«Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди», – писал Н.В. Лосский в начале ХХ века. Эти слова русского философа, без сомнения, можно отнести к флористике – искусству украшения храмового пространства с помощью цветов.
Священное Писание о символике растений
Тексты Священного Писания наполнены аллегориями. Для их глубокого и многогранного понимания важно знать символику используемых понятий. Важное место в жизни человека всегда занимали растения, поэтому и в библейских им текстах отводится особое место.
В Ветхом Завете:
- пшеница и ячмень символизируют соответственно духовную и телесную пищу;
- виноград означают радость жизни и, в то же время, народ Израиля;
- гранат призывает к действию, работе над собой;
- финик – спокойное и мирное состояние духа.
Особое место отводится цветку лилии, с которым Бог ассоциирует Себя: «Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн. 2. 1-2 ).
Как научиться украшать православный храм
Новый Завет расширил спектр символических значений тех же растений. Так, пшеница представляет собой символ Евхаристии, о котором Спаситель прямо говорит: это «Тело Мое». Виноград ассоциируется с Его Кровью: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви; кто во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода…» ( Ин.15:1; 15:5 ).Гранат – аллюзия воскресения и соединения верующих под омофором Церкви, а также вечной жизни. Маслина означает Божье благословение и благочестие, финик – торжество, победа, белая лилия – чистота, невинность, красная – пролитая Кровь Христа. Символика цветка розы аналогична лилии.
Использование символики растений в украшении храма
Изображения цветов существовали в христианстве с самых первых десятилетий его существования. Катакомбы – помещения, приспособленные для совершения богослужений – были расписаны с использованием флористических образов. Несомненно, эти росписи не только служили украшением, но и отражали мировоззрение, поскольку ничего случайного в христианском искусстве не было.
Сегодняшний православный храм, как и первохристианский – это образ Горнего Иерусалима, поэтому церковное искусство в богослужении призвано создавать образа преображённого мира, в котором главенствует Бог. Именно по этой причине растения всегда присутствовали и в иконописи, и в росписи храмов, и в оформлении фасадов.
Как украсить крест и икону цветами.
Существует ещё одно направление прикладного искусства, которое непосредственно использует живые растения и плоды для создания художественных образов – флористика. Оно появилось в 1930-х годах и с недавнего времени «пришло» в церковь.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий): «Благоухание цветов — это фимиам Богу. Цветы — кадильницы»
Основные принципы церковной флористики
Безусловно, работа храмового благоукрасителя – творческий процесс. Однако, как и иконопись, она немыслима без канонов. Неограниченный полёт фантазии церковного флориста сродни богословствованию по своему разумению.
Художник, оформляющий храм, никогда не делает это исключительно по своему усмотрению. Эта работа всегда выполняется в соответствии с церковным Уставом и «Богослужебными указаниями» и со знанием символики растений.
Например, в определённые дни предполагается наличие некоторых растений как обязательное: Рождество Христово, День Святой Троицы, Преображение Господне и Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), как и поддержание колорита праздника.
В день Рождества церковь украшают еловыми ветками, венками, деревьями как напоминание о вечной жизни. Вместе с ними используют белые цветы, в первую очередь, лилии, а также гипсофиллы или хризантемы.
Вход Господень в Иерусалим традиционно связан с вербой. Однако сейчас в убранстве храма используют и пальмовые ветви.
Зелень – символ жизни – неизменно преобладает в праздник Святой Троицы, именуемого в народе зелёными святками. В храме размещают берёзовые веточки или небольшие деревца, пол устилают душистой травой, благоухание которой дополняют цветочные ароматы.
Белый цвет обычно доминирует в праздники Благовещения, Богоявления и Преображения Господня как напоминание о чистоте, обновлении, возрождении и одновременно Божественном Свете.
Используют его и в скорбные дни Страстной Пятницы – плащаницу Спасителя обкладывают белоснежными растениями, как и плащаницу Божией Матери в день Её Успения, добавляя к ним голубые и синие цветы.
Со второй половине Великого Поста — Крестопоклонной недели — в декорировании храма превалируют красные гвоздики или розы как знак приближающихся Христовых страданий.
Этот же цвет знаменует собой Пасху – из лепестков роз или гвоздик нередко выкладывают композиции в форме яйца.
