Технологический процесс производства стеклянных елочных украшений основан в общем, на применении творческого ручного труда и метода творческого варьирования.
I. Дутье изделий
Стадии подготовки стекла к дутью производятся вручную и подразделяются на калибровку стеклодрота его промывку, сушку и протирку ветошью.
Мастерство стеклодувов уникально и самобытно. Уникальные приемы этой творческой профессии требует больших навыков и способностей чувствовать стекло.
При выдувке изделий стеклодувы используют метод творческого варьирования.
Изготовление изделий свободной выдувки
Изготовление декоративных, геометрических, сюжетных фигур производится вручную одно, двух, трех и многоступенчатым способом.
Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке. Отрегулировав размер пламени горелки для создания нужной температуры стеклотрубки (стеклодрота), стеклодув равномерно вращает стеклодрот, разогревает его до состояния полного размягчения, что определяется по цвету и текучести, затем вдувает воздух до полного формирования изделия.
Фабрика елочных игрушек. Ника в гостях.
Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, соблюдение равномерности вращения производится визуально интуитивно «на глазок».
Способность стекла быстро остывать создает внутреннее напряжение, поэтому для получения прочного тонкостенного стеклянного изделия также требуются определенные навыки.
Во время изготовления изделия ручным способом стеклодув использует от 6 до 23 приемов.
Изделия дуются в один ус, в два уса, изготавливаются с припоем, могут иметь конусную поверхность, правильные грани, витые грани — все это достигается многоразовым помещением уже выдутой заготовки повторно в пламя горелки для размягчения стекла, поддува воздуха изо рта после каждого размягчения и стеклодув придает изделию индивидуальную пластическую форму (применяет метод творческого варьирования).Чтобы создать изделие в виде традиционного «прожектора» стеклодув пользуется деревянным карандашом или штампом, на котором отображен, задуманный художником рисунок.
Стеклодув разогревает определенную зону на шаре и вдавливает штамп или карандаш в размягченную зону вглубь шара, одновременно через ус втягивая воздух в себя.
Изготовление елочных украшений формовой выдувки
Фигурные елочные игрушки, получают свою жизнь сначала на эскизах художников, которые затем лепят их образцы из пластилина, изготавливают гипсовые модели, а затем гипсовые формы.
После апробации этих форм и прохождения художественно-технического Совета на их основе изготавливается оснастка — металлические формы для изготовления елочных украшений формовой выдувки.
Для получения игрушек формовой выдувки разогретая «пулька» помещается в форму и раздувается воздухом, затем форма, состоящая из двух половинок раскрывается и игрушка обжигается на пламени стеклоплавильной горелки для снятия напряжения.
Использование форм позволяет иметь широкий ассортимент елчных украшений не только свободной выдувки, но и более сложной конфигурации.
II. Получение зеркального слоя
Для получения зеркальной поверхности изделия подвергаются обработке методом термического испарения аллюминия в вакууме.
Елочные украшения покрываются полностью зеркальным слоем или частично (с просветами). При изготовлении поверхности с частичным зеркальным покрытием на поверхность изделия краской наносится при помощи кисти или тампона рисунок, после получения зеркального слоя нанесенный состав удаляется при помощи кисти или мягкой ткани.
Изделия имеющие большой объем подвергаются для образования зеркального слоя обработке методом серебрения. который состоит из следующих стадий.
Предварительно производится очищение внутренней поверхности изделия методом заливания специального раствора.
Работница берет в руки несколько изделий за цапки и трясет, тем самым раствор омывает внутреннюю поверхность изделия. После чего раствор выливается. Изделие подготовлено к серебрению.
Затем во внутрь заливается раствор серебра и далее работница держа за цапки в руках по два изделия опускает в ванну с горячей водой и начинает болтать до полного оседания раствора серебра на стенках изделий. После чего отработанный раствор выливается из изделия и оно подвергается сушке в сушильных шкафах. После сушки каждое изделие протирается вручную мягкой тканью.
Получаемая зеркальная поверхность игрушек придает поверхности отражающий эффект, особую яркость, объемность стекла. Цветная лаковая пленка на фоне зеркала создает игру света, дробит и преламляет его, рассыпается по ней сияющими бликами.
III. Лакирование стеклянных елочных украшений
Окраска стеклянных елочных игрушек осуществляется нитролаками, нитроэмалями и другими материалами.
При составлении красок и лакировании широко используется метод творческого варьирования.
