В прошлой статье мы узнали , по какому принципу древние египтяне рисовали фигуры человека с применением своих канонов рисования. В этой мы узнаем пропорции фигуры человека в отношении других людей и предметов , а также о своеобразной перспективе , которая тоже подчинялась египетским канонам рисования.
Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3
Пропорции
При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если , например , рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком , то он пользовался одним и тем же каноном , за исключением того , что ребёнка он изображал меньшего размера.
В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения , а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека , раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.
Древнеегипетский костюм
Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом , человек мог быть нарисован выше этого самого дома , дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.
В задачу художника не входило изображать жизнь так , как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками , а больше дневником , книгой , рассказывающей о жизни фараона , его деятельности , окружении , событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков , они добавляли в эти росписи иероглифы , которые помогали понять суть.
Простота изображения
Задачей художника было сохранить единство образов и не допускать иллюзорности. Все рисунки имели линейный характер и раскрашивались как раскраска , без сложных замесов цвета.
Изображения художников были лишены трёхмерности , перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота , чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль , а тело , глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий.
Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.
Египет рисунок древнего Бога солнца Ра Рисунок бога Рисунок к мифу. Древние рисунки нарисовать
Перспектива
Как и во всем , у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того , что если , например , дерево находится дальше по отношению к другому дереву , то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.
На рисунке ниже все деревья одинаковой величины , сам же бассейн нарисован как вид сверху и приподнят над плоскостью земли. А на следующем рисунке все деревья лежат на земле. Это довольно занятно.
Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3
По материалам Н. Н. Ростовцева .
Источник: blogproart.ru
Живопись Древнего Египта: периоды и главные особенности
Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.
Важные принципы древнеегипетского искусства
Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.
Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.
Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте
Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.
Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.
Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.
Символизм цвета
Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:
- Белый. Символ утренней зари, победы и ликования.
- Черный. Символизирует смерть и возрождение в загробном мире.
- Красный. Цвет ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
- Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность.
- Зеленый. Цвет надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса.
- Голубой. Означал воду и новую жизнь.
Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.
Периоды древнеегипетского искусства
Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.
Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)
Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.
В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.
Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)
В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные.
Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.
Новое царство (XVII-XI века до н. э.)
В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены. Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.
Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.
Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.
Источник: veryimportantlot.com
Немного об украшениях Древнего Египта
В прошлом посте была картинка с золотым медальоном Тутанхамона, украшенным инкрустациями камней, эмалью и ливийским стеклом.
Египетские украшения- очень специфичные по стилю и узнаваемые, у них целый ряд стилевых и технологических отличий от тех драгоценностей, к которым мы привыкли.
Во-первых, древние египтяне не знали еще красоты самых ценных ограненных камней – бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Такие твердые камни не умели ни отшлифовать, ни, тем более, огранить.
Но в большом количестве и очень искусно использовали полудрагоценные и отделочные камни – аметисты, горный хрусталь, гранаты, сердолики. На особом положении был темно-синий лазурит, священный, связанный с богами минерал. Его привозили из предгорий Памира, на территории современного Афганистана, где этот ярко-синий камень добывали еще девять тысяч лет назад.
В Древнем Египте умели делать стекло и смальту (цветное непрозрачное стекло, чаще всего голубого и синего цвета, из-за содержания соединений меди и кобальта). Но, хотя плавить стекло получалось, достаточно мощных печей для выплавки больших объемов не было, поэтому из стекла делали бисер и некрупные бусины, и оно было дорогим материалом.
Золотой браслет с инкрустациями из лазурита, сердолика, бирюзы и полевого шпата
Из металлов предпочитали золото или сплав золота и серебра, электрум. А вот железо было очень редким и стоило дороже золота – опять же из-за маломощности древних плавильных печей его не могли производить из руды, только из редкого метеоритного железа. Например, в гробнице Тутанхамона (это 14 век до н.э.) были золотые украшения с небольшими вставками из железа и супер-ценный во времена фараона целый железный кинжал (недавно нашли несколько осколков метеорита, совпавшего по составу с металлом из кинжала).
Кинжал из метеоритного желела из гробницы Тутанхамона
Вообще железо стало появляться в античности примерно в 8-го века до нашей эры, его массовое производство впервые наладили хетты, проживавшие на территории современной Турции и Сирии.
Древние Египтяне носили такие же типы украшений, что и сейчас в ходу – серьги, ожерелья, браслеты. Похоже, особенное внимание придавали украшениям для причесок – гребни делали из особенно ценных материалов, например, железа. В волосы вплетали золотые цепи, на голове носили декорированные обручи.
Золотой обруч с эмалью и реконструкция прически с золотыми украшениями
Египтяне владели техникой горячей эмали (наплавления стекольной массы на металл), хотя изобрели эмаль на территории Древней Греции. Чаще всего в Египте применяли перегородчатую эмаль, когда на золотую пластину сначала припаиваются перегородки тоже из золота, по границам рисунка, а потом промежутки между перегородками заполняются цветными вставками.
Причем поначалу это была имитация эмали, цветные вставки из стекла и камней обтачивались и прикреплялись на клей. И только к пятому веку до н.э. стали делать настоящую перегородчатую эмаль, когда между напаянными металлическими перегородками насыпают стекольный цветной порошок, и потом все это запекают до его расплавления.
Ожерелье из гробницы Тутанхамона
Самый частый из дошедших до нас древнеегипетских мотивов – это изображение скарабея. Медальоны со скарабеями вкладывались умершим – драгоценные изображения жуков должны были помогать в загробной жизни. Поэтому таких украшений много в музеях – большинство артефактов Древнего Египта были добыты из захоронений.
Друзья, нравится стиль украшений Древнего Египта?
Источник: dombusin.livejournal.com