Цветные нити, переплетённые умелыми руками, составляются в орнаменты и удивительным образом преображают безворсовый ковёр – ткань гобелен бывает вышита с таким мастерством, что её легко перепутать с настоящим полотном. Неудивительно, что долгие века ею украшали стены дворцов и замков, интерьеры вельмож и храмы.
От шпалеры к гобелену
В XVI веке недалеко от Парижа была открыта красильня – её владелец Жиль Гобелен и не подозревал, что его фамилия станет нарицательной и подарит название одному из видов декоративно-прикладного искусства. В XVII веке это предприятие приобрёл Людовик XIV, и «Королевская мануфактура гобеленов и мебели» сделала Францию законодательницей в ковроткачестве.
Но история гобелена началась гораздо раньше: шпалеры – а именно так называли тканые ковры до открытия мануфактуры – были найдены в гробнице Тутмоса IV. Льняное полотно украшали вышитые скарабеи и лотосы – позднее Египет станет регионом, где будет процветать искусство ткачества. С мастерством были знакомы и древние греки: Пенелопа из поэмы Гомера «Одиссея» ткёт узорчатый саван. Археологи находили вышитые полотна и в Перу, и в Китае, и в Японии.
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ — 14 (ДВОРЕЦ И ДОМ СТРОГАНОВЫХ)
Европа познакомилась со шпалерой во времена крестовых походов. Привезённые рыцарями трофеи заинтересовали публику, и в интерьерах соборов, замков и дворцов стали появляться полотнища. Вышивкой декорировали мебель, скрывали потайные двери, утепляли стены. Ткачество процветало во Франции, Фландрии, Голландии, а стилистика чётко следовала за эстетикой эпох.
Стилистика гобеленов
Сюжеты гобеленов изначально выбирались преимущественно на библейскую или историческую тематику. Поскольку изделие ручной работы могли позволить себе только богатые и знатные люди, то выбор сюжетов был предопределён – на них запечатлевали милые сердцу феодалов моменты: битвы, турниры, прекрасных дам… Созданные на заказ «Даму с единорогом», «Жизнь и смерть Христа», «Историю Сципиона», «Историю Константинополя», «Историю Дианы» можно увидеть в лучших музеях Европы. В XVIII веке сюжеты начали предлагать именитые художники тех времён, и на гобеленах появились пасторальные пейзажи, сцены охоты, персонажи мифов и легенд.
Прогресс сказал своё веское слово в производстве гобеленов: ткацкие машины значительно упростили процесс. Для изготовления используют шерсть, шёлк или хлопок с добавлением искусственных волокон. За гладкой поверхностью легко ухаживать, она приятна на ощупь и долговечна. Ткань гобелен и сегодня широко используется в декорировании мебели и придаёт интерьеру солидности и благородства, ведь классика актуальна во все времена!
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Источник: dzen.ru
Лепнина в русском зодчестве
Большой петергофский дворец. Парадная анфилада залов
«Скрасить серые будни» — сейчас так говорят о развлечениях. Но наши предки понимали это выражение буквально и стремились украсить все, что их окружало. В первую очередь украшали жилье: деревянные дома оформляли наличниками с тонкой резьбой, иногда ее наносили на каменные строения. И вот однажды на Руси появился новый вид объемного украшения – гипсовая лепнина.
Появление на Руси
На Руси активно использовать объемный декор в украшении церквей и дворцов начали в конце 17 в., когда пошел процесс «обмирщения» — перехода к более светской архитектуре при возведении храмов. Церкви украшались богатой резьбой и орнаментами, которые называли «узорочьем». Характерными чертами узорочья было следование русской традиции постройки и украшения зданий.
Эталонным примером московского узорочья можно считать церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Типичный пример светского узорочья – Теремной дворец, возведенный в московском Кремле итальянцем Алоизио да Карезано, более известным как Алевиз Фрязин.
Алевиз и другие итальянские мастера, приглашенные в Россию, привозили с собой незнакомые технологии строительства и декора. Среди них была и гипсовая лепнина, постепенно ставшая привычной деталью отделки.
