Моя мама может похвастаться внушительной коллекцией произведенных в СССР ювелирных украшений.
Многие их них она носит до сих пор, не обращая внимания на презрительные замечания типа «примитивный дизайн», «старят владелицу», «штамповка», «безвкусица».
По моему мнению, определенная доля правды в этой критике есть – изысканностью и разнообразием эти украшения действительно не отличаются.
Но определенный шарм и «харизма» в них все же есть. Чтобы не быть голословным, публикую снимки.
Кольца
Наибольшей популярностью у советских женщин пользовались кольца с александритами. Этот полудрагоценный камень-«хамелеон» при смене освещения с естественного на искусственное менял цвет с зеленого на фиолетовый.
Чем сильнее был этот контраст, тем дороже стоило украшение. А стоимость этого кольца еще сильнее возрастала из-за довольно редкой оправы «чалма».
Второй по популярности вставкой был синтетический корунд, который обладательницы колец безапелляционно именовали рубином.
СОВЕТСКАЯ РОСКОШЬ.ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ СССР. ЗОЛОТО СССР AMAZING JEWELRY FROM THE USSR
Чем выше был «поднят» камень над оправой, чем сильнее кольцо выступало над ладонью – тем лучше и престижнее.
Такие кольца получили прозвище «Шахиня». Смотрелись они очень «богато».
Еще ценилась ажурная оправа. Можно даже без вставки. Вообще, кольца без камней любили потому, что их можно было сочетать с любыми другими.
Если постараться, можно было найти и что-то поскромнее. Но это вариант скорее для юных девушек. А в СССР позволить себе купить дочери ювелирное украшение могли далеко не все.
В серебряных кольцах, как правило, использовались крупные вставки из полудрагоценных камней (отшлифованных или с огранкой). Это, например, аметист.
Серьги
Серьги в СССР женщины, если была возможность, покупали золотые. Дизайн был разный – и достаточно скромный, и эффектный. Тип застежки тоже.
Больше ценилась английская, потому что считалось, что серьги на длинном крючке – это некрасиво.
Наиболее распространенные модели:
Серьги-«шары». Стоили сравнительно дешево, но выглядели броско за счет «дутости».
Серьги-«калачи». Тоже «дутые». Для советских женщин это неизменный фаворит.
УКРАШЕНИЯ СССР//БИЖУТЕРИЯ И ЗОЛОТО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Серьги-«самовары». Выглядят достаточно симпатично.
А такие достаточно скромные украшения, по-моему, могла бы носить и современная девушка.
Самые престижные советские серьги – «малинка». Сапфиры, конечно, искусственные.
Золотые серьги-подвески с янтарем.
А это, скорее всего, кустарное изделие. Хотя официально ювелиров-частников в СССР не было. Сморятся серебряные серьги с хризопразами необычно и оригинально.
Брошки
Броши у советских женщин пользовались неизменной популярностью и выпускались в большом ассортименте. Для их изготовления использовались как драгоценные металлы (в основном серебро), так и латунь, бронза, мельхиор.
В дизайне преобладали растительные и цветочные мотивы. Реже дизайнеры искали вдохновения в мире животных.
Вставки делали из полудрагоценных и синтетических камней. Интересно смотрелась и роспись красками на эмалевом фоне.
Типичная для СССР брошь-роза из латуни.
Те же розы, но уже на эмали.
Оригинальные янтарные листья.
Украшение со славянскими мотивами.
Странная брошь – кто захотел бы носить на себе целый караван верблюдов?
А эта – наоборот, забавная. Почти детская.
Советский конструктивизм и родные просторы в одном украшении.
Брошь для фанаток советской космонавтики.
Цепочки и ожерелья
Относительно советских золотых и серебряных цепочек ничего особенного сказать не могу. Если положить их рядом с современными, то несложно перепутать – плетение используется практически то же. Поэтому просто приведу несколько фото.
Ношение ожерелий в СССР обычными женщинами не практиковалось. Максимум, что могла себе позволить среднестатистическая советская гражданка – нитку жемчуга (в абсолютном большинстве случаев искусственного).
Альтернативой им служили бусы и колье из полудрагоценных камней, которые часто продавались в комплекте с серьгами и кольцом.
Классическая нитка искусственного жемчуга.
Очень популярный на Урале малахит.
Достаточно необычное янтарное колье.
Украшения из чешских гранатов в СССР могли позволить себе немногие.
А золото с бриллиантами и изумрудами – вообще единицы. Это колье, например, принадлежало Людмиле Зыкиной.
