Какая техника позволяет сохранить декоративные теневые эффекты ювелирного украшения

Эмалирование. Эмалирование — вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков ювелирного изделия легкоплавкой стекловидной массой.

Эмаль представляет собой легкоплавкий сплав различных цветов.

При производстве ювелирных изделий из драгоценных металлов используют горячие эмали. Их наносят в порошкообразном состоянии на поверхность отливки, а затем наплавляют, подвергая обжигу. Эмаль не только украшает изделия (кольца, броши, кулоны и пр.), но и защищает их от коррозии.

В состав эмали входят кремнезем, глинозем и другие оксиды, называемые плавнями. По химическому составу эмаль состоит из соли кремниевой кислоты. Компонентами сплава являются оксиды свинца, кремния, калия, бария, натрия, триоксиды мышьяка, сурьмы и оксиды красящих металлов. Цвет эмалей может быть различный и зависит от входящих в них веществ.

Красные цвета получают включением оксида хрома, металлической меди, соединений золота, оксида железа. Черный — добавлением оксида иридия, оксида марганца. Желтый цвет дают оксид хрома, титановая кислота, триоксид сурьмы, соединение серебра. Синий и голубой получаются от оксида кобальта, зеленый — оксида меди и оксида хрома. Бирюзовый цвет — соединением оксида олова с фосфорнокислой медью, а также металлической медью.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Некоторые вещества в разных пропорциях придают сплаву различную окраску. Это оксид хрома, оксид железа, металлической меди, оксид марганца.

Цветные эмали могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими). Непрозрачными эмали получаются в результате добавления в состав сплава оксида олова, триоксида мышьяка, фосфорной кислоты и других веществ, заглушающих прозрачность.

Преобладание тугоплавких соединений (оксида кремния) приводит к частичной кристаллизации, к расстекловыванию.

Легкоплавкие соединения (оксид натрия, калия и др.) снижают прочность эмали.

Художественные эмали должны быть с температурой плавления до 800°С, химически стойкими к отбеливанию, обладать хорошей кроющей и адгезионной способностью, ярким цветом и блеском. Процесс эмалирования включает три основных этапа: подготовку изделия, нанесение эмали и обжиг.

Изделие готовят следующим образом: очищают от загрязнений, крацуют, обезжиривают и травят. Перед наложением эмали ее куски размалывают в порошок с частицами размером до 0,01 мм. Стремятся к тому, чтобы эмалевый порошок был однородным по размеру зерен. Пылевидные частицы после разлома обычно удаляют, промывая порошок водой.

Размолотую эмаль смешивают с водой в виде кашицы и накладывают на изделие кистью или шпателем. Для получения качественного покрытия важно, чтобы температурный коэффициент расширения эмали был близок к коэффициенту расширения металла.

Читайте также:
Украшения для открыток своими руками

Для литья и эмалирования более всего подходит золото. На дошедших до нас фигурках из серебра эмаль в большей или меньшей степени сколота, так как она плохо сцепляется с серебром. Фигурки золотого литья моделируют в основном за счет эмали, а не золота. Золото образует только остов — металлический стержень, покрытый толстым эмалевым слоем. В таких изделиях эмали больше, чем металла.

Ювелирная техника скань (филигрань): фото, особенности, этапы производства

Это объясняется тем, что только так можно обеспечить сцепление эмали с металлом и исключить возникновение напряжений в металле. Напряжение, возникающее на границе между облитым металлом и эмалью можно уменьшить, если эмаль наносить на небольшие плоскости, т.е. расчленить поверхность металла на ячейки и выемки. Идеальным способом будет покрытие литой поверхности тугоплавкой белой эмалью, смешанной с клеем (трагантом), который наносится на поверхность литого изделия слой за слоем кисточкой или шпателем. Следует использовать шероховатость отливки, по возможности усилить ее обработкой штихелем.

После наложения эмали изделие тщательно просушивают и обжигают при температуре 600—800°С в муфельных печах с открытой спиралью. Каждое ювелирное изделие помещают на специальные подставки из никеля или жаропрочного сплава эмалью вверх.

В процессе обжига наблюдают за состоянием поверхности эмали. Как только она приобретает стекловидный блеск, подставку с изделиями извлекают из печи. После обжига металлические части изделия, не покрытые эмалью, отбеливают для удаления оксидов. Отбеливание производят в слабом растворе серной кислоты (до 15%) или в концентрированной соляной кислоте. Для эмалей с пониженной кисло- тостойкостью рекомендуют применять лимонную или щавелевую кислоту.

Техника художественного эмалирования разнообразна. В одних случаях эффект достигается введением в композицию небольших цветовых пятен, в других — эмаль является основным декоративным элементом. Иногда эмалью покрывают почти все изделие, а металл служит только конструкционной основой.

Эмали бывают выемчатые, перегородчатые, прозрачные, гладкие и живописные (финифть).

Для декоративной отделки ювелирных отливок чаще всего применяют выемчатые эмали. Перегородчатые и гладкие эмали используются довольно редко и описываться не будут, а прозрачные эмали применяются практически во всех случаях изготовления ювелирных отливок, потому некоторые сведения о них будут изложены.

Выемчатые эмали. Для декорирования отделки художественных отливок чаще всего применяют выемчатые эмали. При этом на поверхности изделия (на модели) предусматриваются специальные углубления — выемки, которые затем заполняют эмалью. Глубина выемки влияет на прозрачность эмали: чем глубже выемка, тем глуше цвет.

Обычно литьем можно получить выемку глубиной примерно 0,5 мм с вертикальными стенками. Необходимую доработку выемок следует осуществлять «облагораживанием» т.е. обжигом.

Дно углубления служит отражателем света, поэтому его тщательно зачищают. Для непрозрачных эмалей металлическую основу оставляют шероховатой.

Читайте также:
Красивое название бренда украшений

Углубление может быть заполнено как частично, так и на всю глубину. В первом случае эмалью покрывают только дно, и тогда получается цветной мениск. Во втором случае, после многократного нанесения эмали и обжига, эмаль заполняет углубление в поверхности отливки заподлицо с краями.

Прозрачная эмаль очень хорошо смотрится на литом ювелирном изделии, например в брошках, кулонах, значках и пр. Техника заключается в том, что невысокий металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной эмалью так, что скрывают его выступы. Рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечиваются сильнее. Своеобразный эффект света и тени как бы увеличивает глубину рельефа. В литых изделиях это выполняется довольно просто, так как точные метода литья дают большую размерную точность сложнопрофильной ювелирной отливки при глубокой проработке деталей поверхности.

Чернение. Чернение — вид декоративной отделки, заключающийся в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета. Чернью покрывают ювелирные изделия из драгоценных металлов — золота и серебра. Цвет и блеск черни зависит от состава сплава.

Вот некоторые рецепты черни:

  • 1) серебро — 3, медь — 2, свинец — 2;
  • 2) серебро — 3, медь — 1, сера — 3;
  • 3) серебро — 1, медь — 2, олово — 3, бура — 6;
  • 4) серебро — 1, медь — 3, свинец — 3, бура — 6;
  • 5) серебро — 2 медь — 4,5, свинец — 4,5, сера — 24, бура — 1;
  • 6) серебро — 2, медь — 5, свинец — 3, сера — 24, бура — 1;
  • 7) серебро — 1, медь — 2, свинец — 3, сера — 12, бура — 1;
  • 8) серебро — 1, медь — 5, свинец — 7, сера — 24, бура — 4;
  • 9) серебро — 1, медь — 4,5, свинец — 7,5, сера — 37,5, хлористый аммоний — 1,2;
  • 10) серебро — 1, медь — 2, свинец — 1,4, сера — 10,7, бура — 1;
  • 11) серебро — 9, медь — 1, свинец — 1, сера — 30, висмут — 1.