Используются следующие покрытия:
цветное лакирование (лачение «голья» в цветные нитролаки)
цветное матированное;
зеркальное цветное лакированное;
зеркальное цветное матированное;
Лачение производят в кабинах, где под вытяжкой находится емкость с лакокрасочным материалом. Лакирующее изделие погружают в краску вручную. Погружать изделие надо постепенно и одновременно вращая его, с тем чтобы при погружении оно не увлекло за собой воздух, который в виде пузырьков может остаться под пленкой и испортить покрытие.
Быстрота вынимания изделия из емкости, также отрицательно сказывается на качестве лакирующего слоя. В этом случае возможно неравномерное лакирующее покрытие в виде затеков. После лакирования изделие устанавливается строго вертикально, чтоб не было затёков в лотки сушильной камеры, заполненные песком или опилками. После просушки декоративного лакирующего слоя с «усиков» вручную ветошью удаляются остатки песка или опилок и будущее елочное украшение складывается в лотки.
IV. Обрезка усиков
Изделия поступают на обрезку усиков оставшихся после выдувки. Обрезка усов производится вручную стальным ножом на специальных стеклорезальных станках. Стеклянные игрушки, подлежащие обрезке подносятся к вращающемуся диску. Работница медленно поворачивает изделие с усиком слегка нажимая на нож усиком и обрезает его на заданную длину.
V. Армирование
Елочное украшение после обрезки усиков армируется путем одевания на горловину колпачка с проволочкой.
VI. Декорирование елочных игрушек
Кистевая роспись изделия
Роспись елочных игрушек при помощи тампона
Декорирование изделий методом «резьба»
Другие способы декорирования стеклянных елочных игрушек
Декорирование изделий производится также методом присыпания акрилатовым порошком, присыпкой из полиэтилентерефталатной пленки, искусственным «снегом» и другими материалами по предварительно нанесенному на поверхность клеем или краской рисунку. При всех методах декорирования широко используется варьирование рисунков и обработки поверхности.
VII. Упаковка
Готовые елочные игрушки упаковываются в индивидуальную красочную упаковку или формируются в наборы, после чего упаковываются в транспортную тару.
- Карнавальные костюмы
- Заказать билет
- Отпуск по интересам
- Куда поехать на Н.Г.без визы
- Гороскоп на 3 дня
Источник: vash-novy-god.ru
Как производят елочные украшения
Ёлочная игрушка занимает особое место среди других игрушек, и не только потому, что имеет прямое отношение к главному празднику года. Это уникальное произведение ручного труда, которое уместно лишь несколько недель в году и, кроме как висеть на ёлке, никак не может быть использовано.
«Русский мир» узнал, как над ёлочной игрушкой работают стеклодувы и художники, как её заставляют блестеть и наносят искусственный снег и почему заготовка становится игрушкой только после «отрезания хвостика».
Старая КВНовская шутка – полиция накрыла цех по производству поддельных ёлочных украшений. С виду они не отличаются от настоящих, но радости от них никакой. Рынок новогодних игрушек действительно широк и разнообразен, и дешёвых штамповок на нём хватает, но сохраняются и производства, высокотехнологические и кустарные, где создают настоящие произведения искусства, хранящиеся в семьях и передающиеся по наследству.
Ёлки в семьях меняются каждый год (или реже), а коллекция игрушек зачастую собирается, подбирается и расширяется, пока не становится идеальным новогодним ансамблем, который дарит радость поколениям.
Вифлеемская звезда, Щелкунчик и другие
История ёлочных украшений неотделима от истории ёлки как рождественского и новогоднего символа. Она не такая уж и древняя: наряжать ёлку к Рождеству в Европе начали в первой половине XVII века. Вероятно, древнейшим украшением можно считать звезду на вершине ёлки, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Иисуса.
На протяжении долгого времени ёлки украшали детскими игрушками, орехами, пряниками, фруктами, конфетами и другими сладостями. Срывать и лакомиться ими не возбранялось, но только в Рождественскую ночь. В сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», изданной в 1816 году, ёлка немецкой зажиточной семьи описывается так: «Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени».
Считается, что популярность стеклянной ёлочной игрушки началась в той же Германии спустя лет тридцать после того, как Щелкунчик победил Мышиного короля. По преданию, в середине XIX века в стране случился неурожай яблок, и местные стеклодувы наделали стеклянных фруктов, которые на удивление быстро распродались.
Примерно в те же годы ёлочная игрушка проникла и в Россию, но несколько десятилетий была доступна лишь людям с деньгами и тем, кто часто выезжает в европейские страны. У истоков создания отечественной индустрии стоял правнук друга и сподвижника Петра I князь Александр Меншиков, который открыл вблизи Клина стекольное производство, впоследствии занявшееся производством ёлочных игрушек. Наследницами промысла стали две фабрики, существующие до сих пор.
