Маскаро́н (от французского «mascaron » и итальянского «mascherone» ) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий , могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре Петровского Барокко начала XVIII века.
Распространённые виды маскаронов:
- Купидоны .
- Фантастические маски-гротески периода Барокко.
- Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан.
- Копии греческих масок в архитектуре Классицизма.
- Львиная голова, также типичная черта Классицизма.
- Женская головка в архитектуре Модерна.
Во времена Петра I из Западной Европы пришли маскароны и скульптура, ранее в России неизвестные. Маскарон, как элемент скульптурного убранства фасада — украшение в виде человеческого лица, морды животного или мифического существа, высекался из камня, либо отливался из гипса. Чаще всего маскарон располагался в замковых камнях оконных и дверных проемов, а также ворот, либо во фризовых панелях или сандриках.
А КАКАЯ РАЗНИЦА Достижение Геншин импакт Скрытые достижения, видео №90 Genshin Impact
Первые маскароны в виде головок ангелов над окнами появились в Москве в 1696 году на церкви Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Лыщиковой горе» в Таганской слободе. Скульптурный декор в стиле барокко украшал храмы, построенные архитектором И.П.Зарудным: церковь Архангела Гавриила, больше известную как «Меншикова башня» (1704-1707), и церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке (1707-1713).
Пышный, нарядный стиль барокко продержался почти до конца XVIII века. В Москве сохранилось несколько храмов, выполненных в этом стиле и украшенных головками ангелов: это церковь Никиты Мученика архитектора Д.В.Ухтомского (1751), церковь Климента папы римского А.П.Евлашева (1754-1774), колокольня церкви Святой Троицы в Серебряниках К.И.Бланка (1781) и другие. Из гражданских зданий до нас дошел лишь дом Апраксиных на Покровке, построенный, по-видимому, по проекту одного из учеников знаменитого петербургского архитектора Бартоломео Растрелли и украшенный женской маской.
Постепенный процесс отхода от барокко и увлечение классическими древнегреческими формами под влиянием идей эпохи Высокого Возрождения в 1770-х годах дошел до Москвы. Матвей Федорович Казаков, на полвека вперед предопределивший стиль московского классицизма, использовал для украшения своих зданий маскароны. Головки ангелов украшали построенную им церковь Филиппа Митрополита (1777-1778).
Львиные морды, характерные для периода классицизма, есть на здании Московского университета (1786-1793, М.Ф.Казаков, восстановлено после пожара в 1817-1819 годы Д.И.Жилярди), дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (1814, А.Г.Григорьев), дом Усачевых-Найденовых на Земляном валу (1829-1831, Д.И.Жилярди). Хрестоматийную известность получил построенный в 1785-1786 годах архитектором В.И.Баженовым Пашков дом на Моховой, украшенный скульптурой и львиными масками.
Помпезно декорированы постройки городской усадьбы горнозаводчика Баташова на Яузской улице, возведенные крепостным архитектором М.Кисельниковым (1798-1802) по проекту архитектора Р.Р.Казакова. Кроме прочих украшений, здесь много маскаронов: львиных — в духе классицизма и стилизованных мужских. Своеобразны маскароны воинов, размещенные на кронштейнах балкона дома Охотниковых начала XIX века на Пречистенке. В начале XIX века малоизвестными архитекторами строятся многочисленные одно- и двухэтажные деревянные оштукатуренные особнячки, решенные в ордерной системе и украшенные маскаронами, которые в основном были уничтожены пожаром 1812 года.
После изгнания Наполеона силами Комиссии для строения города Москвы, возглавляемой выдающимся архитектором Осипом Ивановичем Бове, Москва возрождается. Складывается торжественно-величественный стиль «московский ампир», прославлявший победу русского народа. Лепные украшения зданий содержат атрибуты доспехов и военную символику, мифологические сюжеты, связанные с военными победами. Но маскарон продолжает существовать (львиные маски на фасаде дома князя Гагарина на Поварской, Дом Коннозаводства, архитектор Д.И.Жилярди, 1820). Возведенный в 1821-1824 годы О.И.Бове и А.А.Михаиловым-2-м Большой театр, помимо прочих украшений, имеет на фасадах фризовые панели с включением мужских и женских тематических масок.
