Вещи, созданные своими руками, так называемый hand-made, всегда ценились и ценятся людьми, уважающими искусство. Их отличает креативность идеи, неповторимость исполнения и скрупулезность деталей.
Существует множество материалов, позволяющих сотворять шедевральные изделия. Одной из таких привлекательных новинок на рынке является холодный фарфор.
Что это такое?
Холодный фарфор – это изумительный материал для творчества. Благодаря своим свойствам он дает возможность сделать самые разные элементы декора: от массивных и грубых до мельчайших и изысканных.
Сразу стоит сказать, что не нужно искать аналогии этой массы с классическим фарфором и керамикой. Вы их не найдете. Ничего общего холодный фарфор с классическим его вариантом не имеет.
Единственное сходство – это внешний вид «самозванца». В застывшем виде по цвету он слегка напоминает настоящий фарфор, претерпевший обжиг в печи при температуре 1300°С. Изделия из холодного фарфора не подвергают обжигу. Они высыхают самостоятельно, на воздухе становясь твердыми и прочными.
Бусины под МАЛАХИТ. Лепка. Холодный фарфор.
Выражаясь научным языком, холодный фарфор представляет собой полимерную массу для лепки и моделирования. Полимерной ее называют потому, что она объединяет в себе как природные, так и синтетические компоненты. Первоначальный состав материала включал в себя кукурузный крахмал, из-за чего еще его называют Pasta di mais – кукурузное тесто или паста, а также клей, растительное масло и глицерин. Но современные умельцы не перестают дополнять его другими ингредиентами, чтобы повысить качество и расширить возможности массы.
Готовый продукт можно приобрести в магазине, но все-таки лучше изготовить его самому. Так вы сможете регулировать его плотность, подгоняя под ваше изделие, и всегда сможете приготовить необходимое количество материала.
Холодный фарфор – это доступное средство для воплощения творческих идей как в материальном, так и практическом плане.
Стоимость готовой массы невелика. А если замесить ее самостоятельно, то и эти минимальные расходы удастся сократить.
По своей консистенции холодный фарфор напоминает пластилин. Но работать с кукурузным тестом намного приятнее: оно не пачкает руки и более удобно в лепке. Из него очень любят творить дети. Мамам при этом не стоит беспокоиться за чистоту рабочего места малыша.
История возникновения
История материала начинается в XIX веке. Родиной его считается Аргентина. Хотя существуют и другие данные, согласно которым этот вид фарфора разработал русский мастер Петр Ульянович Иванов . Установлено, что трудясь на Петербургском императорском фарфоровом заводе, он еще в начале XIX века создавал цветочные композиции в белых тонах из холодного фарфора. Их использовали в парфюмерной отрасли, украшая ими флаконы для духов. Декорировали ими и камины, зеркала, вазы.
До наших дней сохранилось всего около 10 его работ, отличающихся оригинальностью и неповторимостью. Рецепт уникального состава фарфоровой смеси был утрачен после смерти художника, а секрет неповторимой пластичности и гибкости ивановского фарфора так и не был разгадан. До сих пор так никто и не может возродить тонкость и изящество техники Петра Иванова.
СОЗДАЕТ УКРАШЕНИЯ ИЗ ХОЛОДНОГО ФАРФОРА
Однако в 2002 году художественный мастер Евгений Андреев изобрел свой рецепт изготовления фарфоровой массы. Она отличается хорошей пластичностью и довольно послушна в лепке. Работы его можно увидеть в Государственном Русском музее и салоне-магазине Государственного Эрмитажа.
Свойства
По структуре холодный фарфор сравнивают с пластилином. Он такой же мягкий, пластичный, гибкий, но не пристает к рукам и не оставляет жирного налета. Когда фигура из холодного фарфора сформирована, через некоторое время она застывает. Для этого ей потребуется от 1 до 5 дней. Все зависит от толщины материала.
Это придает ей прочность, устойчивость и долговечность. С другой стороны, достаточно длительный период затвердевания дает возможность подкорректировать недостатки.