Компоненты указаны в частях.

Качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от способа приготовления и наложения. Различие в приготовлении черни состоит в том, что в одних случаях сначала сплавляют металлы, а потом добавляют серу; в других — сначала получают сернистые металлы, а потом их сплавляют.

Читайте также:
Визитка украшения своими руками

При сплавке металлов плавку ведут в двух тиглях, в одном — плавят металлы, в другом — серу. Потом металлический расплав выливают в тигель с серой и перемешивают. Охлажденный сплав, вылитый на чугунную плиту и измельченный, также подвергают плавке.

При способе сплавления сернистых металлов приготовление черни начинают с получения этих металлов. Для этого каждый из металлов выдерживают в определенном соотношении с серой в муфельных печах при нагретом до 300—400°С тигле. Соотношение серебра и свинца — 5:1, меди с серой — 3:1.

Сернистые соединения каждого металла измельчают и для приготовления черни берут: сернистого серебра — 1,1; сернистой меди — 4,5, сернистого свинца — 4,4. Смесь сернистых соединений плавят в тигле при температуре 800°С, не доводя до полного нагрева, в расплав вводят хлористый аммоний из расчета 1 часть на 3,5 частей расплава. Полностью расплавленный и перемешенный сплав выливают на подогретую чугунную плиту и дают ему остыть. Если чернь, приготовленную по данному рецепту, выразить в чистых веществах, то соотношение компонентов будет таким: серебра — 1, меди — 8, свинца — 4, серы — 3,5, хлористого аммония — 2,8.

Перед наложением черни поверхность изделия подготавливают — делают штихелем углубления, гравированный рисунок, потом заполняют чернью, без глянцевой подрезки. Поверхность изделия, не покрывающаяся чернью, должна быть тщательно обработанной, без рисок, царапин и других дефектов.

Перед нанесением порошок черни доводят до сметанообразного состояния, разбавляя его раствором буры, поташа, поваренной соли. Затем кашицу накладывают на участки, подлежащие чернению, предварительно обезжирив их. После выравнивания поверхности фильтровальной бумагой удаляют влагу, изделие просушивают. Обжиг проходит при температуре 300—400°С до полного расплавления черни. После остывания изделие подвергают механической обработке, удаляя потеки и неровности, опиливают мелкими надфилями или напильниками и обрабатывают.

Чернеоксидирование металлов представляет собой получение на их поверхности покрытия, аккуратно, не нарушая рисунка и конфигурации поверхности. Далее следует полировка, и чернь приобретает свойственные ей блеск и оттенок.

Источник: studme.org

Чем отличается скань и филигрань?

У нас есть 16 ответов на вопрос Чем отличается скань и филигрань? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

Содержание

  • Какая техника позволяет сохранить декоративные теневые эффекты ювелирного украшения?
  • Что называют филигранью?
  • Чем отличается скань и филигрань? Ответы пользователей
  • Чем отличается скань и филигрань? Видео-ответы

Отвечает Камил Фомин

Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов.Apr 11, 2014

Читайте также:
Цветы раскраски как украшение

Какая техника позволяет сохранить декоративные теневые эффекты ювелирного украшения?

На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X — XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Что называют филигранью?

Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum — нить и granum — зерно) — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, также изделия, выполненные в такой технике (см. также скань).

Эльба

Чем отличается скань и филигрань? Ответы пользователей

Отвечает Ярослав Чадов

Скань и филигрань. Зачастую у людей, далёких от ювелирного производства, возникает вопрос: чем же отличается скань от филиграни? Термин « .

Отвечает Вася Смирнов

Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, .

Отвечает Серожа Прохоров

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной .

Отвечает Владимир Монахов

Филигрань (скань) — своеобразный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве.

Отвечает Янина Воронова

Что такое филигрань и чем эта ювелирная техника отличается от скани и зерни. Историческая справка, разновидности, заводы-изготовители в .

