Каждый рискует оказаться в ситуации, когда купленную вещь нужно вернуть или обменять. А так как продавцы не горят желанием расставаться с деньгами, могут возникнуть споры, которые не всегда решаются в пользу покупателя.
Сегодня мы поговорим о том, как нужно действовать, если вы купили украшения, которые оказались с дефектом или просто разонравились и вы хотите их вернуть.
○ Что говорит закон?
Оборот драгоценных металлов регулируется:
- Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 №3615-1.
- ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 №41-ФЗ.
- Постановлением Правительства РФ от 18.06.99 №643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» и другими нормативно-правовыми актами.
По общему правилу украшения обмену и возврату не подлежат. Об этом вас должен предупредить продавец при оформлении покупки. Однако при покупке этой категории товаров, интересы покупателей также защищает Закон о защите прав потребителей (далее ЗоЗПП).
Как вернуть ювелирное изделие в магазин
✔ ЗоЗПП.
Несмотря на то, что данный закон предусматривает возможность обмена или возврата товара надлежащего качества, это не касается украшений.
Они входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55.
Поэтому вы можете вернуть украшения в магазин только в случае обнаружения в нем дефектов.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- Потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула).
- Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
- Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.
- Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
- Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (п.1 ст.18 ЗоЗПП).
○ Что должно быть в комплекте с украшением?
Чтобы вы могли вернуть товар в случае обнаружения дефектов, у вас должна быть соответствующая документация, подтверждающая подлинность изделия.
✔ Обязательное указание пробы.
Пломба – это специальный знак, который наносится на изделие, изготовленное на основе драгоценных металлов. Она состоит из букв и цифр и указывает на качество сплава, которое определяется соотношением основных металлов в украшении. Наличие пломбы гарантирует, что изделие прошло государственный контроль и соответствует данным, указанным на нем. Рассмотрим, как определить значение цифр и букв на выбранном украшении?
Цифры означают качество изделия и процент содержания золота. В России применяются следующие виды проб:
Буква означает государственную инспекцию, поставившую пробу.
✔ Опломбированная бирка.
Бирка, содержащая подробную информацию о покупаемом изделии прикрепляется к нему специальными пломбами завода-изготовителя. Это защищает от подделок как само украшение, так и прикрепленную к ней бирку. Вот почему так важно покупать только те ювелирные изделия, у которых есть опломбированная бирка, гарантирующая, что качество товара соответствует заявленным характеристикам.
Кроме того, именно эта небольшая бумажка выступает официальным сертификатом изготовителя и является юридическим документом. Поэтому если при покупке продавец предлагает вам замену бирки другим документом, это повод насторожиться.
○ Можно ли вернуть кольцо или серьги в течение двух недель?
Украшения нельзя вернуть в магазин только потому, что придя домой вы поняли, что они вам не подходят. На данный вид товаров не распространяется право возврата в течение 14 дней, что закреплено в ЗоЗПП. По закону вы можете вернуть товар только при наличии брака. Однако многие магазины идут навстречу покупателям и дают несколько дней на возможность возврата или обмена.
Это возможно, если, например, украшение приобретается в подарок и покупатель сомневается, угадал ли он с размером. Подобная возможность должна оговариваться до оформления покупки.
○ Есть ли гарантия на ювелирные украшения?
Гарантия на украшения устанавливается изготовителем и указывается в гарантийном талоне, который выдается при оформлении покупки. Если она не указана, вы имеете право на возврат бракованного изделия в течение 2 лет.
○ Какое изделие признается выполненным некачественно?
Чтобы вы смогли получить назад деньги или обменять товар на аналогичный, нужно, чтобы изделие было признано некачественным. Рассмотрим, как можно добиться подобного заключения.
✔ Экспертиза ювелирных изделий.
При возникновении разногласий по качеству товара проводится экспертиза, результатом которой является официальное заключение. Она проводится продавцом.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (ч.3 п. 5 ст. 18 ЗоЗПП).
✔ Кто платит за экспертизу?