Холодный фарфор – очень податливый материал, он позволяет лепить самые витиеватые изделия.
Он абсолютно безопасен для здоровья и взрослых, и детей, а в обращении не требует специфических навыков.
Он очень удобен в применении, работать с ним легко и увлекательно. По стандартному рецепту изделие из фарфоровой массы получается прозрачным, с серым или желтоватым оттенком. Но даже в домашних условиях массу можно сделать цветной. Для этого во время приготовления в нее добавляют жидкий пищевой краситель. Однако порой получается слишком яркий неестественный оттенок.
Чтобы придать изделию желаемый цвет, лучше раскрасить его в готовом виде. К тому же на холодный фарфор прекрасно ложатся все краски. Хотя рекомендуется использовать акрил или масляные.
Этот материал, конечно, не лишен недостатков, но придерживаясь всех рекомендаций в работе и сохранении ваших шедевров, они вам станут нипочем.
Первое, на что стоит обратить внимание, – холодный фарфор боится воды.
Он быстро впитывает влагу и размягчается, а само изделие может деформироваться. Поэтому не рекомендуется хранить его в помещении с высокой влажностью.
Подобного рода фарфор чувствителен к слишком высоким и низким температурам.
Поэтому желательно беречь его от воздействия прямых солнечных лучей . А приготовленную массу не рекомендуется перед лепкой класть в холодильник, иначе на ней образуются трещины. Чтобы продлить срок годности фигурки из холодного фарфора, ее покрывают лаком. Это защищает ее от влаги и солнца и добавляет эстетики во внешнем виде, придавая блеск.
Из чего можно сделать холодный фарфор?
Современный классический рецепт приготовления этого материала включает крахмал, клей, глицерин и крем. Применяется 2 методики его приготовления: варение и вымешивание.
Для первого варианта вам понадобится:
- клей ПВА – 1 стакан;
- картофельный крахмал – 1 стакан;
- глицерин – 2 ст. л.;
- детский крем – 1 ст. л.
Смешайте клей и крем, поставьте массу на средний огонь. Добавляйте глицерин, параллельно помешивая смесь.
Не используйте алюминиевую посуду.
Постепенно введите крахмал, постоянно перемешивая массу. Степень формирования готовой массы: творог – пюре – комок теста. Затем смесь вынимаем из емкости (осторожно, поскольку она горячая), вымешиваем руками до консистенции пластилина.
Еще один вариант.
Смешайте 1 ст. л. вазелина и 2 ст. л. крахмала. Добавьте 1/2 ч. л. соды и клей ПВА в количестве 2 ч. л. Вымешивайте до однородной консистенции. Руки при работе смазывайте вазелином или кремом.
Хочется отметить, что при приготовлении фарфоровой массы стоит уделить внимание клею, который должен быть высокого качества, и крахмалу.
Крахмал можно использовать разный: картофельный, кукурузный, рисовый, пшеничный, амилопектиновый и т. д. Важно учитывать, что зерна каждого вида крахмала не одинаковы по размеру и температура их превращения в клейстер тоже разная. У картофельного крахмала зерна самые крупные, а температура клейстеризации ниже, то есть необходимо правильно подбирать температурный режим при разных продуктах. Также, к примеру, картофельный крахмал требует больше жидкости, точнее, клея.
От того, какой крахмал вы используете, зависит цвет массы. Она может получиться белой, желтоватой или с серым оттенком. Картофельный крахмал дает самую высокую прозрачность и белоснежность цвета. Из пшеничного крахмала масса получается очень податливой, нежной и мягкой, эластичной и пластичной. По цвету она также получается белой, но не белоснежной, как в предыдущем случае.
Рисовый крахмал подарит вашему изделию красивый молочный оттенок, прозрачность же у него напрочь отсутствует. Смесь из кукурузного крахмала получается также непрозрачной и молочного цвета, но очень гибкая и послушная.
Рецептов приготовления холодного фарфора в домашних условиях достаточно много. Во время творческого и экспериментального процесса каждый художник открывает для себя новые тонкости, позволяющие усовершенствовать качество смеси.
