Рассматривая украшения в витринах ювелирных магазинов, задумывались ли вы о том, какой путь проделывает каждое изделие, прежде чем оказаться в продаже? Сегодня мы рассказываем о работе тех, кто создаёт ювелирные изделия – поделимся «кухней» процесса и по очереди опишем все этапы, связанные с производством: от эскиза на бумаге до непосредственной реализации.
1. Мудборд коллекции и создание эскиза
Работа над ювелирной коллекцией начинается с выбора актуальной темы и источника вдохновения. Перед созданием эскизов дизайнер, как правило, составляет мудборд — визуальное представление настроения коллекции. В мудборд обычно входят графические изображения и фотографии, необходимые для отражения настроения и тематики будущей коллекции. Далее — создание эскиза.
На бумаге идея художника приобретает реальные контуры. Дизайнер разрабатывает сразу несколько версий одного украшения, которые могут отличаться элементами дизайна, вставками, вариантами застёжек и другими деталями. Из всех представленных версий изделия выбирается одна — лучшая с точки зрения эстетики и функциональности.
![]() |
![]() |
2. 3D-моделирование и мастер-модель
По предложенному художником эскизу в графическом редакторе (самый распространённый инструмент в ювелирной среде – Rhinoceros) строится трёхмерная модель изделия. Благодаря работе 3D-модельера, двухмерные наброски художника приобретают объем и форму.
Такой специалист по 3D-моделированию обладает компетенциями не только компьютерного проектировщика, но и дизайнера и технолога, а это значит, что он учитывает детали и технологические особенности будущих изделий. Иногда 3D-дизайнер работает непосредственно в паре с технологом с производства, что позволяет предварительно оценить все характеристики будущего изделия и внести поправки в дизайн, прежде чем украшение обретет свою конечную форму. 3D-модель должна быть спроектирована таким образом, чтобы ювелирному производству было удобно с ней работать. Если 3D-модель выполнена технически верно, в дальнейшем процессе производства сложностей с самим изделием уже не возникнет. В то же время неправильно выполненная 3D-модель может оказаться абсолютно непригодной в условиях производства, или же реализованный по такой модели заказ может повысить себестоимость изделия в несколько раз.
Созданную в графическом редакторе модель печатают на 3D-принтере специальным полимером или воском. Эту мягкую на ощупь модель заливают жидким гипсом и помещают в печь. При высокой температуре гипс застывает, образовывая полость в виде формы модели, а воск или полимер вытекает через оставленное отверстие.
КАК СОЗДАТЬ ЮВЕЛИРНЫЙ БРЕНД ИЛИ БИЗНЕС НА ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ СОЗДАННЫЙ СЕМЬЕЙ ДЛЯ СЧАСЬЯ
Далее в эту полость заливают жидкий металл (как правило, латунь), где он со временем остывает. Так получается мастер-модель изделия. Готовое металлическое изделие дорабатывается вручную до эталона для всех будущих изделий. Важно заметить, что, например, для каждого размера кольца или для каждого отдельного элемента украшения создается своя мастер-модель. Если уже после получения мастер-модели у неё обнаруживаются значительные недостатки при проектировании, на этом этапе процесс возвращается к доработке 3D-модели.
3. Изготовление пресс-формы
Следующий этап — это создание пресс-формы, которая позволяет максимально ускорить и упростить процесс производства, поставив его на поток. Сырьём для пресс-форм являются резиновые смеси, поэтому в профессиональной среде пресс-формы называют просто «резинками».
Уже готовую мастер-модель заключают в эту пластичную массу, затем помещают в вулканизационный пресс и прогревают 5 минут, после чего в течение 40 минут вулканизируют при высоком давлении и температуре около 140-150°С. В это время напоминающая пластилин масса затвердевает до состояния резины.
