В предыдущих статьях, посвященных старинному русскому домостроению, уже упоминались символы, используемые в резьбе и росписи строений и элементов быта.
Современная реконструкция старинных знаков в оформлении бревенчатого дома
К сожалению, славянская древняя символика сильно искажена в процессе исторического развития, некоторые элементы утратили смысл или поменяли его. Поэтому здесь будут рассмотрены только некоторые символы, трактовка которых более-менее едина в разных источниках.
Обозначения элементов резного украшения дома
Условное деление дома-«космоса» на зоны неба (Прави), земли (земного мира, Яви) и подземного мира (Нави)
Стоит, пожалуй, начать с обозначений Солнца. Это круг, разделенный на разное число фрагментов – четыре и больше – прямыми или кривыми линиями, проходящими через его центр. Учитывая, что знак использовался в украшении крыши дома (напомню, крыша и все, что выше потолка, символизировала небо), его логично располагали в месте, где сходились скаты, ниже конька. Причелины были «хлябями небесными», место их соединения – «вершиной неба», естественным местом для размещения солнечного (солярного) символа.
ТИАМ / Мария Воронцова / Символика деревянной тульской резьбы
Источник: dzen.ru
Домовая резьба: история символики и орнаментов
Домовая резьба – это разновидность народного творчества, которое применяется для украшения экстерьера частных домов. Но до внедрения христианства у него была другая роль. Люди верили, что символы, вырезанные на досках, защищают их от бед и болезней. В этой статье мы рассмотрим, когда и как возникла эта традиция, какие у нее особенности и что означали узоры, которые наносили на деревянные поверхности наши предки.
Содержание:
История домовой резьбы
Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к 8 веку нашей эры. Этим занимались викинги, которые жили на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.
На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в 10 веке. Ее переняли у варягов, которые путешествовали по территории, торговали и вели оседлый образ жизни. Славяне создали собственные узоры, базировавшиеся на рунах, но придали им более мирское значение. Они начали изображать природу: солнце, небо, тучи, землю, животных, леса и пр.
Обратите внимание: постепенно домовая резьба у славян также приобрела мистические и магические свойства. Люди начали верить, что узоры защищают их от злых духов, болезней и неудач.
Славяне стали вырезать узоры на досках и размещать их над входными дверьми и окнами, чтобы внутрь не могла попасть нечистая сила. Постепенно сложились определенные традиции, которые распространились практически по всей славянской Руси.
Славянские обереги по дате рождения.
Ключевые виды узоров
При помощи домовой резьбы предки передавали свои знания о картине мира и своих ценностях. Они обожествляли природные стихии, которые обеспечивали жизнь и защищали людей от смерти. Наиболее популярными мотивами стали:
- Солярные знаки. Изображение солнца встречалось повсеместно. В славянской мифологии ключевой фигурой был Дажьбог (бог света и тепла). Люди считали, что солнце – это главный источник жизни, и поклонялись ему. Его изображали в виде круга с пересекающимися внутри линиями или с лучами, стремящимися в разные стороны. Обычно его размещали в верхней части крыши, там, где сходились скаты. Кстати, двускатная крыша символизирует движение солнца по небу: сначала вверх, а потом вниз.
- Дождевые знаки. Также относится к основным символам, ответственным за плодородие. Обычно они наносились множественно и выполнялись в виде пересекающихся полос или капель. Дождевые символы размещались под солнцем, обычно на стыке фасада и фронтона. Также их наносили на вертикальные наличники, обрамляющие окна и двери.
- Знаки земли. Выполнялись в виде ромба или квадрата, которые символизировали поле. Поскольку славяне занимались земледелием и напрямую зависели от урожая, то этот символ был популярным. Обычно его размещали над окнами, ведь земля находится под дождем и солнцем.
Таким образом славяне передавали свое представление о мироустройстве: вверху солнце, внизу земля, посередине – вода. Солярные символы включали в себя свастику, которую называли коловратом. Она могла быть статической (лучи расходились строго вертикально или горизонтально) или динамической (в разные стороны). Также к солярным символам относился громовой знак (шестиконечный крест, описанный кругом). Поскольку он напоминал колесо, то его считали частью колесницы Перуна, на которой он ездил по небу.
Также в ходу был восьмилучевой коловрат, символизирующий Сварога, бога мудрости, который создал землю, людей и животных. Использовались картинки солнца в виде розеток или цветков, изображения креста – знака вечности, неба, жизни и двух начал (женского и мужского).
