Не без помощи социальных сетей, и в частности Instagram, ювелирный бизнес переживает новый бум. На рынок выходят всё новые компании, пытающиеся привлечь покупателей не только драгоценными камнями и металлами, но и необычным дизайном.
Помимо того что украшения — это очень красивый бизнес, они не имеют срока годности, могут оставаться в тренде долго, независимо от сезона (в отличие от одежды, которая может быстро выйти из моды). Кроме того, для мелких товаров не нужен большой склад. Здесь много точек роста: желающие заняться ювелирным бизнесом могут как сами делать украшения, так и разрабатывать их дизайн, доверив производство профессионалам, закупать готовые коллекции на свой вкус, развивать франшизу или оптовые поставки, а также продавать свои вещи на городских маркетах. The Village узнал, как можно начать этот бизнес (возможно, для этого вам придётся пройти далеко не все описанные этапы, а возможно, у вас их будет больше).
Как создаются украшения из серебра?
Ирина Бурцева
основательница марки украшений WANNA?BE!
Я начала развитие своей ювелирной марки в 2012 году, через год началось проектное производство и продажи через соцсети и маркеты. Позже открылся первый киоск в «Афимолле», появилась франшиза в Казани, Новосибирске, Ставрополе и Алма-Ате. Сейчас у компании три точки в Москве, где в среднем продаются 1 500 украшений в месяц.
Шаг 1. Определиться с концепцией и придумать название
Для начала стоит определиться с концепцией будущего бренда. Важно выбрать стиль украшений, потому что от него будет зависеть буквально всё — целевая аудитория бренда, ценовая политика, фирменный стиль, каналы продаж и методы продвижения. Чем более чётко и правильно вы сформулируете идею бренда, тем легче будет планировать дальнейшие шаги. Нейминг — тоже очень важный шаг. Название должно отражать идею бренда или ассоциироваться с его создателем, быть звучным и запоминающимся.
ИРИНА БУРЦЕВА: «Создавая свой бренд, я решила дать самостоятельным девушкам возможность выглядеть на миллион, не потратив его на бриллианты, сделать модные украшения доступными. В коллекции WANNA?BE! есть и лаконичные украшения без камней, и шикарные, при этом они модные и современные.
Наши покупатели — девушки, которые не хотят ждать праздников и подарков, а предпочитают покупать себе украшения сами. Они хотят быть разными и самовыражаются с помощью аксессуаров, а мы им говорим „Хотите? Будьте!“ и даём широкий выбор украшений для этого. Отсюда и название».
Шаг 2. Разработать фирменный стиль
Не стоит недооценивать логотип, шрифты, сочетания цветов, правила расположения всех элементов и откладывать их разработку на потом. Чем раньше сформируется фирменный стиль, тем быстрее он впечатается в сознание покупателей, тем быстрее вы станете заметны потенциальным партнёрам, прессе.
ИРИНА БУРЦЕВА: «При выборе дизайнера стоит ориентироваться на его портфолио. Дружеские отношения и невысокая цена не являются залогом успеха, скорее наоборот. А вот подробно заполненный бриф точно пойдёт на пользу делу.
Дела WANNA?BE! заметно пошли в гору, когда мы сменили логотип, который я как-то нарисовала сама, на нашу фирменную маску от профессионального дизайнера Анатолия Зенкова. В новом логотипе соединились буквы W и B, моя любовь к супергероям, а главное — идея бренда: дать возможность девушке преображаться, быть крутой. Главное место в нашем бизнесе занимают украшения, ничего не должно от них отвлекать, поэтому фирменный стиль подразумевает только два цвета — много-много белого и немного чёрного. При этом весь фотоконтент очень яркий, это стало нашей визитной карточкой в соцсетях».
Шаг 3. Получить разрешения
Перед началом бизнеса стоит зарегистрировать компанию или получить статус индивидуального предпринимателя, а также получить разрешения, необходимые для работы с ювелирными украшениями.