После этого резчики особыми инструментами аккуратно разрезают пресс-форму и вынимают мастер-модель, оставившую в резине объёмный отпечаток. Теперь изделие может выпускаться в любых объёмах. Все изделия, изготовленные с помощью такой резинки, будут выглядеть одинаково.
Простые изделия, без сложных составных частей, можно изготовить с помощью одной резинки, в то время как изделия более сложного дизайна, как правило, требуют использование нескольких резиновых пресс-форм (для каждой детали изделия создается своя резинка). Стоит отметить, что резинки не вечны, однако имея мастер-модель, всегда можно изготовить новую пресс-форму. Изготовление пресс-формы завершает этапы подготовки к производству.
4. Восковки, «восковые ёлки» и гипсовая формомасса
На этом этапе производства ювелирные изделия приобретают вполне реальную, хоть и восковую форму, которая потом становится своеобразным трафаретом для литья из металла. Работа по изготовлению восковых моделей начинается с технического задания, в котором указывается количество необходимых изделий и размерный ряд.
С помощью специального оборудования (инжектора) расплавленный воск впрыскивается в пресс-форму. Для того чтобы воск быстрее застывал, пресс-формы обязательно должны быть холодными. Поэтому по мере нагревания резинок восковщик кладёт их в морозильную камеру для охлаждения. Готовые восковки вместе с нарядом сдаются на проверку в отдел качества.
Прошедшие контроль качества восковки присоединяются к восковому стержню. В результате получается восковое дерево — заготовка для отливки в металле, по форме напоминающая ёлку. На восковых ёлках изделия сгруппированы по металлам: одна ёлка — изделия из серебра, вторая — из золота и т.д.
Далее всю эту восковую конструкцию заливают гипсом, после чего отправляют в печь для создания литейной формы. При высокой температуре воск вытекает, а остатки его выгорают, образуя полую гипсовою форму внутри. Именно эту форму будут использовать для литья. Основная задача этого этапа — получить одну максимально вместительную по количеству изделий гипсовую форму для литья.
5. Литье
В зависимости от необходимого металла, литейщик на ювелирном производстве готовит сплав для заливки, смешивая чистый металл (в случае с нашими украшениями — это серебро) с лигатурой — смесью металлов (как правило это медь, никель, цинк, но могут быть и другие). Компоненты расплавляются вместе, тщательно перемешиваются для достижения равномерности содержания и выливаются в подготовленную заранее гипсовую форму. Смесь остывает, гипсовую форму раскалывают, остатки гипса размывают струёй воды и достают уже готовую ёлку в металле. Литые восковые ёлки разбираются на элементы, изделия отсоединяются и поступают на обработку. Оставшийся стержень с литниками (металлическими стержнями, к которым были прикреплены изделия) идёт на переплавку.
6. Галтовка и монтировка
Следующий шаг — галтовка. Суть этого метода обработки заключается в полировке изделий путём перемешивания в специальном барабане с абразивом, где находятся керамические частицы в виде иголок, шариков, пирамидок. После галтовки поверхность украшений становится более гладкой и плотной.
Основная часть изделий дорабатывается вручную. Монтировка, доработка и подгонка деталей — кропотливое занятие, требующее внимательности. От качества монтировки в ювелирном производстве зависит прочность будущего ювелирного украшения. После этого изделия вручную полируются до блеска.
7. Пробирование изделий
После галтовки и монтировки все ювелирные изделия отправляются в пробирную инспекцию. В пробирной инспекции изделия проходят анализ на соответствие пробы ГОСТу. Если заявленная проба подтверждается, на изделиях ставится специальное пробирное клеймо и именник производства. Согласно закону, проба в обязательном порядке ставится на все изделия из драгоценных металлов. Единственное исключение сделано для серебра: если вес серебряного изделия меньше трёх грамм, то проба ставится по желанию.