Оплачивает экспертизу продавец, что закреплено в ст.18 ЗоЗПП. Но если по результатам будет выявлено, что обнаруженные дефекты возникли по вине покупателя, он обязан компенсировать стоимость экспертизы.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (ч.4 п.5 ст.18 ЗоЗПП).
✔ Срок проведения экспертизы.
Количество времени, которое будет потрачено на экспертизу, определяется наличием конкретных претензий и сложности процедуры. В среднем, на нее отводится от 10 дней до месяца. Гарантийный срок на товар продлевается на тот период, который потребовался на экспертизу.
○ Как составить претензию?
Если продавец отказывается принимать товар, вам придется написать претензию, которая станет основанием для судебного иска, если дело не решится мирным путем. Документ нужно составить в двух экземплярах – один для магазина, другой оставить у себя с обязательной пометкой продавца о принятии. В претензии нужно указать:
- Дату, время и место покупки.
- Наименование товара и его характеристики.
- Мотивы, ставшие основанием для возврата (подробное описание дефектов).
- Требование о возврате и проведении экспертизы за счет продавца.
- Ссылки на нормативные акты.
- Перечень прилагаемых документов (бирка, кассовый чек).
- Дата, подпись.
Старайтесь описать ситуацию максимально подробно, чем больше деталей вы укажете, тем выше будет шанс на успех.
Сроки ожидания ответа от 7 до 30 дней в зависимости от ваших требований.
Таким образом, возврат ювелирных украшений является возможным только при наличии дефекта. Но даже в этом случае не стоит тянуть с обращением в магазин, чем раньше вы начнете процедуру возврата, тем легче она пройдет (меньше риск потери чека или бирки, например).
○ Советы юриста.
✔ Приобрела кольца, но спустя несколько недель из него выпал драгоценный камень. Можно ли обратиться в магазин за заменой изделия?
Чтобы вам заменили товар или вернули деньги, нужно доказать, что украшение было бракованным. Для этого нужно провести экспертизу, по результатам которой и будет определена возможность обмена.
✔ Купила цепочку, но она порвалась в этот же день. Ее никто не носил, даже бирку не оторвали. Можно ли ее обменять?
Возврат и обмен ювелирного украшения возможен только при наличии брака. Поэтому вам нужно сначала обратиться к продавцу и объяснить ситуацию, потребовать экспертизу. Если продавец откажется, напишите претензию с указанием всех обстоятельств дела и отказа магазина. Возможность обмена будет определена только по результатам экспертизы. Так, если будет доказано, что цепочка порвалась по вашей вине, вы не можете рассчитывать ни на обмен, ни на возврат денег.
Александр Бабенко рассказывает историю из жизни по возврату ювелирного изделия в магазин.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Источник: www.topurist.ru
Возврат ювелирных изделий
Золотое кольцо или платиновый кулон с бриллиантами — удовольствие не из дешевых. Если вы приобретаете ювелирное изделие в подарок, можно легко ошибиться с размером или фасоном. А иногда покупка просто перестает нравиться или на ней обнаруживается брак. Что делать, если вы не хотите или не можете носить купленное ювелирное украшение? Можно ли обменять или вернуть его в магазин?
Расскажем далее.
Можно ли вернуть ювелирные украшения в магазин?
Продажа изделий из драгоценных металлов и благородных камней четко регулируется законом. Существует специальный перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55, в котором прописаны изделия, не подлежащие обмену и возврату. В этот список включены все виды ювелирных украшений из редких металлов, а также изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями.
Однако данный перечень распространяется только на товары надлежащего качества. Если вам попалась бракованная вещь, ситуация будет иная. В данном случае необходимо руководствоваться ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если ювелирное украшение не имеет заводских дефектов, вернуть или обменять его не получится.
Как вернуть ювелирное изделие?
Ювелирное изделие с дефектами можно вернуть в салон в течение 14 дней с момента покупки. На украшения надлежащего качества это правило не распространяется.
Однако администрация торговой точки вправе устанавливать иные условия торговли в пользу покупателей. Поэтому можно попробовать договориться с продавцом о возврате или обмене неподошедшего ювелирного изделия. Обычно салоны предлагают обменять вещь на аналогичную, но другого размера, либо на иной товар с перерасчетом стоимости. Просто вернуть ювелирное изделие надлежащего качества вы не вправе, поэтому обмен — оптимальный выход из ситуации.
Чтобы повысить шансы на обмен качественного ювелирного изделия, сохраните его первозданный вид, а также пломбы и бирки завода-изготовителя.
Продавец не обязан менять качественное украшение.
Обмен и возврат золотых изделий ненадлежащего качества
Если вы обнаружили заводской дефект на недавно купленном украшении, сразу же отнесите его в магазин. Зачастую производители устанавливают на ювелирные изделия определенный гарантийный срок (особенно на дорогие и эксклюзивные экземпляры). В течение этого периода покупатель может рассчитывать на:
- бесплатный ремонт украшения;
- обмен на аналогичный или другой товар с перерасчетом стоимости;
- расторжение договора купли-продажи и возврат денег.
Получив изделие обратно, сотрудники ювелирного салона проведут первоначальную проверку, чтобы убедится в наличии заводского брака. Если дефект неявный или есть сомнения в виновнике его возникновения, товар направят на экспертизу. Ее оплачивает продавец.
Если дефект неявный, проводится независимая экспертиза за счет продавца.
Если исследование подтвердит заводской брак, салон отремонтирует его за свой счет или предложит замену. Также вы вправе требовать возврата средств за покупку. Тут вы можете действовать по своему усмотрению.
Заводской брак — не единственное основание для предъявления претензий ювелирному магазину. Вы вправе требовать проведения экспертизы, если сомневаетесь в подлинности пробы на изделии. Для начала выскажите свои пожелания устно. Если продавец не реагирует или отрицает ваши доводы, подайте ему официальную письменную претензию.
Продавец отказывает в возврате ювелирного изделия — напишите претензию.
Как составить претензию на возврат ювелирного изделия?
Претензия оформляется в свободной форме. Укажите в ней:
- данные продавца (наименование, адрес);
- ваши личные данные (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- наименование товара, дату покупки, стоимость;
- выявленные дефекты изделия;
- список приложенных документов (товарный чек, бирки и т.д.);
- дату и подпись.
Претензию можно передать в салон лично, а если ее не хотят принимать — направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если вы решили принести документы самостоятельно, сделайте два экземпляра претензии. Один отдайте продавцу, а на втором попросите поставить отметку о принятии. Этот экземпляр храните у себя как подтверждение попытки мирного урегулирования спора. Если дело дойдет до суда, он вам понадобится.
Подали претензию: что дальше?
Продавец обязан ответить на претензию в течении 10 дней. Если он согласен разобраться в ситуации, то отправит украшение на независимую экспертизу за свой счет. Заключение покажет, кто виноват в поломке: завод-изготовитель или покупатель.
Если дефекты возникли по вине завода-изготовителя, магазин обязан оставить сломанное изделие у себя и возместить вам его полную стоимость. Если подтвердят вашу вину, о возврате украшения в магазин не может идти и речи. Помимо этого, придется возместить ювелирному салону расходы, затраченные на проведение экспертизы.
Не пытайтесь обмануть продавца — экспертиза выявит виновника брака.
Если вы не согласны с экспертным заключением, можно сделать повторный анализ изделия за свой счет. Проверить пробу можно в любом ломбарде, а получить заключение специалиста — в пробирной палате РФ.
Но что делать, если экспертиза подтвердила заводской брак, но магазин не хочет возвращать деньги? В такой ситуации требуйте от продавца письменного мотивированного отказа. Он вам понадобится для обращения в суд.
Таким образом, сдать или обменять драгоценное украшение по закону можно только в случае заводского брака. Но некоторые салоны устанавливают для клиентов более лояльные правила. Поэтому в момент покупки ювелирного изделия рекомендуем уточнить у продавца условия его возврата или обмена.
Источник: kodeks-pravo.ru
Можно ли вернуть золотое украшение в магазин, как это делается
Можно ли вернуть золотое украшение в магазин, задумываются те, кто купил качественное изделие, но понимает, что он ему не подходит или поменялись жизненные обстоятельства.
Возврат товара в магазин порой лучший способ вернуть деньги, чем заложить вещь в ломбарде.