ИРИНА БУРЦЕВА: «Если вы планируете продавать украшения, в состав которых входят драгоценные металлы (серебро, золото, металлы платиновой группы), то до начала каких-либо действий необходимо встать на специальный учёт в Пробирной палате. Для этого в списке видов деятельности (ОКВЭД) вашей компании должны быть, например, розничная продажа ювелирных изделий, хранение и складирование, оптовая торговля ювелирными изделиями. Остальные подробности можно уточнить на сайте Пробирной палаты, там же скачать карту постановки на спецучёт.
После этого необходимо пройти обучение в специализированном центре по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В итоге вы или/и ваш бухгалтер получите сертификат офицера Росфинмониторинга и будете обязаны соблюдать целый ряд необходимых правил и мер. Это обязательно: проверки Росфинмониторинга славятся своей беспощадностью и самыми высокими штрафами. Да, законодательство, которое регулирует оборот драгметаллов в России, действительно очень сложное и является серьёзным барьером для входа на рынок. Но кто сказал, что будет легко?
Мы в WANNA?BE! стараемся следовать всем правилам, мониторим нововведения, консультируемся с юристами, и, если честно, мой мозг порой взрывается от кажущейся абсурдности некоторых требований. Но надо значит надо. Ведь наказание — это не только гигантские штрафы, но и в некоторых случаях уголовная ответственность. Торговая марка у нас также зарегистрирована, причём не только в России, но и за её пределами».
Шаг 4. Наладить производство или закупки
Стоит заранее решить, какие именно украшения вы будете предлагать своим покупателям, из каких металлов они будут изготовлены, какие камни будут использоваться в виде вставок.
ИРИНА БУРЦЕВА: «Если вы хотите делать украшения сами, стоит прикинуть, сможете ли вы изготовить образец или 3D-модели украшений, позволяет ли ваше мастерство обеспечить бесперебойные поставки. Если бренд не подразумевает штучного производства уникальных изделий, то вам, вероятно, понадобится помощь ювелирного завода в России или за её пределами. Правильно подготовьте договоры с поставщиками или производителями и найдите запасные варианты. Ведь вы не можете себе позволить в какой-то момент остаться с пустыми витринами. Обязательно закладывайте в сроки поставок время на доставку и растаможку, а также лишние пару-тройку недель на форс-мажор и задержки.
Все украшения, поступающие из-за рубежа, должны проходить таможенную очистку на спецпосту Центральной акцизной таможни, и этот процесс может занимать от нескольких дней до нескольких недель. После чего все украшения необходимо сдать на клеймение: каждое должно иметь оригинальную российскую пробу. Это ещё не менее недели. (Поэтому новогоднюю коллекцию мы заказываем в августе.)
В случае с российским производством всё несколько проще, так как пробирование берёт на себя завод. Но найти подходящего производителя в России может быть сложно. К тому же цены здесь, как правило, выше азиатских, даже учитывая ввозные пошлины и НДС.
Я сама разрабатываю с профессиональным ювелирным 3D-дизайнером все скетчи, далее 3D-модели мы отправляем на фабрику, где изготавливаются сигнальные образцы, а после их утверждения заказывается партия. Мы несколько лет сотрудничали преимущественно с одной отличной тайской фабрикой. В 2014 году скачки курса доллара заставили посмотреть в сторону российского производства.
Мы начали работать с крупным заводом, и сейчас на бирках почти половины нашего ассортимента значится „Сделано в России“. В первые закупки я вложила совсем мало, потом реинвестировала в них всё заработанное, на каком-то этапе добавила 25 тысяч долларов от продажи машины. Но вообще, это не тот бизнес, по которому можно заранее приготовить чёткий бизнес-план».
Шаг 5. Открыть магазин или корнер
Начинать продажи можно с участия в маркетах. Также можно попробовать попасть со своей коллекцией в мультибрендовые магазины модных украшений, которые имеют свои точки продаж (крупнейшие — «Подиум Маркет», Poison Drop, Magia di Gamma, ITEMS), хотя это достаточно сложно: нужно соответствовать ряду критериев. После этого вы, возможно, задумаетесь о собственном магазине.