8. Гальваническое покрытие и родирование
В дальнейшем, те изделия, в дизайне которых предусмотрена позолота, покрываются тонким слоем золота (в наших серебряных изделиях мы используем цвет 750-ой пробы) с помощью электрического тока и гальванической ванны. Серебряные изделия без позолоты проходят родирование по той же технологии. Происходит это посредством электрохимической реакции, при которой на металле изделий, погружённых в ванну со специальным раствором, осаждаются частицы наносимого металла.
Родий — один из самых редких металлов платиновой группы. Благодаря высокой прочности, стойкости к температурному воздействию, а также к влиянию кислот и других агрессивных сред, родий используют в качестве защитного покрытия украшений из серебра и белого золота. Кроме того, родий гипоаллергенен и не вызывает раздражений и покраснений. Наши серебряные изделия проходят обязательный процесс гальванического родирования, которое защищает металл от естественного потемнения и царапин и придаёт красивый блеск. Стоит отметить, что гальваническое золочение и родирование никак не влияют на пробу изделия, именно поэтому этот этап следует за пробированием.
9. Закрепка камней
Финальный этап производства — это закрепка камней, которые предварительно отбираются для каждого ювелирного изделия. Существует два вида закрепки — использование клея или закрепка самим металлом. Независимо от выбранного вида, на данном этапе особенно важна аккуратность и точность выполнения работы: закрепщик должен установить камни в пазы, прикрепив их так, чтобы они не могли выпасть при ношении. Органическое происхождение янтаря, мягкость материала, а также наличие включений и пузырьков воздуха делают процесс работы с камнем крайне трудоемким. Закрепщик, работающий с янтарём, должен обладать исключительными знаниями о физических свойствах камня, чтобы избежать возникновения сколов и трещин.
Создание цельной и самодостаточной ювелирной коллекции — сложный и многоступенчатый процесс, в котором все стадии тесно связаны между собой. Особенно важным считается 3D-моделирование — именно от этого этапа напрямую зависит, насколько простой и быстрой будет непосредственная реализации заказа на производстве. В среднем подготовительные этапы производства занимают около месяца, и столько же непосредственная реализация заказа на мануфактуре.
Среди всех ювелирных изделий наиболее дорогостоящим считается производство серёжек. По сути, в розничную цену должна закладываться стоимость производства сразу двух изделий, поэтому расчет адекватной затратам рыночной стоимости — непростой вопрос. Одним из самых сложных также считается создание колец, и не только с точки зрения производства (на каждый размер нужна отдельная мастер-модель и, соответственно, отдельные резинки), но и из-за расчета дальнейшей реализации продукции — при заказе нужно обязательно учитывать спрос на тот или иной размер колец.
Стоит отметить, что описанный выше процесс относится только к созданию монолитных ювелирных изделий (колец, браслетов, кулонов, серёжек). Такие элементы украшения как цепочки, застёжки и другие виды фурнитуры закупаются на ювелирных производствах отдельно, как правило, у других компаний, которые специализируются на плетении цепочек и создании соединительных элементов к ним.
Конечно, описанная выше модель производства не единственная, однако именно она считается наиболее пригодной при промышленных масштабах.
Источник: leta.st
Как создают ювелирные украшения
Превратить металл и цветные камни в настоящее произведение ювелирного искусства означает сотворить магию или совершить алхимическое превращение. Весь процесс изготовления украшений сакрален, скрыт от большинства людских глаз. Дизайнеры, ювелиры, огранщики, химики и геммологи — список “магов”, творящих “волшебство”, очень большой, но он не сравнится с величиной и масштабами той красоты, которая воплощается в конечном продукте этой чудесной деятельности.
Если Вы охвачены любопытством и Вам не терпится скорее приоткрыть завесу тайны, то эта статья станет ответом на все вопросы.
Редкий самоцвет как вдохновение
В ювелирном доме Maxim Demidov источником вдохновения для создания украшений являются редкие драгоценные камни. Максим Демидов лично посещает знаменитые аукционы и путешествует по месторождениям во всех уголках света, чтобы найти самоцветы исключительной красоты и качества. Редкий самородок, который поражает основателя ювелирного дома своими характеристиками, впоследствии получает эксклюзивную оправу, которая разрабатываются дизайнерами и художниками.
Белое или желтое золото? Изумрудная огранка или кабошон? Самодостаточное сияние редкого сокровища или альянс бриллиантов и других камней? Каждый раз происходит выбор решения, направленного на то, чтобы подчеркнуть сильные стороны уникального центрального камня и превратить его в ценное произведение искусства. И сначала этот выбор происходит на бумаге.
Эскиз — второй шаг к воплощению
Рука художника медленно, но ловко скользит по бумаге, соединяя между собой различные линии. Штрихи и краски образуют реалистичный эскиз будущего украшения. Если изображение достойно своей реализации, то уже очень скоро рисунок обретет жизнь в драгоценных металлах и камнях. Созданием эскизов занимаются специальные иллюстраторы-дизайнеры, способные отразить замысел будущего изделия максимально подробно: это может быть индивидуальная идея заказчика, ювелира или самого художника.
Когда эскиз готов, он отправляется к основателю ювелирного дома Maxim Demidov, который решает судьбу будущего украшения и проводит окончательную сверку.
Моделирование
Ювелирное искусство — это прочный сплав высоких технологий и кропотливого творчества знатоков своего дела. Современные компьютеры не делают за мастеров всю работу, они лишь помогают им воплотить свой замысел максимально полно и детально.
Создается 3D-модель каждого изделия, это помогает точно рассчитать его будущей вес, форму и любые другие параметры. Это похоже на рисование, только при помощи компьютерной техники.
Прототипирование
Используя полимерные материалы, машина на 3D-принтере печатает прототип изделия. Такая технология дает возможность получить образец с самой сложной геометрией. То многообразие форм, которое мы встречаем на современном ювелирном рынке, стало реальным благодаря 3D-технике.
Полимерный прототип украшения можно примерить, приложить к нему камень и оценить внешний вид будущего изделия. Этим занимаются технологи и дизайнеры: первые следят за соответствием всем прописанным стандартам, вторые — занимаются эстетической стороной вопроса. Если специалисты находят любое несовершенство, модель дорабатывается и печатается заново, данный процесс может быть повторен до 50 раз, пока не будет достигнут идеал.
Литьё
Подготовка к литью начинается с технического задания, где указаны все требования к будущему изделию. Прототип украшения присоединяется к “ёлочке” — так называют восковой стержень в виде дерева. Эту конструкцию ставят в опоку — специальный огнеупорный и перфорированный цилиндр. Сверху ёлочку заливают гипсом.
Опоку отправляют в раскаленную печь, где полимерный воск испаряется и оставляет после себя пустоты. В них заливают драгоценный металл, который застывает в необходимой ювелирам форме. Когда удаляется гипс, с ёлочки снимают модели и отправляют на дальнейшее преображение.
Ювелирные работы
Когда технологический процесс уходит на второй план, а на первый выходит ручной труд и творчество — тогда начинаются самые кропотливые ювелирные работы. Соединение между собой различных деталей, закрепка цветных камней, последние штрихи декорирования — и вот перед нами новый ювелирный шедевр, готовый покорять вершины моды и побеждать в международных конкурсах. Как, например, эти превосходные украшения от Maxim Demidov.
Специалист по закрепке драгоценных камней умело устанавливает их в оправе, позволяя изделию сиять так, как это было задумано. Россыпь дополнительных камней добавляется только под профессиональным микроскопом — это очень трудоемкий и кропотливый процесс, на который может быть затрачено несколько недель. Но и к закрепке центрального камня нужно приложить немало усилий. Во время работ на самоцвете стоимостью миллионы рублей возможно образование сколов и трещин, поэтому здесь требуется особенное умение. В ювелирном доме Maxim Demidov работают мастера со стажем более 15 лет, они занимаются всем процессом изготовления украшений: от спайки деталей до финальной полировки, поэтому качество таких изделий всегда на высоте.
Ювелиры также применяют ультразвуковое мытье, чтобы окончательно очистить изделие и закрепить результат, а иногда покрывают украшение родием, особенно, если оно из белого золота.
Родирование украшений — это процесс покрытия изделий слоем родия. Родий является дорогостоящим металлом платиновой группы, устойчивым к различным повреждениям. Родиевый слой практически незаметен, но дарит изделию уникальный серебристый оттенок, за который так любят белое золото.
Финальные штрихи
Итогом превращения металлов и минералов являются произведения ювелирного искусства — кольца, серьги, подвески, колье. Многообразие украшений, ставших воплощением замысла наших художников и ювелиров, теперь нуждается в экспертной оценке. Все характеристики изделий заносятся в официально заверенный паспорт.
Эксклюзивные украшения с особенно редкими цветными камнями имеют заключение о свойствах данных самоцветов от международных геммологических лабораторий, например, GIA.
Готовые изделия с производства отправляются в фирменные бутики Maxim Demidov и в салоны официальных представителей бренда по всей России. Вы легко можете узнать наши украшения по характерному почерку мастеров ювелирного дома: уникальные центральные камни, дизайн и стиль подачи изделий сильно отличают их от остальных.
Секрет успеха — внимание к деталям
Ювелирный дом Maxim Demidov отличает свой набор ценностей и своя философия, в которой на первом месте стоит внимание к деталям. Именно детали, собираемые мастерами в единую композицию, словно мозаика, помогают нашим изделиям обрести авторские штрихи и стать частью премиального класса.
Руки наших мастеров – это руки волшебников. В своих мастерских они творят истинную магию, которая расцветает и предстает в виде неповторимых шедевров. Каждое произведение ювелирного искусства, отличающееся изысканным, непревзойденным дизайном и высоким уровнем исполнения, рождается в единственном экземпляре.
Мастера не пытаются «перекричать» красоту драгоценных камней, они подчеркивают каждый нюанс их природного великолепия. И делают это с особым рвением и горящими глазами, гордясь своим трудом и результатами. Они не бездушные машины, а чувствующие и невероятно творческие люди, мечтающие сделать счастливыми тех, кто их окружает.
Оценить своими глазами плоды их творчества Вы можете в нашем каталоге.
Источник: maxim-demidov.ru
Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня
В статье «Как стать ювелиром: особенности профессии» мы рассказали, что должен знать и уметь начинающий мастер, какие инструменты нужны на старте и где пройти первоначальное обучение ювелирному делу. После завершения базового курса следует выбрать дальнейшее направление развития в ювелирном деле — это второй шаг в профессии . Рассмотрим эти направления подробно.
Дипломная работа «Ящерица» на курсе «Ювелирное дело».
Скетчинг
Процесс создания любого украшения начинается с эскиза, то есть скетча, или с 3D-модели, о которой поговорим ниже. Скетчинг — это не только рисование от руки на бумаге, но и помощь самому себе в разработке изделия. В скетче фиксируют главную мысль украшения, его цвет, форму, технические узлы, в том числе наличие крапана или канала, если предусмотрен такой вид закрепки камня.
Чтобы рисовать скетчи, необязательно иметь художественное образование. По своей сути — это более простой способ проектирования ювелирного украшения, если по каким-то причинам недоступно 3D-моделирование. Скетчинг особенно важен, если мастер работает дома или в частной мастерской, — не каждый может купить дорогостоящий 3D-принтер.
На мастер-классе «Скетчинг для ювелиров» учат основам построения объемных форм, перспектив, передачи светотени, а также рисуют маркерами, фломастерами, простыми или цветными карандашами, графитом и пастелью. В ходе однодневного обучения вы нарисуете 3-5 скетчей разных украшений, которые останутся у вас.