Переходным этапом для русской архитектуры считают «Нарышкинское барокко», соединившее типично российские черты с зарубежными стилями. В нем смешались элементы древнерусского деревянного и каменного зодчества с элементами, свойственными готике, собственно барокко и другим архитектурным стилям. Наряду с резными орнаментами начали использоваться лепные узоры.
Активное распространение
Временем расцвета лепного декора в России стал 18-й в., а центром его распространения – Санкт-Петербург, с самого начала вобравший в себя европейские идеи. Тогда же практически сошло на нет под влиянием заграничных архитекторов влияние русского зодчества. Но не исчезло совсем: оно проявилось в цветовых сочетаниях и тонких намеках, которые использовали отечественные мастера. В целом же архитектура 18-19-го вв. мало отличалась от европейских образцов.
В Европе барокко нередко выбирало цветной декор, но для сумрачной Северной Венеции больше подошел однотонный. Белоснежная лепнина из гипса выгодно оттеняла яркие цвета, в которые окрашивали фасады зданий. Особенностью Санкт-Петербурга являются цветовые контрасты, характерные для узорочья.
Художественные элементы по периодам
В период барокко и рококо декоративные элементы могли выглядеть как абстрактные завитки или ленты, картуши, колонны. Использовались растительные мотивы, гирлянды и розетки. Фасады домов украшали барельефы и статуи-кариатиды, «поддерживающие» крыши и балконы. Барочной лепниной богато украшены дворцы, спроектированные Растрелли. Для рококо характерны более изящные, кокетливые линии, добавляются мотивы сердец, фигурки ангелочков.
Классицизм предпочитал простые линии. Одной из основных деталей узоров был замковый камень. Другой популярной деталью были маскароны, то есть изображения морд животных – чаще всего львиные – или человеческих лиц. Пользовалась популярностью мифологическая тематика, представленная сценами из древнегреческих и древнеримских мифов.
Яркий пример здания в стиле классицизма – Таврический дворец в Санкт-Петербурге, построенный Иваном Старовым. Иногда прибегали к собственному наследию и за образцы брали узоры древнерусского зодчества — подобное можно увидеть, например, в отделке Зимнего дворца.
Правление Павла I принесло моду на тайные ордена и масонские ложи: их символика обнаружена в оформлении многих сохранившихся особняков Петербурга и Москвы.
Ампир и Наполеоновские войны добавили в орнаменты военный дух: копья, шлемы, щиты. Появились стилизации под этрусские барельефы.
В середине 19 в. лепнины в архитектуре становится совсем мало. При строительстве новых зданий ограничиваются карнизами и небольшими наличниками.
Конец 19 в. – это время скульптурных форм. Балконы, ниши и крыши украшались кариатидами и статуями, изображавшими людей или мифических существ. Использовалось гипсовые изделия с сильно выраженным объемом, много барочных элементов.
Модерн добавил в оформление домов волнистые переплетения лент, стилизованных цветов и трав. Впервые появляются изображения птиц, змей, летучих мышей, морских обитателей. Один из излюбленных мотивов – женская маска со струящимися волосами, обвивающими окна и двери.
1910-е гг. стали периодом неоклассицизма. Вновь появляются медальоны, скульптурные композиции на различные темы.
Внезапный расцвет и упадок
В начале 20-го в. казалось, что лепнина осталась в прошлом. После тяжелых войн и революции тяга к украшательству казалась излишней. Ведущую роль занял авангард с его четкими, строгими линиями. Но десятилетия спустя появился стиль, который называют сталинским ампиром – впечатляющие архитектурные формы, призванные демонстрировать силу и мощь нового государства.
Лепной декор украшал государственные учреждения, здания речных и железнодорожных вокзалов, станции метро. Даже квартиры «сталинок» украшали узкими карнизами и розетками на потолках.
Неожиданно классические элементы – картуши, гирлянды, ленты, розетки – соединились с коммунистическими символами. В 1930-1950-е гг. в орнаментах часто встречались пятиконечные звезды, колосья, флаги, изображения земного шара в разорванных цепях. Часто создавались барельефы и скульптурные группы на военные и трудовые темы.
В постсталинском СССР архитектура пошла по пути упрощения. Эстетические дополнения официально запретили в 1955 г. постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», принятом ЦК КПСС и Совмином. Чуть позже генсек Хрущев объявил лепные украшения церковностью и пережитком прошлого, навсегда вычеркнув ее из советского градостроительства.
