Перед новогодними праздниками организация украсила фасад здания гирляндами, а в самом офисе установила наряженную елку. Возникнут ли у инспекции претензии, если списать на расходы по налогу на прибыль затраты на покупку ели и новогодних украшений?
Учет в составе расходов по налогу на прибыль затрат, связанных с новогодним украшением фасада офиса, а также его внутренних помещений, налоговые органы, вероятнее всего, сочтут необоснованным.
Это связано с тем, что базу по налогу уменьшают только те расходы, которые являются экономически оправданными и направленными на получение дохода ( п. 1 ст. 252 НК РФ ).
Установка ели непосредственно в офисе компании, а также приобретение игрушек для ее украшения, не отвечают указанным требованиям. Поэтому стоимость ели и игрушек в расходах по налогу на прибыль не учитывается.
Что касается затрат на оформление фасада здания гирляндами, полагаем, что их можно признать в качестве расходов на световую рекламу (на основании пп. 8 п. 1 , п. 4 ст. 264 НК РФ ), но при условии, что в этом здании организация ведет торговую деятельность. Ведь реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц ( п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Как списать испорченные товары и материалы?
А украшение внешней части торгового помещения будет способствовать привлечению потенциальных покупателей и повышению спроса на продаваемую продукцию.
Необходимо помнить, что размещение наружной световой рекламы нужно согласовать с местными органами самоуправления.
Тем не менее не исключено, что и в этой ситуации обоснованность списания затрат в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли придется доказывать в суде.
Если компания торговую деятельность не ведет, расходы на световое оформление фасада здания учитывать в расходах нецелесообразно.
Источник: dzen.ru
Расходы на комнатные растения и аквариум в офисе: можно ли учесть для налогообложения?
ИА ГАРАНТ По договору Обществу оказываются услуги по благоустройству офиса, в частности приобретение комнатных растений, услуги по озеленению, уходу за офисными растениями, а также услуги по уходу за аквариумом. Правомерно ли признание в целях налогообложения прибыли расходов по указанным выше услугам?
Являются ли данные расходы связанными с обеспечением нормальных условий труда, охраны здоровья сотрудников, которые работают в помещениях, оборудованных компьютерами и оргтехникой, и повышением влажности воздуха в офисных помещениях? По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Признание в целях налогообложения расходов на приобретение комнатных растений, услуг по уходу за ними, а также услуг по уходу за аквариумом как прочих расходов или как расходов на обеспечение нормальных условий труда приведет к претензиям проверяющих.
Вместе с тем судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков. Обоснование позиции: Пунктом 1 ст.
Смешная презентация в школе! А ваш учитель оценил бы?
252 НК РФ установлено, что обязательными условиями для включения затрат в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, является их экономическая обоснованность, наличие подтверждающих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов. При этом фактически перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп.
49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 09.09.2019 N 03-03-07/69148, постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу N А40-34482/151-160).
Например, о возможности признания расходов на приобретение моющих и чистящих средств для поддержания чистоты в офисе, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, сказано в письме Минфина России от 16.08.2019 N 03-11-11/62254.
Правовая позиция по вопросу признания осуществленных налогоплательщиком расходов для целей налогообложения была сформирована Конституционным судом РФ в определениях от 04.06.2007 NN 320-О-П, 366-О-П и от 16.12.2008 N 1072-О-О, а также Пленумом ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 N 53, в которых указано, что обоснованность расходов, учитываемых при налогообложении, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, а не с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, поскольку налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.
Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налогоплательщику для признания подобных расходов необходимо подтвердить (в том числе и документально), что их осуществление связано, в частности, с поддержанием положительного имиджа организации в глазах потенциальных клиентов или с созданием комфортных условий труда сотрудникам. Более «свежих» судебных решений нами не обнаружено.
Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений. Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности).
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (далее — Перечень). При этом в письме Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/2/12697 отмечается, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности (смотрите Энциклопедию решений.
Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли). Несмотря на то, что п. 32 Перечня установлена реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в письмах Минфина России от 27.11.2017 N 03-03-06/1/78341, от 17.12.2018 N 03-03-06/2/91519 (и других) сказано о неправомерности признания в расходах затрат на приобретение спортивного инвентаря, на оплату мероприятий, связанных с занятиями работников физкультурой и спортом.
Учитывая, в частности, это, мы полагаем, что учет обсуждаемых расходов по этому основанию будет очевидно спорным (смотрите также материал: Нормальные условия труда: какие расходы можно учесть? (Е.П. Зобова, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 8, август 2018 г.)).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами: — Вопрос: Руководство компании приняло решение о благоустройстве офиса. Были закуплены аквариум, комнатные цветы и другие элементы интерьера.
Можно ли связанные с этим расходы учесть для целей налогообложения прибыли? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 8, август 2015 г.) — Вопрос: Автономное учреждение за счет средств, полученных от платной деятельности, приобретает цветы в горшках, картины, аквариумы и иные предметы для оформления помещений. Правомерно ли признание этих затрат в целях обложения налогом на прибыль? (журнал «Руководитель автономного учреждения», N 4, апрель 2017 г.) — Вопрос: Наша фирма, применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы», оказывает стоматологические услуги. В холле для посетителей мы установили аквариум, чтобы создать спокойную атмосферу. Можно ли учесть затраты на обслуживание аквариума в расходах при УСН? («Упрощенка», N 2, февраль 2014 г.) — Вопрос: Мы приобрели помещение под центральный офис. Для его обустройства мы купили предметы интерьера: живые растения, большой аквариум с рыбками, настенные панно. Можно ли учесть такие расходы для целей налогообложения прибыли? («ЭЖ Вопрос-Ответ», N 12, декабрь 2013 г.)
— Вопрос: Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на праздничное оформление офиса? («Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 2, февраль 2014 г.) — Вопрос: Организация занимается производством тепловой энергии, применяет общую систему налогообложения. Организация для украшения офиса приобрела цветочные горшки стоимостью 100-300 рублей.
Каков порядок бухгалтерского учета данного имущества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2018 г.) — Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является сдача помещений в аренду, периодически приобретает аквариумных рыбок. Аквариум расположен в зоне общего прохода покупателей и посетителей торгового комплекса. В данный момент организацией приобретены пять аквариумных рыбок стоимостью 300 рублей каждая. В учетной политике для целей бухгалтерского учета к основным средствам отнесены активы стоимостью не менее 40 тыс. руб. Каким образом отразить приобретение и списание рыбок в бухгалтерском учете и по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.) Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена 26 сентября 2019 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник: www.audit-it.ru
Красиво жить не запретишь: как обосновать расходы на обустройство «богатого» офиса
Расходы организаций на благоустройство офисов и рабочих мест воспринимаются неоднозначно. С одной стороны, они заметно улучшают условия труда сотрудников. С другой – являются причиной доначисления налогов, поскольку налоговики далеко не всегда считают эти расходы обоснованными. В данной статье мы рассмотрим спорные расходы сразу с нескольких точек зрения.
Какие расходы на офис могут повлечь претензии налоговой
Покупка организациями недвижимости, транспортных средств, промышленного оборудования, офисной мебели, ККТ, рабочих компьютеров, ПО и оргтехники по большей части не вызывает у налоговиков никаких претензий.
Такие расходы изначально воспринимаются как экономически оправданные и целесообразные. И поскольку все перечисленные объекты так или иначе используются для решения производственных или управленческих задач организаций, то проблем с отнесением их в состав расходов, как правило, не возникает.
Но все меняется, когда речь заходит о расходах на благоустройство рабочих мест и создание для сотрудников комфортных условий труда. К спорным с точки зрения экономической оправданности и целесообразности зачастую относят расходы на приобретение в офисы:
- кондиционеров, увлажнителей/осушителей воздуха, ионизаторов и другой климатической техники;
- холодильников, бытовых морозильных установок;
- телевизоров, игровых приставок;
- газовых и электроплит, микроволновок, грилей, электрочайников, кофемашин, кофеварок;
- диванов, кресел, кроватей и другой подобной мебели;
- бассейнов, саун, бань;
- аквариумов, террариумов, вольеров и других средств содержания животных, птиц и рыб;
- бильярдных столов и т.д.
По таким расходам позиции налогоплательщиков и налоговиков могут кардинальным образом расходиться. И что одним кажется вполне естественным и обоснованным, для других – непозволительная роскошь и расточительство, компенсировать которые за счет увеличения бюджетных потерь нельзя.
Что думают налогоплательщики о расходах на благоустройство офисов
Обустройство офисов, оборудование обеденных помещений, создание комнат отдыха и приобретение дорогой современной бытовой техники – далеко не всегда добрая инициатива самих работодателей. Зачастую они попросту выполняют возложенные на них законные обязанности.
Напомним, в соответствии со ст. ст. 22 и 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников.
Согласно же ст. 223 ТК РФ работодатели обязаны оборудовать на своих предприятиях санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, а также комнаты для отдыха и психологической разгрузки работников.
Помимо ТК РФ существуют еще и многочисленные санитарные нормы и правила, которые также обязательны для организаций и ИП. Например, СанПиН 2.2.4.548-96, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21. Данный акт устанавливает, что в холодный период года температура в офисах должна быть на уровне 22–24 °C с влажностью воздуха 60–40%, а в теплое время года – 23–25°C с такой же влажностью воздуха. Разумеется, добиться таких значений можно только при приобретении и установке соответствующей климатической техники.
В связи с этим оборудование офисов кондиционерами, кулерами, комнатами отдыха, холодильниками, диванами, креслами, телевизорами, газовыми и электроплитами и другой бытовой техникой представляется уже не как прихоть работодателя, а как производственная необходимость.
В противном случае работодатель рискует нарушить целый ряд законных требований. И экономия на диванах и кулерах может обернуться целой чередой штрафов от ГИТ.
