Само понятие «ювелирное искусство» объединяет художественные произведения, созданные главным образом с помощью драгоценных металлов и камней. Хотя в наши дни спектр материалов значительно шире. Ювелиры могут использовать медь, латунь или, например, титан, а камни заменить надкрыльями жуков, переработанным пластиком и реликтовой древесиной.
Ювелирные изделия как правило носят прикладной характер: прежде всего это украшения и аксессуары (портсигары и другая мелкая пластика, скажем, мундштуки и набалдашники тростей, которой, в частности, прославилась фирма «Фаберже»). Также сюда включают предметы обихода: например, посуду, созданную мастерами серебряных дел или шкатулки, сделанные в камнерезных мастерских. Отдельной строкой проходят предметы культа, а также скульптурные и декоративные миниатюры.
Ювелирное изделие называют шедевром за его уникальность, оригинальность образа и маэстрию, с которой оно исполнено.
УКРАШЕНИЯ СССР//БИЖУТЕРИЯ И ЗОЛОТО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
История
Человеку свойственно украшать себя, и первые изделия из металла и камней появились ещё на заре цивилизации. Украшения из захоронений древних людей (они были важной составляющей погребального культа, ведь должны были служить своему владельцу и в потустороннем мире) представляют собой самые простые подвески, бусы или браслеты, из нанизанных на металлическую проволоку бусин полудрагоценных камней и стекла.
Древний мир
Первые цивилизации внесли большее разнообразие в ювелирный модельный ряд. Так, в Месопотамии стала появляться драгоценная посуда, а у египтян – множество резных камней (прежде всего печати-скарабеи). Древние кельты овладели искусством чеканки и гравировки, и их фибулы (застёжки) представляют собой шедевры работы по металлу.
Древние греки и римляне вывели искусство создания золотых украшений на новый уровень, достигнув небывалого мастерства. Уникальные тиары тончайшей работы, серьги, браслеты и предметы сервировки, относящиеся к античной эпохе, можно увидеть, в частности, в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа. Они же стали объединять металл и камни, пока неогранённые, в единую композицию, что дало первое представление об украшении как ансамбле, комплексе разных материалов и техник.
Ренессанс
Средневековье немногое дало развитию прикладного мастерства. Мощным толчком стала эпоха Возрождения, когда значительно расширился круг используемых техник и появились первые опыты огранки камней, что стало новым этапом в развитии ювелирного искусства. Появились и первые именные работы. Так, многим известно имя скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини.
Коллекция и хранение украшений (aliexpress и не только)
XVII век
Последующие эпохи и, в частности, XVII век давали всё новое разнообразие изделий и техник. Менялась мода, в том числе на украшения. Так, XVII столетие – это торжество жемчуга и камнерезных чудес. Жемчуг нравился в любом изводе: от подобранных вручную многоярусных нитей, которыми украшали себя и королевы, и фрейлины, и сановные вельможи, до затейливых брошей и серёг из барочных (необычной, неправильной формы) жемчужин. Итальянские ювелиры, семья Мизерони, творили для многих европейских дворов, создавая великолепные предметы сервировки, конечно, декоративного плана из гигантских раковин-наутилусов, резных агатов и витражной эмали.
XVIII век
XVIII век – расцвет ювелирного искусства, обусловленный повсеместным использованием драгоценных камней. Их начинают различным образом гранить и компоновать, что фантастически расширяет возможности художественного творчества. Европейская история пестрит именами знаменитых ювелиров. Первые громкие имена появляются и на отечественной сцене. Сначала в виде приглашённых мастеров, каковым, например, становится придворный ювелир Иеремия Позье, создающий выдающийся по своей сложности и выразительности комплект императорских регалий, которыми впоследствии будут короноваться все российские монархи.
Смотрите также
10 ювелирных шедевров Эрмитажа
XIX век
XIX столетие приводит ювелирное искусство к его нынешнему модельному ряду. Технические возможности ювелиров позволяют создавать любые композиции, единственным ограничением становится фантазия художника. Каждая страна может похвастаться своим пулом звёздных имён. Становятся популярными флористические композиции.
Викторианская Англия стимулирует интерес к вставкам из бисера и украшениям-шармам. Рождение фотографии даёт толчок интереса к медальонам с портретами любимых. На рубеже эпох появляются такие приметы времени, как первые наручные часы, выполненные из драгоценных металлов и камней. Значительно расширяется аксессуарный ряд.