3D-моделирование ювелирных изделий
Сегодня 3D-моделированием и 3D-печатью никого не удивишь. Так называемые аддитивные технологии, кроме масштабного применения в промышленности, нашли свое использование и в ювелирном деле. С их помощью проектируют изделия сложных геометрических форм с очень мелкими деталями — ювелиру-дизайнеру открылись безграничные горизонты для творчества.
Мастер-модель, спроектированная по технологии 3D-моделирования ювелирных изделий и распечатанная на 3D-принтере (слева), и готовое изделие (справа). Фото: formlabs.com
Трехмерную модель будущего украшения разрабатывают в специальной программе Rhinoceros 3D . Затем эту 3D-модель анализируют и проверяют на ошибки в программе Materialise Magics , а после подготавливают к 3D-печати. Напечатанная на 3D-принтере мастер-модель украшения получается высокоточной, а применение аддитивных технологий упрощает и ускоряет процесс получения готового изделия в разы: чем быстрей ювелир получит мастер-модель в работу, тем быстрее изготовит ювелирное изделие.
На онлайн-курсе ювелирного 3D-моделирования в Русской Академии Ремесел изучают основной инструментарий программ Rhinoceros 3D и Materialise Magics. Также каждый слушатель выполняет выпускную квалифицированную работу и после прохождения курса «3D-моделирование для ювелиров» может стать дизайнером-художником ювелирных изделий.
Важно: в идеале ювелир должен освоить и скетчинг, и 3D-моделирование — это повышает его стоимость на рынке.
Ювелирное литье
Раньше любое ювелирное изделие мастер делал вручную и по индивидуальным технологиям — производство одного украшения было долгим и трудозатратным. Сейчас их производят массовым способом — литьем. На данный момент литье ювелирных изделий — самый популярный метод изготовления .
На основе скетча или 3D-модели делается восковая модель изделия. А далее ювелир из восковок в опоке — цилиндре для ювелирного литья с жидким гипсом внутри — формует десятки точных копий украшения и припаивает на один стержень. Получается так называемая восковая «ёлка». Затем эту «ёлку» отправляют в печь, где при высокой температуре воск плавится и вытекает из отверстий опоки, а гипс — застывает. Мастер получает отливочную форму с пустотами, которая в точности повторяет будущие ювелирные изделия.
Затем в эти полости аккуратно заливают расплавленное золото или серебро, заранее смешав их с лигатурой — цинком, медью или никелем. Процент тяжелых цветных металлов мал и они положительно влияют на свойства всего сплава, придавая ему твердости, ковкости и цвета. После заливки форме дают остыть, далее «ёлку» открывают и «обкусывают» с нее полученные изделия.
Резьба по воску
Ювелирный воск — это прочный химический композит, больше похожий на пластик, с невысокой температурой плавления — 70-100 °C. С известным многим пчелиным воском он не имеет ничего общего. Из ювелирного воска изготавливают объемные модели будущего украшения — их называют восковки — в натуральную величину со всеми толщинами, рисунками, надписями и формами. Мастера говорят, что моделирование ювелирным воском — один из увлекательных этапов создания изделия.
Восковки. Фото: formlabs.com
В магазинах для ювелиров воск чаще всего продают в форме пластин, полых трубчатых заготовок или брусков синего, красного (фиолетового) и зеленого цветов. Каждому цвету соответствует своя степень жесткости:
В завершении все украшения шлифуют и полируют, при этом поверхность металла становится гладкой и блестящей, а изделие приобретает товарный вид. Технология ювелирного литья позволяет создавать украшения различного уровня сложности, при этом постоянно расширяя ассортимент, и сокращая потери драгметалла.
- Синий воск самый мягкий, гибкий, легко режется ножом и образует стружку. Его обрабатывают фрезами и напильниками на очень малых скоростях. Подходит для изготовления восковок колец или моделей с выступающими элементами.