Начиная с 1830-х годов, интерес к классицизму пропадает, архитектурные поиски приводят к стилизации готической, мавританской, египетской архитектуры, к ренессансу, возникает эклектизм. В качестве примеров характерного здания середины XIX века в Москве можно привести дом № 7 на Знаменке, украшенный прекрасным маскароном сатира, дом №26 на Новокузнецкой улице с мужскими и женскими маскаронами, дом №31 по Неглинной.
Больше всего маскаронов в Москве появилось в период расцвета эклектики, когда в конце XIX — начале XХ века многие дворяне продают московские владения купцам и промышленникам. Дороговизна земельных участков заставляет максимально использовать каждую пядь приобретенной земли, поэтому здания в плане повторяют план приобретенного участка. Индивидуальность этих невыразительных зданий достигалась только за счет украшения фасадов, в том числе и с помощью маскаронов.
Интересны, например, маски старика на особняке Викулы Морозова во Введенском (ныне Подсосенском) переулке (1879, М.Н.Чичагов), стилизованные маски на доме княгини Бебутовой по Рождественскому бульвару (1909, Г.А.Гельрих), маскароны сатира по Лобковскому переулку, 2 (В.И.Кардо-Сысоев) и по Николоямской улице, 19 (1902, М.Е.Приемышев), маскарон стилизованного льва на Петровском пассаже (1906, Б.В.Фрейденберг и С.М.Калугин), множество женских и львиных масок, украшающих Никольские ряды (1900, Л.Н.Кекушев), мужские стилизованные маскароны в замковых камнях оконных проемов по Вознесенскому переулку, 15 (1885, А.Э.Эрихсон), женские и мужские стилизованные маскароны по Земляному валу, 56.
Маскарон понадобился и новому стилю, вызревшему в недрах эклектики, — модерну. Именно в Москве, где зачинателем его явился архитектор Феодор Осипович Шехтель, оказалось наибольшее количество архитектурных шедевров этого стиля. В деловых домах модерн обнаруживался необычными пропорциями окон и простенков, применением новых конструкций и материалов, а в доходных жилых домах — характером декора: балконами криволинейных очертаний, эркерами, украшенными лепным орнаментом с использованием аканта, и, конечно же, маскаронами неклассических форм: мягкими, лиричными, обаятельными женскими головками, как, например, на улице Сергея Радонежского, 7 (К.К.Кайзер), на Покровке, 19 (П.А.Дриттенпрейс), на Старой
Басманной, 12 (Н.И.Жерихов), в Рахмановском переулке, 3 (И.А.Иванов-Шиц), в 1-м Неопалимовском переулке, 21 (В.В.Шауб). Маскароны воинов обрамляют вход в дом № 4 по Никольскому (Плотникову) переулку (1907, Н.И.Жерихов). На фасаде торгового и жилого дома фарфорозаводчика Кузнецова размещены маскароны Гермеса, но в новой, своеобразной трактовке (Ф.О.Шехтель).
В момент пробуждения интереса к наследию классицизма в начале ХХ века хотя ордерная система и не применяется, но элементы классического декора широко используются в украшении доходных домов на Солянке (1912-1915, В.В.Шервуд, И.А.Герман, А.Е.Сергеев), на Новокузнецкой улице (1912, В.И.Дзевульский), в Уланском переулке (1914, И.В.Рыльский) и других. Оригинальны маскароны на доме № 20 по Пятницкой улице (1911, С.М.Жаров). Нельзя не сказать об особняке с доходным домом князя С.А.Щербатова на Новинском бульваре, построенном в 1912 году архитектором А.И.Таманяном в стиле классицизма, украшенном множеством барельефов на античные темы и мужскими и женскими маскаронами. В 20-30-е годы о маскаронах вовсе забыли. В отличие от Санкт-Петербурга, где известны случаи портретных маскаронов (например, А.С.Пушкина и И.С.Тургенева на фасаде театра Апраксиной или писателей и поэтов на доме издателя Балашова), в Москве имелись лишь абстрактные.