ХХ век
XX век можно освещать десятилетиями, ведь один за другим молниеносно сменяются стили, каждый из которых даёт всё новые имена и шедевры. Так, ар-нуво с витражным стеклом и эмалями Лалика и Тиффани вытесняется геометрией ар-деко и первыми Домами: Cartier, Boucheron, Chaumet, Van Cleef https://chk-jewelry.ru/kak-menjalas-moda-na-ukrashenija/» target=»_blank»]chk-jewelry.ru[/mask_link]
Серьги: история украшения
Точной даты создания ушных украшений, конечно же, нет. В первобытных племенах серьги играли роль ритуальных и тотемных атрибутов, их изготавливали из кости, дерева, камня. Освоив работы с металлами, люди стали делать потрясающие ювелирные изделия со сложными узорами, плетением из золотых нитей, чеканкой.
Древность
Удивительно, но в древние времена серьги являлись преимущественно мужским украшением. В Ассирии, Вавилоне, Персии их носили именно представители сильного пола. В Египте серьги принадлежали только людям высокого статуса, указывали на сословную принадлежность.
Нередко в металле мастера воплощали мотивы религиозных культов – изображения животных-богов, талисманов, то есть украшение было оберегом. Интересно, что и сегодня ювелиры обращаются к природной теме, выбирая для декорирования серег фигурки зверей или растительный орнамент.
Ренессанс
После «темного» Средневековья, когда личные украшения не жаловали и серьги не боялись носить лишь маргиналы: пираты, воры и разбойники, наступило время расцвета культуры – эпоха Возрождения. В моду вновь входят жемчуг, камни, подвески, популярна морская тематика. Мужчины, в том числе монархи, также носят серьги, хотя их украшения гораздо скромнее женских.
После открытия морского пути в Индию и другие восточные страны в Европу в больших количествах поставляли драгоценные камни, ювелиры конкурировали между собой в искусстве создания украшений с самоцветами и алмазами. Иметь красивые серьги хотели многие, поэтому появились недорогие украшения с поддельным жемчугом, стеклом вместо алмазов, выполнены они были очень искусно.
Классицизм
Обилие «массивных» украшений в конце XVIII века уже не считалось хорошим тоном, приветствовалось возвращение к спокойным античным мотивам. Европейские и русские аристократки носили серьги с геммами и камеями, филигранью, а после наполеоновских войн женщины отдавали предпочтение ажурным изделиям из чугуна, сначала как знак траура, затем для выражения патриотизма – драгоценности сдавали для армейских нужд.
Серебряные серьги SOKOLOV 93020787 с фианитами
В XVII-XIX веках серьги для мужчин становятся редким украшением, они начинают выполнять иную роль – являться символом. По примеру английских матросов русские моряки продевали сережку в мочку уха – носить ее могли только те, кто пересек экватор или мыс Горн. Некоторые воины также носили одну серьгу: на Руси это представители княжеских родов и знатных фамилий, столетия спустя – гусары и казаки. По казачьему обычаю, кольцо в левом ухе носил единственный сын в семье, в правом – последний мужчина в роду; по наличию серег командир определял, кого отправить в бой.
Источник: www.alltime.ru
История украшений. Драгоценности и бижутерия
Среди современных представительниц прекрасного пола найдутся как те, кто считает бриллианты лучшими друзьями девушек, так и те, кто искренне не понимает общего помешательства на драгоценностях и останавливает свой выбор на бижутерии. Друг друга такие женщины вряд ли поймут.
Как, впрочем, любительницы мехов не понимают дам, предпочитающих стильные пуховики или кашемировые пальто. Однако многое меняется, когда девушка, ранее предпочитавшая только благородные металлы и драгоценные камни, узнает, что современную моду на бижутерию ввела сама Коко Шанель, и что некоторые экземпляры бижутерии сегодня могут стоить дороже, чем настоящие драгоценности. Самые разные факты, которыми пестрит история украшений, могут заставить переоценить свое отношение к бижутерии, влюбиться в драгоценности или даже приобрести свое первое украшение. Поэтому женский журнал JustLady и решил познакомить своих читательниц с историей украшений.
Древние времена
Начало истории украшений было положено еще в древние времена. При этом вполне объяснимо, что первыми украшениями были совсем не драгоценности, а подаренные природой ракушки, камни, растения, с помощью которых изготавливались древние аналоги современных бус, браслетов и сережек. Вряд ли можно сказать, что в те времена зародилась история ювелирных украшений, поскольку ювелирной обработке исходные материалы для украшений не поддавались. Но стремление украсить себя и выделиться на фоне других людей уже явно прослеживалось, и именно оно в дальнейшем привело к возникновению огромного числа самых разнообразных украшений, радующих человеческий глаз своей изысканностью и неповторимостью.
