Какие есть казахские украшения

Казашки всегда любили носить украшения! Трудно представить, что чувствовала невеста, когда надевала в день свадьбы до 10 килограммов разных серебряных вещиц!

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения Шайзада ТОХТАБАЕВА много лет изучает ювелирное искусство Казахстана. Говорит, сейчас снова в моде этностиль. Какие же тайны скрывают кольца, браслеты, серьги и как считать с них информацию? Что предки считали мощным оберегом? Об этом и о многом другом исследователь рассказала “КАРАВАНУ”.

Более 20 лет Шайзада Тохтабаева провела в экспедициях, общалась с зергерами, старейшинами, изучала особенности разных ареалов, искала редкие ювелирные украшения, которые ныне хранятся в музее.

Демонстрируя фотографии во время своей лекции в Музее имени А. Кастеева (Курс лекции малой Академии искусств «Асем Алем»), она рассказала, что одни из первых украшений, обнаруженные казахстанскими археологами, относятся к эпохе бронзы.

О чем говорят украшения казахов? Дорога людей

Наши предки-язычники верили в силу неба, солнца, звезд, нечистую силу. Отсюда – множество суеверий, некоторые из которых дошли до наших дней.

Невеста в свадебном головном уборе саукеле

Признак хорошего тона – дарить кольца
– Существовало этикетное правило у казахов – женщина должна носить перстень, в противном случае приготовленная ею пища не будет считаться чистой, – говорит Шайзада Тохтабаева. – Непременно женщины носили браслеты, чтобы энергия не уходила из рук. Это еще можно объяснить тем, что большинство украшений делали из серебра, обладающего, как известно, лечебными, антисептическими и обеззараживающими свойствами. Через год после рождения девочке прокалывали уши и надевали шелковую нитку или маленькое колечко, поскольку серьги были важным маркером половой принадлежности.

Бедные девушки также надевали серьги, височные подвески, выполненные из серебряной проволоки.

По мере взросления у девушки украшений становилось больше, а формы их более красочными.

Будущая невеста носила серьги с изображением солнца, полумесяца, звезды или семян, зерен – символов плодородия.

Носили девушки также ожерелье, перстни, браслеты, а камзол застегивали на серебряные застежки (капсырма). В косы обязательно крепили серебряные украшения с подвесками, которые оттеняли ее походку.

В западных ареалах в приданое невесты включалось около 100 украшений. Они предназначались для подарков родственницам мужа.

Чем их было больше, тем благополучнее считалась семья. На второй день после свадьбы молодая супруга могла раздаривать свои украшения. Это считалось признаком хорошего тона.

Шайзада Тохтабаева

– Когда женщина умирала, с нее снимали все украшения, оставляли только серьги. Было такое поверье: если их нет, в уши проползет змея, – продолжает исследователь. – В Западном Казахстане я обнаружила любопытный обычай: старушки специально надевали очень тяжелые серьги, вследствие чего мочки ушей отвисали, а затем разрывались естественным образом от тяжести. Таким образом, из-за экономических соображений не надо было серьги зарывать вместе с усопшей.

Читайте также:
Украшение пирогов в домашних условиях

Сделано в Казахстане. Казахские национальные украшения

А если супруг умирал, его вторая половина снимала с себя все украшения. Женщина без украшений считалась… мертвой. Только через год траура она могла что-то надеть, но очень скромное.

Мужчины в казахской степи тоже носили перстни, нагрудные медальоны и пояса, декорированные серебряными бляхами.

Какую информацию несут узор и техника
В культуре казахов не было случайных вещей: форма, стиль, орнамент могут многое рассказать о хозяине украшения. Если подобраны правильно.

Женское нагрудное украшение о-нiржиек, XIX век. Западный Казахстан

– Украшения всегда служили этнодифференцирующим фактором, – рассказывает Шайзада Тохтабаева. – Каждая территория имела свои технологии, наработки, стиль, орнамент, так что ювелирное искусство на территории Казахстана развивалось самостоятельно.

Центральный Казахстан отталкивался от животного мира, на юге преобладал растительный мотив, а на западе, где в основном “геометрический” стиль, доминировала тема космоса.

Дело в том, что местные зергеры свое вдохновение черпали, преимущественно глядя на небо. В украшениях этого ареала часто присутствуют мотивы звезд, которые наделялись мощным очищающим действием. В целом, украшения Западного Казахстана – своего рода феномен ювелирного искусства. Взять хотя бы популярный браслет, соединенный цепями с кольцами. Такого рода браслеты есть в Индии, на Северном Кавказе, больше нигде в мире их нет.

Женщины-сватьи носили перстень на два пальца. Он символизировал единение двух семей. Раньше главы рода надевали огромные перстни, покрывавшие всю кисть руки.

У казахов были популярны височные подвески в форме пики. Считалось, они обладают охранным свойством. В Центральном Казахстане, на севере, востоке присутствовал чеканно-гравировочный стиль с изображением растительных мотивов.