Однако в 1927-1929 годах на Моховой было построено новое здание библиотеки по проекту архитекторов В.Щуко и В.Гельфрейха, в филенках этажных перекрытий-поясов которого размещались скульптурные портреты великих писателей и ученых. На доме № 25 по Тверской (1949, А.К.Буров) имеются маскароны, связанные с театральной тематикой. В 1948-1950 годы архитекторы А.Ф.Хохряков и З.О.Брод строят на Ленинградском проспекте дом № 71, украшенный мужскими маскаронами. Стилизованный маскарон оживляет фасад жилого дома с кинотеатром «Темп» на Беговой улице.
Если в архивах и литературных источниках можно отыскать фамилии архитекторов, проектировавших здания, то данные о скульпторах практически отсутствуют. Можно только упомянуть о ряде скульптурных мастерских, выполнявших лепнину для фасадов: А.С.Козлова (1872-1917), М.Д.Кутырина, С.А.Пожильцова, А.П.Чернышева и других. Уже в начале XIX века, помимо заказных лепных украшений, существовали типовые изделия. Например, одинаковые львиные маскароны помещены в замках оконных проемов дома Гагарина на Поварской (Д.И.Жилярди), на доме Редактора на Страстном бульваре и ряде других домов. А в начале ХХ века в простенках домов № 3 и 6 по Дегтярному переулку и № 6 по М.Коковинскому — одинаковые гермы с женскими головками.
Что же теперь? Маскароны ушли в небытие? На Долгоруковской улице, 15 в 1995 году АОЗТ «Строитель» (генеральный директор А.П.Ядоян) выстроил здание, в замках оконных проемов которого расположены абстрактные маскароны (архитекторы В.Н.Ковшель и Т.И.Галкина, скульптор Н.П.Бровченко).
Реконструированный после пожара в 1993-1995 годах дом № 16 по Тверской (архитекторы Ю.Н.Шевердяев и А.П.Клинский) украсился женскими маскаронами двух видов, выполненными способом чеканки из листовой меди (скульптор Ф.М.Сагоян). В 1996-1997 годах по Новослободской улице, 28 выстроен жилой дом с салоном моды по проекту архитектора М.В.Плеханова в духе стиля модерн. Фасад украшает лепная женская маска (скульптор Ю.П.Вайс). Восстанавливается утраченный лепной декор при реконструкции ряда старинных зданий (бывший дом Лопухиных в М.Знаменском переулке).
Далее мы рассмотрим некоторые примеры устрашающих горгулий и разнообразные виды маскаронов в контексте исторических архитектурных стилей:
Устрашающие горгульи различных исторических периодов, как для украшения зданий, так и интерьеров.
Типичный маскарон с использованием морды льва.
Модерновый маскарон.
Маскарон — сатир.
Барочный морской маскарон — Нептун.
Маскарон в стиле Ар — Деко.
Маскарон — древнегреческий античный герой.
Маскарон — демон.
Морской гротесковый персонаж.
Маскарон с отсылкой к древнеегипетской традиции расположения скульптурных лиц на капителях колонн.
Львиная морда украшена головным убором — клафтом.
Источник: d-chebatkov.livejournal.com
Архитектура Петербурга в деталях: маскароны
KudaGo продолжает серию виртуальных экскурсий, во время которых мы знакомимся с бессменными городскими обитателями и изучаем архитектурные детали. Сегодня мы расскажем о масках и маскаронах, без взглядов которых не обходится ни одна прогулка по Петербургу.
4119
Маскарон на Доме Зингера
Фото: glavguide.com
Горгона на фасаде дома Бенуа
Фото: citywalls.ru
Маскароны на доме Первого Российского страхового общества
Фото: citywalls.ru
Маскарон: как он появился и зачем нужен?
