Как в старину называли вооружение и военные доспехи? 8 букв, Поле чудес
Как называли вооружение и военные доспехи?
Как в старину называли вооружение и военные доспехи? Сегодня у нас суббота 20 февраля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в студии и посвящена военному быту.
Это праздничный выпуск, посвященный празднику 23 февраля.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая статья с обзором игры, найти которую можно в этой же рубрике.
Как в старину называли вооружение и военные доспехи?
Вот задание на финальный тур. Как в старину называли вооружение и военные доспехи? (Слово из 8 букв)
С доисторических времён человек искал способы защитить своё тело от ударов врага. Вместе с доспехами эволюционировало и оружие, что делало старые доспехи менее эффективными.
ФАСАДНОЕ освещение ДОМА. Топ 5 приемов!
В многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств.
Арматура (лат. armătură — вооружение) — декоративный элемент архитектурных сооружений в виде скульптурных изображений различного военного снаряжения и вооружения. Для украшения зданий военных ведомств, общественных учреждений и триумфальных памятников используется арматура в виде художественных композиций, составленных из доспехов, боевых знамён, щитов, кирас, шлемов и т. п.
Ответ на вопрос о названии вооружения, доспехов
Собственно такое же название и у вооружения и военных доспехов — арматура. Нельзя не отметить, что после открытия основных букв, задание оказалось на редкость легким.
Ответ: Арматура (8 букв).
В старину вооружение и военные доспехи называли «арматура». Это правильный ответ на вопрос телеигры.
Источник: sprintotvet.ru
Стелы. Трофеи. Триумфы. Парады
Традиция отмечать победы восходит к глубокой древности. Одним из первых известных способов увековечить память о военных свершениях были стелы древних шумеров. Обычно это были камни или высеченные в скалах изображения воинов, сопровождавшиеся клинописными текстами, восхваляющими предводителей и богов, даровавших им победу. Стела Коршунов царя Эанатума – один из первых памятников подобного рода. Подобные монументы характерны для большинства цивилизаций древности.
Нередко о победах писали на стенах храмов, и порою это не просто краткие тексты, а поэмы. Однако современному знатоку не стоит принимать на веру всё, о чем рассказывают подобные находки. Так, многочисленные победные реляции о битве при Кадеше и успехах египетского фараона Рамсеса II против хеттов были лишь способом скрыть горечь поражения. В целом, тенденция приукрасить свои успехи была свойственна людям древности, и в этом мир не изменился – достаточно более внимательно изучать историю.
Декор и отделка фасада частного дома | Идеи для дома | Красивые фасады домов | Красота и Настроение
Трофеи
Мы давно привыкли к тому, что трофей – это что-то, захваченное у противника. Но изначально трофей был скорее памятником, который увековечивал победу перед людьми и богами. В Древней Греции политическое развитие далеко не сразу достигло того уровня, когда задачей в войне был захват территорий. Города-полисы, как правило, воевали до победы и заключения более выгодного мирного договора.
Чтобы оставить осязаемое свидетельство своей победы, на поле боя водружали столб или выбирали дерево, на которое сгружали часть доспехов и оружия побежденных. Трофеи посвящались богу (как правило, покровителю победившего города-полиса). Трофеи были священны — никто не смел их похищать или разрушать.
Как правило, к трофею прикреплялась табличка с хвалебными стихами в честь богов, упоминавшая имена победителей и проигравших. Со временем стали воздвигать статуи – трофеи, выглядевшие как столбы с изображениями доспехов и оружия. Впоследствии такие «трофеи» перекочевали на триумфальные арки.
В более позднее время понятие расширилось, и трофеями уже называли всю захваченную добычу и оружие. Отдельное место занимали знамена побежденных, вражеских подразделений. Кельты, германцы, славяне и другие народы нередко жертвовали значительную часть военной добычи, сжигая ее на кострах, развешивая на деревьях священных рощ, либо утапливая в посвященных богам болотах.