Горизонтальные ожерелья больше характерны для севера. Любопытный момент: к ним подвешивали российские монеты, это было модно.

Древняя техника – литье – в большей степени была развита в Северном, Центральном, Восточном Казахстане. А на юге зергеры предпочитали эмалевый стиль.

В казахском ювелирном искусстве также присутствуют заимствованные элементы. Например, полихромная эмаль сформировалась на основе работ узбекских мастеров. При ее выполнении чаще наносили голубые, синие красители, символизирующие культ неба.

Ну а самые популярные мотивы, которые есть в украшениях современных женщин, – спираль, S-образный знак – символ бесконечности.

Примечателен перстень “птичий клюв” – “кұстумсық” овальной формы, осмысливаемый как мощный оберег, как, впрочем, и треугольный оберег тұмар. От сглаза, болезней, порчи всегда носят бирюзу, сердолик, коралл.

По словам исследователя, все это говорит о том, что работает закон сохранения энергии, художественных идей и технологических навыков.

Читайте также:
Перья на голову украшения сделать

Да, во все времена ювелирные изделия отражали имущественный статус их обладателя. Обратите внимание: обеспеченные люди всегда носят украшения в одном стиле.

Браслет с кольцами, XIX век. Серебро, стекло, штамп, тиснение. Западный Казахстан

Дар свыше: благо или наказание?
– Профессия ювелира была популярна?

– Она была очень почетная, ведь далеко не каждый мог стать зергером. Обычно дар передавался от отца к сыну. Когда я собирала материал, многие мастера рассказывали, что они часто подвергались серьезным испытаниям. Расскажу истории из жизни. У одного мужчины отец был ювелиром. В советское время это искусство перестало развиваться, и он пошел работать учителем математики в школу.

Вскоре стал терять зрение. Однажды во сне ему напомнили, кем был его отец и что мужчина должен взять инструменты, поехать в родное село, оборудовать мастерскую и тогда вылечится. Так он и сделал. Я была у него в гостях, видела мастерскую… Зрение чудесным образом вернулось!

В народе говорят: если отец или мать обладают каким-то талантом, дети, внуки должны его продолжать. Если этого не делать, их ждет наказание.

Я даже написала об этом статью “Дар свыше: благо или наказание?”.

Отец одного казахстанского политика тоже был зергером.

Но юноша решил пойти другим путем, даже нашел старушку, которая обладала даром отводить талант с помощью молитв.

Я впервые такое услышала. Что интересно, парень отошел от династического дара, выучился на бухгалтера. Сейчас он успешный политик. Но на досуге все равно работает с металлом.

В чапане живет энергия хозяина
– Меняется ли мода на ювелирные украшения?

– Конечно, все меняется. Но антикварные украшения, ручная работа всегда в цене. Заметила: национальные казахские украшения, в основном носят девушки, женщины, ориентированные в искусстве. Многие современные художники работают в этностиле. Это сейчас модно.

Много наших украшений уехало на ПМЖ в США, Европу.

Подвеска – оберег тумар для девичьего головного убора, камзола. Начало XX века. Северный Казахстан
– Встречаются ли ошибки в орнаментах у современных мастеров?

– Я не видела. Ошибки вижу в основном на одежде, когда наносят крупные узоры, характерные для напольного ковра. На ковре они читаются, на футболках, платьях – нет.

– Слышала, что металл, камни запоминают информацию, потому чужие серьги, кольца не стоит носить, чтобы не повторить судьбу этих людей…

– Если судьба мамы, бабушки была тяжелая, некоторые женщины боятся ее повторить и не носят их украшения. А вообще родовые вещи очень ценятся, особенно украшения и ковры тех, кто был успешен, прожил долгую счастливую жизнь.

У казахов есть традиция, когда кусочек от “счастливого” старого ковра обязательно вставляют в новый.

Читайте также:
Какое украшение подарить женщине на 55 лет

Ружье, чапан и украшение успешного человека хранили дома. Считалось, в чапане живут его дух, энергия.

Источник: slavtradition.com

Какие есть казахские украшения

Казахский национальный костюм — предмет гордости и самобытности. Он отражает особенности исторического развития и формирования казахской нации. Наряд одновременно простой и броский, но притягивает взгляды и вызывает интерес по всему миру из-за своих невероятных узоров, росписей и материалов ткани.

Откуда появился?

мужской костюм

Национальная казахская одежда начала формировать примерно 5–6 столетий назад. С тех пор она многократно изменялась и совершенствовалась, но сохранила в себе традиции и особенности культуры Казахстана. Свой вклад в развитие костюмы оказали близкие по территориальной расположенности народы и народности: русские, татары и другие представители из Средней Азии.

Особенности национального костюма казахов

Во все времена одежда казахов отличалась обилием декоративных элементов, вышивок, каёмок. Всё это неспроста, ведь они считали, что узоры защищают тело и разум от злых духов.

Из каких материалов его шьют?