ИРИНА БУРЦЕВА: «Торговые центры очень разные, имеют свои особенности и привлекают различную аудиторию. Одни более модные, другие семейные, третьи молодёжные и так далее. Это необходимо учитывать. Стоит провести много времени в торговом центре в разное время дня и дни недели, чтобы своими глазами увидеть, кто его посетители, сколько их.
Полезно поспрашивать продавцов других магазинов. Конечно, по инструкции, они не должны вам ничего рассказывать, но общую информацию можно получить. Есть официальные рейтинги популярности торговых центров, в интернете бывает доступна информация по трафику и отзывы.
Оцените торговые центры и с точки зрения своих возможностей. Какими контактами вы располагаете? Сколько готовы платить за аренду? Знание имени и контактов конкретного сотрудника, к которому вы можете в случае чего обратиться, всегда прибавляет баллов. Торговые центры проводят мероприятия для потенциальных арендаторов, там с нужными людьми можно познакомиться лично.
Ряд торговых центров сдают свои площади через агентства.
Торговые центры неохотно берут новые неизвестные бренды, ведь они заинтересованы в стабильных арендаторах на длительный период. Но если вы чувствуете в себе силы, ваша концепция цельная и есть запас прочности на оплату аренды в случае слабых продаж, то пробовать стоит. Вам понадобится крутая презентация, с большим количеством фото и исчерпывающей информацией о вашей компании: концепция, ценовая политика, каналы продаж, публикации, команда. Вслед за презентацией торговый центр может запросить визуализацию вашего магазина или киоска — это стоит подготовить заранее. Все материалы должны готовиться профессионалами.
Витрины с украшениями должны быть магнитом для покупателей: вдохновлять на покупку, но не отвлекать от украшений вычурным дизайном. Обычно ювелирные магазины размещаются на небольшой площади. Это подразумевает, что каждый квадратный сантиметр пространства на счету.
Важно правильно организовать и зону хранения, и витрины, чтобы поместился максимум товаров и все необходимые вещи. При этом всё оборудование будущего магазина ждёт ежедневная активная эксплуатация, а значит, помимо эстетики и эргономики, необходимо позаботиться и о долговечности всех элементов. И конечно, нельзя забывать о безопасности: надёжные замки, сейфы, система видеонаблюдения и сигнализация обязательны.
Украшения из серебра считаются высокомаржинальным товаром, и при успешном развитии событий, а именно хороших продажах со старта, как это было у нас, магазин окупается через 4–6 месяцев в зависимости от места, сезона и других факторов.
Первые продажи WANNA?BE! происходили через соцсети, и продвигались мы тоже через них, затем последовали маркеты, а после — корнер в магазине молодых российских дизайнеров. Мои амбиции заставляли двигаться вперёд, поэтому основным направлением для развития я выбрала розничные продажи. С самого начала я знала, как будет выглядеть мой „островок“.
Придумала сделать его в виде огромного бриллианта. К счастью, руководству „Афимолла“ моя идея понравилась, и перед Новым годом в 2013 году магазин был открыт. С тех пор такие же бриллианты появились в „Авиапарке“ и в „Метрополисе“. Свой первый киоск я строила, не имея опыта, поэтому его приходилось неоднократно дорабатывать.
Зато в последнем открывшемся острове WANNA?BE! в ТЦ „Метрополис“ были учтены все детали. Подрядчика я нашла по рекомендациям знакомых, как и каждый предыдущий раз. Мы наконец-то нарушили традицию после открытия на следующий день вызывать электриков и плотников, что-то доделывать и ремонтировать».
Шаг 6. Нанять и подготовить персонал
Совмещать постоянную работу в киоске с подготовкой новых коллекций и решением бюрократических проблем на таможне у вас вряд ли получится, так что нужно озаботиться наймом хороших продавцов.
ИРИНА БУРЦЕВА: «Пожалуй, этот шаг является одним из самых сложных. Вы можете основать блестящий ювелирный бренд, производить красивые и качественные украшения, заполучить желанное место в лучшем торговом центре, но если вы провалите этап найма, то вы провалите весь бизнес. Более того, продажи — это та функция, которую вы, как молодой предприниматель, не сможете выполнять сами (ежедневно с 10 до 22 без выходных и праздников).