Ювелирная промышленность в СССР была именно промышленностью. Производство было массовым, украшения – однотипными, без особых изысков. Тем не менее, многие женщины носят их до сих пор.
А вы согласились бы сейчас надеть советские кольца, серьги, броши? Что можете сказать насчет дизайна?
Источник: adobe-master.ru
Советские золотые украшения
В 1990е годы все «думающие интеллигентные люди» принялись ругать абсолютно все советское. Поносили образ жизни советского народа и почти все сферы жизни, в том числе моду, индустрию красоты и ювелирные украшения. Мода и косметика в СССР на самом деле представляли собой печальное зрелище, а с золотыми и серебряными украшениями все обстояло намного лучше.
Даже сейчас на просторах интернета можно встретить немало публикаций, высмеивающих качество и стиль советских ювелирных украшений. Только прежде чем осуждать и высмеивать, надо вспомнить, что тогда была другая мода, иные представления о красоте ювелирных изделий и другие возможности. В советское время отличалось многое, но украшения были не такие плохие, и многие из них вполне актуальны в наше время.
Дизайн большинства советских украшений уступает качественным ювелирным изделиям нашего времени, но и зарубежные украшения тех лет отличаются от современных, ведь ювелиры обзавелись новыми технологиями и оборудованием, а кроме того изменились представления о дизайне украшений. При этом важно заметить, что советские украшения превосходят многие зарубежные изделия. Это легко узнать у старых ювелиров, кому пришлось иметь дело с самыми разнообразными ювелирными изделиями.
Помимо качества изделий, многие скупки золота намного охотней покупают лом золотых изделий именно советского и российского происхождения, нежели турецкие и другие украшения, в силу различия лигатуры золотого сплава.
Поэтому ювелирные изделия советского времени могут стать прекрасными аксессуарами для тех, кто любит экспериментировать с образами и создавать образы с применением винтажных вещей. Только не думайте, что советские украшения скоро станут антикварными и будут цениться дороже, нежели простое современное золото. Этих украшений еще слишком много, а ценится только редкость.
В 1990е годы изменились представления о ювелирных изделиях. Признаком успеха стали являться массивные украшения из золота – тяжелые цепи, часы с золотыми браслетами, печатки и кресты. На создание этих изделий переплавлялось огромное количество тонких цепочек, обручальных колечек и других украшений советского и дореволюционного периода.
Помимо ювелирных изделий в переплавку пошли ордена. Чаще всего ювелиры плавили орден Ленина и Орден Отечественной войны 1й степени. Это не слухи и домыслы, а реальность. Мне лично известны ювелиры, которые за месяц переплавляли ордена десятками!
Прошли годы, массивные украшения стали признаком дурного вкуса. Сегодня мало кто наденет толстую золотую цепь и огромную печатку с пауками, у большинства тех крутых ребят из 1990-х теперь мраморные и гранитные украшения. Куда исчезли их золотые цепи и кресты? Многие изделия снова переплавили ювелиры, а что-то лежит в сейфах и банковских ячейках, другие вещи остались в тайниках, и ждут своего нового хозяина.
Золото может менять форму и тысячелетиями кочевать от одного хозяина к другому. Люди превращаются в прах, а золото, изменив форму, украшает нового хозяина или хозяйку.
Возможно, колечко на вашем пальце было когда-то переплавлено из золотого идола в средневековое украшение, а потом поступило на монетный двор, где из него сделали монету, в которой со временем пробили дырку и носили как подвеску. А уже в середине XX века монета попала в лом и слилась воедино с другими изделиями, став вашим кольцом. Выходит, многие из нас носят на себе частички древних украшений и монет.
В течение 1990-х было переплавлено великое множество советских украшений, но несмотря на это осталось еще очень много, поэтому не думайте, будто совсем скоро они станут редкостью и начнут цениться как истинный антиквариат. При нашей жизни этого не случится. Посему советские ювелирные изделия стоит рассматривать как винтажные украшения для создания оригинальных образов, и как память о сложном прошлом великой страны.
Все это не касается по-настоящему роскошных ювелирных изделий советского времени, ведь и тогда изготавливались настоящие шедевры ювелирного искусства, просто предназначались они не для простого народа, а для избранных, впрочем, как и сегодня. Роскошные ювелирные украшения всегда находят своего покупателя, ведь они редкие, а редкость намного больше ценится и, скорее всего, никогда не обнаружится в шкатулке простого человека.