Обратите внимание: многие знаки изображались парно. Так передавалась дуальность всего сущего: верхнего и нижнего мира, дня и ночи, добра и зла, жизни и смерти.
Кроме основных символов солнца, земли и воды использовались и вспомогательные:
- Изображение Мокоши (богини плодородия). Ее рисовали в виде женщины, которая подняла руки к солнцу. В некоторых вариациях она, наоборот, опускает ладони к земле. Вокруг нее изображали животных и птиц.
- Изображение Велеса. У славян он был богом подземного и морского мира. Несмотря на то, что он был антагонистом Перуна, изображением часто оформляли наличники, поскольку считалось, что бог дарует процветание и богатство.
- Изображения леса или Мирового дерева, которое является осью мира. В его корнях лежит мир Яви, в ветвях – Прави.
- Огнецвет или папоротник. Считалось, что он цветет только одну ночь в году. Если найти его, то можно было стать сильным, богатым и мудрым.
- Пространство. Его изображали при помощи нескольких скрещенных стрел. Эта картинка обычно символизировала стороны света или время дня.
Параллельно с этим славяне использовали и звериные знаки. Все они что-то означали. Например, лошадь – выносливость и силу, олень – длинную жизнь, ворон – мудрость, а сокол – отвагу.
Интересно знать: часто на наличниках изображались голуби, которые символизировали пару. Считалось, что этот элемент приносит в дом счастье и детей. Голубей до сих пор выпускают на свадьбах – они сохранили свое значение даже в 21 веке.
После распространения христианства славянские символы утратили свое магическое значение. Домовую резьбу начали использовать только для украшения, но даже сейчас в ней просматриваются древние мотивы и символы.
Сегодня домовая резьба переживает второе рождение. Появились новые техники, позволяющие создавать прорезные или классические наличники по шаблонам или трафаретам. Благодаря этому они стали доступнее – позволить себе украшения может абсолютно любой человек.
Источник: reznoedelo.com
Какая символика наиболее часто использовалась при украшении дома
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Все мы родом из детства
Символика северной росписи
- Feb. 9th, 2012 at 9:26 PM
Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку.
Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.
Громовой знак — резное или рисованное изображение шестилучевой розетки. Встречается под крышей на фронтонах изб, на прялках. Связан с древним святилищем славянского бога грозы Перуна, которое имело подобную форму. Был призван охранять дом от пожара, В более поздние времена трансформировался в шестилучевую звезду, которую и сейчас можно увидеть на фасадах старинных зданий.
Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях.
Белая береза — иногда это образ невесты, за которую сватается дуб — жених.
Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне.
Сладкие плоды и ягоды — образы любви. «Рвать яблоки, есть виноград» означало «любить», а вишню — «свататься или брать замуж».
Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.
В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других районов было принято украшать дома, прялки и другие предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков связывалось с пожеланием счастья. Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток «крин» — символ весеннего возрождения природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу — «царицу цветов» или тюльпан — «цветок молодости».
Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В XVI-XVII веках этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная.
Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе «волосами» земли. Земля же имела в представлении крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение «кормилица — мать сыра земля», термин «сыра» указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера, начиная с эпохи неолита.
Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ «древа» в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.
Древо жизни в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет. Символическим изображением Древа изначально был «крин» — проклюнувшееся зерно. Такое изображение характерно для мезенской и пермогорских росписей. В городецкой — это чудо-дерево с растущими от одногокорня разными цветами, а в хох-ломской — растущими с одной веткикалинками-малинками. Наиболее очевидна идея Древа в городецкой росписи: по обестороны два коня — «каждой твари по паре», плотская ипостась, а на вершине —воплощенная птицей душа.
Вот как выглядят Древа жизни в разных росписях
В орнаменте широко представлены образы птиц.
Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птиц олицетворялись души умерших. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня — символом жениха (прялку дарили на свадьбу невесте).
Лебеди (утки) — наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду.
Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д.
Как правило, эти образы в народной росписи, в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно «древа жизни» или какой-либо другой композиции. Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века.
Роль гуся как обрядового, свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой. Таково же отношение народа к петуху и курице, которые издавна почитались славянами как первовестники солнца. Их почитание в народе было выражено в разных формах.
Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях.
Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.
В росписях Севера встречаются изображения орла, который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). В росписях домов встречаются также образы голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе, а чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц — также любовная, брачная.
Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.
СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ — всевозможные круговые, крестообразные изображения,символизирующие солнце. В мезенской росписи они часто выражены свастиками(другое название «движущийся крест» — древнейший знак коловорота, движения солнца).
Солярный знак, заключенный в форму ромба, называется «пряник».
Также к солярным знакам в пермогорской росписи относят и вписанную в круг Птицу Сирин. Некоторые исследователи даже считают, что положение крыльев птицы указывает на разное положение солнца на небосводе: распростертые — зенит, приподнятые — восход, сложенные — закат.
Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей.
Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.
Во времена языческого поклонения божественным силам природы Сирин изображали с открытой грудью. Она как бы воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. После принятия христианства образ ее был несколько изменен, она превратилась в божью посланницу. Рядом с изображением Сирин писали:
«Райская птица зовомая Сирин, Глас ея в пении зело силен».
И хотя она и прилетала раз в столетие из Рая, ее надо было вовремя заметить и «перекричать», чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за ней следом, отчего обязательно бы погибли.
Мораль была такова: птица посылалась во искушение, но всякий должен оставаться на земле и делать свое дело до срока, пока Господь сам тебя не призовет. Поэтому часто можно увидеть птицу, смотрящую на нас строгим, испытующим взглядом. Традиционно птица с раскрытыми крылами символизировала власть солнца, а помещенная в круг (солярный знак), как бы усиливала это значение. Такое изображение очень типично для северных прялок, оно означало пожелание благополучия и счастья в доме.
Алконост — птица печали. По сказаниям, пениеэтих птиц поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы.Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве онипревращались в сказочную жар-птицу. Сирин всегда возвышался над изображением бытовых сцен в прялочных росписях — выезда на санях, в карете,- неизменно паря над всем.
В древности образ Сирина выражал идею ростажизненных сил, идею жизни. Культ этой птицы продолжал существовать и вхристианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная рольосталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.
Олень (лось) — знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.
Лев — страж дверей, сундуков и прочей утвари. Встарину художники знали и любили легенду о пустыннике и льве. Как-топовстречался отшельнику в глухих местах лев. Он страдал от попавшей в лапу занозы и страшно ревел. Но пустынник не испугался и помог ему. Благодарный лев не пожелал расстаться с добрым пустынником и поселился вблизи его обители.
Он даже перешел на растительную пищу и стал помогать людям. Вот и рисуют часто льва-вегетарианца с листиком вместо кисточки на кончике хвоста и большими человеческими глазами. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.
Грифон — мифическое существо, олицетворение высших сил, союза неба и земли. Голова и крылья у него орлиные, а туловище — льва. Еще в книге XVIII века о природе Грифона описывали как реального обитателя сибирских лесов, стража природных запасов золота и серебра.
Грифон. Великий Устюг 17 век
Русалка-берегиня — хранительница вод. Ее распущенные волосы символизировали волны, а открытая грудь — питательную влагу Матери-Природы. В руках она держит водяные лилии.
Единорог — конь с рогом на лбу — также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к XV веку. Единорог(индрик) — «У нас индрик-зверь всем зверям отец. ». Древний символ целомудрия,морального совершенства, Луны.
Изображение единорога у Древа жизни вместе со львом, символом Солнца, символизировало женское и мужское начала. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.
Единорог — мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя- единорога, причем, по преданию, он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам, единорог — могущественное неведомое божество — становится царем подземного царства.
Единорог. Великий Устюг 17 век
В росписях широко распространены бытовые сцены, например, сцены охоты. Эти изображения также имеют определенный символический смысл: фигура охотника — это жених, птица на дереве — это невеста, а вся сцена означает, что жених охотится за невестой. На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках — сцену, символизирующую благополучный результат охоты. Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований: в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с «девичьей волей»; она сравнивается с птицей, а жених упоминается в роли охотника.
Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучугской группы деревень любили применять при росписи прялок. Кроме свадебного катанья (обычно в сочетании с ним) здесь можно встретить сцены крестьянского труда — прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице и сцены отдыха, винопития и чаепития. На оборотной стороне прялки наиболее часто (причем у разных мастеров в разных местах этой округи) видим в полукружии многоцветную фигуру всадника в петровском кафтане и на красном коне. Иногда над ней белое свободное место, куда пряха могла прилаживать зеркальце. Вместо всадника иные мастера писали коня или двух коней, а то и всадника, за которым гонится лев. На одной прялке изображена простодушно написанная сцена схватки двух воинов в античных доспехах…
Источник: smittik.livejournal.com