Хороший продавец должен обладать многими качествами: приятная внешность, определённая харизма, умение общаться, отсутствие стеснения, ассоциативное мышление, хороший вкус и память, ответственность, внимательность, аккуратность, умение считать. Стоит ли говорить, что таких людей найти сложно? Мы уделяем много времени обучению продавцов, разрабатываем чёткие инструкции на любой случай, но, конечно, наибольший вес имеет практика. Мы стараемся избежать ротации, создаём комфортную атмосферу в коллективе и удерживаем продавцов хорошими условиями. Поиск продавцов — всегда сложная задача, и наиболее успешно получается находить их с помощью наших соцсетей, на втором месте традиционный способ — через HH.RU».
Источник: baltzoloto.ru
Товарная идея: бизнес на серебряных украшениях из Китая
Китай предоставляет бизнесменам просто потрясающую возможность приобретения серебряных колец, серег, колье и других изделий по, без преувеличения, бросовым ценам, и вы в этом убедитесь, увидев наши практические примеры.
Аннотация:
Бизнес окупается крайне быстро и приносит стабильный доход, если придерживаться этой ниши и дальше. В данной товарной идее мы рассмотрим узкое направление – продажа серег из серебра 925 пробы. Для чистоты эксперимента возьмем один конкретный товар у определенного продавца.
При заказе учитываем следующее:
Закупка возможна от 1 пары
Цена за 1 штуку
268,71 рублей
Общие расходы на партию
1000 евро – это 45825,1 рублей по курсу ЦБ РФ на 28.06.2014*
Минимум, от 400 рублей на одну пару
Предполагаемая прибыль с партии
Бюджет, помноженный, минимум, в 4 раза, при грамотной реализации идеи!
*В данной ситуации более чем вероятен вариант, что, даже с учетом закупа в допустимом пределе (до 1000 евро), может возникнуть необходимость в растаможке (так как довольно проблематично доказать, что все 159 пар серег из серебра вам нужны для личных целей)!
Конечно, можно попытаться обойти систему, поскольку вес у партии будет совсем невелик, и многое зависит от оформления инвойса продавцом. Тем не менее, лучше подготовиться заранее.
Все аспекты растаможки указаны в статье «Все секреты таможенного оформления грузов из Китая».
Описание продукта
Достаточно зайти на сайт гипермаркета Aliexpress и завести в поисковую строку запрос «silver earings». Напоминаем, что все операции на данном шопинг-сервисе выполняются на международном английском языке (можно с легкостью пользоваться онлайн переводчиком):
Рисунок 1 Поиск серебряных серег на сайте
Ассортимент предлагаемых продуктов крайне велик: и по дизайну, и по ценовым категориям. На что обращать внимание: в первую очередь, на репутацию продавца, ну, а потом уже, конечно, и на предпочитаемый внешний вид изделий из серебра.
Если у вас возникают какие-то трудности в работе с онлайн-магазином Aliexpress, то лучше всего ознакомиться с разделом «Как построить бизнес с Китаем» на нашем сайте.
Обязательно ищите позиции, в которых указано, что серьги сделаны из серебра 925 пробы. Это принципиально важно, так как иногда под видом «серебра» выставляется обычный металл:
Рисунок 2 Поиск именно серебряных изделий 925 пробы
На примере одного продукта мы сейчас с вами разберем все особенности данной товарной идеи.
- Магазинhttp://www.Aliexpress.com
- ПродавецO .T .Sea—Over The Sea’S JewelryСеребряные серьги»
Рисунок 12 Другие актуальные запросы
Если взглянуть на динамику запросов, то мы видим, что есть некоторые скачки и перепады. Это объясняется несколькими причинами, в том числе, и политическими (нестабильность ситуации на Украине).
Также на графике можно увидеть, что в режиме Новогодних и рождественских праздников запросы «подскакивают вверх». Та же ситуация с периодом, когда начинается активная подготовка к лету — апрель-май (в 2014 году, как уже было замечено, пик спроса пошел на спад из-за политических сложностей).
Способы продвижения
В направлении реализации серег из серебра 925 пробы целевая аудитория может быть и одна, но факторов в пользу покупки – сразу несколько. Например, для красоты, для составления имиджа и так далее. Это так называемая неоднородность ЦА.
Также нужно отметить, что у нас будут как потребители продукта, так и его покупатели. То есть, к примеру, мужчина может КУПИТЬ подарок жене на 8 марта, а НОСИТЬ серьги будет уже счастливая обладательница.
То есть мы не ограничиваем себя узким кругом покупателей, благо и предложение по своей цене – более, чем выгодное. При правильной рекламной стратегии и определении каналов сбыта ЦА расширится в разы. С последними пунктами предлагаем разобраться прямо сейчас.
Каналы сбыта
Если есть спрос – есть и предложение. Это простое правило бизнеса знают все. Вот только важно сделать так, чтобы о вашем предложении узнали. Для этого и вырабатывается стратегия, осуществляется поиск каналов сбыта. Случай с реализацией серебряных сережек – не исключение.
Благодаря развитию технологий, количество каналов сбыта значительно расширилось:
- Продажа в интернет-магазинах. Речь идет и о реализации продукта на собственной площадке, которую, к слову, можно создать на бесплатных сервисах, так и размещение товаров на партнерских сайтах за комиссию с прибыли.
- Размещение объявлений на тематических досках. Последние – в большинстве своем – бесплатные. Вы можете проделать всю работу сами, либо – доверить фрилансерам, стоимость услуг в этом направлении – весьма демократичная.
- Создание страницы-воронки. Ее еще называют посадочной страницей или – landing page!
- Оформление групп в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook)
- Прямые продажи.
- Холодные звонки.
- Тематические ярмарки и выставки
- Перепродажа.
В случае с серебряными изделиями каждый из этих способов хорош, разве что холодные звонки могут дать меньшую результативность, правда, опять же, все зависит от серьезности подхода и рекламного бюджета.
Как только вы примете решение о том, какие каналы сбыта будете использовать, следует начинать активно рекламировать товар, так как реклама согласно древней бизнес-заповеди – это двигатель торговли.
Ценообразование
Как только видишь впервые стоимость изделий из серебра на китайских сайтах, испытываешь некоторый шок, сравнивая ее с ценами в России и странах СНГ. Именно поэтому идея настолько выгодная и перспективная. Далеко не все покупатели практикуют покупки на таких площадках, поэтому предложение может стать по-настоящему «горячим».
Тем не менее, следует проанализировать конкурентов, как отечественных, так и зарубежных, чтобы ваша ценовая политика была в итоге и для покупателя выгодна, и вас не оставила в убытке.
Самое интересное, что аналогов данным сережкам по всем параметрам поиска на зарубежных площадках (кроме Алиэкспресс) не нашлось.
Зарубежные площадки:
Рисунок 19 Аналог №1 на Алиэкспресс
- Наименование сайта http://ru.Aliexpress.com
- Поставщик Lucky Watch
- Минимальный объем закупа 1 пара
- Цена в рублях 403,23 рубля по курсу ЦБ РФ на 28.06.2014
Рисунок 21 Аналог №3
- Наименование сайта http://ru.Aliexpress.com
- Поставщик JewelOra
- Минимальный объем закупа 1 пара
- Цена в рублях 537.75 рублей по курсу ЦБ РФ на 28.06.2014
Отечественные Интернет-магазины в РФ
Рисунок 22 Аналог на nebo.ru
- Наименование сайта nebo.ru
- Поставщик Общий для всего интернет-магазина
- Минимальный объем закупа От 1 штуки
- Цена в рублях 1700 рублей
Рисунок 23 Аналог на goldenlar.ru
- Наименование сайта goldenlar.ru
- Поставщик Общий для всего интернет-магазина
- Минимальный объем закупа От 1 пары
- Цена в рублях 1800 рублей
Рисунок 24 Аналог на jewellery-market.ru
- Наименование сайта jewellery-market.ru
- Поставщик Общий для всего интернет-магазина
- Минимальный объем закупа От 1 пары
- Цена в рублях 1260 рублей
Даже без серьезного анализа результатов можно сделать выводы о выгодности закупки именно у нашего поставщика, но для максимальной объективности следует создать обобщающую таблицу:
Серебряные серьги-кольца 925 пробы
Источник: moneymakerfactory.ru
Тонкое, гибкое, ювелирное: разговор о пластичном серебре
Существует мнение, что ювелирное дело – крайне сложное и порой опасное ремесло, к которому не подступиться новичкам. В классическом понимании термина так оно и есть. Но в последние несколько лет всё чаще и чаще на ювелирных выставках стали появляться работы, не отлитые или выкованные из металла, а в буквальном смысле вылепленные из него, как из глины.