Источник: mylitta.ru
Правда ли что золотые украшения из СССР превосходят по качеству современные
Одни уверены, что настоящее золото это именно то, советское, другие считают дизайн устаревшим и никогда не претендовавшим на особый шик, третьи связывают с колечками и серёжками тех лет приятные воспоминания о тех или иных событиях или людях. Потому дать какую-либо объективную оценку украшениям советской эпохи крайне сложно, к тому же ювелирная промышленность в Союзе была не бизнесом, ориентированным на запросы покупателя, а всенародной промышленностью, частные же ювелиры были запрещены.
История и тенденции советской ювелирной промышленности
Похожие сережки были практически у каждой советской женщины.
Однако бренды, которые берут свою историю еще до революции, не были полностью уничтожены, они сумели пережить Октябрьские потрясения, и работают до сих пор, конечно же, видоизменяя название, формат работы, в соответствии с требованиями времени, однако сохраняя узнаваемый стиль.
Поволжские и уральские компании были оставлены своими владельцами и в последующем преобразованы в заводы. Некоторые из них работают и по сей день, правда, снова став частными. Некоторым из них удалось сохранить свою самобытность, но при этом и идти в ногу с современными ювелирными тенденциями. Редко какие ювелирные заводы во всем мире выпускают заколки или ободки из драгоценным металлов, как это делают Российские заводы.
Вставка могла быть любой, но с жемчугом встречалось реже.
Несмотря на то, что ювелирная промышленность стала централизованной, заводы были практически в каждом крупном городе, по всей стране. У каждого из них был знак ГОСТа, которым штамповали каждое изделие. Несмотря на то, что у большинства заводов была своя специализация, они изготавливали и стандартный набор украшений.
Что же, очень в духе времени – одинаковая одежда, типовые квартиры, штампованные сережки и стандартные мысли. Тем не менее, после Второй Мировой внимание к народным промыслам отразилось и на ювелирном искусстве. Кубачинское серебро, черненое с позолотой, холмогорская с позолотой, финифтью и чернь на серебре – берут начало с этого периода. Тот факт, что эти направления до сих пор имеют место быть говорит о том, что потенциал ювелиров того момента явно позволял творить классику на века, а не штамповать заданный стандарт.
Качество камней: натуральность камней или синтетическая вариативность?
Модная форма серег — сударушки.
Если говорить о подлинности и натуральности камней, используемых в советской ювелирной промышленности, то часто встречают не просто противоречивые, а взаимоисключающие версии. Причем зачастую оказывается, что верны обе версии. Качество зачастую зависело от финансирования и если его не было, то экономили на всем, чаще всего страдала позолота и камни. Популярные сапфиры, рубины и изумруды в советских украшениях были выращены искусственно. Причем не важно, сколько лет украшению, эти минералы синтезируют уже очень давно.
Зато с поделочными камнями дело обстояло куда лучше, в СССР их активно добывали, такие самоцветы были в изобилии и агаты, родониты, нефриты, яшмы использовались даже для изготовления бижутерии.
Украшения с янтарем тоже были в ходу.
В 19 веке на Урале было открыто месторождение изумрудов, однако их добывали не для ювелирной промышленности, а для того чтобы извлечь бериллий, который используется в военной промышленности. Потому в советских украшениях натуральный изумруд практически не встречается.
Синтетические камни, а в особенности корунды, являются важной частью советской ювелирной промышленности. К этому относятся неоднозначно, для одних это высокое достижение научных деятелей, для других подделка, не стоящая внимания. Особенно популярны были у советских женщин украшения с красным камнем. Тогда это продавалось как рубины или сапфиры, однако какого же было удивление тех, кто относил украшения к современным ювелирам. Чаще всего под видом драгоценного камня продавались стекляшки, в лучшем случае синтетические камни.
У многих в сервантах хранились настоящие сокровища.
Этому тоже есть логичное объяснение, учитывая, что из-за дефицита у населения скапливались достаточно крупные суммы, на предметы роскоши устанавливались нарочито завышенные цены. Потому за ювелирные украшения очень часто переплачивали, а сейчас такие украшения уходят по цене металла.
Когда в 80-е ученым из института ФИАН удалось вырастить искусственный бриллиант, случился настоящий прорыв в ювелирной индустрии. Фианиты выпускаются с тех самых пор по той же технологии, но в ту пору кольцо с фианитами могло стоить как с рубином. Уж очень привыкли в Советском Союзе не обращать внимание на термин «синтетический», а потому бриллиант, пусть даже искусственный (а что на этом рынке не искусственное), не мог стоить дешево. Когда фианиты только изобрели, они произвели фурор на мировом рынке и стоили очень дорого. Килограмм продавался за три тысячи долларов, в настоящее время почти в 60 раз дешевле.