- Красный или фиолетовый — универсальный воск средней гибкости и мягкости, режется ножом без стружки. Используется для моделей с многочисленными вставками и воздушными пространствами.
- Зеленый — популярный среди модельщиков материал резьбы по воску и самый твердый из всех — обрабатывается фрезами, надфилями и напильниками на высоких скоростях без стружки и оплавления. Идеален для прорезки тонких деталей, надписей и при сложном дизайне украшения.
Модельщик берет эскиз (скетч) будущего изделия и превращает его в объемную модель. Кажется, что всё просто, но это не так. Искусный мастер должен аккуратно и правильно перенести значения всех штрихов двухмерного рисунка в скульптурное трехмерное восковое изделие. Затем восковку (или восковки) помещают в опоку и проводят дальнейшие процессы — подробно о них мы рассказали выше.
Ювелирное эмалирование
Даже в условиях массового производства (литья) украшения, покрытые цветной эмалью, — это исключительно ручная работа. Эмалирование ювелирных изделий делает их уникальными и непохожими друг на друга. Технология подразумевает нанесение специально подготовленной смеси на поверхность металла. В учебных проектах ею покрывают украшения, выполненные из латуни, меди или нейзильбера — сплава, похожего на серебро. Также эмаль используют при изготовлении медалей, орденов, значков и коллекционных монет.
Эмалирование ювелирных изделий. Фото: выпускная работа на курсе «Художественная эмаль»
По своей сути все современные эмали для ювелирных изделий представляют собой легкоплавкое стекло. У них разные составы, прозрачность, техники исполнения и два способа закрепления на поверхности металла — горячий и холодный. Отсюда и соответствующее деление на горячие и холодные эмали.
Упрощенно, высушенную на поверхности горячую эмаль припекают к металлу в муфельной печи при температуре 600-800 °C, а затем охлаждают, очищают и полируют. Холодная эмаль может быть тепло- или светоотверждаемая — в зависимости от этого после высушивания ее или плавят при 160 °C, или облучают УФ-лампой.
Но в действительности промежуточных этапов работы с любой эмалью намного больше — будущих ювелиров-эмальеров готовим на нашем курсе «Художественная эмаль» .
Ювелирная гравировка
Гравировку на ювелирных изделиях, то есть нанесение линейного рисунка или рельефа на металл, ювелир-гравёр выполняет штихелем — стальным резцом. Технически — это сложный ручной процесс, требующий внимания, выдержки и мастерства, но с художественной точки зрения — гравировка часто используется в декоративной обработке драгоценных металлов. При плоскостной (двухмерной) гравировке рисунок создают только на поверхности, а при обронной (трехмерной) делают рельеф или объемную скульптуру.
Фото: выпускная работа на курсе «Гравировка»
На ювелирном изделии — кольце, подвеске, монете, обереге, кресте, часах — «выбивают» узоры, надписи, геометрические фигуры и орнаменты. Ювелирная гравировка штихелем, в особенности обронная, повышает стоимость украшения в разы и придает ему индивидуальность и коллекционную ценность. Научиться гравированию можно на курсе «Гравировка» .
Ювелирная филигрань
Филигрань или скань — это тончайший ажурный или напаянный на металл золотой или серебряный узор. Историки считают, что именно филигрань ювелирных изделий была одной из первых ювелирных техник, известной в древнем мире. Из-за характерной мягкости золото или серебро легко вытянуть в тонкую проволоку или сформовать в зерно. Кроме ювелирных украшений — броши, перстни, браслеты, кулоны — скань часто используют в украшении шкатулок, кубков, статуэток, ваз и подносов.
Фото: выпускная работа на курсе «Филигрань».
- Напайной — золотую или серебряную проволоку или зернь напаивают прямиком на металлическую основу (фон).
- Ажурной — здесь нет основы из металла (то есть нет фона, как в напайной), поэтому узор из проволоки спаивается между собой, к которому затем прикрепляют зерно. В мире ажурную филигрань иногда называют «Русской филигранью».