Поскольку всё в храме должно быть подчинено созданию и поддержанию молитвенного настроения, цветы – это благоговейные акценты, посредством которых оформляются Царские врата, раки и ковчеги со святыми мощами, лежащие на аналое иконы, особо почитаемые святыни, двери в храм и др. Они не подавляют главного объекта, а лишь подчёркивают и украшают его.
Элементы цветочного декора всегда вписываются в интерьер храма с учётом его размеров, формы и стиля.
Не последнее значение имеет и чисто практическая сторона: цветы не мешают священникам во время проведения службы и прихожанам, когда они прикладываются к святыне. Поэтому для оформления берут только те цветы, которые не имеют навязчивого запаха, острых шипов, и, разумеется, ядовитые растения.
Современная церковная флористика – это относительно новый вид искусства, призванный, наряду с другими его видами – живописью и музыкой – гармонично участвовать в богослужении. Цветы в храме – своеобразная проповедь о Христе.
Цель работы церковного флориста может считаться достигнутой, если цветочные аранжировки органично встроены в пространство храма и существуют в нём ради создания молитвенного настроения.
Источник: pravlife.ru
Храмовая флористика
Цветы тесно связаны с православной традицией. Они присутствуют в христианской символике, изображаются на иконах и в настенной храмовой росписи. Живые цветы и растения также издавна украшали храмы. Тем не менее, современная церковная флористика только недавно выделилась в отдельное направление искусства и отдельную специальность.
Работа храмового флориста сродни профессии художника-иконописца, где помимо художественной составляющей огромную роль играет понимание символики и общее знание Святого Писания.
Особенности храмовой флористики в православии
В православной традиции храмы украшают цветами не так пышно, как в протестантской и католической. Флористическое оформление должно подчёркивать праздничное настроение, но не перетягивать внимание на себя.
Цветочный декор всегда подбирается под конкретный интерьер храма с учётом его архитектуры и внутреннего убранства. По традиции украшают не только сам храм, но и территорию вокруг него.
Цветами декорируют наиболее почитаемые иконы, выносной крест, плащаницу, раку со святыми мощами, аналою и царские врата. А также светильники, дверные проемы и арки.
Композиции для храмовой флористики собирают обычно на оазисе (флористическую пена), а каркасы для гирлянд и арок выполняют из проволоки различной толщины и жесткости.
Кроме покупных цветов в оформлении часто используют ветви деревьев с цветами или ягодами.
Выбор цветочного декора на проавославные праздники
Храмовая флористика, как и всё, что связано с богослужениями, опирается на каноны.
Прежде всего, флорист должен получить благословение настоятеля и ознакомиться с «Богослужебным уставом», в котором прописаны цвета облачения священослужителей и оформления храма в тот или иной день:
- красный – на Пасху и в дни памяти мучеников
- белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных
- зелёный – Вход Господень в Иерусалим, на Троицу, в дни памяти преподобных, подвижников
- голубой – на Богородичные праздники
- фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня
По Уставу есть праздники, на которых присутствие в храмовой флористике определённых растений обязательно.
На Рождество церковь украшают еловыми ветками и венками. Основной цвет праздника —белый, поэтому флористы используют лилии, гипсофиллы или хризантемы.
Вход Господень в Иерусалим традиционно связан пальмовыми ветвями. Именно ими приветствовал народ Иисуса. Из-за отсутствия пальм в России, их заменили на ветви вербы, распускающиеся как раз в это время. Сейчас пальмовые листья легко купить на оптовых базах вместе с другими срезанными растениями, поэтому они всё чаще стали использоваться в храмовой флористике как символ этого праздника.
На праздник Святой Троицы храм украшают небольшими берёзками, а пол в храме устилают скошенной травой.
Пасха – один из главных церковных праздников. Символ воскресения, возрождения, вечной жизни. В этот день храмы украшают особенно пышно. Из красных роз или гвоздик создают композиции в форме яйца. Также украшают плащаницу, Царские врата, иконостас, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки.
Правила создания цветочного убранства
Люди приходят в церковь за общением с Богом, и флористические композиции не должны перетягивать на себя слишком много внимания. Вот несколько принципов, о которых должен помнить храмовый флорист:
- цветы не должны заслонять собой иконы и мешать прихожанам прикладываться к образам
- нельзя использовать сильно пахнущие, колючие и ядовитые цветы
- для украшения икон используют симметричные композиции, т.к. они не перетягивают на себя внимание
Книги о храмовой флористике
Если вы хотите подробнее изучить тему храмовой флористики, погрузиться в атмосферу прекрасных церковных интерьеров, украшенных цветочными композициями, рекомендую прочитать книгу Кондратьевой Г. П. «Храмовая флористика».