Ученые, которые изобрели искусственный бриллиант, получили в качестве премии чуть больше 100 рублей, учитывая, что изобретение обвалило алмазный рынок, и в страну пошел денежный поток, государство могло быть и более благодарно изобретателям.
Индивидуальность и стиль или штапмовка и массовость?
Одна из любимых форм ювелирного искусства тех лет.
Для чего по сути нужны украшения? Чтобы подчеркнуть красоту и индивидуальность. Понимая это, большинство советских граждан, знающих толк в ювелирке и имеющие финансовую возможность, искали украшения по комиссионкам. В них можно было найти старинные изделия, которые продавались по очень серьезным суммам. Немудрено, тут можно было встретить уцелевшие фамильные дворянские драгоценности, трофеи, привезенные после войны, конфискат экономических заключенных.
Знаменитые советские цветочки выпускались многими заводами, да выпускаются и сейчас, они украшались камнями разных оттенков и на этом их индивидуальность заканчивалась. Крупные перстни с ярким рубином-стекляшкой также стали символом эпохи, особенно их любили женщины постарше, пусть они и были неудобны в носке и цеплялись за все подряд и с трудом вписывались в общий образ.
Серьги для женщин постарше.
Несмотря на то, что в СССР не было принято носить крупные или дорогие украшения в повседневной жизни, равно как и кичиться своим материальным положением, украшения занимали особую роль. Их было принято дарить на то или иное важное событие. Как правило, девочки получали первое украшение на выпускной, а затем на свадьбу, рождение детей. Дарили их родители, передаривая «бабушкино золото». Нередко такое золото не по статусу хранилось (и хранится до сих пор) где-нибудь на серванте в таком чайном сервизе, который ждет своего часа.
Стандарт пробы появился только после революции и то спустя 10 лет. Потом появилось клеймо с рабочим и молотом, а также буквенным шифром. Клеймо было или треугольным или прямоугольным. Позже, в 1956 их заменила звезда.
Проба – это количество драгметалла в металле, если до революции проба была привязана к фунту, то после перешли на метрику, так, 84 проба стала 875, 88 – 916.
Всплеск популярности ювелирных мастерских
Украшения носились долго, передаваясь из поколения в поколение.
Несмотря на то, что работали только государственные заводы по изготовлению ювелирных изделий, а частникам перекрыли любую возможность для развития, они, конечно же, работали. Для мастеров создали специальное предприятие, тоже государственное, однако попасть туда на работу было крайне сложно. Большинство мастеров работало еще и подпольно на дому, поскольку желающих переделать или изготовить новое изделие было просто огромное количество. Люди жаждали индивидуальности.
Устроиться на работу в такую мастерскую можно было лишь по большому блату, или заплатив. К тому же, регулярно проводились проверки на предмет выявления незаконной деятельности. В мастерской должно было сойтись количество металла и камней по накладным, а если вдруг на столе вдруг обнаруживалась серебряные ложки или чьи-то золотые зубы, то это могло привести к аресту.
Оттенки, наиболее популярные в ювелирной промышленности.
Однако во время проверок существовало негласное правило, что то, что находится на полу – не имеет к мастеру никакого отношения. Так, при неожиданной проверке ювелир запросто мог смахнуть камни и драгоценный металл со стола. Но когда наметилась тенденция к увеличению объёмов производства ювелирных изделий, проверять мастеров стали реже, поскольку настоящих специалистов практически не было и на них возлагались большие надежды. Их переманивали на заводы, обещая большие зарплаты.
Но настоящий мастер не мог работать на конвейер, отсутствие художественной самореализации, штамповка, дурновкусие, часто встречающиеся фальшивые камни – все это претило настоящим мастерам своего дела, которые сохраняли свой талант исключительно для частной практики.
К украшениям, как и ко многому другому, в стране Советом относились с толком и расстановкой, требуя от производителей качества и честности. Однако в системе приоритетов, ювелирная промышленность точно не была в первых рядах, а потому внимание ей уделялось по остаточному принципу. Уж, до красот ли, когда нужно покорять космос? Однако факт остается фактом – у советских украшений хватает поклонников и сейчас, когда рынок ломится от количества предложений, но все же нет мастеров, которые обработают стекляшку так, что хозяйка будет носить и гордиться – рубин! А вот на самых дорогих платьях мира, встречаются не только рубины, но и редчайшие красные бриллианты .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru