Теннис сегодня в тренде. По этому поводу вспомнили об одном из самых популярных ювелирных украшений — теннисном браслете. Как появилось это украшение и его название.
Браслет в виде бриллиантовой дорожки — одно из самых универсальных украшений, основа основ ювелирного гардероба. В нем выходят замуж, посещают коктейли и приемы со строгим дресс-кодом, носят с джинсами и даже играют в теннис. Да, кстати, при чем здесь теннис? За широко известное название украшения мы должны благодарить спортсменку Крис Эверт, в восьмидесятых выходившей на корт с драгоценным талисманом на запястье.
Теннисный браслет Alrosa с бриллиантами 2,16 ct, 662 000 рублей
Конечно, бриллиантовые браслеты существовали и раньше. Например, их (и далеко не в единственном экземпляре) носили модницы эпохи «ревущих двадцатых». Правда, тогда украшение называли просто eternity bracelet, или браслет бесконечности.
Не исключено, что так продолжалось бы до сих пор, если бы не один инцидент во время чемпионата U.S. Open в 1987 году. В разгар матча с запястья Крис Эверт слетел браслет, и спортсменка была вынуждена просить о паузе, чтобы найти украшение. Так оно оказалось навсегда привязано к ее имени, а предприимчивые маркетологи окрестили браслет «теннисным».
Украшения глазами разных социотипов. Часть 1
Теннисный браслет из белого золота с бриллиантами 5 ct, Бронницкий ювелир, 1 000 000 рублей
Впрочем, некоторые полагают, что «теннисным» браслет стал задолго до 1987 года, а точнее — в семидесятых. Тогда Эверт только начала дополнять им свою форму, и в целом это соответствует сдвигу, произошедшему в обществе по отношению к люксовым предметам в то время.
Впрочем, точная дата не так важна, ведь вне зависимости от того, произошло ли переименование браслета в 70-х или 80-х, одно остается неизменным — это произошло благодаря теннисистке Крис Эверт.
Источник: www.elle.ru
Как образовалось слово и название профессии — ювелир?
Я же думаю, что слово было заимствовано с немецкого и голландского. В этих языках оно появилось со старофранцузского. Первоисточником же является латинское слово jocor, обозначающее «шутка, забава».
Сама же профессия зародилась, как считают, во времена фараонов. Самые старые ювелирные украшения были найдены на раскопках пирамиды Джо́сера («Священный») более 2500 лет до нашей эры.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Ракит ин Серге й [450K]
7 лет назад
Официальная версия озвучена Haramuha, но если копнуть глубже, получается несколько иная картина. Все-таки связь jewell с jocel явно притянута за уши. А вот сходство европейских версий слов «еврей» (Jew), «ювелир» (jewell), «юбилей» (jubilee), как говорится, видно невооруженным взглядом.
Браслет с ГРАНАТОМ #авторскоеукрашение #украшения #браслет #иринашайдова #шайдова #гранат
Самым древним из этой группы является латинское «юбилей», которое происходит от ивритского yobel (бараний рог) — так, по завету Моисея назывались грандиозные празднества, следовавшие «через семь седмиц — 7х7» — т.е. раз в 50 лет, о начале которых возвещали «трубным гласом» (через тот самый «бараний рог»).
От евреев эту традицию 50-летних праздников переняли римляне, слегка изменив слова на jublleaus annus (юбилейный год).
Ну а какой праздник без богатых украшений (jubel = jewel). Ну а поскольку уже в римские времена профессия ювелира была полностью монополизирована выходцами из Иудеи, то для средневекового европейца слова «ювелир» и «еврей» были синонимами, отсюда и просторечное английское Jew (еврей) в противоположность официальному Hebrew (иудей, иврит).
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Хохлома: от истоков до современности
Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. Но что сделало промысел настолько известным? Как он появился и почему до сих пор процветает? Об этих и других секретах хохломы читайте в нашей статье.
Кратко о хохломской росписи
Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.
Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду. Однако именно она помогла русской росписи стать известной на весь мир. Но об этом позже.
История возникновения хохломы
Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.
Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.
Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах. То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.
Набор для специй
Разделочная доска
Есть и другая версия рождения хохломы — народная. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.
Развитие хохломского промысла
Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня как родина хохломской росписи.
Промыслу очень повезло с расположением. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.
Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.
Спрос на хохломские изделия растёт. Они хорошо продаются на отечественных ярмарках, но одно событие делает промысел феноменально успешным и за рубежом. В 1899 году хохлома покоряет Париж — завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке и после неё получает настоящую международную любовь. Это резко увеличивает экспорт.
В XIX веке хохломская ложка стала одним из самых популярных товаров среди иностранцев. При этом русские умельцы тратили на создание одного экземпляра всего 15 минут. Немцы пробовали повторить успех и организовать своё производство, но в итоге не смогли добиться нужного качества.
В 1912 году состоялась плавучая выставка работ с хохломой. Судно отбыло из порта в Одессе и добралось до стран Средиземноморья. В это же время в Европе открылись первые международные точки, где можно было купить предметы промысла — в Варшаве и в Париже.
С приходом ХХ века хохломской промысел начал угасать, но ненадолго — когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось. В 1960-х годах появилось объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Эти предприятия в городе Семёнов и селе Сёмино до сих пор работают и считаются главными центрами промысла. Любой может попасть туда на экскурсию и своими глазами посмотреть, как создаётся легендарная хохлома.
Самая большая ложка в мире украшена хохломой и находится в России. Длина рекордсменки — 2,67 м. Посмотреть необычный экспонат можно в музее при фабрике в городе Семёнове.
Технология производства
Художественную роспись не зря считают искусством, изначально ей владели только специально обученные люди. Украшенные орнаментом предметы были редкостью, доступной лишь состоятельным людям. Но чем популярнее становился промысел, тем масштабнее требовалось производство.
В истории хохломы был момент, когда из-за большого спроса перекупщикам нужно было много дешёвого товара. Это привело к тому, что качество посуды снизилось, а рисунки стали проще. Но власти и интеллигенция смогли вовремя исправить ситуацию и наладили обучение мастеров. Так появились многие художественные школы, в том числе семёновская школа хохломы.
Технология производства хохломских изделий сложнее, чем кажется. Чтобы получить расписанную ложку или поднос, нужно пройти несколько этапов.
1. Создание заготовки
Для изделий используют лиственные деревья местных пород — берёзу, липу, осину. Дерево просушивают, вытёсывают и обрабатывают на токарном станке. Затем снова сушат от 3 до 20 дней, чтобы в будущем лак не пузырился. Получают «бельё», так называют нерасписанные заготовки.
2. Обработка вапой
Вапа — разновидность глины. Её раствор смешивают с мелом и с помощью шерстяной материи смазывают им изделие. Затем просушивают и вновь обрабатывают. После процедуры заготовку ставят на несколько часов в сушильный шкаф. Затем охлаждают и немного шлифуют.
3. Покрытие олифой
Сначала из льняного масла варят олифу. Потом покрывают ею заготовку в несколько слоёв: окунают тампон из вывернутой овечьей или телячьей кожи и быстрыми движениями втирают олифу в поверхность, поворачивая изделие. После покрытия заготовку сушат несколько часов, затем наносят следующий слой. Эта процедура определяет качество изделия и прочность росписи. Когда заготовка приобретает ровный блеск, переходят к следующему этапу.
При лужении втирают оловянный или алюминиевый порошок (сейчас чаще используется последний), который дарит хохломе знаменитую позолоту. Полуду наносят специальными приспособлениями — куколками. Они представляют собой кожаный тампон с пришитым кусочком натурального меха, который для удобства подстригают. После лужения заготовки становятся почти зеркально блестящими и передаются на роспись.
Расписывают изделия обычно женщины и делают они это на весу. Чтобы было удобнее, мастерицы сидят на специальных низких табуретах и используют невысокие столы. Художницы опирают заготовку о колено, слегка фиксируют её левой рукой и расписывают правой. Это позволяет легко поворачивать и наклонять изделие. Украшают заготовки только вручную, поэтому рисунок никогда не повторяется.
После росписи изделия 4–5 раз пропитывают лаком и просушивают перед каждым новым слоем.
На финальном этапе изделие несколько часов держат в печи при температуре 150–160 °С. После этого лак становится медовым и в сочетании с металлическим слоем даёт узнаваемый золотистый цвет хохломы.
Секреты хохломской росписи
Роспись начинается с выбора красок. К ним мастера применяют особые требования, ведь при нагревании некоторые пигменты выгорают. Для хохломы используют термостойкие краски: сажу, киноварь, охру и другие. Главными цветами, которые делают хохломскую роспись узнаваемой, считаются чёрный и красный. Остальные применяют, чтобы оживить узор.
Основа рисунка в хохломской росписи — растительный орнамент. Стебли, плоды, листья и цветы переплетаются на поверхности предметов и делают их нарядными. Некоторые орнаменты даже имеют свои названия:
- «Травка» — рисунок трав, стеблей и кустов, напоминающий знакомые нам растения. Например осоку или луговик.
- «Под листок» или «под ягодку» — рисунок, в котором кроме травы присутствуют цветы, листья и плоды.
- «Пряник» — ромб или квадрат в центре посуды, украшенный солнечными лучами, плодами, цветами или травинками. Обычно используется внутри чашек.
- «Кудрина» — рисунок в виде листьев, цветов и ягод, которые образуют ковёр из завитков.
Помимо узоров, изделия с хохломой разделяют по типу росписи. Она может быть «верховой» либо «под фон». В первом случае рисунок наносят на серебристый фон (который потом станет золотистым) — чёрным или красным цветом выводят главную композиционную линию, а затем добавляют завитки, капельки, усики и другие детали. При нанесении «под фон» сначала намечают контур рисунка и заполняют краской фон, а сам рисунок после закалки получается золотым.
Хохломские художники владеют особым приёмом росписи по дереву: они могут держать кисть так, чтобы работали не только пальцы, но и рука целиком. Это позволяет им одним движением делать длинные мазки и наносить ряд штрихов на объёмные поверхности.
Изделия с хохломой
Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла этот промысел стал известен на весь мир. Однако вещи с хохломой любят не только за вид и нарядность — если бы не было прочного лакового покрытия, которое позволяет использовать предметы в быту, они бы не получили такой популярности.
Как и в прошлом, сегодня знаменитую роспись применяют чаще всего для украшения посуды. К традиционным формам изделий относятся резные ложки и токарная посуда: миски, блюда, солонки, кружки. Декорированные хохломой, они делают наряднее любой стол и не портятся от контакта с продуктами.
Выбор изделий с росписью постоянно расширяется. Сейчас мастера создают целые сервизы расписной посуды и декоративные предметы для дома: полки, кашпо, вазы, подсвечники и прочее. Всё это вы можете найти на нашем сайте.
Источник: www.sima-land.ru