В ранние советские годы праздник с ёлкой попал под запрет, а когда его сняли в 1935 году, в стране быстро были созданы десятки артелей по производству игрушек. Ёлки наряжали и во время войны, на фронте и в тылу. Особой популярностью пользовалась придуманная ещё до войны игрушка бородатого охотника в меховом тулупе с ружьем. «Считали, что это сам Дедушка Мороз сражается с фашистами», – рассказала администратор музея ёлочной игрушки «Клинское подворье» Светлана Фролова.
Как создают ёлочные игрушки
Сегодня в России ёлочные украшения из стекла создаются на множестве фабрик и множеством артелей, 5 – 7 из них можно назвать крупными производствами. Почти все имеют собственные музеи ёлочной игрушки. Несмотря на то, что их продукция сезонная, производители работают круглый год, поскольку торговые сети начинают заполнять склады уже с лета. К тому же фабрики, располагающие оборудованием для стекольного производства, выпускают не только игрушки.
Ручной труд сохраняется и в современном производстве, создание игрушек остаётся делом рук стеклодувов и мастеров росписи. Стекло и пластмасса – самые популярные материалы для изготовления ёлочных игрушек благодаря их лёгкости. А вот в Ярославле выпускают игрушки из глины – благодаря тому, что они полые внутри, ёлочная ветка может их удержать,
Шаг 1. Разработка художественного эскиза
Прежде, чем расписывать по стеклу, рисуют на бумаге. Эскиз может являться отражением фантазии художника или следовать заказу руководства или частных лиц. В последние годы ёлочные игрушки с логотипами и названиями компаний стали популярным корпоративным подарком.
Шаг 2. Выдувание
Чаще всего на фабрики (во всяком случае, на крупные) поставляются специальные заготовки в форме трубочек разного диаметра, из которых выдувают шары и игрушки других форм. Получив эскиз, стеклодув выдувает игрушку нужной формы, используя своё дыхание. Для сложных и крупных форм требуется несколько трубочек. Рабочее место стеклодува оборудовано нагревающим устройством и вытяжкой, поскольку он имеет дело с живым огнём. Во время этого процесса стекло разогревается до 1000 градусов.
Стеклодув работает вручную, если для игрушки придумана причудливая форма или поверхность повторяет, скажем, чешую шишки или контуры домика. В среднем стеклодув выдувает 200 – 300 шариков (и других форм) за смену. Шары, выполненные с ошибкой, отправляются на переплавку.
Шаг 3. Роспись
Украшениями шары становятся под рукой мастера-художника. К ним они попадают после того, как остынут. Нередко их также металлизируют, то есть наносят тонкий слой алюминия – это придает изделию блеск, по которому узнают качественную игрушку.
Узоры чаще всего наносят женщины-художницы в силу их аккуратности и скрупулёзности. По словам мастериц, у мужчин не хватает терпения качественно и внимательно расписать каждую игрушку.
Например, на фабрике в городе Карачеве Брянской области, где промысел существует почти 90 лет, рассказали, что коллектив мастеров-художников собирался много лет, и почти каждая из мастеров имеет профессиональное звание.
Сначала игрушка обретает основной цвет – её либо погружают в ёмкость с краской, либо её напыляют, а потом по частям наносят основное изображение темперными красками. Процесс росписи разбит на этапы и занимает не один час, поскольку игрушкам нужно подсохнуть. Пока они сохнут в специальных сушильных шкафах, мастер расписывает другие заготовки. Снег также наносят вручную, его имитирует специальный блестящий порошок. Когда мастер создаёт сугробы на игрушке, это похоже на то, будто он обильно солит шар.
Игрушки расписываются по утверждённым эскизам, но двух одинаковых игрушек не только у разных художников, но даже у одного мастера не бывает. Каждая несёт на себе авторский почерк.
Шаг 4. Отрезать «хвостики»
Игрушке, кочующей от специалиста к специалисту, пока на ёлку не повесишь – вначале требуется отрезать верхний край (он довольно длинный и используется в качестве ручки при выдувании и росписи) и вставить крепёж для подвешивания украшения. Как правило, «хвостики» обрезает автоматика, но на некоторых производствах это делается вручную, и существуют особые мастера этого процесса, требующего умения и аккуратности.
