изучением методов и способов обработки металлических материалов для получения заготовок, законченных изделий в виде деталей машин и механизмов с использованием различного оборудования, станков, инструментов и режимов воздействия. В процессе металлообработки происходит изменение формы, размеров и свойств металлов и сплавов.
По характеру физического воздействия на обрабатываемый металл различают горячую, холодную, электрохимическую, лазерную, механическую и другие виды обработки. По категориям металлообработку, как правило, разделяют на формование — создание первичной заготовки, резание — доведение до необходимой формы и размеров, соединение и изменение свойств материала. В зависимости от технологических операций, применяемых для придания изделиям из металла определённой формы, размеров, чистоты поверхности, точности, а также необходимых качеств и свойств данные процессы делятся на виды:
- литьё металлов;
- обработка металлов давлением (ковка, прокатка, штамповка и другие);
- механическая обработка с помощью различных станков и инструментов;
- резка металла;
- гибка металла;
- сварка металла и пайка металла;
- термическая обработка;
- химическая, электролитическая и химико-термическая обработка (нанесение различных защитных и декоративных покрытий).
По вопросам работы портала в Челябинской области:
Источник: metalloobrabotchiki.ru