Навигация по статье
- 1 Вопросы законодательства и судебной практики
- 2 Процедура покупки и возврата
Вопросы законодательства и судебной практики
Золотое украшение считается ювелирным изделием, т.к. изготовлено из материалов, считающихся драгоценными. Золото напрямую указывается в качестве драгоценного металла, поэтому оборот и правила учета строже, чем в случае с иными категориями товаров.
Украшение считается золотым, если в изделии содержится минимальная проба золота. Перечень минимальных проб драгоценным металлам установлен специальным решением правительства.
Украшение может быть в основном сделано из недрагоценных металлов и камней. Сейчас изготавливаются искусственные камни, которые имеют качества схожие с теми, которыми обладают природные камни.
Прежде чем задаваться вопросом: можно ли вернуть золотое украшение в магазин, следует выяснить, является ли оно действительно драгоценным. Если нет, порядок действий совсем иной. Есть еще один нюанс, о котором рассказано ниже.
Правила торговли ювелирными украшениями установлены правилами торговли некоторыми видами непродовольственных товаров.
Понятие ювелирные изделия и драгоценные металлы установлены законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Закон – базовый документ в области оборота драгоценных металлов и камней.
В остальном продажа золотых украшений регулируется законом «О защите право потребителей».
Практические разъяснения содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ.
Периодически разъяснения в связи с интересными случаями публикуются в обзорах практики.
Можно ли вернуть золотое украшение в магазин, закон, что говорит на этот счет?
Законодательство относит золотые украшения к категории, которые при их надлежащем качестве не возвращаются в магазин.
Их обменять в период 14 дней после покупки нельзя.
Закон о правах потребителей разрешает выделять такую категорию товаров.
Процедура покупки и возврата
Защищать свои права проще на начальном этапе, проверяя качество товара. Недостатки, на которые вправе ссылаться покупатель должны иметь, прежде всего, скрытый характер, покупатель при всей своей осмотрительности не мог обнаружить их.
Как доказать потом свою осмотрительность? На украшении должно стоять клеймо, не важно, иностранного оно производства или нет, все изделия обязательно проходят процедуру клеймения.
Ей вправе заниматься исключительно пробирная палата при Министерстве финансов.
Украшение согласно правилам должно иметь индивидуальную упаковку, опломбировано. Покупатель, считая, что изделие бракованное, должен вернуть его в магазин, написав заявление. Предоставляются:
Можно ли вернуть золотое украшение в магазин без чека? Нет, нельзя, поэтому при покупке обязательно надо брать чек. Потребитель вправе вернуть товар без чека в исключительных случаях, право возврата без чека на ювелирные изделия не распространяется.
Продавец обязан провести экспертизу с целью выявить причину брака. Дальше предпринимаются следующие варианты действий:
- возврат денег и товара сторонами
- деньги возвращаются частично, товар остается у покупателя
- предоставляется другое украшение, покупатель или получает часть денег обратно или делает доплату
Признаки некачественного товара:
- несоответствие пробы
- выпадают или расшатываются элементы украшения
- проблемы с работой замка
- в случае с часами они перестали работать
Срок обращения к продавцу – 2 года, отсутствие гарантийного срока, уменьшение срока длительности все равно оставляют право покупателю просить поменять товар. Скрытые недостатки изделия обнаруживаются в рамках 2 лет.
Отдавая работникам заявление на руки, покупатель оставляет себе копию с отметкой. Отправление по почте доказывается уведомлением и описью о вложении.
В заявлении или претензии, покупатель выбирает, чего он хочет от продавца из выше перечисленного.
Указать одновременно на возврат товара или денег не имеет смысла.
Неправильная формулировка потом затруднит разрешения жалобы Роспотребнадзором.
В надзорный орган можно жаловаться, если в магазине не принимают претензию или игнорируют её.
Помощь оказывают общества по защите прав потребителей.
Таким образом, закон дает право вернуть золотое украшение в магазин, при присутствии брака. Если же товар качественный, и желание вернуть его связано с внешними свойствами, возврат запрещается.
Подробнее о возврате ювелирных изделий:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: vyborprava.com