Само собой, что все расходы на благоустройство офисов и комфорт работников организации стремятся учесть в расходах, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль. Тем более, что пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо позволяет относить к прочим расходам затраты организаций на обеспечение нормальных условий труда работников.
В зависимости от срока полезного использования приобретенного имущества и его стоимости оно относится либо к основным средствам (если стоимость свыше 100 000 рублей), либо к материально-производственным запасам (если стоимость меньше 100 000 рублей). В первом случае стоимость имущества списывается через начисление амортизации, во втором – путем отнесения к расходам после сдачи в эксплуатацию или после ее полной оплаты.
Что делают налоговики с расходами на благоустройство офисов
В отличие от работодателей, при контроле спорных расходов налоговики исходят в первую очередь из интересов экономии бюджетных средств и буквального толкования пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Действительно, данная норма не уточняет, что следует понимать под расходами на обеспечение нормальных условий труда и не предусматривает конкретного перечня подобных расходов. Это приводит к спорам и разногласиям относительно того, какие именно расходы можно учесть в целях исчисления налога на прибыль.
В то время когда организации в обоснование затрат на обеспечение нормальных условий труда указывают на санитарные требования и нормы ТК РФ, налоговики ссылаются на неэффективность и экономическую нецелесообразность этих расходов. Кстати, для этого у них также имеется вполне логичное и законное обоснование.
По закону для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям ст. 252 НК РФ. То есть расходы должны быть не только документально подтверждены, но еще и обоснованы с экономической точки зрения и направлены на получение дохода.
Следовательно, если организация тратится на создание работникам нормальных условий труда, то она должна обосновать, что такие расходы непосредственно связаны с производственной деятельностью работников.
Иными словами, плательщикам необходимо объяснить, каким именно образом покупка холодильника или дивана связана с деятельностью их работников, занятых, скажем, оказанием консультационных услуг. В свою очередь контролеры должны обосновать, что консультантам не нужен ни холодильник, ни диван.
Снимая с работодателей подобные расходы, налоговики руководствуются правилом, установленным в соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ. Данная норма гласит, что для целей налогообложения прибыли организаций не должны учитываться расходы на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
И если на списание в расходы стоимости электрочайников, холодильников и СВЧ-печей контролеры зачастую смотрят еще сквозь пальцы, то амортизационные отчисления на телевизоры, игровые приставки, кинотеатры, музыкальные системы и бильярдные столы – это уже выше их сил. Мимо таких затрат контролеры уже не пройдут.
Кого поддерживают суды
По большей части судебная практика рассмотрения таких споров складывается в пользу налогоплательщиков. Но для удачного исхода дела мало представить в суд документы, подтверждающие реальное приобретение и принятие на учет спорного имущества. Не менее важно еще и обосновать экономические причины приобретения этого имущества. Если с приобретением ГСМ, спецтехники и строительных материалов все понятно, то необходимость покупки телевизоров, кофемашин и мягких кресел придется доказать.
При этом организации и ИП вправе ссылаться на нормы трудового и санитарного законодательства, обязывающие создавать для работников достойные и комфортные условия для труда и отдыха. Например, на положения ст. ст. 108 и 223 ТК РФ. Согласно данным нормам, работодатель обязан предоставить работникам обеденный перерыв, а также оборудовать специальное помещение для приема пищи.
Это значит, что предоставить отдельное помещение для обеденных перерывов еще недостаточно. Важно оснастить такое помещение всей необходимой техникой, позволяющей хранить, готовить и разогревать пищу и напитки.
Та же ст. 223 ТК РФ позволяет отнести к расходам на обеспечение нормальных условий труда затраты на приобретение в офис кресел, диванов и телевизоров. Согласно данной статье, в обязанности работодателей входит в том числе обустройство комнат для отдыха сотрудников в рабочее время. Поэтому такие затраты не окажутся лишними и также будут признаны судами обоснованными (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.12 № А40-50869/10-129-277).
То же самое касается и расходов на приобретение разного рода игр, аквариумов, комнатных растений, картин, животных и так далее. Поскольку, помимо всего прочего, на работодателей возлагаются обязанности по оборудованию специальных помещений для психологической разгрузки сотрудников, данные затраты также можно отнести к расходам (постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2011 № А40-95142/10-13-451).
Но стоит учитывать, что приобретенное имущество, обеспечивающее комфорт сотрудников, должно использоваться ими именно в рамках производственного процесса, в пределах территории работодателя и в рабочее время. Если организация построит и оборудует за пределами территории предприятия место для отдыха работников в нерабочее время, такие затраты суды не разрешат учесть в расходах (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2017 № А42-8232/2014).
Таким образом, организациям разрешается учесть по сути любые затраты на создание комфортных условий в офисах. Главное – обосновать такие затраты нуждами и интересами самих работников. И если даже налоговики снимут с организации такие расходы, шансы отстоять их в суде довольно велики.
Источник: buh.ru