- Объемная — сложная скань, где мастер создает изделие по частям и затем монтирует в единую композицию.
Ювелирная филигрань выступает в качестве отдельного вида искусства, по технологиям которой делают все виды украшений, так и методом декорирования изделия из драгметалла. Освойте эту искусную технику на курсе «Филигрань» .
Закрепка камней
Драгоценные или полудрагоценные камни, если таковые предусмотрены в украшении изначально (то есть на стадии эскиза или 3D-модели), устанавливают по технологии закрепки. Чаще всего камень аккуратно вставляют в каст — специальную оправу в изделии, которая держит этот камень. После закрепки установленный в каст камень называется вставкой.
Пример глухой закрепки. Фото: дипломная работа на курсе ювелиров.
Известные виды закрепок камней:
- Глухая — металлическая оправа изделия наглухо опоясывает камень.
- Крапановая — камни удерживаются специальными крючками (крапанами), расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. При этом виде закрепки акцент делается на самом драгоценном камне, а изделие — вторично. Крапановую закрепку часто используют при изготовлении помолвочных колец с бриллиантами.
- Корнеровая — камень устанавливают непосредственно в металл, а не в каст.
- Рельсовая или канальная — ювелир прорезает в украшении специальный канал и вставляет туда от трех и более камней.
Закрепок камней в изделиях больше, чем мы рассмотрели, и тот или иной способ вставки выбирают исходя из проекта.
Важно: мастер, выполняющий закрепку, кроме опыта работы с драгметаллом, должен иметь знания в геммологии — науке о природных и искусственных драгоценных камнях.
Ювелирное плетение цепей
Самое распространенное украшение у мужчин, женщин и детей — золотая или серебряная цепочка на шее или браслет на запястье. До сих пор неизвестно, когда и где зародилась техника плетения ювелирных цепей, но при раскопках археологи находили такие изделия у жителей Древнего Египта и Месопотамии. Причем уже на тот момент цепочки имели довольно сложные схемы плетения.
Современных видов ювелирных плетений десятки — от простых до самых креативных и дизайнерских. Рассмотрим две наиболее популярные группы.
Якорное плетение — соединение звеньев цепочки или браслета последовательно и перпендикулярно друг ко другу, то есть схематично «кольцо + кольцо». Ювелиры считают якорный тип классикой и прародителем всех остальных ювелирных плетений со множеством вариаций. Например, вид ювелирного украшения будет зависеть от размеров используемых звеньев, их соотношения по оси, количества рядов звеньев (один или больше) и других параметров. Иногда грани дополнительно напыляют разными оттенками золота, делая изделие не только изысканным и играющим на свете, но и эксклюзивным.
Панцирное плетение — все звенья находятся в одной плоскости и соединяются последовательно друг с другом. По сути это один из вариантов якорного, но сейчас панцирный тип относят к базовой технике плетения ювелирных цепочек. По количеству звеньев панцирь может быть одинарным, двойным, тройным, а по своей форме — ромбическим, кручёным, овальным и другим. Исследования показали, что украшения, выполненные панцирным плетением, более прочные за счет плотного примыкания каждого звена.
Вывод
Исходя из многообразия ювелирных технологий, вы можете быть дизайнером ювелирных украшений, литейщиком, эмальером, гравером, филигранщиком, закрепщиком, ювелиром-цепочником или освоить все направления и стать универсалом . В ювелирном деле необходимо развиваться, посещать отраслевые мероприятия, чтобы тренировать свою насмотренность, а также осваивать новые техники, постоянно повышая свой уровень мастерства.
Вы можете стать ювелиром-универсалом или сосредоточиться на глубоком освоении одной технологии. Выбирать вам.
Курсы Русской Академии Ремесел эффективны и востребованы уже 12 лет — наши выпускники работают в ювелирных компаниях, ремонтных мастерских и занимаются собственным производством украшений.
Источник: dzen.ru