Речь здесь идёт о пластичных металлах, чаще всего – серебре или бронзе. Технология заключается в том, что мельчайшие частицы металла замешиваются в специальный состав, который выпаривается при обжиге, как вода из керамики.
Студия Argentaruim – первая компания, официально представившая пластичное серебро PMC (Precious Metal Clay) в России. Мы поговорили с Евгенией Фёдоровой, основательницей студии, о пластичных металлах, ювелирных вечеринках и полётах в космос.
Вы первые в России, кто начал работать с пластичным серебром. Было ли это хобби, просто пришедшая в голову идея или случайный результат профессионального эксперимента?
Потребность в студии и «деле жизни» выросла из хобби: еще со студенческих времен я любила лепить. Делала украшения из полимерной глины, занималась керамикой, причем именно в прикладной форме – бусины, серьги, колечки. Пластичное серебро обнаружила волей случая, когда искала на зарубежных сайтах новую белую глину, и, конечно, заинтересовалась. Это было как раз то, чего мне не хватало: к тому времени уже хотелось делать что-то «серьёзнее», «ювелирнее», но при этом сохранить свои навыки и технику лепки.
Попробовала – понравилось. Научилась работать с этим материалом, достигла определенного уровня, но захотелось покупать не при случае, за границей, а у нас. И обнаружилось, что в России этого материала нет. Так родилась идея привезти его сюда, стать дистрибьютором и научить людей работать с пластичным серебром.
Одним из условий сотрудничества с японской корпорацией Mitsubishi Materials было открытие обучающего центра. Долго, муторно, в лучших традициях притирки западной и восточной культур мы пришли к контракту. Тогда мы мало что понимали в том, куда идем и что хотим получить. У нас всегда творчество превалировало над бизнес-расчетами. И, как мне кажется, нам удалось не растерять эту концепцию.
Видимо, за это нас и любят наши клиенты и мастера: у нас как дома или как в гостях у старых друзей. Люди, которые приходят к нам, видят, что в первую очередь мы не магазин и не бизнес-стартап, а творческое сообщество, которые своей целью ставит научить и подарить радость от созидания.
Технология работы с пластичными металлами – недавнее изобретение. Приходилось ли объяснять людям, как и почему это работает?
Слово «недавнее» здесь не слишком подходит: материалу уже больше 30 лет. Но нам всё равно пришлось столкнуться с множеством сложностей, начиная с таможенного оформления драгметалла в виде массы, заканчивая скептицизмом матёрых ювелиров. Многим казалось невероятным, что современные технологии позволяют вылепить нужную форму, сплавить металл в цельный слиток с сохранением мельчайших деталек и текстур вплоть до отпечатков пальцев и в итоге получить полноценное серебряное украшение.
Конечно, многих классических ювелиров сначала возмущало, что работу, на которую у специалиста уйдет не один день, новичок сможет сделать за несколько часов. Но после того как мы наладили профессиональный контакт с этим сообществом, то заполучили себе множество «адептов», раскусивших, что с их знаниями и умениями пластичное серебро может вывести ювелирное творчество на новый уровень.