Как выбирать и хранить
Специалисты советуют перед покупкой взвесить игрушку на ладони, она не должна быть чересчур тяжёлой, чтобы не соскользнуть с ветки и не деформировать её. Также советуют проверять, насколько надёжен крепёж, не выскальзывает ли он из отверстия. Эти правила уберегут игрушки не только от случайностей, но и от любопытства домашних животных. Ещё советуют перед покупкой потереть игрушку рукой – на ладони не должно быть отпечатков и крошек. Также она не должна иметь сильного запаха.
Ёлочные игрушки – популярный предмет коллекционирования, советские новогодние украшения пользуются спросом по всему миру, на аукционах их продают за десятки тысяч рублей. Ну а самой дорогой игрушкой считается игрушка ювелирного дома Hallmark Jewellers. Это шар из белого золота, усыпанный бриллиантами и рубинами и окружённый двумя золотыми кольцами. Его стоимость – 82 тысячи евро.
Источник: russkiymir.ru
Как делают ёлочные игрушки на фабрике «Ариель»
Как производят ёлочные украшения? Недавно удалось побывать на одной из фабрик по производству стеклянных ёлочных игрушек в Нижнем Новгороде и подсмотреть за этим процессом. Хотите тоже посмотреть?
Перед тем как попасть на само производство, предлагаю полюбоваться выставочными образцами, которые расположены на первом этаже здания:
Здесь настоящая новогодняя сказка:
В одной части зала расположены старые ёлочные игрушки, которыми украшали ёлку во времена СССР:
А так должна выглядеть современная ёлка. Последний писк моды:
Фабрика елочных украшений «Ариель» занимается производством уже 20 лет. Посмотрите какая красота:
Можно сделать спец.заказ и на шары нанесут изображения по Вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:
Это в России подобные украшения актуальны в Новый Год, а заграницей их используют круглый год. Поэтому на фабрике нет простоя даже летом – рисуют и отправляют шары в США и другие страны (даже шары с изображением Обамы делали по спец.заказу). А это продолжение серии про метрополитен:
На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:
Здесь же можно и купить их игрушки (чуточку терпения и мы отправимся на производство):
Можно устроить фотосесcиию в сказочных декорациях:
Итак, поднимаемся на второй этаж. Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения:
На производство поступают вот такие длинные стеклянные трубки:
Трубку нагревают и делят на несколько небольших заготовок:
Далее заготовку нагревают и выдувают изделие необходимой формы (имеются специальные формы):
Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека
Далее игрушки попадают к художникам
Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:
Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:
Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.
А далее игрушки пакуются и отправляются в магазин :). Кажется, что это всё легко и просто. А давайте проверим!
Нас пригласили в специальный класс, где предложили самим разукрасить игрушку. За работой: alexey_donskoy, martin и filonova_olga:
Алексей сфотографировал и меня:
Художник из меня так себе, поэтому у меня получилась какая-то кривая ёлка :)) Привёз её с собой, обязательно повешу на ёлку в этом году ))
Как Вы поняли, производство относительно небольшое, но, говорят, от заказов нет отбоя. Находится фабрика в этом симпатичном домике:
Вот так производят ёлочные игрушки! С наступающим Вас!
- В Клину родилась «Ёлочка». Поездка в музей ёлочных игрушек
- Почему надо покупать стеклянные российские ёлочные игрушки
- Валентина Племянникова «Дымковское искусство»
- Фотограф Полина Бызова
- Страницы забытой истории. Путь к возрождению
- Мастера каргопольской глиняной игрушки
- Русский костюм в фотографиях Дениса Тарасова
https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9381-kak-delayut-elochnye-igrushki-na-fabrike-ariel.html
Копировать ссылку
Категория: Чистый источник Теги: Новый год
Другие новости из категории Чистый источник:
Крестьянский юмор Богородской игрушки можно охарактеризовать выражением: «Куда крестьяне, туда и… медведи!» Всем известна поговорка: «Куда крестьяне, туда и обезьяне!», которая характеризует смешные попытки подражания другим. Богородская игрушка впитала этот народный юмор, лишь только подражателями
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
За полтора года существования уникальной программы «Ремесло» снято уже более 70 программ. Каждая программа посвящена какому-то одному ремеслу. Не перестаёшь удивляться огромному количеству ремёсел, которые бытовали и ещё бытуют на нашей земле! К сожалению, какие-то ремёсла мы уже потеряли, какие-то
Старый Оскол возник в конце XVI в. как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. Слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая. В одной из
В альбоме представлены игрушки: московские, орловские, воронежские, курские, скопинские, вырковские, жбанниковские, липецкие, абашевские, каргопольские, филимоновские, тульские, дымковские игрушки из собраний Государственного Исторического музея, Государственного музея этнографии народов СССР,
Источник: www.perunica.ru