Маскарон — это скульптурная деталь в виде лица человека или головы животного, выполненная барельефом или горельефом. Слово пришло из терминологии архитектурной декорации и происходит от «маски» (позднелатинское mаscus, masca — дух, призрак). У маскаронов в Древней Греции была сакральная функция — оберегать храмы, источники и дороги и защищать святые места от тёмных сил. Первые маскароны-гаргулии носили устрашающий характер, позже лица стали комическими, нейтральными или романтическими.
Древние храмы защищала голова горгоны Медузы, которая отражала зло. Водные источники оберегали головы речного бога Ахелоя, который превращался в разных существ. Дороги охраняли столпы с головами покровителя путников Гермеса.
Маскарон с горгоной
Театральными масками украшали саркофаги: считалось, только в смерти человек обретает истинное лицо. С погребальным сюжетом связана и львиная маска, которая олицетворяла превращение человека в иное существо.
Источник: kudago.com
Триумфальная арка главного штаба в санкт-петербурге
Триумфальная арка, соединяющая Невский проспект и Дворцовую площадь.
Триумфальная арка Главного штаба – одно из величественных творений гениального зодчего Карла Росси, является выдающимся памятником архитектуры, в котором заложена высокая патриотическая нота.
История и архитектура
Как правило, триумфальная арка представляет собой отдельное строение на въезде в город, на мост или площадь и устанавливается для проведения церемонии, посвященной победному прибытию войск.
Идея встроенной триумфальной арки в центре административного здания Главного штаба на Дворцовой площади появилась у архитектора не сразу.
Фасад здания Главного штаба со стороны Дворцовой площади.
По первоначальному замыслу проезд предполагалось украсить двойной колоннадой, затем ее сменил проект арки с центральной проезжей частью и двумя боковыми проходами.
Окончательный вариант появился у архитектора при завершении строительных работ над вторым корпусом здания. Росси расширил арку на весь проезд улицы, и под углом к ней установил одну за другой еще две параллельные арки таким образом, чтобы главная из них выходила на площадь строго напротив парадного въезда во двор Зимнего дворца (сейчас в нем располагается Эрмитаж).
Обратите внимание
Своды арки опираются не только на боковые опоры, но и на стены корпусов. Ее не спешили возводить, чтобы построенные здания успели дать усадку. Триумфальную арку торжественно открыли осенью 1828 года, но еще около двух лет выполнялись работы по созданию венчающей ее скульптурной группы.
Проект, утвержденный Александром I, предусматривал композицию из двух женских статуй, удерживающих государственный герб, однако он претерпел изменения. Скромный классический вид сооружения не устроил нового императора Николая I, желавшего увековечить доблесть русской армии, победившей Наполеона.
Потребовалось время и новые технические решения для разработки проекта и его воплощения, но захватывающий вид, открывающийся с Дворцовой площади на арку Главного штаба, вполне оправдал затраченные усилия.
Главный штаб и Триумфальная арка.
На вершине арки символом победы русского оружия в войне 1812 года мчится крылатая Ника в колеснице, запряженной шестеркой горячих коней, схваченных под уздцы римскими воинами.
В руках богини ее атрибуты – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью.
Стены арки на разных уровнях украшают орнаменты, горельефы, фигуры часовых, поддерживающие основной мотив прославления воинской отваги и триумфа победителей.
«Колесница славы» над Триумфальной аркой Главного штаба.
Для создания скульптурного убранства были приглашены известные русские скульпторы, проявившие себя при оформлении арки Адмиралтейства. Это В. И. Демут-Малиновский – ему принадлежит авторство моделей конной упряжки с колесницей и воина слева от нее, и С. С. Пименов, — выполнивший статуи Славы и второго воина.
Арка производит впечатление своим величием, красотой и гармоничными пропорциями:
- высота арочного свода – 28 метров;
- рост коней – 3 метра;
- крылатая Слава возвышается на 10 метров.
Если бы скульптурная группа была отлита из чугуна, ее масса превысила бы 80 тонн. Уменьшить ее в 5 раз позволило оригинальное решение. Из чугуна выполнен только каркас, на котором закреплены фигуры, сделанные из тонких пластин меди.