Красавицы из Древнего Рима вряд ли получили бы одобрение от современных редакторов глянцевых журналов, которые не устают повторять, что в подборе драгоценностей главное – чувство меры. В древние времена, впрочем, как и сейчас, считалось, что драгоценности – это показатель состоятельности их владельца. Вот только в современном мире, прежде всего, ценится качество драгоценностей и ювелирная работа, а в древности главным признаком богатства служило большое количество украшений. Их количество исчислялось не граммами, как сейчас, а килограммами.
С открытием прекрасных свойств золота началась история ювелирных украшений. Этим материалом стали украшать не только шеи, уши и руки прекрасных дам, но и в буквальном смысле слова все, что окружает человека. Интерьеры, внутреннее и внешнее убранство зданий, созданные с использованием большого количества золота, были призваны говорить о том, что их хозяин – представитель высшего сословия.
Средневековье
История украшений в средние века стала основой для написания многих книг, создания фильмов и даже мультфильмов. Безусловно, одним из поводов было воспевание той красоты, которую создавали мастера-ювелиры. Это были далеко не миниатюрные изделия, обычно лаконичной формы, и для их украшений обычно применялись довольно большие драгоценные камни. Немного позже формы украшений стали более замысловатыми, что было обусловлено популярностью стиля барокко, а затем под влиянием стиля рококо украшениям стали придавать нежные изысканные формы. В это же время драгоценности стали миниатюрнее.
Но не менее важной причиной для того, чтобы вспомнить в художественных произведениях и произведениях кинематографа средневековые украшения, стало четкое разделение истории украшений. Теперь отдельно существовала история ювелирных украшений и история бижутерии.
Это в современных условиях бижутерию уже не выдают за драгоценности (хотя бывает всякое). А во времена средневековья сложился целый культ подделывания украшений. Даже обладательницы дорогих колье и прочих драгоценностей, имеющих заоблачные цены, иногда надевали их точные копии, спрятав в тайники оригиналы. А уж о том, что подделки пользовались спросом у всех, кто желал сэкономить деньги или же просто не имел возможности приобрести настоящие драгоценности, и говорить не приходится.
Таким образом, во времена средневековья история бижутерии вполне могла бы называться несколько иначе – «история подделок на драгоценности».
Признание бижутерии
Вы знали о том, что название популярных нынче страз появились еще в 18 веке? В то время жил и творил известнейший ювелир Жорж Фредерик Страсс. Он искусно подделывал бриллианты, и поэтому его имя вошло в историю украшений в качестве названия для поддельных драгоценных камней. В то же время уже не считалось зазорным использовать поддельные камни в качестве украшений.
Правда, это касалось только украшений, которые использовались для декора одежды и обуви. Нательные украшения по-прежнему должны были оставаться драгоценными.
Ну а окончательно история бижутерии вышла из тени и стала всемирным достоянием, а не тщательно скрываемым фактом, уже в 20 веке, когда сама Коко Шанель заявила, что не так важны материалы, используемые для изготовления украшений, как идея, которая воплощается с их помощью.
И действительно, именно бижутерия дает возможность воплощения множеству идей дизайнеров и модниц. Во-первых, благодаря огромному количеству цветов, форм и материалов, а во-вторых, конечно же, благодаря своей относительно невысокой стоимости.
Сегодня бижутерия уже не ассоциируется с подделкой и не считается признаком материального недостатка или плохого вкуса. Доказательством тому служат многочисленные сокровища, изготавливаемые именитыми дизайнерами и, конечно же, знаменитые на весь мир украшения Swarovski.
А что же с бриллиантами? Неужели, бижутерия способна вытеснить драгоценности сначала с модных подиумов, а потом и из повседневной жизни? История украшений показывает, что это вряд ли когда-нибудь случиться. Драгоценные украшения уже давно относятся к разряду вечных материальных ценностей, несущих в себе еще и огромную духовную силу.
Их передают по наследству и преподносят любимым, бережно хранят в шкатулках и «выгуливают» на светские рауты. Именно драгоценные украшения способны проживать долгие годы, и даже века, создавая все новую и новую историю украшений.
Инна Дмитриева
Женский журнал JustLady
Источник: www.justlady.ru