Новая технология не противоречит старой и вовсе ее не отменяет. Знания классической обработки металлов могут быть в отличном симбиозе с современными техниками лепки. Это действительно потребовало времени, но те, кто осознал, что можно всё это совмещать, теперь делают такие невообразимые вещи, что остается только удивляться. И ведь что интересно: делают они это руками, без 3D-принтеров.
Тем не менее нам до сих пор часто приходится объяснять нюансы технологии. Например, мы были вынуждены уйти от принятого по всему миру термина «металлическая глина» (metal clay). Для русского уха слово «глина» в этом контексте не отражало сути материала; нас даже пару раз спрашивали, где находится карьер, где добывают такую глину. Поэтому мы решили локализовать название и стали использовать сочетание «пластичный металл», это понятнее и проще.
Поддерживаете ли вы связь с коллегами из Mitsubishi, обмениваетесь ли идеями, или это не творческое, а сугубо деловое сотрудничество?
Да, поддерживаем. Мы дважды были в Японии на творческих и профессиональных конференциях. Делились опытом и учились сами. Несмотря на то что японцы совершенно другие, с другими мыслями, логикой и приоритетами, они очень любят делать что-то руками. Или же нам просто повезло с направлением деятельности.
Конечно, общение с японцами требует написания отдельной большой статьи. Мы видели в Японии не только радужные берега и улыбки, но и много вещей, которые русскому человеку никогда в жизни не станут близки. Однако умение наладить контакт и уважать чужую культуру помогло нам достичь замечательного баланса деловых отношений и даже позволить себе называть некоторых из сотрудников компании если не друзьями, то прекрасными партнерами.
Кстати, наибольший ажиотаж в нашей последней поездке в Японию вызвал шоколад Алёнка, который мы привезли каждому сотруднику, и, не поверите – соломка. Самая обычная соломка, которую топ-менеджер компании полюбил во время поездки в Москву и сокрушался, что в Японии такого нет. Мы привезли несколько упаковок. Представлялось коллегам как деликатес.
Вы можете вести занятия как в рамках мастер-класса, так и в формате «вечеринки». Так ли велика разница между этими двумя понятиями, учитывая, что к вам в любом случае приходят люди, заинтересованные в теме?
Эти форматы имеют разные цели. Полноценный мастер-класс предполагает полное вовлечение участника. Как правило, это индивидуальные (максимум – парные) занятия, чтобы контролировать весь процесс. Основная задача – глубоко объяснить техники создания украшений, чтобы потом ученик мог работать самостоятельно.
Второй вариант – это облегчённая версия, которую мы обычно используем на мероприятиях, не «заточенных» под творчество. Например, наш стол стоит в зале, и мы проводим экспресс-занятие перед мероприятием (свадьбой, презентацией и т.д.), где предлагаем собравшимся изготовить украшение.
Основная творческая часть работы проделывается гостями, мы лишь берем на себя «грязные» этапы: согласитесь, в вечернем платье полировать и чернить изделие – это не лучшая идея. По окончании мероприятия гости подходят и забирают готовую красивую подвеску. Иногда попадаются и сумасшедшие мероприятия, где нужно дать такую возможность 150-200 гостям, а времени на нашу часть выделено не более 4 часов. Но мы каждый раз справляемся. Здесь главное – радость, с которой уходят люди, получив такой неожиданный подарок от организаторов мероприятия.
Может ли к вам прийти независимый автор, чтобы просто поработать в студии, не в рамках мастер-класса?
Да, для этих целей у нас есть режим коворкинга: любой мастер может прийти, получить базовую консультацию от инструктора и поработать в студии, арендовав рабочее место на несколько часов. В распоряжении мастера все наши инструменты – и, конечно, спокойная творческая атмосфера, которую порой сложно получить дома.
Кстати, у нас есть и опция бесплатного обжига в студии, когда мастер создает украшение из пластичного металла дома и приносит его только на обжиг. Это удобно для новичков, у которых пока нет своей муфельной печи: так они могут быть уверены в профессиональном и грамотном обжиге своих украшений, и им легче решиться начать творить без дополнительных трат.
Вы работаете не только в столице, но и в других городах, и у вас предусмотрена возможность дистанционного обучения. Тем не менее изменила ли пандемия что-то в вашей работе?