По сохранившимся свидетельствам, Николай I выразил сомнение в надежности конструкции арки, на что Росси ответил, что будет стоять на ее вершине в момент снятия опор. Архитектор со своими рабочими выполнил намерение, и сооружение выдержало нагрузку.
Триумфальная арка служит парадным входом на Дворцовую площадь.
Дворцовая площадь, Александровская колонна и Главный штаб.
Замечено, что в полдень она не дает тени, так как установлена строго по Пулковскому меридиану.
Где находится и как добраться
Арки и триумфальные ворота Петербурга
Рассказываем о самых красивых и самых знаковых сооружениях города.
1) Арка Главного штаба
Здание Главного штаба строили с 1819 по 1829 год по проекту К.И.Росси. Скульптурные композиции сделали С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский. Главный штаб расположен в самом центре Петербурга — на Дворцовой площади. Сегодня здание принадлежит Эрмитажу, а в разные годы там находились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов.
Арка Главного штаба является центром архитектурной композиции. Ее строили как главный и завершающий монумент и посвятили Отечественной войне 1812 года. Кроме этого, арка стала связующим элементом между двумя крылами здания. Ее открытие состоялось 24 октября 1828 года.
Арка декорирована множеством элементов. На ней есть часы, которые до сих пор показывают точное время, скульптуры и барельефы. Часть можно увидеть со стороны Дворцовой площади, а часть — с Невского проспекта.
Самой масштабной является скульптурная композиция на вершине арки. Представляет собой триумфальную колесницу, которую везет шестерка коней. В центре повозки — крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью, а в правой руке она держит лавровый венок. Это символ воинской славы, который дополняют орнаменты на стенах арки в виде трофеев и венков.
Место: Дворцовая площадь, ст.м. «Адмиралтейская»
2) Нарвские триумфальные ворота
Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры, выполненный в стиле ампир и расположенный на площади Стачек.
Первая арка на этом месте появилась еще в 1814 году. Ее построили наспех, всего за 1 месяц, для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Европы после Отечественной войны 1812 года. Проектировал сооружение Джакомо Кварнеги. Материал — дерево и алебастр.
Непрочная конструкция быстро пришла в негодность. И в 1827 году, по указу императора Николая I, арку начали перестраивать. Архитектором выступил Василий Петрович Стасов. А скульптуры сделали Петр Клодт, Степан Пименов, И.Леппе и другие.
Строительство новых триумфальных ворот завершили в 1834 году. Об этом свидетельствует соответствующая надпись на конструкции. Принимала сооружение вся императорская семья. В этом же году в память о знаковом событии выпустили бронзовую медаль.
Сегодня Нарвские триумфальные ворота являются филиалом Музея городской скульптуры. В помещениях ворот работает Музей воинской славы, созданный в 1987 году по решению Главного управления культуры Ленинграда.
Место: площадь Стачек, ст.м. «Нарвская»
3) Арка Новой Голландии
Расположена на острове Новая Голландия между рекой Мойкой и Крюковым и Адмиралтейским каналами. Является уникальным памятником промышленной архитектуры раннего классицизма.
Архитектурный комплекс острова возводили с 1765 по 1780 год. А арку строили в 1779-1787 годах. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.
Арка Новой Голландии — это редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. А блоки, из которого сложены колонны дорического ордера, придают сооружению гармоничный и монументальный вид.
24 декабря 2004 года в Новой Голландии произошел пожар, который уничтожил часть строений. Сегодня Арка Новой Голландии находится в полуразрушенном состоянии. А на самом острове располагается культурное пространство.
Место: остров Новая Голландия, ст.м. Адмиралтейская
4) Московские Триумфальные ворота
Триумфальная арка, построенная в 1834-38 гг. по проекту В.П.Стасова в честь победы в Русско-турецкой войне 1828-29 гг., подвигов в Персии и Польше. Расположена на пересечении Московского и Лиговского проспектов.
Почти век Московские ворота стояли на своем месте нетронутыми. А в 1936 году их разобрали с намерением перенести в центр города и украсить строящийся парк. Но идею не воплотили в жизнь и в 1959-60 гг. велись работы по восстановлению Московских ворот на прежнем месте.