В книге приведена информация не только о создании флористических композиций, но и сведения об устройстве храма, о церковных праздниках, традициях и уставах.
Галина Петровна Кондратьева – человек, стоявший у истоков возрождения церковной флористики:
- флорист, преподаватель, знаток и практик по храмовой флористики
- под ее руководством оформляются православные храмы Москвы и других городов
- заместитель главного редактора по флористике журнала «Цветы»
- основатель школы церковной флористики при храме в честь св. Николая в Измайлово
К сожалению, книг по храмовой флористике больше нет. Но для флориста, который хочет разобраться во всех тонкостях и правилах создания храмовый композиций, настольной книгой должно стать Священное Писание. Понимание канонов, традиций, символики и, главное, вера помогут флористу создать цветочное убранство, в котором будет чувствоваться настоящая благодать.
Понравилась наша статья? Поделитесь с друзьями:
Похожие материалы
Азбука флориста. Эрингиум
25 фактов о пионах
Флористическая губка Оазис
Цветовой круг
Дорогие друзья, сегодня поговорим об одном из самых важных моментов во флористике. Речь, конечно, пойдет о цвете.
Доводилось ли вам видеть букеты или композиции, от вида которых хотелось зажмурить глаза и навсегда забыть о пережитом? Скорее всего, да. В то же время вы наверняка можете вспомнить примеры работ, которые «цепляли» и запоминались, хотя с первого взгляда в них не было ничего особенного. С большой вероятностью, в обоих случаях ключевую роль сыграл цвет.
В нашем деле подбор цветовой гаммы нередко имеет решающее значение. С его помощью можно придать букету определенный стиль, настроение, грамотно расставить акценты. С другой же стороны плохое сочетание оттенков может начисто загубить любую хорошую работу. Чтобы такого не случилось, следует пользоваться цветовым кругом.
Вы, наверное, помните его со школьных уроков ИЗО. Проблема заключается в том, что почти все про цветовой круг слышали, но мало кто умеет им пользоваться. Давайте же попробуем разобраться в этом вопросе
Основа круга — три основных цвета, которые нельзя получить при смешивании. Это желтый, красный и синий – цвета первого порядка. Они образуют цвета второго порядка, которые получаются в результате смешивания основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Оттенки третьего порядка получаются в результате соединения первых двух групп.
Правильным считается комбинирование в одной композиции трех ключевых цветов в пропорции 3-5-8. А чтобы подобрать эти три доминанты, нам и нужен круг, с которым легко и удобно работать.
Есть несколько устоявшихся схем, которыми пользуются во всех видах визуального искусства, их сейчас и разберем.
-
Аналоговые оттенки. Для этого сочетания берем цвета, расположенные на круге рядом, например, лимонный, желтый и оранжевый. Чтобы такая композиция не выглядела скучно, один цвет обязательно должен лидировать, помним про правило 3-5-8.
Таковы основные правила сочетания оттенков. Но важно помнить, что любое правило – не панацея. Всегда прислушивайтесь к собственному флористическому чутью и вкусу, и тогда ваши работы будут красивыми, эмоциональными и гармоничными. На нашем курсе « Флорист-профи» мы подробнее изучим работу с цветом. Записывайтесь на курс по этой ссылке .
Источник: turcanschool.com
Храмовая флористика. Конспект подкаста «Тыкать уже не модно»
Послушали выпуск подкаста «Тыкать уже не модно» о храмовой флористике. Героиня выпуска — Екатерина Кравченко. Ей всю жизнь была близка религия. Сначала она много лет помогала в храме по выходным, а потом проявила себя как флорист-декоратор. Мы собрали главные мысли.
Если хотите послушать подкаст целиком, переходите на Apple Podcasts.
«Храмовая флористика должна быть осмысленной. Цветочные композиции в храме — это не просто украшения, а жертва Богу и уважение к святым. Цветы помогают создать атмосферу праздника и благодати. Цель работы церковного флориста — органично разместить в пространстве храма цветы для создания молитвенного настроения. Чтобы работать в храме, нужно его любить, как и все, что вы делаете»
Что это за сфера
Кате впервые удалось поработать при храме в 14 лет, но уже с детства она почувствовала спокойствие, гармонию и единение с собой в этих стенах. Атмосферу места создают запахи, вкусы, тактильные ощущение, предметы.