Изображение Столба Трофея на барельефе Колонны Трояна
Источник: pinterest.ru
Триумфы
Парады сочетают в себе и смотр войск, который у множества народов проводился каждый год для проверки боеспособности населения, и к праздничному возвращению после победы над врагом в родные края. Пожалуй, римские триумфы оказали наиболее существенное влияние на наши современные парады. Это были шествия после победы над врагом, и не каждый победитель удостаивался этого права.
Военачальник должен был иметь статус главнокомандующего и либо выиграть войну, либо одержать весьма впечатляющую победу над противником. Но даже этого не всегда было достаточно, так как сенат, народное собрание или (в более поздний период) император были теми, кто мог дать право на триумф или воспрепятствовать его проведению. Ведь подобные почести поднимали статус триумфатора, что не устраивало его политических соперников.
Триумф – это шествие победителя, во многом напоминающее парад. Триумфатор возглавлял процессию, управляя позолоченной колесницей квадригой, в которую были запряжены 4 лошади. Марк Фурий Камилл впервые запряг в триумфальную квадригу белых лошадей, имевших сакральное значение. Несмотря на скандал, чтобы не отставать от предшественника, и другие триумфаторы запрягали в квадриги белых коней.
За квадригой победителя шли музыканты, следом двигалась и остальная процессия – в нее входили и воины победившей армии, и плененные властители и военачальники с их незадачливыми соратниками и порабощёнными соплеменниками. Им приходилось нести отнятую у них же военную добычу. В числе захваченных вели даже диковинных животных, привезенных из покоренных стран. Когда в западной Европе стали переосмысливать традиции античности, триумфы и представление о них в значительной мере повлияли на традиции современных парадов.
Парады
Как и множество западноевропейских заимствований, парады в современном понимании в нашей стране начал проводить Петр I .
После удачной обороны Архангельска, побед над шведским военачальником Шлиппенбахом при Эрестфере и Гумельсгофе 11 (22) октября 1702 года российская армия после кровопролитного штурма захватила стратегически важную крепость Нотебург (Орешек). Орешек имел большое стратегическое значение для контроля судоходства по Неве. Царь Петр решил отметить первые успехи русского оружия на европейский манер – провести парад.
Первый российский парад проходил в Москве (на тот момент это единственная столица России, Санкт-Петербург еще не основан). Мясницкую улицу покрыли красным сукном (а сукно, тем более красное, стоило в те времена весьма недешево). Петр, как древнеримский триумфатор на квадриге, проехал по суконной дорожке в позолоченной карете, к которой прикрепили трофейные знамена шведов, волочившиеся по земле. Следом маршировали русские солдаты и военачальники.
С конца XVIII века парады в России проводились регулярно, как-правило, в Санкт-Петербурге на Марсовом Поле. Название не случайно – ведь в ту эпоху царило увлечение античностью, а правители нередко ассоциировали себя со знаменитыми деятелями Греции и Рима.
В древнем Риме был Храм Марса. Его двери на протяжении почти всей истории государства были открыты, так как закрывались они только в мирные времена, а Рим воевал почти постоянно. Так что название поля для военных парадов в честь античного бога войны было в духе того времени.
Как и сооружение Ростральных колонн в Санкт-Петербурге в честь побед флота Российской Империи – ведь эти колонны с символичными носами потопленных и захваченных кораблей противника – еще одна отсылка к традиции древности. Так же и триумфальные арки, одну из которых соорудили в честь победы над Наполеоном и несколько раз перестраивали и видоизменяли. Сейчас мы ее знаем под названием Московские Триумфальные Ворота.
Удивительно, но именно парады зримо связывают нас с неимоверной древностью, когда человечество только создавало государства и училось с помощью ритуалов и символов закреплять в памяти народов их историю.