Место: площадь Московские Ворота, ст.м. «Московские ворота»
5) Египетские (Кузьминские) ворота
Египетские ворота были сооружены в 1827-30 гг. на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино по проекту А.А.Менельса. Стиль был выбран необычный для Петербурга — неоегипетский.
Ворота были построены с единственной целью — для красоты. Их основой являются каменные караулки, которые сужаются кверху. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов. С внешней стороны на воротах располагаются барельефы с изображениями сцен из египетской мифологии.
Накануне Великой Отечественной войны ворота реставрировали. Однако во время боевых действий они были очень сильно повреждены. Последняя реставрация прошла в 1980-е годы. В это же время движение транспорта сделали круговым, тогда как раньше шоссе проходило прямо под аркой ворот.
6) Арка Победы в Красном Селе
Известна история, что для встречи советских солдат после Великой Отечественной войны в Ленинграде задумали возвести серию триумфальных арок по пути их шествия в город. Сооружения воздвигали на скорую руку, буквально за неделю. Проектировал их архитектор В.А. Каменский. Самая известная появилась возле станции метро «Автово».
Арки делали из досок и гипса. Их украшали надпись «Слава победителям», а также барельефы с профилями Сталина и Ленина.
Хлипкие конструкции начали разваливаться буквально через несколько недель после торжественных встреч. В 1946 году провели конкурс проектов для строительства постоянных арок. Но ни один из них не был реализован, а арки разобрали.
В 2015 году, к 70-летию Победы аналогичная Триумфальная арка появилась в Красном Селе.
Место: Красное Село
Арка Главного штаба, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге, Россия — одно из величественных творений именитого зодчего К.И.Росси.
В XIX веке, в первой его трети, правительство Петербурга задумало перенести на Дворцовую площадь Генеральный Штаб армии и два министерства – Финансов и Иностранных дел. Чтобы выполнить задуманное, надо было произвести полную перестройку Дворцовой площади.
К возведению здания Генерального штаба приступили в 1819 году и закончили в 1829. В его архитектуру была вложена высокая патриотическая нота на тему победы России в войне 1812 года. Особенно отличалась триумфальная арка Главного штаба, установленная напротив окон Зимнего дворца в 1828 году.
У ее основания были созданы горельефные композиции, состоящие из воинских доспехов. Над ними были установлены фигуры воинов, участвующих в боях 1812 года. Причем, фигуры демонстрировали разный возраст воинов — участников победных сражений.
Завершало триумфальную композицию изображение «Колесницы Славы» с 6-кой коней. Композиция создавалась в честь победы в войне 1812 года. Сама «Победа» была представлена в образе женщины с крылами за спиной. В руке она держала жезл с изображением двуглавого орла и венок из лавра. Создателями оформления арки были зодчие В. Демут-Малиновский и С. Пименов.
Однако этот памятник требовал ремонта намного чаще других скульптур. Его гигантские фигуры качались от ветра, тяжелые детали падали на землю. Во время ремонта иногда приходилось менять почти 60% медной обшивки и деталей.
Причины такой подвижности были выявлены только в наше время. Как оказалось, в самом начале постройки композиции, уже были заложены ослабляющие воздействия на детали монумента. Вероятно, руководитель работ А.
Кларк рассчитывал, что вся конструкция будет весить меньше, чем указано в проекте.
Выяснилось, что оболочки всех фигур были выполнены из медного листа 0,8-1,0 мм, а не 3 мм, как фигурировало во всех документах. Замена толстой меди на тонкую, позволило уменьшить вес всего монумента, но не способствовало его прочности.
Обратите внимание
Этот памятник является самым объемным из старейших монументов Северной столицы. Вверх он устремляется на высоту 9,94 м, его ширина более 15 м; длина колесницы вместе со скульптурами коней — 9,59 м. Арка — один из символов города, одно из его величественных украшений.
До Арки можно добраться пешком, если идти от станции метро «Адмиралтейская».
Источник: rogaine-spb.ru