Сейчас гипсовую (а также полистироловую и полиуретановую) лепнину применяют чаще всего в интерьерах, хотя изредка она встречается и в оформлении частных особняков.
Источник: atlantlepnina.ru
Фасадный декор: от древности до наших дней
Фасадный декор берет свое начало еще в Древнем Египте. Историки утверждают, что именно там, около пяти тысяч лет до нашей эры, и зародилась традиция украшать фасады домов декоративными элементами.
Зачем был нужен фасадный декор?
В те времена мало кто задумывался о красоте. Декор фасада исполнял практическую функцию, укрепляя конструкцию зданий и снимая часть нагрузки со стен. Таким образом архитекторы сводили к минимуму угрозу обрушения и значительно продлевали эксплуатационный век строений.
Например, задачей колонн было удерживать крышу здания, уберегая ее от проседаний и обвалов. Кронштейны в свою очередь поддерживали балконы, являясь для них еще одной точкой опоры и вместе с тем своеобразной страховкой. Естественно, что никому и в голову не приходило как-либо украшать эти элементы. Лишь со временем их начали облагораживать, декорируя различными орнаментами, резными деталями и розетками.
Античность – эпоха расцвета фасадного декора
Эпоха античности стала золотым временем для фасадного декора. Именно в этот период было изобретено и создано множество деталей и декоративных элементов, которые с успехом используются и в наше время. Такие вещи как капители, наличники, карнизы, рустовые камни и многие другие обрели невероятную популярность. Их применяли при отделке домов, храмов и других зданий, как общественных, так и частных.
Долгие века архитекторы искали новые формы и пропорции для декорирования фасада. Наиболее ярко проявляется эта тенденция в античную эпоху. В то время в отделке домов и зданий стали появляться новые архитектурные элементы и даже целые художественные композиции.
Материал – главная головная боль архитекторов всех времен
Вопрос «Из чего изготавливать фасадный декор?» актуален и по сей день. В древности архитекторы располагали небольшим выбором материалов. По сути, их было всего два: дерево и камень. Но хоть деревянные детали проще в изготовлении, срок их службы не так велик. Каменные же элементы были монолитными, их приходилось вырезать и вытачивать из единой глыбы породы.
Это был титанический труд, на который уходили месяцы, а то и года.
Сегодня же в распоряжении архитекторов и строителей существует множество материалов, которые можно использовать в создании фасадных украшений. Наиболее известными являются гипс, пенополистирол и, конечно же, натуральный камень – классика жанра.
Гипс
Стали широко применяться такие элементы фасадного декора, как капители, наличники, розетки, венки и т.д. Все эти элементы часто украшали различные храмы, соборы, дома и другие архитектурные сооружения. Зодчие античной эпохи также открыли для нас новые строительные и облицовочные материалы, например, гипс, из которого создают невероятные по красоте узоры и обрамления для фасадов зданий. Правда, надо сказать, что такой декор фасада служил совсем недолго. Но именно гипс положил начало эпохе искусства фасадного декорирования.
Пенополистирол
Еще один популярный материал для отделки фасадного декора – пенополистирол. Он отлично справляется с имитацией бетона и натурального камня. Помимо этого пенополистирол обладает и рядом других достоинств – долговечность, легкость монтажа, умеренная цена.
Натуральный камень
Конечно, каждый материал обладает своими преимуществами, но ничто и никогда не заменит красоту настоящего природного камня. Четкость линий, эстетичность твердых пропорций, живость лепнины и элегантная безупречная красота, увековеченная в камне. Замечательный декор фасада получается из мягких известняковых пород, таких как ракушечник, известняк или песчаник. Цены на эти материалы тоже весьма лояльные.
Архитектурное искусство постоянно развивается, и каждая эпоха привносит в его развитие свою лепту. И сегодня домовладельцы могут позволить себе любые причуды, украшая фасады своих домов, как фантазии захочется. Огромный выбор цвета, форм, фактуры и материала позволяет воплотить любую идею в жизнь.
Список рубрик для Фасадный декор: от древности до наших дней
Фасад. Интерьер. Камень.
Источник: mircamnya.ru