Отвечает Вадим Осадчий

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. . Ажурная чеканка отличается от контурной тем, что фон орнамента или другого .

Отвечает Денис Фомин

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» .

Отвечает Кристина Михайлова

Различные виды скани отличаются по наличию металлической основы или ее отсутствию, сочетанию большого количества отдельных элементов. Но все эти .

Отвечает Баярто Осокин

На Руси так же существовало множество мастеров, владеющих искусством скани. К 15-16 веку московская скань достигает наивысшего расцвета. Изделия отличаются .

Источник: querybase.ru

Ювелирные техники: виды и особенности (часть I)

При создании ювелирных украшений мастера используют разные технические приёмы. Тонировка поверхности изделия, работа с линией и контуром, работа с цветом – множество удивительных техник, о которых мы расскажем в нашем блоге.

Тонировка, покрытие поверхности ювелирного изделия позволяет создавать необычные декоративные эффекты, менять цвет украшения и добавлять ему блеска. С XIX века самым распространённым способом тонировки изделия является гальванообработка: покрытие наносится на ювелирное украшение посредством осаждения металлов из растворов солей под воздействием электрического тока.

Читайте также:
Новогодние украшения из ели своими руками

Различают несколько видов покрытий:

  • Золочение – это нанесение тонкого слоя золота 999.9 пробы на поверхность ювелирного изделия с помощью гальванообработки: чистое золото наносится на ювелирное украшение посредством осаждения металлов из растворов солей под воздействием электрического тока.
  • Серебрение – это нанесение на поверхность изделия тонкого слоя серебра 999.9 пробы. Покрытое дополнительным слоем серебра изделие приобретает яркий цвет и становится более устойчивым к внешним воздействиям.
  • Оксидирование – это процесс покрытия серебряного изделия равномерной плёнкой сульфида, за счёт которой серебро приобретает интересный оттенок с тёмными и светлыми цветовыми переходами, позволяющими акцентировать внимание на рельефе изделия. Оксидированию можно подвергать украшения и сувениры, но не те изделия, которые контактируют с продуктами питания.

  • Родирование – это декоративное покрытие серебряного или золотого ювелирного изделия родием, благородным металлом платиновой группы. В зависимости от цвета электролитов родированные изделия могут иметь светлый или тёмный цвет.
  • Чернение – процесс тонирования изделия, при котором измельчённую чернь (смесь сульфидов серебра, свинца и меди) наносят на гравированную поверхность металла. Затем изделие подвергают обжигу, после которого чернь уходит в бороздки рисунка и прочно сплавляется с основой.

Стоит помнить о том, что любой вид покрытия подвержен стиранию. Такие украшения следует снимать перед принятием ванны, во время работы по дому и занятий спортом. Обновить гальваническое покрытие и вернуть изделию первозданный вид можно в любой ювелирной мастерской, в том числе и в мастерской «Золото Гуру».

Для украшения ювелирного изделия рисунком тоже используется множество различных техник:

  • Канфарение – старинный ювелирный приём, с помощью которого на поверхности металла создаётся «шумовой фон» — крошечные узоры, штрихи и линии.
  • Гравировка – схожий с канфарением приём, с помощью которого на изделие наносится рисунок, узор или надпись. Различают лазерную, химическую и ручную гравировки. Особенность технологии последней заключается в том, что рисунок наносится вручную с помощью специальных инструментов – штихелей. В результате изделие можно назвать эксклюзивным, ведь не существует другого с точно таким же рисунком.

  • Инкрустация (инкрустирование) – ещё одна ювелирная техника, которая требует от мастера идеальной точности. На изделии гравируется орнамент, а затем в полученных углублениях закрепляется тонкая металлическая проволока, контрастная фону изделия. Инкрустацию осуществляют и однородными материалами (металлом по металлу), и материалами разных типов (камни по металлу). Создание узора в этом случае происходит за счёт разности фактур или цветовой гаммы.

Источник: zoloto.guru

Рейтинг
Загрузка ...