Источник: histrf.ru
Трофей
Трофей, тропеум (лат. tropaeum, trophaeum; греч. τρόπαιον от τροπή) — тип античного символического сооружения: монумента-трофея, который воздвигался победителями из снаряжения поверженных противников. Часто изображался на экипировке и архитектуре как один из употребляемых символических мотивов.
Также данный термин принял важное значение в архитектуре и монументально-декоративном искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира, став обозначать изобразительный мотив, представляющий собой скульптурное, рельефное или живописное изображение оружия, военных доспехов и атрибутов.
Монета времен Юлия Цезаря с трофеем. 1-ый век до н.э.
Монета с трофеем над германцами и Марком Аврелием с обратной стороны. 161-180 год н.э.
Традиция воздвижения трофея
Изначально термин «трофей» обозначал скорее не «добычу», а был сакральным объектом. Он представлял собой столб (или дерево, очищенное от ветвей и коры) на поле боя, на который воины Греции и Рима после победы вешали доспехи побежденного. Обычно это были доспех и шлем, в знак того, что победа на поле битвы осталось за ними. Воздвижение этого столба носило символический, посвятительный характер, о чем свидетельствуют древние тексты:
Благочестивый Эней, хоть его и торопит забота Павших предать земле, хоть печаль мрачит ему душу, Все же с рассветом спешит богам обеты исполнить. Холм насыпав и дуб от ветвей очистив огромный, Он воздвигает трофей в честь тебя, Владыка сражений, И одевает его с Мезенция снятым оружьем: В брызгах кровавой росы косматый шлем и обломки Копий вешает он и тяжелый панцирь, пробитый В дюжине мест; а слева к стволу он прочно приладил Щит из меди и меч в ножнах из кости слоновой. (Вергилий, «Энеида», XI, 2—11)
Обряду сооружения трофея предавалось особое значение. В войне Спарты и Аргоса за город Фирею в Лаконии исход битвы должна была решить «дуэль» между двумя отрядами по триста человек от обоих государств. Оба войска оставили по отряду и отступили. Два отряда начали сражение и бились день напролет.
К ночи в живых осталось только трое тяжелораненых — два аргосца и спартанец по имени Офриад. Сил биться не осталось ни у кого. Оба аргосца, покинули поле битвы и ушли к своим сообщить о победе. А спартанец остался, и собрав доспехи с убитых врагов, развесил их на дереве у поле поля, написав своей кровью на щите: «Спартанцы — Зевсу, в дар от своей победы».
К утру войска вернулись, и обе стороны считали себя победителями. Несмотря на то, что разгорелся конфликт и в последовавшем уже более многолюдном сражении спартанцы вышли победителями, поступок Офриада придал их победе высокоморальный характер, так как благодаря нему поле сражения считалось за ними. Офриада провозгласили героем.
Другое упоминание нанесения крови на трофеи имеется в рассказе о победе римлян над вождем франков Бутилином, когда река Капуя, переполненная трупами, вышла из берегов. На столбе, возведенном на ее берегу, была начертана элегия: «О, счастливейшая река! Вместо трофея варварской кровью Пусть будет она окрашена».
Тацит упоминает, после одной из побед римлян над племенами германцев при императоре Тиберии из захваченного оружия был сооружен трофей, на котором были написаны названия побежденных племен.
Греческие трофеи
В Древней Греции традиция воздвижения трофеев известна со времен архаики. Памятник ставился на возвышении и посвящался божеству-покровителю. На особой надписи упоминались имена победителей и побежденной стороны. По завершении этого трофеи считались неприкосновенными. Как правило, даже противники не осмеливались сдвигать их с места, за исключением тех случаев, когда трофеи сооружались без уважительной причины.
Чтобы конфликты не продолжались в связи с долгим временем сохранения трофеев, возможно существовал, закон, по которому трофеи делались из дерева, а не из прочных материалов (камня, металла). В случае разрушения, запрещалось их подправлять и восстанавливать. К примеру македонцы обвинили фиванцев перед собранием амфиктионов, в том, что те воздвигли трофей из металла.