Сравнение с полимерной глиной
Наряду с холодным фарфором, не меньшую популярность приобрела полимерная глина. Хотя многие мастера причисляют и холодный фарфор к ней. Не придираясь к классификации, скажем, что полимерная глина бывает нескольких видов. С одним из них – холодным фарфором, мы уже имели честь познакомиться.
Совершенно другим, отличающимся от предыдущего, является тип полимерной глины под названием термопластик. В его основе – поливинилхлорид и пластификатор.
Главное отличие этого вида глины от фарфоровой массы – необходимость запекания.
В сыром виде термопластик похож на пластилин. Таковым он будет оставаться, пока его не подвергнуть термической обработке. В бытовых условиях такой обработкой становится обычная духовка. При этом важно выбрать правильный температурный режим, чтобы не пересушить изделие, но в то же время пропечь его равномерно.
В отличие от фарфора, термопластик сам не затвердевает, то есть до запекания он остается мягким и ему можно придать любую форму. После затвердевания он становится влаго- и термоустойчивым, довольно прочным, что является неоспоримым преимуществом.
Минусом такого материала становится необходимость в запекании.
После этого необходимо тщательно мыть духовку, поскольку приготовление пищи не терпит следов термопластика в ней. По экспертной оценке, термопластик при нагревании выделяет токсичные вещества, которые недопустимо совмещать с продуктами. Да и для органов дыхания он также опасен.
Если холодный фарфор в первую очередь применяют для создания реалистичных цветов, то термопластик для этой роли лучше не использовать. Как правило, тонкие лепестки из него получаются очень хрупкими и легко ломаются либо крошатся.
Источник: dzen.ru
Как создать украшения из фарфора?
Как работать с самым хрупким материалом и что такое бисквит расскажет Ксения Олейниченко, дизайнер необычных ювелирных украшений.
3 November 2011 года
Ксения Олейниченко, графический дизайнер по образованию, работая в тандеме с Ирой Фрид основала свой собственный проект ювелирных украшений Biscuit из бисквитного фарфора. Неглазурованный, с матовой бархатистой поверхностью, он наилучшим образом демонстрирует изящество формы вне цвета.
Почему вы выбрали именно фарфор в качестве основного материала для работы?
Фарфор я выбрала исключительно из-за его особых качеств. Нам он известен по большей части из-за посуды: он легкий, в тонких местах прозрачный, обладает удивительным звуком. Чаще всего его покрывают глазурью в практических целях, чтобы не забивалась грязь, глазурованные вещи легче мыть. Однако глазурь скрывает рельефы, прячет тонкие моменты формы от наших глаз.
Именно поэтому я остановилась на бисквитном фарфоре и принципиально решила не использовать цвета. Для меня белый цвет всегда был самым притягательным и загадочным, а здесь он удивительно работает в тандеме с формой и лучше показывает все тонкости: изгибы, рельефы, трещинки.
К тому же фарфор — это такое место встречи разных стихий, и готовая вещь — это символ единства земли, воды, воздуха и огня. Фарфоровая масса состоит из каолина, кварца, полевого шпата — элементов, добытых из земли. Вода используется для замеса гипса при снятии форм и в большом количестве нужна при работе. Воздух участвует в сушке отлитых форм перед обжигом, я не использую сушильный шкаф, сушка происходит естественным образом. Отлитые фарфоровые объекты проходят обжиг (огонь) при большой температуре для получения плотности и прозрачности.
Как происходит ваш рабочий процесс?
Способ производства классический — это литье, им пользуются и при производстве посуды, и для изготовления декоративных объектов. С модели снимается гипсовая форма, в которую заливается шликер, затем отлитый объект обжигается при высокой температуре, вкратце все происходит так.
Пробовали ли вы еще какие-нибудь материалы? Почему вы остановились пока на фарфоре?
Сейчас я работаю и с металлом и с фарфором, это абсолютно два разных материала. Не исключаю, что в будущем появится что-то новое, но пока тема фарфора не исчерпала себя. Металл требует к себе применения силы, фарфор же требует больше внимания и деликатности, мне это близко.
Какие примеры для подражания вы выбрали для себя, кем вдохновляетесь, чем интересуетесь?
Приготовлением здоровой еды, изучением энергий, буддизмом, природой. И фарфор, надо сказать, гармонично вписывается в такой круг интересов.
Если говорить о еде, я никогда не любила готовить. Но когда поняла, что в моих силах сделать еду не только вкусной, но и полезной — все в корне изменилось. Производство фарфора очень похоже на приготовление пищи: венчиком замешиваем гипс, как тесто, разминаешь мягкий фарфор, а жидкий — отливаешь в формы. Возможно, и название проекта появилось из ассоциаций с едой.
Источник: tutdesign.ru
Красота необыкновенная: как украсить дом деталями в технике холодного фарфора
Облик квартиры или дома во многом зависит от колоритных деталей. Чтобы интерьер стал неподражаемым, можно оформить его предметами, изготовленными своими руками. Поделки в технике холодного фарфора — замечательный выбор.
Состав материала и его подготовка
Изготовление материала для лепки доступно даже новичку.
Смешивают кукурузный крахмал с клеем ПВА в одинаковых пропорциях (мера — один стакан), затем добавляют две столовые ложки глицерина и одну — детского крема. После тщательного перемешивания и разминания руками, смазанными растительным маслом, материал готов.
К работе необходимо приступать незамедлительно, используя весь объём приготовленной массы, — при комнатной температуре она быстро теряет пластичность.
Чтобы материал для лепки хранился дольше, в него добавляют консервирующие вещества, например, лимонную кислоту, плотно заворачивают в пищевую пленку и герметично оборачивают полиэтиленовом пакетом или помещают в пластиковый контейнер.
Инструменты и формы
Простые изделия лепят пальцами. Для изготовления деталей, напоминающих натуральный лепесток или лист, понадобятся инструменты. Для домашнего творчества подойдут кухонная скалка, пинцет, маникюрные ножницы или канцелярский нож, деревянные шпажки или зубочистки, одноразовые столовые приборы.
При желании недорогой набор гончара и пластиковые стеки приобретают в магазине. Необходимо также купить кисточки, краски (лучше акриловые) и лак для финальной обработки изделия.
Для удобства можно пользоваться многоразовыми молдами — формами (самодельными или готовыми), очень похожими на детские формочки для песка.
Изделия в технике холодного фарфора
Начинать освоение техники холодного фарфора лучше с изготовления незамысловатых изделий — игрушек или статуэток. Процесс создания скульптурок напоминает лепку из детского пластилина.
Чтобы изделие было эффектней, в исходную массу добавляют пигменты или красят высушенную в течение 24 часов готовую поделку. Дополнительное покрытие лаком сделает фигурки более долговечными.
Освоив первые азы, переходят к более сложным произведениям. Колоритный декор преобразит скучную однотонную вазу или старую посуду.
Прекрасные подарки на женский праздник или юбилей — флористические композиции. Создание их требует навыка, усидчивости и аккуратного исполнения. Сначала стоит попробовать на простой модели или одном цветке.
Читайте еще: 8 растений, которые не зацветут весной, если сейчас их лишить спокойной зимовки
Вершина мастерства — керамические букеты. Элегантный декор может состоять не только из рукотворных цветов, но и ягод, фруктов, зелени. От такого сувенира не откажутся даже любительницы живых растений.
Юных модниц порадуют живописные аксессуары, которые хорошо подходят к легким светлым летним платьям.
Для хранения бижутерии пригодится элегантная шкатулка, изготовленная из любой картонной или металлической коробки.
Настенное панно — любимый способ воплощения идей творческих личностей. Красивая «картина» впишется в любую комнату современной квартиры или дома.
Нарядная фоторамка или яркий циферблат часов будут органичным дополнением интерьера в стиле прованс.
Источник: babushkinadacha.ru