Храмы обычно не украшают искусственными цветами. Есть места, где это практикуется, но это в неправильно. Православная вера — вера в живого бога, поэтому службы стараются украсить живыми цветами в зависимости от праздника. Живые цветы символизируют вечную жизнь, а еще расслабляют и ими приятно любоваться.
Впервые Катя увидела, как можно по-настоящему красиво и профессионально украсить храм цветами в Отрадном. После этого ей захотелось научиться храмовой флористике. Оказалось, что есть даже узкоспециализированные курсы.
Сложности работы
В храмовой флористике есть определенные сложности: ограниченный бюджет, каноны составления композиций. Например, принято располагать цветы и композиции в шахматном порядке в соответствии с орнаментом на стенах и полу храма. Конечно, это правило действует не во всех храмах, некоторые продумывают украшения сами.
С одной стороны, в храмовой флористике нет прямых веяний моды. С другой стороны, нужно создавать такой образ, который поймут сейчас. Поэтому лучше следить за развитием флористики в целом, а не сосредотачиваться на тенденциях храмовой флористики.
Бюджет
Деньги на цветы идут в основном из пожертвований. Иногда финансируют спонсоры, но так бывает во время крупных праздников, как Пасха, когда в храм приходит много людей, приглашенных гостей и священнослужителей.
Когда храм выделяет деньги на декор, это всегда небольшие суммы. Например, могут попросить флориста украсить только иконы и выделят на цветы 3000 рублей.
В основном Катя украшала храмы бесплатно, потому что храм ощущается вторым домом, в котором хочется создать уют. Иногда прихожане собирают флористу небольшие суммы в знак благодарности.
Как обычно украшают храмы
В любое время года храм можно украсить сезонными цветами и материалами. Весной и летом — полевые цветы, осенью — листья и ягоды рябины, зимой — венки из хвойных веток, шишек и сухоцветов. Перед Пасхой, в Вербное воскресенье обязательный атрибут — ветки вербы в составе букетов. Их освящают и украшают ими храм: их можно поставить в вазы или разложить около икон.
Будет ли вообще украшен храм постоянно — зависит от батюшки. Все сугубо индивидуально: украшения не обязательная часть, но это подчеркивает важность происходящего события, помогает людям проникнуться атмосферой, а за батюшкой остается окончательное решение, приглашать ли флориста.
При украшении храма лучше подбирать такие цветы, которые простоят долго. Еще можно ориентироваться на праздники. Например, в Вербное воскресенье служба идет недолго, и подойдут любые цветы. А на Пасху храм должен стоять украшенным неделю.
Излюбленные цветы в храмовой флористике — гипсофилы, хризантемы, лилии и разные сорта роз.
В наших статьях еще несколько полезных советов:
Обучение храмовой флористике
Позже Катя получила благословение батюшки и решилась открыть школу храмовой флористики «Отрада». Обучение проходит при храме св. Николая Мирликийского. Деньги с курсов и работы учеников идут на украшение храма.
На курсах сначала разбирают основы флористики: все начинается с букета и композиции. Затем погружаются в храмовую флористику:
- Украшение икон, как закрепить цветы. Например, есть специальные крючки и каркасы.
- Украшение лампад. Это легко, к лампадам можно прикреплять цветы, потому что они крепко держатся на шурупах.
- Украшение иконостаса различными способами.
- Сбор и установка каркасов и арок для цветочных композиций.
Нужно быть готовым к тому, что красоту придется создавать при скудном бюджете. Здесь в ход идет изобретательность флориста.
Катя создала чат флористов — выпускников своей школы храмовой флористики. В чате она продолжает поддерживать тех, кто уже прошел обучение, всегда даст совет. Тема узкая, в чате всего 150 человек, зато по всей России.
Что еще важно знать про храмовую флористику
Если хотите заняться храмовой флористикой:
- Важно, чтобы нравился процесс. Поможет сходить на службы, понять это дело и полюбить.
- Желательно ознакомиться с историей праздников: это поможет подобрать украшения и сорта цветов.
- Основной книгой, которую Екатерина Кравченко советует иметь под рукой, считается «Храмовая флористика» Галины Петровны Кондратьевой. В книге рассмотрены темы, касающиеся символики цвета и растений, используемых в храмовой флористике, уделено внимание украшению надгробий и территории возле храма.
Слушайте подкаст целиком — на Apple Podcasts.
Источник: posiflora.com