казашка

В древности казахи для шитья одежды использовали в основном кожу и меха лисицы, верблюда, енота или бобра. Когда народ стал развивать кочевое скотоводство, в ход пошли войлок и сукно — ткани из шерсти овцы или верблюда. Их народ изготавливал самостоятельно на домашних станках, и они были доступны для всех людей.

Знаменитый “Шелковый путь” проходил по территории современно Казахстана, поэтому жители стали снабжаться шелками, бархатом, парчовыми и атласными тканями. Однако купить у зарубежных торговцев такие материалы имели возможность только крупные феодалы. Поэтому по виду ткани модно было судить о финансовом положении владельца костюма.

В 12 – 13 веках костюмы изготавливаются из:

  • тонких хлопчатобумажных тканей типа ситца, бязи или коленкора;
  • среднеазиатских тканей: бекасаб, мата, адрас;
  • бархата;
  • шёлка или парчи;
  • атласа.

Традиционные цвета в костюме

Одна из главных особенностей казахского костюма — сочность и яркость цветов. О богатстве семьи свидетельствует одежда следующих цветов:

белый казахский костюм

  • красного;
  • зелёного;
  • синего;
  • золотого.

Причём оттенки этих цветов могут отличаться и используются как для изготовления костюмов и для женщин, и для мужчин.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

мужчины и женщины казахи

  • одежда имеет приталенный крой;
  • верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причём запахивается она всегда только на левую сторону;
  • высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
  • вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

Читайте также:
Как сделать суп из украшений геншин импакт

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Детские костюмы для мальчиков

для мальчика

Одежда мальчиков состояла из нешироких шароваров, лёгкой рубахи и жилета или сюртука на поясе. Головной убор также являлся обязательным элементом и мог быть похож либо на тюбетейку, либо взрослый колпак.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

свадебный казахский костюм

  • красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;
  • синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Украшения, пояса, головные уборы и обувь

сапоги

Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.

Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.

Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:

головной убор казахов

  • для девушек — низкая расшитая тюбетейка или зимняя меховая шапочка;
  • для мужчин — тюбетейка, войлочная высокая шляпа с загнутыми наверх полями или меховая шапка из овцы или лисицы.

Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.

Читайте также:
Как провезти украшения в багаже

Современный казахский костюм девушки

современная модель

Сейчас традиционную одежду носят на повседневной основе только пожилые жители отдельных казахских аулов. Современные девушки надевают традиционный костюм только на свадьбу или иные праздничные мероприятия. Однако для многих казахских дизайнеров традиционный стиль и орнаменты всё ещё являются источником вдохновения, поэтому они используют их в своих показах и модных коллекциях.

Источник: tkaner.com

Казахский головной убор

В истории практически любого народа костюм всегда говорил о социальном статусе носителя. Будь-то шапка, халат, черкеска, пояс – не важно. Даже рассказывала о хозяине, но на этот раз речь пойдет о казахском женском головном уборе

Традиционно зажиточные представители разных народов шили одежду и уборы из таких благородных тканей, как: шелк и бархат. Более того, наряды украшались большим количеством драгоценных камней и металлов. Таких обычаев придерживались и казахи.

Сегодня мы расскажем о национальных головных уборах прекрасных казашек. Их головной убор имеет форму конуса, купола или большого цилиндра — в зависимости от семейного положения.

Так, незамужние девушки носили куполообразные меховые шапки или тюбетейку. И если тюбетейку, или «такыи» имела абсолютно каждая девушка, то «борик» (шапка с мехом) могла себе позволить только казашка из богатой семьи. По околышку борик покрыт мехом выдры, бобра или лисицы. Верхушка шапки украшалась пером филина, совы или цапли – этот элемент, к слову, служил оберегом для девушки.

Но эти уборы носили незамужние казашки. В день свадьбы на невесту надевали (а во многих селах традиция до сих пор поддерживается) женский свадебный головной убор «саукеле». Он имеет конусообразную форму и порой достигает семидесяти сантиметров в высоту.

Саукеле готовился родителями невесты задолго до свадьбы в качестве приданого. Верхушку делали из металла, обтягивали шапку бархатом, шелком, атласом или велюром, а в бедных семьях — сукном или сатином. В первом случае головной убор украшали драгоценными камнями и золотом, во втором же — бисером и бусами. На металлической верхушке прикреплялись «укы» (перья филина), как и на борике.

Саукеле схожа с бориком еще и тем, что ее обшивали по околышку мехом норки, соболя или лисицы. Но на саукеле в отличие от борика подшивали сбоку «жактау» широкие ленты (подвески), которые иногда достигали пояса хозяйки. Невеста носила данный головной убор в день свадьбы и по праздникам.

После замужества, но до рождения первого ребенка женщина носила «желек». По форме он похож на саукеле, однако не украшается большим количеством драгоценностей и имеет форму усеченного конуса.

Сразу же после рождения первого ребенка казашка надевала закрытый головной убор под названием «кимешек», напоминающий по форме цилиндр или тюрбан. Помимо женщин с детьми, кимешек также носили и пожилые.

Источник: ddn24.ru

Рейтинг
Загрузка ...