Думаю, этот год многим запомнится как переломный. Конечно, пандемия не прошла мимо, и нам, как и многим другим организациям, пришлось считаться с новыми условиями работы. Во время первого локдауна очные занятия в студии не велись, у нас работал только интернет-магазин и онлайн-курсы. Сейчас мы тоже строго соблюдаем новые правила работы: пользуемся масками в студии, дезинфицируем поверхности и ограничиваем количество учеников, одновременно находящихся на занятиях и коворкинге.
В то же время необходимость сидеть дома и работать удаленно кардинально поменяла у многих приоритеты. Это подстегнуло в людях стремление к творчеству. Кто-то начал рисовать, кто-то купил курсы по вышивке, ну а некоторые, наконец, решили попробовать себя в ювелирном деле.
Кроме того, многие из тех, кто раньше только приглядывался, в этом году решились на прохождение нашего дистанционного курса – и вполне успешно. Просто всегда нужно помнить, что можно сидеть на месте и грустить о нелегкой судьбе, а можно идти вперед и расширять мир вокруг себя, воспринимая сложности как стимул. Наши ученики как раз из таких.
Направление работы с пластичными металлами часто требует освоения новых техник и материалов. Насколько многому приходится учиться уже сейчас, когда вы знаете тонкости работы?
Ничему и всему. Чтобы начать что-то делать, нужно просто начать. Именно поэтому пластичный металл такой замечательный. Чтобы сделать свое первое украшение, нужен минимальный набор инструментов. А дальше – да, можно изучать новые техники, докупать инструменты и оборудование. А потом открыть свой заводик…
По нашему опыту, чтобы быть не просто новичком, а иметь уже широкие возможности, достаточно изучить базовые техники, на которые дальше нанизываются новые знания. Учеба – это вообще процесс бесконечный. Это такая маленькая жизнь в жизни. Очень веселая, интересная, пытливая.
Приходилось ли вам делать работы на заказ?
Чаще всего мы делали или помогали делать украшения, которые напоминают людям о путешествиях или каких-то важных и эмоциональных событиях. Наши ученики – люди открытые новому, жаждущие приключений и новостей. В последние несколько месяцев до пандемии у нас как под копирку выпало несколько заказов на кольца с картами мест, которые по тем или иным причинам дороги заказчикам. Также часто заказывают оттиск отпечатка пальца (чаще маленьких детей или влюбленных).
Самым необычным заказом было выполнение эмблем экипажа МКС 55/56. Это был некоммерческий проект. Мы сделали 5 экземпляров медальона экспедиции с пэтчем, который нарисовала дочь астронавта NASA Рики Арнольда, и поместили туда подписи всех трех членов экипажа. Все эти медальоны находились на МКС в течение экспедиции и благополучно вернулись на Землю.
В благодарность ребята подарили одну из эмблем нам вместе с сертификатом о том, что она побывала на Международной космической станции. Теперь все это, оформленное в рамке, висит на почетном месте в нашей студии.
Чисто технически повар может приготовить своё коронное блюдо на любой кухне, пусть и предпочтёт свою собственную. Если развивать эту аналогию, то, на ваш взгляд, есть ли какие-то минимальные условия, которые необходимы для выполнения ювелирной работы, или при должном руководстве с этим может справиться и новичок у себя дома?
Одно из приятных отличий работы с пластичным серебром от классической «ювелирки» в том, что для создания украшений нужно совсем немного. Не нужно сложного дорогостоящего оборудования, инструментов и специального помещения. Материал безопасен и для детей, и для беременных, и для старичков.
Однако, как и начинающий художник не напишет за день Мону Лизу, так и в первый день работы с пластичным серебром у вас вряд ли сразу получится шедевр Фаберже. Но, даже не имея опыта, можно уже с первого раза создать эффектное украшение, какого точно не найти в магазине. Мы регулярно наблюдаем это и у наших учеников, и у новичков, работающих самостоятельно. А дальше – практика, эксперименты и вдохновение.
Источник: porusski.me