Со временем металлических трофеев начало появляться больше. Изначально трофеи ставились непосредственно на поле битвы, а поскольку подходящих равнин для битв в гористой Греции было немного, то после новой битвы они часто заменялись новым трофеем. Со временем их начали воздвигать в эллинских святилищах, таких как Дельфы или Олимпия — для большего прославления победившего государства.
Если победа была одержана на море, то трофей сооружался на наиболее близким к месту сражения берегу. Морские трофеи часто украшались носами (греч. άκρωτήρια) кораблей и посвящались Посейдону.
Римские трофеи
Римляне изначально не ставили трофеев, а уносили домой взятые на поле сражения вражеские доспехи (лат. spolia), которыми они украшали общественные здания и частные жилища. Но впоследствии они переняли обычай увековечивать победу трофеями у греков. Первые римские трофеи, были воздвигнуты Домицием Агенобарбом и Фабием Максимом в 121 году до нашей эры, после победы над аллоброгами.
Помпей поставил трофей в Пиренеях после побед в испании. Цезарь — в окрестностях Зелы после победы над Фарнаком. Друз — в окрестностях Эльбы в память о поражении германцев. Но римляне гораздо больше любили сооружать памятные знаки в самом Риме, а не на месте сражения. Наиболее ярким примером такого подхода триумфальные арки, которые по сути также являются трофеями.
В Риме на Форуме стояла Ростра — трибуна для ораторов, украшенная носами кораблей.
Особо почетным был трофей, известный как «тучные доспехи» (spolia opima). Принести его в дар Юпитеру Феретрийскому имел право только командующий войском (царь или консул), лично убивший в поединке вражеского полководца и снявший с него доспехи. Таких случаев в истории Рима было всего лишь три:
- Ромул победил ценинского царя Акрона
- Военный трибун с консульской властью Авл Корнелий Косс в 437 году до нашей эры победил царя Вейев Толумния
- Консул Марк Клавдий Марцелл в 222 году до нашей эры победил царя инсубров Вертомара (Бритомарта)
Описание мифической победы Энея над Мезенцием связано с этой традицией.
Существует множество найденных римских, выпущенных в честь чьей-либо победы, часто имели на одной стороне профиль полководца, а на другой — трофей, иногда вместе с предметами для жертвоприношения и связанными пленными, или в сочетании с богиней победы Викторией.
Хотя в Древнем Риме со временем оформилась форма здания — тропеума, столбы с навешенным оружием продолжали возводится и в императорскую эпоху, так как их возведение требовало гораздо меньше времени и их можно было ставить массово.
Использовались трофеи уже и в качестве декорации, с декоративными доспехами (а не настоящими, захваченными у врага). Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» рассказывает о конфликте, случившемся в Иерусалиме, когда Ирод I учредил игры в честь Цезаря и построил для этого театр, украсив его по римскому образцу, в частности «из червонного золота и серебра изображениями трофеев его от тех народов, которых тот победил на войне». Это оскорбило иудеев, которые увидели в них запрещенные законом изображения вооруженных людей и начали кричать, что не допустят в своем городе «идолов». После этого Ирод пригласил наиболее влиятельных из недовольных в театр и, указав на трофеи, спросил, за что они принимают их. Когда же те ответили, что это изображения людей, он распорядился снять оружие и показал им голые деревянные столбы, что нейтрализовало конфликт.
Интересно, что Тертуллиан в своем послании «К язычникам» указывает на то, что крест, которому поклоняется он как христианин, по конструкции — столб неполноценного языческого трофея римлян, который в христианстве изображается без всяких доспехов и украшений.
Трофей на колонне Траяна, начало 2-го века н.э.
Альпийский трофей или Трофей Августа с германскими пленниками. Конец 1-го века до н.э.
«Трофей Мария» (правый) Датируемый периодом Домициана, площадь Кампидольо, Рим
Источник: x-legio.com